МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Педагоги-новаторы

    Педагоги-новаторы

    Казанский государственный педагогический университет

    Педагоги-новаторы

    (новые подходы к

    воспитанию личности)

    Руководитель: Парфилова Г.Г.

    Выполнила: ст. 104 гр. ФРФ

    Фаттахова Д.И.

    Оглавление

    I. ВВЕДЕНИЕ 3

    II. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ 4

    НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 4

    Педагоги-новаторы и их концепции 5

    Бондаревская Е.В. 6

    Газман О.С. 7

    Таланчук Н.М. 8

    Воспитательные подходы 8

    III. Заключение 12

    ЛИТЕРАТУРА 13

    ВВЕДЕНИЕ

    В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов,

    концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.

    Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться

    на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во

    всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют:

    . Идеи гуманизации;

    . Осуществление воспитания в контексте культуры;

    . Создания открытых воспитательных систем;

    . Возврата воспитания в семью;

    . Поддержки и развития индивидуальности;

    . Альтернативности и гибкости методов и организационных форм воспитания.

    В психолого-педагогической науке ведется разработка проблем развития

    культуры личности, что подчеркивает ее теоретическую и практическую

    необходимость для реального учебно-воспитательного процесса.

    Гуманистическая школа осуществляет решительный поворот к личности

    учащегося, он становится действительно субъектом своего развития, а не

    средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного

    индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное

    достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и

    интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения в развитии.

    Педагоги в такой школе ориентируются не только на подготовку воспитанника к

    будущей жизни, но на обеспечения полноценного проживания каждого

    возрастного этапа: детства, отрочества и юности – в соответствии с

    психическими особенностями развивающейся личности.

    ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

    НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

    Несколько лет назад была иллюзия: быстрая демократизация страны также

    приведет нас к высокому экономическому и культурному уровню, который

    достигнут в большинстве цивилизованных стран и в образовании, и в

    воспитании в том числе.

    «Культура и богатство страны могут быть изменены простым критерием :

    в какой мере семья занимается воспитанием своих детей. Так, в Америке,

    Франции, Германии, в других развитых странах функции воспитания берет на

    себя семья. Она отвечает за ребенка перед законом и перед требованиями

    общественной морали, а школа решает те же проблемы лишь в учебном процессе

    и не несет ответственности за поведение школьников на улице» (12, с.33).

    Жизнь показывает, что пройдет немало времени, пока в нашей стране

    ситуация в семье и в школе изменится кардинально.

    Конечно, на уроке каждый учитель может сделать многое для пробуждения

    высоких духовных стремлений ребенка, дать примеры нравственного суждения,

    доброты и милосердия. И если бы семья, окружающая социальная

    действительность подтверждали переживаемое на уроках, о опыт общения с

    миром взрослых закреплял лучшие человеческие качества, то, пожалуй, этого

    было бы вполне достаточно для школьного воспитания.

    «Однако нравственное состояние внешкольной среды, размывание

    моральных принципов в обществе, возникшее на зыбком фундаменте

    экономической разрухи, не могут дать необходимого питания для духовного

    здоровья человека. Свободный рынок приходит к нам с такими нравственными

    рецидивами, как стяжательство, воровство, взяточничество, организованная

    преступность. Под прикрытием деловитости предпринимательства зачастую

    понимается престиж крайнего эгоизма, оправдывается законность достижения

    целей любыми путями, возникает опасность уважения не честности,

    справедливости, а преклонения перед богатством, властью денег, «красивой

    жизнью», независимо от того, какой ценой это достигнуто. Так называемый

    переходный период уже дал нашим детям возможность познакомиться с полу

    порнографическим «искусством», нацелил на выбор сексуальной распущенности.

    В то время, когда стираются границы между добром и злом, между нравственным

    и безнравственным, взрослое общество, сознающее свою ответственность перед

    подрастающим поколением, не может оставить его без поддержки и помощи в

    трудный период самоопределения» (1, с. 7).

