МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Овладение детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения способами словообразования посредствам дидактических игр

    Игра вызвала интерес и желание играть в неё. Все дети справились с

    этим заданием, но дети сильной группы использовали больше уменьшительно-

    ласкательных слов, используя даже свое словотворчество.

    Задание 4.

    Детям была предложена игра: «Магазин одежды».

    Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные от

    существительных, называть, из чего сделан тот или иной предмет.

    Материал: вещи (одежда и обувь) шерстяные, кожаные, резиновые,

    меховые.

    Ход работы:

    Игра проводится фронтально. Детям предлагается посетить магазин

    одежды. Вещи лежат на витрине, дети рассматривают их, трогают и называют,

    из чего они сделаны (шапка из шерсти, сапоги из резины и т. д.) После чего

    каждый ребенок покупает себе вещь, называя ее полным ответом (Я хочу купить

    резиновые сапоги, шерстяной шарф и т. д.).

    С заданием дети справились в соответствии с возможностями. Дети с

    высоким уровнем с легкостью справились с заданием, но большие трудности

    вызвали у детей с низким уровнем, они допускали очень много ошибок. Интерес

    к игре достаточно высок, все дети с желанием и охотой играли.

    Задание 5.

    Была предложена дидактическая игра: «Что из чего, какое?».

    Цель: учить детей называть предметы, из какого материала они сделаны,

    образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов –ян,

    –ан, -ов.

    Материалы: картинки с изображением предметов и вещей (стул, стол,

    кровать, стакан, банка, ложка и т. д.)

    Ход работы:

    Игра проводится фронтально. Перед ребенком выкладываются картинки с

    изображением предметов, и предлагается назвать, из чего они сделаны.

    Например: «Скажи, из чего сделан стул (из дерева), значит какой он?

    (деревянный)».

    Если ребенок затрудняется при ответе, при выборе правильно

    использовать суффикс, то педагог. Проделанная ними такого рода работа

    позволила достичь цели игры. Дети значительно реже допускали ошибки, что о

    предыдущей игре не скажешь.

    Задание 6.

    Дидактическая игра «Угадай-ка».

    Цель: учить детей точно использовать названия детенышей животных в

    единственном и множественном числе.

    Материал: карточки с изображением животных и их детенышей (тигр –

    тигренок – тигрята; кошка – котенок - котята).

    Ход работы:

    Игра проводится индивидуально. Ребенку загадывается загадка и

    показывается картинка с изображением взрослого животного. Затем задается

    вопрос: «Скажи, а кто детеныш тигра?» (тигренок) – показывается картинка

    тигренка. «Один тигренок, а если их много? – показывается картинка с

    тигрятами – как мы скажем » (тигрята).

    Задание показало эффективность предыдущих игр в названии детенышей

    животных в единственном числе, но во множественном числе дети испытывали

    трудности, сомневались в правильности своего ответа, делали много ошибок

    (тигренки, котенки, утенки, щененки, поросенки и т. д.)

    Задание 7.

    Детям была предложена дидактическая игра: «День рожденья Пуха».

    Цель: учить детей соотносить названия взрослых животных с названиями

    их детенышей, использовать эти слова в речи.

    Материал: игрушки: белка с бельчатами, зайчиха с зайчатами, слониха со

    слонятами, лиса с лисятами и т. д.

    Ход работы:

    Игра проводится фронтально. На день рожденье к котенку Пуху пришли его

    друзья – малыши со своими мамашами. «Пришла свинья со своими малышами …

    (детям предлагается назвать детенышей свиньи) … поросятами». Мамы сели за

    стол пить чай, а дети затеяли игру в прятки. Педагог прячет игрушки за

    ширму. Котенок Пух ищет игрушки. Нашел Пух детенышей (педагог по очереди

    достает игрушки и предлагает детям назвать их). Например: нашел бельчат,

    слонят, щенят и т. д.

