МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Педагогическая диагностика, методы изучения учащихся

    Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению

    непосредственно приводит к не успешности учебных действий, невозможности

    понять и выполнить требования учителя и, следовательно, к низким оценкам.

    При интеллектуальной неготовности возможны разные варианты развития детей.

    Своеобразным вариантом является вербализм.

    Вербализм связан с высоким уровнем речевого развития, хорошим

    развитием памяти на фоне недостаточного развития восприятия и мышления. У

    таких детей речь развивается рано и интенсивно. Они владеют сложными

    грамматическими конструкциями, богатым словарным запасом. В то же время,

    предпочитая чисто вербальное общение со взрослыми, дети недостаточно

    включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с родителями

    и игры с другими детьми. Вербализм приводит к односторонности в развитии

    мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с

    заданными способами и некоторым другим особенностям, что не позволяет

    успешно учиться в школе. Коррекционная работа с этими детьми требует

    возврата к видам деятельности, характерным для дошкольного возраста - игре,

    конструированию, рисованию т.е. тем которые способствуют развитию образного

    мышления.

    Психологическая готовность к школе - целостное образование.

    Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой

    отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения

    наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к

    школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых

    личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении.

    А.Л.Венгер описал 3 варианта развития 6-7-ми летних детей:

    1. Тревожность. Она бывает ситуативной, но может стать и личностной

    особенностью. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном

    недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей -

    обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то

    сделать плохо, неправильно. Такой же результат достигается в ситуации,

    когда ребенок учится хорошо, но родители ожидают от него большего и

    предъявляют завышенные требования, подчас нереальные.

    Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценкой

    снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе

    приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указаниям

    взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить

    инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

    Взрослые, недовольные низкой продуктивностью учебной работы ребенка,

    все больше и больше сосредотачиваются в общении с ними на этих вопросах,

    что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг:

    неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на качестве его

    учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает

    соответствующую реакцию окружающих, а это отрицательная реакция, в свою

    очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот

    порочный круг можно, изменив установки оценки и родителя и учителя. Близкие

    взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая

    его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим

    способствуют успешному выполнению учебных заданий.

    2. «Негативистическая демонстративность». Демонстративность - особенность

    личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе

    окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его

    утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной

    цели - обратить на себя внимание, получить ободрение. Если для ребенка с

    высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых,

    то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы. Негативизм

    распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные

    требования учителя. Не принимая учебные задачи периодически «выпадая» из

    процесса обучения, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и

    способами действий, успешно учиться.

    Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном

    возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые

    чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Бывает, что ребенку

    оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу

    гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные

    требования проявляются, как правило избалованными детьми.

    Дети с негативистической демонстративностью, нарушая правила

    поведения, добиваются необходимого им внимания. Это может быть даже

    недоброжелательное внимание, все равно оно служит подкреплением

    демонстративности. Ребенок, действуя по принципу: «лучше пусть ругают, чем

    не замечают», - извращенно реагирует на понимание и продолжает делать то,

    за что его наказывают.

    Таким детям желательно найти возможность самореализации. Лучшее место

    для проявления демонстративности - сцена. Помимо участия в утренниках,

    концертах, спектаклях детям подходят другие виды художественной

    деятельности, в том числе и изобразительная. Но самое главное - снять или

    хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Задача взрослых

    - обходиться без нотаций и назиданий, не обращать внимания на легкие

    проступки, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать.

    3. «Уход от реальности». Уход от реальности - еще один вариант

    неблагоприятного развития. Это когда у детей демонстративность сочетается

    с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к

    себе, но реализовать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за

    своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение,

    стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность

    во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности,

    незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. Эти

    особенности, усиливающиеся со временем, обычно сочетаются с

    инфантильностью, отсутствием самоконтроля.

    Не достигая существенных успехов в учении, такие дети так же, как и

    чисто демонстративные, «выпадают» из процесса обучения на уроке. Но

    выглядит это иначе: не нарушая дисциплины, не мешая работать учителю и

    одноклассникам, они «витают в облаках».

    Дети любят фантазировать. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок

    получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего

    ему признания. В некоторых случаях фантазия проявляется в художественном

    или литературном творчестве. Но всегда в фантазировании, в отстраненности

    от учебной работы отражается стремление к успеху и вниманию. В этом же

    заключается и уход от не удовлетворяющей ребенка реальности. При поощрении

    взрослыми активности детей, проявление внимания к результатам их учебной

    деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается

    относительно легкая коррекция их развития.

    Психологическая готовность к школьному обучению - целостное

    образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития

    мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание

    в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой

    отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода

    от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.

    2. Экспериментальная часть.

    Основной целью психологического обследования ребенка приеме в школу

    является распознавание его индивидуальных особенностей, а также продолжение

    их дезадаптации.

    Выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальной,

    эмоциональной и социальной. Под интеллектуальной зрелостью понимается

    дифференцированное восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию

    внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение

    воспроизводить образцы, а также развитие таких движений руки сенсомоторную

    координацию.

    Эмоциональной зрелостью понимается как уменьшение импульсивных

    реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные

    задания.

    К социальной зрелости относится потребность в общении со сверстниками

    и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также

    способность исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения.

    На основании этих параметров создаются тесты для определения школьной

    зрелости.

    2.1. Методики исследования.

    Среди наиболее известных зарубежных тестов определения школьной

    зрелости, применяющихся в нашей стране, можно выделить "Ориентационный тест

    школьной зрелости" Керна-Йнрасска.