    И учителя, и родители, и любой зрелый человек должен брать на себя

    задачу духовного наставничества. Тем более эту задачу должен решать

    профессионал – учитель, воспитатель, классный руководитель.

    «Цели, как известно ,бывают ближние и дальние. Можем ли мы говорить о

    всестороннем развитии как о самой близкой перспективе? Есть ли такие

    возможности у общества сейчас? Возможностей, чтобы каждый без исключения

    мог максимально развивать свои умственные и художественные способности,

    технические таланты, действительно овладеть физической и духовной культурой

    (а не просто познакомиться с ней), трудиться в той области, которая

    наиболее благоприятна для расцвета его личности и раскрытия творческого

    потенциала, - их пока нет» (3, с.21).

    Заявляя всестороннее развитие личности в качестве цели воспитания,

    некоторые теоретики имели в виду лишь создание материальных условий для

    занятий детей той или иной деятельностью.

    Нельзя не учесть и такой субъективный фактор, как желание и

    готовность самих учащихся развивать свои дарования и способности. Этот

    фактор формируется, конечно, в сумме результатов школьного и семейного

    воспитания. Но в первую очередь он является результатом воздействия

    общественной культуры. Она же, как известно, развивается десятилетиями,

    если не веками.

    Поскольку, все сказанное выше показывает, что разработка темы в нашей

    стране началась не так давно, то и серьезных исследований в отечественной

    психолого-педагогической литературе по данной проблеме не так много, а

    зарубежные исследования, к сожалению, так малодоступны.

    Педагоги-новаторы и их концепции

    В настоящее время существуют несколько подходов к воспитанию:

    Воспитание основывается на общечеловеческих ценностях (В.А. Караковский -

    один из основателей этой программы). В воспитании выделить вечные ценности:

    Земля - общий дом всего живого, семья - воспитывает свое поколение,

    отечество - уникальная родина каждого человека (изучение истории отечества,

    края, быта...), физического/умственного/душевного труда, ценность знаний,

    ценность культуры (духовной жизни, прекрасного), ценность мира, ценность

    человека - все в мире направлено на человека.

    Демократический, гуманистический характер воспитания: идея взаимодействие

    полагает взаимопонимание, взаимоуважение, учитель должен идти от личности

    ребенка (советоваться, уважать права детей, их интересы, ученик - субъект

    воспитания), идея эмоционального стимулирования в процессе деятельности

    (знания, усвоенные без радости - плохо).

    Культуроведческий подход рассматривает воспитание как процесс овладения

    культурой. Культура - наивысший уровень возможностей личности. Показатели

    культуры: широта кругозора, умение пользоваться знаниями, уровень

    сформированности мировоззрения. Мир цивилизованного человека - мир

    культуры, передача детям культуры прошлых поколений. Творческая активность

    человека. В школьном возрасте школьнику надо овладеть базовой культурой -

    гармония культуры знаний, культуры творческих действий, культуры чувств.

    Культура знаний: умение усваивать знания, умение работать с материалом,

    применять знания. Культура творческих действий: создавать новое на базе

    полученных знаний. Культура чувств и общений: адекватная реакция на что-то,

    умение выражать радость, умение вести себя, как выразить свои чувства,

    умение общаться без конфликтов. Содержание воспитания связано с содержанием

    культуры.

    Интересные подходы, которые более всего отвечают возможностям

    обновления воспитательной деятельности в нашей стране представлены в

    концепциях Бондаревской Е.В., Газмана О.С., Таланчук Н.М. Рассмотрим их.

    Бондаревская Е.В.