    Проанализировав ответы детей, пришли к выводу, что дети ориентируются

    в суффиксах, работают с интересом и желанием. Все это свидетельствует о

    верном наборе обучающего материала. Мы заметили, что с умением использовать

    тот или иной суффикс при словообразование нарастает частота его

    использования в речи. В ходе формирующего эксперимента было проведено 20

    игр. Из них 13 проведены экспериментатором и описаны в данной работе.

    Остальные 7 проведены воспитателем и дефектологом по предложенной нами

    методике. Игры проводились с детьми всей группы, но большое внимание

    уделялось детям, входивших в экспериментальную группу, особенно тем,

    которые отсутствовали при проведении игры экспериментатором.

    Под влиянием дидактической игры умственно отсталых дети приобретают не

    только знания и умения, у них развивается способность чувствовать

    правильность той или иной формы.

    Сравнения полученных результатов с результатами констатирующего

    эксперимента доказывает положительную обучающую роль дидактических игры, ее

    эффективность.

    Работа шла целенаправленно, систематически и комплексно. Некоторые

    игры повторялись 3 – 4 раза, что способствовало лучшему закреплению

    словообразовательных умений детей с интеллектуальной недостаточностью

    первого года обучения.

    Применение различных видов дидактических игр помогло сделать работу

    более насыщенной и разнообразной, сохранить и даже повысить уровень

    познавательной активности детей.

    | |2.3 Определение эффективности |

    | |использования серии дидактических |

    | |игр как средства совершенствования |

    | |словообразовательных умений у детей|

    | |с нарушениями интеллекта первого |

    | |года обучения. |

    Для выявления динамики развития суффиксального способа

    словообразования был проведен контрольный эксперимент в марте 2003 года.

    Он включал в себя следующие задания:

    1. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;

    2. образование относительных прилагательных от существительных;

    3. образование глаголов от звукоподражательный слов.

    Как и в констатирующем эксперименте, так и в контрольном эксперименте

    мы использовали методику исследования, предложенную З. А. Репиной.

    Задание 1.

    Цель: выявить глубину овладения ребенком образовывать уменьшительно-

    ласкательных формы существительных с помощью суффиксов.

    1 серия: -чик, -ик.

    Материал: 10 парных картинок с изображением больших и маленьких

    предметов.

    Методика: Перед ребенком выкладываются парные картинки с изображением

    больших и маленьких предметов, предлагается рассмотреть каждую в

    отдельности, и дается задание: «Скажи, что нарисовано на карточках? Как ты

    скажешь про большие предметы и как про меленькие?»

    2 серия:–ок.

    Материалы: 10 парных картинок с изображением животных и их детенышей.

    Методика: Перед ребенком выкладываются парные картинки, изображены

    животные и их детеныши и дается задание: «Скажи, кто нарисован на

    картинках? Как ты скажешь про большого животного и про его детеныша?»

    3 серия: –чк, -ек.

    Материал: 10 парных картинок с изображением больших и маленьких

    предметов

    Методика: Перед ребенком выкладываются парные картинки с изображением

    больших и маленьких предметов, и дается задание: «Скажи, что нарисовано на

    картинках? Как ты скажешь про большие предметы и как про меленькие?»

    Ответы детей в задании 1 оценивались как верные ответы – 1 балл,

    неверные – 0 баллов. Высшая оценка – 10 баллов.

    Полученные результаты выявили существенное повышение уровня

    сформированности словообразования с помощью суффиксов –чик, -ик, -чк, ек,

    -ок у детей экспериментальной группы. Все дети работали с желанием и

    интересом. Ошибок было допущено значительно меньше, некоторые дети не

    допустили ни одной ошибки. Это еще раз доказывает эффективность проделанной

    работы.

    Задание 2.

    Цель: выявить глубину овладения ребенком образовывать относительные

    прилагательные от существительных с помощью суффиксов.