    «Бондаревская Е.В. (Ростов-на-Дону) выдвигает общую цель: воспитание

    как возрождение человека культуры и нравственности. В концепции для

    реализации цели определены содержательные базовые компоненты, которые

    включают:

    . Интернализацию детьми универсальных общечеловеческих ценностей,

    сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между

    различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни,

    осознание ее неприкосновенности; свобода и ответственность;

    . Овладение детьми основными сферами жизнедеятельности современного

    человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми;

    художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье;

    охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями;

    совместные экскурсии и путешествия; оказание помощи младшим и старшим и

    другое;

    . Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и

    национальной культуры: научных, художественных, технических нравственных

    и воспроизводство в творческих видах деятельности;

    . Формирование опыта гражданского поведения: участие в гражданских делах,

    проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека, противодействие

    аморальным явлениям и другое;

    . Накопление опыта эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения:

    организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких,

    уважение прав и достоинства других людей и другое;

    . Овладение детьми ситуациями реальной ответственности, самостоятельности:

    принятия решений, свободный выбор поступков и ответственности за них,

    выбор способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности,

    овладение способами самовоспитания и совершенствования и другое» (41,

    с.30-31).

    Реализация базового содержания воспитания опирается На принципы

    гуманизации и теснейшим образом связана с гуманитаризацией

    образования.

    Важнейшими принципами реформирования педагогического образования

    должны быть: обращенность к общечеловеческим ценностям, обращенность к

    педагогической культуре, обращенность к детям, школе, обращенность к

    индивидуальности, творческому потенциалу учащегося.

    Обращенность к общечеловеческим ценностям означает возвращение

    педагогического образования в лоно культуры, его гуманизацию,

    гуманитаризацию, создание экологически чистой культурно-образовательной

    среды, отношение к учащемуся, как свободному суверенному субъекту

    подготовки, ответственность школы за качество его подготовки. Основное

    содержание подготовки должна составлять отечественная и мировая культура.

    Вуз и школа должны иметь единое образовательное пространство.

    Овладение учащимися базовыми основами культуры - фундаментальная задача

    общепедагогической подготовки. Культура рассматривается как динамическая

    система общечеловеческих ценностей, творческих способов деятельности и

    личностных достижений людей. Поэтому основные задачи становления и развития

    личности, как человека культуры состоят в том, чтобы ввести учащегося в мир

    культурных и общечеловеческих ценностей, оказать помощь в овладении

    базовыми основами культуры и развитии субъектных свойств личности, как

    человека культуры.

    В качестве основных ценностей определяющих ориентации выделены:

    . человеческие: социальная защита личности, помощь, поддержка его

    индивидуальности, творческого потенциала;

    . духовные: совокупный опыт человечества, отраженный в филосовских

    теориях и способах мышления;

    . практические: способы практической деятельности, проверенные практикой

    образовательно-воспитательной системы;

    . личностные: способности, индивидуальные особенности личности,

    собственного жизнетворчества. Интренализация этих ценностей составляет

    мировую культуру.

    Базовые компоненты культуры: гуманистическая позиция и личностные качества;

    философские теории и творческое мышление; опыт творческой деятельности,

    обоснование собственной деятельности как системы (дидактической); культура

    поведения, способы саморазвития и саморегуляция личности.

    Система дисциплин и уровни подготовки. С учетом необходимости усвоения

    учащимися обозначенных компонентов культуры определена адекватная

    номенклатура дисциплин: основы культуры; деятельность и общение.

    Газман О.С.

    Другой, интересный, на наш взгляд подход, изложен в концепции

    руководителя авторского коллектива Газмана О.С.

    «Выдвинутая цель – обеспечить каждому школьнику базовое образование и

    культуру как основу для жизненного самоопределения. Основные задачи

    педагогической работы направлены на формирование способности личности к

    культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные

    направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах.

    «Здоровье»;

    «Учение»;

    «Общение»;

    «Досуг»;

    «Семья».

    При этом реализация программ происходит с обеспечением процессов

    самоопределения, самореализации, самоорганизации, самореабилитации, которые

    выступают важнейшими компонентами саморазвития личности и становятся

    основными направлениями педагогической работы» (16, с. 8-9).

    Таланчук Н.М.

    «Много интересных идей несет в себе оригинальная системно-социальная

    концепция школьного воспитания (автор Таланчук Н. М.). В основу концепции

    положен системно-ролевой подход к формированию личности. Отсюда задачи

    воспитания в интегрированном виде сводятся к подготовке подрастающего

    поколения к выполнению семейных, профессионально-трудовых, гражданских,

    геосоциальных и интерсоциальных и само регулятивных ролей.

    Система ролей включает в себя:

    в сфере «Семья» – сыновне-дочернюю, супружескую, отцовскую, отцовско-

    материнскую; выдвигает задачи воспитания и самовоспитания – формирование

    супружеской, педагогической культуры, формирование чувства долга и

    ответственности перед родителями;

    в коллективе – профессионально-трудовой, экономическую, организаторско-

    управленческую, коммуникативную и другие задачи воспитания – формирование

    профессиональных знаний, умений, экономической, коммуникативной культуры и

    организаторских способностей;

    в сфере «Общества» – патриотическую, национально-интернациональную,

    политическую, правовую, нравственную и экологическую; задачи воспитания –

    формирование основных компонентов этих культур;

    в сфере «Мир» – геосоциальную и интерсоциальную;

    в сфере «Я – Сфера» - субъекта материальных и духовных потребностей,

    учения, самовоспитания, творчества, психорегулятивную; задачи воспитания

    выражаются в формировании здоровых потребностей, умении самообразования и

    самовоспитания, развития творческих способностей, умений ставить жизненные

    цели, саморегуляции» (19, с.5-6).

    Воспитательные подходы

    Идеи ненасилия породили интересные воспитательные подходы. Эти идеи

    все шире проникают в педагогику.

    Ненасилие и насилие, – этические понятия, характеризующие способы

    отношения человека к миру в целом, к природе ко всему живому, к другим

    людям с позиции добра и зла как нравственных категорий, регулирующих его

    жизнедеятельность.

    Насилие, как его обычно определяют, - форма принуждения со стороны

    первой группы людей (одного человека) по отношению к другой группе (одному

    человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и

    привилегий, завоевания политического или другого господства.

    Насилие, как мы его понимаем, - это идеологический, жизненный

    этический принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого,

    человека и его существования, отрицающий принуждение как способ решения

    политических, экономических, нравственных, эстетических, этнических и

    межличностных проблем и конфликтов.

    «Выделяют, по крайней мере, четыре сферы функционирования

    общественного сознания, где ненасилие выступает в качестве центрального

    момента мировоззренческой системы: религиозно-этическую, философско-

    этическую, общественно-политическую и психолого-педагогическую» (34, с.5).

    В философско-этическом ключе концепция ненасилия анализируется с

    позиции отношения к злу. Здесь наибольшую известность получила теория Л.Н.

    Толстого «непротивления злу насилием». Суть ее состоит в том, чтобы

    бороться со злом в человеке, одновременно любя его и ненавидя его пороки.

    Именно любовь выступает у него как нравственный критерий. Чтобы получить

    любовь, необходимо одно – «… отучить себя от ненависти, презрения,

    неуважения, равнодушия ко всякому человеку. А это можно. Я сделал в этом

    отношении так мало, а уже как будто получил вперед незаслуженную награду»

    (61, с. 279).

    В психолого-педагогическом плане концепция ненасилия реализовывалась

    и реализуется в теориях гуманистической педагогики и психологии. Наибольшую

    известность здесь приобрели взгляды К.Н. Вентцеля, А.Маслоу, К.Рождерса, Ж.-

    Ж.Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, Ш. Амонашвилли.

    Концепция ненасилия в педагогики тесно связана с понятием «свобода».

    Понятие свободы является центральным в гуманистически ориентированной

    педагогики, однако понималось и понимается свобода в различных

    педагогических течениях по-разному.

    Свобода как обращенность ребенка к собственному опыту. Одним из

    основоположников такого подхода является Жан-Жак Руссо. По его мнению,

    свобода – одно из естественных прав человека и никому не дано отбирать

    этого права. Ребенок должен сам извлекать уроки из естественных последствий

    своих поступков, что будет являться стимулом для возникновения правильного

    представления о том, как нужно вести себя в той или иной ситуации.