    1 серия: –ан, -ян.

    Материалы: 10 картинок с изображением предметов и вещей.

    Методика: перед ребенком выкладываются картинки с изображением вещей

    и предметов, и дается задание: «Скажи, что нарисовано на картинке? Из чего

    он сделан? Значит, какой он?»

    2 серия: –ов.

    Материал: 10 картинок с изображением вещей и предметов.

    Методика: перед ребенком выкладываются вещи и картинки с изображением

    вещей и предметов, и дается задание: «Скажи, что нарисовано на картинке? Из

    чего он сделан? Значит, какой он?»

    Все ответы детей в задании 1 оценивались как верные ответы – 1 балл,

    неверные – 0 баллов. Высшая оценка – 10 баллов.

    По результатам второго задания, было видно, что уровень знаний детей

    значительно повысился. Дети старались достичь высокого результата, работали

    с желанием и интересом. Ошибок практически не было.

    Задание 3.

    Цель: выявить глубину овладения ребенком образовывать глаголы от

    звукоподражательных слов.

    Материалы: игрушки: утка, лягушка, свинка, петух, кашка.

    Методика: перед ребенком выкладываются игрушки, и дается задание:

    «Скажи «Кря-кря-кря!», кто это? (уточка) Что она делает? (крякает)»

    Ответы детей в задании 1 оценивались как верные ответы – 1 балл,

    неверные – 0 баллов. Высшая оценка – 5 баллов.

    Задание это вызвало трудности у многих детей, но все же некоторые дети

    дали показательные результаты в лучшую сторону.

    Исходя из полученных результатов контрольного эксперимента, можно

    сделать вывод о том, что уровень развития словообразования у детей

    экспериментальной группы возрос (приложение 4).

    Дети приобрели необходимые умения образования существительных и

    прилагательных суффиксальным способом, а вот образование глаголов вызвало

    трудности у детей. Но не все дети используют свои словообразовательные

    умения в практической деятельности.

    Использование дидактических игр, при обучении детей с нарушениями

    интеллекта словообразованию, является необходимым. Так как в игре знания

    детей усваиваются гораздо быстрее и прочнее, лучше формируется умения и

    навыки, в том числе и словообразовательные.

    Заключение.

    Таким образом, результаты экспериментального исследования по

    формированию словообразовательных умений у детей с нарушениями интеллекта

    первого года обучения в области существительных, глаголов и прилагательных

    подтверждает гипотезу относительно того, что именно дидактические игры

    являются наиболее эффективным средством развития и совершенствования

    словообразовательных умений детей.

    Дидактические игры способствуют повышению уровня сформированности

    навыков образования глаголов от звукоподражательных слов, существительных и

    прилагательных с помощью суффиксов, усвоению речевых норм и правил,

    совершенствование связной речи, активизирует словарь детей, пополняет его.

    Расширяется знание детей об окружающих их предметах и явлениях.

    Эффективность дидактической игры проявляется лишь при систематической

    и целенаправленной работе.

    Дидактические игры должны стать неотъемлемой частью повседневной жизни

    ребенка, стимулировать его двигательную и познавательную активность.

    Следовательно, необходим набор специальных дидактических игр, постоянное

    обновление игр находящихся в «обиходе», чтобы не падал, а наоборот все

    больше возрастал интерес ребенка к этим познавательным играм.

    Считаем, что подобранная и разработанная серия дидактических игр

    эффективно помогли нам сформировать у детей с нарушениями интеллекта

    словообразовательные умения при изменении существительных и прилагательных.

    Проведенная нами работа помогла своевременно выявить и исправить

    грамматические ошибки, встречающиеся в речи детей с интеллектуальной

    недостаточностью.

    Так как у детей с нарушениями интеллекта кратковременная память,

    следовательно, и впредь необходима систематическая и целенаправленная

    работа по формированию грамматического строя речи и словообразования в

    частности.

    Библиография.