    Следовательно, воспитание – это ненасильственное воздействия взрослого, а

    средство свободной ориентации ребенка в окружающем мире.

    «Свобода как самопроизвольная деятельность ребенка. Такая позиция

    поддерживается многими представителями свободного воспитания, которые

    исходят из посылок приоритета биологических факторов в развитии личности. В

    качестве яркого примера можно назвать М.Монтессори. Суть ее концепции

    состоит в том, что школа должна давать простор свободным и естественным

    проявлениям личности ребенка. Учитель не должен вмешиваться в деятельность

    ребенка, тем более настаивать на чем-то, заставлять прилагать усилия и тому

    подобное. По мнению Монтессори, все, что должно проявиться, проявиться,

    если этому не мешать. Фактически же получается, что ребенок не свободен,

    разве можно говорить о свободе, когда признается, что все заранее

    запрограммировано наследственностью» (53, с. 14-15).

    Свобода как действие и самостоятельное творчество. Основы такого

    понимания свободы были заложены Л.Н.Толстым. Он выступает за признание прав

    ребенка, вмешательство воспитателя в развитие убеждений и характера детей.

    Основной акцент делается на естественно складывающуюся атмосферу

    сотрудничества между учителем и учеником, которое полностью исключает

    принуждение. В полной мере эти идеи реализованы в концепции К.Н.Вентцеля. В

    качестве основной цели воспитания он видит освобождение ребенка и

    представление ему всех положительных данных для развития его

    индивидуальности, его свободной личности. Говоря об основном методе

    воспитания, К.Н.Вентцель отмечает, что этот метод должен быть методом

    освобождения в ребенке творческих сил, методом пробуждения и поддержания в

    нем духа искания, исследования творчества.

    Свобода как возможность осуществлять сознательные выборы. Современные

    теории гуманистической педагогики и психологии базируются на положении о

    свободе как возможности осуществлять выборы. По мнению К.Роджерса, это

    достигается лишь в том случае, если человек приобретает способность быть

    самим собой, прислушивается к себе, принимать себя, ориентироваться не на

    мнение других, а на собственный опыт, в то же время научиться понимать и

    принимать других. Нельзя людям навязывать что-либо, принуждая их делать то,

    что кажется кому-то необходимым.

    На современном этапе в отечественной теории и практики такое

    понимание свободы можно найти у педагогов-наваторов (Ш.А.Амонашвили,

    И.П.Волков, Е.Н.Ильин, С.И.Лысенкова, В.Ф.Шаталов и другие). Практика их

    работы показала, что достичь высоких результатов в сфере обучения и

    воспитания подрастающего поколения можно только в том случае, если

    максимально учитывать интересы детей, предоставлять им право свободного

    выбора, любить их и принимать их такими, какие они есть.

    Таким образом, анализ различных подходов к проблеме свободы показал,

    что, несмотря на общепризнанность категории свободы в различных отраслях

    науки, понимание ее, в частности, в педагогике достаточно вариативно и

    отражает исходные концепции авторов.

    Какие же задачи призвана решать педагогика ненасилия?

    Здесь можно выделить два взаимосвязанных блока.

    Задачи, связанные с воспитанием у подрастающих поколений духа ненасилия,

    что включает в свою очередь три направления:

    ненасильственное отношение к природе, ко всему живому;

    гуманное отношение к людям, в том числе и к самому себе, умение

    ненасильственными путями разрешать межличностные и внутриличностные

    конфликты, развитие способности к принятию и пониманию другого человека.

    Задачи, связанные с гуманизацией процесса обучения и воспитания,

    взаимодействие взрослых и детей:

    гуманизация существующих форм и методов работы в учебных заведениях

    различного уровня системы взаимоотношений взрослых и детей;

    разработка и внедрение новых форм и методов педагогической деятельности,

    построенных на основе идей ненасилия;

    реформирование подготовки будущих педагогов в средних специальных и высших

    учебных заведениях, формирование у них таких личностных свойств и

    специальных умений, которые позволили бы им в дальнейшем воспитывать детей

    в духе ненасилия и работать самим без использования принуждения» (43, с.

    6).

    Особого внимания заслуживает вторая группа задач. Нельзя у ребенка

    сформулировать ненасильственное отношение к другим людям, если сама

    педагогика в своей основе продолжает оставаться на авторитарных позициях.

    Поэтому важно, чтобы был гуманизирован сам учебно-воспитательтный процесс,

    начиная с дошкольных учреждений и кончая высшей школой.

    «Гуманизация – это переориентация с учебно-дисциплинарной модели

    педагогического взаимодействия на личностоно-ориентированную модель. У нас

    же даже в дошкольных учреждениях, как показали исследования одного из

    участников VIII международной конференции «Воспитание свободой независимой

    личности», до 35% воспитателей ориентированы на учебно-дисциплинарную

    модель, и лишь 16% - на личностную модель взаимодействия» (34, с. 55).

    С теоретической точки зрения перспективы педагогики ненасилия в

    серьезном и глубоком изучении философских, религиозных, эстетических

    аспектов ненасилия, в разработке, в конечном итоге, развернутой концепции

    ненасилия.

    В практическом отношении необходимость вести разработку комплексных

    программ по воспитанию и обучению в духе ненасилия, а также специальных

    программ по подготовке других учителей к этой работе, обеспечив их всем

    необходимыми методическими материалами.

    Интересен подход: показать развитие личности ребенка в системе

    культуры. Такой подход в дипломной работе представлен исследователями

    М.Мид, Н.В.Крыловой, Т.Савицкой, Г.Батуриной, Мещеряковой и других.

    Тому, что же такое культура поведения в обществе и как сформировать

    те или иные ее компоненты, называемые нами базовыми, посвящены

    исследования, которые мы тоже не обошли вниманием. К ним относятся работы

    З.А.Барышниковой, Л.Л.Романовой, Г.Батуриной, Т.Кузиной, Г.И.Железовской,

    И.С.Левшиной, М.И.Мещеряковой, Л.А.Николаевой, О.С.Богдановой, Р.Г.Гуровой,

    Е.И.Шимбаревой и других.

    Заключение

    Поиск путей повышения качества высшего педагогического образования,

    способов интеграции действующей системы в мировой педагогический опыт

    привел высшую педагогическую школу к необходимости перехода к

    многоуровневой системе образования. Отличие её от действующей состоит

    прежде всего в восстановлении человекообразующих и культуросозидательных

    функций педагогического образования, что предполагает приоритет

    образовательных программ над профессиональными, отказ от традиционного

    предметоцентризма, определение культурного ядра знаний, создание условий

    для творческой самореализации личности.

    Целостный подход к решению этих и других проблем, возникающих при

    переходе к многоуровневой системе, предполагает разработку новой философии

    педагогического образования, в основе которой предположительно лежит

    целостный образ человека - выпускника педагогического университета,

    интегрированного в культуру и способного к культуросообразному устройству

    жизни собственной и своих учеников, характерными чертами которого являются

    свободомыслие, духовность, гуманность, креативность, адаптивность и др.

    «Культура личности – это комплекс характеристик (знаний, качеств,

    привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций,

    творческих успехов), который позволяет личности жить в гармонии с

    общечеловеческой национальной культурой, развивать и общество, и

    индивидуальное своеобразие своей личности.

    Каждая эпоха, каждый этап развития общества вносят свои акценты,

    новое содержание в культуру личности. Так, за долгие годы существования

    социализма наша педагогика стремилась сформировать всесторонне развитую,

    гармоническую личность. Возможно ли это? Мы не спорим с тем, что это идеал,

    к которому нужно стремиться, высшая цель воспитания, но на наш взгляд

    сформировать, или, точнее, помочь формированию гармонической личности –

    можно, а вот сформировать всесторонне гармонически развитую личность –

    нельзя. Это просто невозможно, это химерическая идея.