    1. Арушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи детей //

    Дошкольное воспитание. – 1995. - №7 – с. 62.

    2. Арушанова А. Г. Развитие речи и игры // Дошкольное воспитание. –

    1995. - №7 – с. 40.

    3. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения

    родному языку дошкольников. – М.: «Академия», 2000. – 400с.

    4. Арушанова А. Г. Развитие речи детей // дошкольное воспитание. – 1988.

    - №7 – с. 70.

    5. Арушанова А. Г. Игра, ее значение в развитии речи //Дошкольное

    воспитание. – 1986. - №3 – с. 4.

    6. Реформаторский А. А. Введение в языковедение. – М.: «Просвещение»,

    1967. – 200с.

    7. Бондаренко А. Дидактические игры в детском саду. – М.: «Просвещение»,

    1991. – 160с.

    8. Бочкарева Л. О проблемах дидактической игры // Дошкольное

    воспитание. – 1987. - №7 – с. 45.

    9. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи – М.: «Просвещение»,

    1961. – 540с.

    10. Михайленко Н. Я. К вопросу о строении игр с правилами // Дошкольное

    воспитание. – 1998. - №1 – с.26.

    11. Николаева Л. Теория игр с правилами // Дошкольное воспитание. – 1996

    – №9 – с. 40

    12. Новоторцева Н. Развитие речи детей – Ярославль: «Академия», 1996. –

    240с.

    13. Сорокина А. Дидактические игры в детском саду – М.: «Просвещение»,

    1982. – 103с.

    14. Тюрикова И. Роль дидактических игр и упражнений в формировании

    грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. – 1988. – №2 – с.

    20.

    15. Тюрикова И. Дидактические игры и развитие речи // Дошкольное

    воспитание. – 1988 - №4 – с. 33.

    16. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика – М.:

    «Академия», 1998 - 433с.

    17. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников – М.: «Академия», 2001. –

    240с.

    18. Ушакова О. С. Придумай слова – М.: «Издательство Института

    Психотерапии», 2001 – 300с.

    19. Арушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи дошкольников:

    некоторые итоги исследования // Дошкольное воспитание, - 1997. – №2 –

    с. 32.

    Арушанова А. Г. развитие речи и игра // Дошкольное воспитание, - 1994. -

    №1- с. 35.

    Приложение 3.

    Констатирующий эксперимент.

    Задание № 1 Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

    1 серия: -чик, -ик.

    |Неверно – 0 баллов | Средний уровень|

    | |– 4 – 6 баллов |

    | | Низкий уровень –|

    | |0 – 3 баллов |

    Задание № 1

    2 серия: -ок.

    |Неверно – 0 баллов | Средний уровень|

    | |– 4 – 6 баллов |

    | | Низкий уровень –|

    | |0 – 3 баллов |

    Задание № 1

    3 серия: -чк, -ек.

    |Неверно – 0 баллов | Средний уровень|

    | |– 4 – 6 баллов |

    | | Низкий уровень –|

    | |0 – 3 баллов |

    Задание № 2 Образование относительных прилагательных от существительных

    1 серия: -ан, -ян.

    |Неверно – 0 баллов | Средний уровень|

    | |– 4 – 6 баллов |

    | | Низкий уровень –|

    | |0 – 3 баллов |

    Задание № 2

    2 серия: -ов.

    |Неверно – 0 баллов | Средний уровень|

    | |– 4 – 6 баллов |

    | | Низкий уровень –|

    | |0 – 3 баллов |

    Задание № 3 Образование глаголов от звукоподражательных слов.