    Куда более важнее сформировать у человека адекватное отношение к себе

    как социальной и биологической индивидуальности, к жизни как высшей

    ценности.

    В связи с этим и должен вырабатываться базовый минимум, под которым

    понимается внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые для

    здорового неантагонического существования человека и окружающей его среды,

    условия их гармоничного развития.

    Самоопределение предполагает и самостоятельность, и позиционную

    определенность, и программу действий для ее воплощения. Основным условием,

    обеспечивающим действие этого механизма. Его базой является наличие сфер

    самоопределения, выступающих обычно содержанием формирования мировоззрения.

    Таких сфер четыре – человек, общество, природа, интегрированные продукты

    человеческой деятельности. Воспитание должно обеспечивать гармонию человека

    с самим собой через определение им гармонии с другими людьми, обществом,

    природой, человеческой деятельностью. Именно достижение гармонии - такова

    веками вырабатываемая суть псих., нравственного здоровья человека.

    ЛИТЕРАТУРА

    Акимов М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный

    подход. М., 1992.

    Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. www.1september.ru/ru/

    Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа пе6дагогического процесса. М.Н.,

    Университетское,1990.

    Ангеловски К. Учителя и инновации.

    http://www.nalnet.ru/~sc16/DOC/obxarmet.html

    Батурина Г., Кузина Т. Традиционная культура воспитания в национальной

    школе. Педагогика,1995,№2 ,с.122

    Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования

    школьников. http://www.chat.ru/~dksnev/sborniki.htm

    Беттельгейм Б. Образование и принцип реальности. Знание-сила. 1995, №4

    Блонский П.П. Избранные педагогические произведения.

    http://www.vspu.ru/Pedagogica/

    Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. О субъективных факторах творческой деятельности

    человека. Педагогика, 1995, №3, с.19.

    Бондаревская Е.В. Ценностыне основания личностно ориентированного

    воспитания. Педагогика, 1995,№4 с.29.

    Борисенков В.П., Краевский В.В., Кутьев В.О., Турбовский Я.С. Философия

    образования. Педагогика,1995, № 4 с.3

    Возчиков В. Возрождение духовности. Педагогика, 1995, №5 С.123.

    Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая культура

    личности: теоретические и методологические проблемы. Сб.науч. тр. Под

    ред.Газманова О.С. М., Изд.АПН СССР, 1989, с.150

    http://www.chat.ru/~dksnev/sborniki.htm

    Гараджа В.И. Культура, образование, религия. Педагогика,1995, № 5.

    Железовская Г.И. Формирование интеллектуальной педагогической культуры.

    Педагогика, 1995, №2 с.55

    Каган В. Где начинается «золотая клетка» (ребенок и психологическое

    насилие). Знание-сила, 1995, № 10,11

    Как построить свое Я. http://www.yspu.yar.ru/vestnik/index.html

    Квятковский Е.В. В поисках путей гуманизации литературно-художественного

    образования. Педагогика,1995,№6, с.41.

    Лихачев Б.Т. Образование: идеология и политика. Педагогика,1995, №4, с.42

    Маралов В.Г., Ситаров В.А., Педагогика ненасилия.

    http://runnet.dux.ru/enpp/newspapers/pg/pghome.html

    Опыт разработки концепции воспитания. Р-на-Д.,1993, Ч.1

    http://www.vspu.ru/Pedagogica/

    Савитская Т. Ребенок в культуре ХХ века. Знание-сила,1995,№4

    Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. Прохоров А.В. М., Советская

    энциклопедия, 1987, с.1600

    Стрельницкая Л.П. Образование и идеология. Педагогика,1995, №6, с.117.

    Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа.

    http://www.yspu.yar.ru/vestnik/index.html

    Толстой Л.Н. О народном образовании. Собрание соч. в 22-х т. Т.16. М.,1983.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.