    |№п/п |Список детей |Лягушка |Утка |Кошка |Свинья |Петух |Общее кол-во |

    | | |(квакает) |(крякает) |(мяукает) |(хрюкает) |(кукарекает ) |баллов |

    |1 |Саша А. | | | | | | |

    |2 |Никита Б. | | | | | | |

    |3 |Миша Г. | | | | | | |

    |4 |Дима З. | | | | | | |

    |5 |Женя М. | | | | | | |

    |6 |Лиля А. | | | | | | |

    |7 |Андрей Т. | | | | | | |

    |8 |Юра П. | | | | | | |

    |9 |Надя Т. | | | | | | |

    |10 |Егор Н. | | | | | | |

    |Верно – 1 балл | Высокий |

    | |уровень – 7 – 10 баллов |

    |Неверно – 0 баллов | Средний уровень|

    | |– 4 – 6 баллов |

    | | Низкий уровень –|

    | |0 – 3 баллов |

    Приложение 4.

    Контрольный эксперимент.

    Задание № 1 Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

    1 серия: -чик, -ик.

    |Неверно – 0 баллов | Средний уровень|

    | |– 4 – 6 баллов |

    | | Низкий уровень –|

    | |0 – 3 баллов |

    Задание № 1

    2 серия: -ок.

    |Неверно – 0 баллов | Средний уровень|

    | |– 4 – 6 баллов |

    | | Низкий уровень –|

    | |0 – 3 баллов |

    Задание № 1

    3 серия: -чк, -ек.

    |Неверно – 0 баллов | Средний уровень|

    | |– 4 – 6 баллов |

    | | Низкий уровень –|

    | |0 – 3 баллов |

    Задание № 2 Образование относительных прилагательных от существительных

    1 серия: -ан, -ян.

    |Неверно – 0 баллов | Средний уровень|

    | |– 4 – 6 баллов |

    | | Низкий уровень –|

    | |0 – 3 баллов |

    Задание № 2

    2 серия: -ов.

    |Неверно – 0 баллов | Средний уровень|

    | |– 4 – 6 баллов |

    | | Низкий уровень –|

    | |0 – 3 баллов |

    Задание № 3 Образование глаголов от звукоподражательных слов.

    |№п/п |Список детей |Лягушка |Утка |Кошка |Свинья |Петух |Общее кол-во |

    | | |(квакает) |(крякает) |(мяукает) |(хрюкает) |(кукарекает ) |баллов |

    |1 |Саша А. | | | | | | |

    |2 |Никита Б. | | | | | | |

    |3 |Миша Г. | | | | | | |

    |4 |Дима З. | | | | | | |

    |5 |Женя М. | | | | | | |

    |6 |Лиля А. | | | | | | |

    |7 |Андрей Т. | | | | | | |

    |8 |Юра П. | | | | | | |

    |9 |Надя Т. | | | | | | |

    |10 |Егор Н. | | | | | | |

    |Верно – 1 балл | Высокий |

    | |уровень – 7 – 10 баллов |

    |Неверно – 0 баллов | Средний уровень|

    | |– 4 – 6 баллов |

    | | Низкий уровень –|

    | |0 – 3 баллов |

    Приложение 5.

    Общее количество баллов.

    |№п/п |Список |Констатирующий эксперимент |Контрольный эксперимент |

    | |детей | | |

    |1 |Саша А. |27 |41 |

    |2 |Никита Б. |36 |53 |

    |3 |Миша Г. |35 |47 |

    |4 |Дима З. |22 |36 |

    |5 |Женя М. |23 |26 |

    |6 |Лиля А. |17 |26 |

    |7 |Андрей Т. |32 |43 |

    |8 |Юра П. |1 |2 |

    |9 |Надя Т. |8 |16 |

    |10 |Егор Н. |32 |44 |

    . Высокий уровень 35 – 55 баллов

    . Средний уровень 21 – 34 баллов

    . Низкий уровень 0 – 20 баллов

    Приложение 7.

    [pic]

    [pic]

    Приложение 7.

    [pic]

    [pic]

    Приложение 7.

    [pic]

    [pic]

    Приложение 7.

    [pic]

    [pic]

    Приложение 7.

    [pic]

    [pic]

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.