    Ориентационный тест школьной зрелости состоит из трех заданий:

    Первое задание – рисование мужской фигуры по памяти, второе срисовывание

    письменных букв, третье срисовывание группы точек. Для этого каждому

    ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения

    заданий. Все три задания направлены на определение развития тонкой моторике

    руки и координации зрения и движений руки, эти умения необходимы в школе

    для овладения письменности. Также тест позволяет выявить (в общих чертах)

    интеллект развития ребенка. Задания срисовывание письменных букв и

    срисовывание группы точек выявляет умение ребят воспроизводить образец. Эти

    также позволяют определить, может ли ребенок работать не которое время

    сосредоточенно, не отвлекаясь.

    Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 -

    высший бал; 5 - низший бал), а затем вычисляется суммированный итог по трем

    заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6

    балов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12

    до 15 – ниже среднего. Дети которые получили от 12 – 15 балов необходимо

    дополнительно обследовать.

    Вторая методика, которая использовалась в целях определения

    готовности к школьному обучению, направлена на изучения произвольной

    дошкольника. Это методика "Домик" (Н.И.Гуткиной)

    Методика представляет собой задание на срисовывание картинки,

    изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв.

    Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на

    образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития

    произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной

    координации и тонкой моторике руки. Методика рассчитана на детей 5,5 – 10

    лет.

    Инструкция испытуемому : "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш.

    На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты

    видишь на этом рисунке (перед испутуемым кладут листок с "Домиком") Не

    торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно

    такой же, как этот на образце. Если ты что – то не так нарисуешь, то

    стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или

    рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к

    работе."

    Обработка экспериментального материала производится путем подсчета

    балов, начисляемые за ошибки.

    Ошибками считаются:

    а) отсутствие, каких либо детали рисунка.

    б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при

    относительно произвольном сохранении размера всего рисунка.

    в) не правильное изображение элементов рисунка.

    д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного

    направления.

    е) разрывы между линиями в тех местах где они должны быть соединены

    ж) залезание линий одна на другую.

    Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 балов. Чем хуже выполнено

    задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

    2.2. Результаты исследований

    1. Испытуемый Ученик (1).

    Методика "Домик" выполнена без ошибок. Можно охарактеризовать как

    хорошее выполнение задания – 0 балов. Все детали рисунка присутствуют. Нет

    отдельно увеличенных деталей более чем в 2 раза. Все элементы рисунка

    изображены правильно и произвольное их распределение в пространстве. Нет

    отклонений более чем на 30 градусов от заданного пространства. Линии без

    разрывов. Отсутствуют линий одна на другую.

    Ориентировочный тест школьной зрелости испытуемого выполнен несколько

    хуже, чем предыдущий. Первое задание выполнено очень примитивно и

    заслуживает оценки в 5 баллов. За второе задание можно поставить 2 балла

    т.к. образец скопирован разборчиво но с небольшими погрешностями. И третье

    задание почти совершенное подражание образцу. Единственной погрешностью это

    не которое уменьшение пространства между точками, но это допустимо. Итого

    испытуемым набрано 8 баллов, что соответствует среднему результату.

    Вывод ребенок хорошо ориентируется на образцы, у него сформулировано

    умение копировать его. Можно говорить о развитие произвольного внимания,

    сенсомоторной координации.

    То результатом проведенных методик можно сделать вывод, что ребенок

    готов к школьному обучению.

    2. Испытуемый Ученик (2).

    На рисунке все детали присутствуют. Размер рисунка сохранен.

    Правильное изображение в пространстве. Нет отклонений прямых линий более

    чем 30 градусов, от заданного на правления. Нет разрывов между линиями.

    Отсутствует залезание линий одна на другую. Единственным минусом является

    не правильно изображенный элемент рисунка. Поэтому рисунок можно оценить в

    1 балл.

    За выполнение теста школьной зрелости в сумме можно поставить 6

    баллов. Результат выше среднего.

    Первое задание. Рисунок мужской фигуры можно оценить 3 балами. На рисунке

    изображены голова, туловище, шея, конечности, волосы, но отсутствуют ступни

    ног и на руках по 3 пальца.

    Второе задание. Подражание письменными буквами – 2 бала т.к. буквы

    достигают двойной величены.

    Третье задание. Срисовывание группы точек – 1 балл т.к. почти совершенное

    подражание образцу.

    Вывод: по результатам проведенных методик можно говорить о

    психологической готовности ребенка к школьному обучению. Испытуемая хорошо

    может воспроизводить образец, развита тонкая моторика руки и координация

    зрения. Все это характиризует произвольность психологической деятельности.

    3. Испытуемый Ученик (3).

    Методику "Домик" можно оценить, как хорошо выполнение рисунка 0

    баллов. Все детали рисунка присутствуют, все элементы рисунка

    изображены правильно, нет разрывов между линиями и залезание линий

    одна за другую. Отсутствует увеличение деталей рисунка более чем 2

    раза при относительном сохранение размера всего рисунка. Нет

    отклонений линий более чем на 30 градусов.

    По результатам проведения "Ориентационного теста школьной зрелости"

    испытуемая набрала – 5 балов.

    Задание 1 – 1 балл т.к. нарисованная фигура имеет голову, туловище,

    конечности. Голова с туловищем соединены посредством линии. Но голова

    имеется волосы, имеются уши, на лице – глаза, нос, рот. Руки закончены

    кистью с пятью пальцами. Использована мужская одежда.

    Задание 2. – 2 балла. Буквы скопированы разборчиво, но их размер не

    соблюден.

    Задание 3. – 2 балла Наблюдается небольшое отклонение точек.

    Вывод: У ребенка хорошо развита интеллектуальная сфера, тонкая

    моторика руки и координация зрения т.е. умения необходимые в школе. Девочка

    хорошо воспроизводит образец. Ребенок работает сосредоточено, не

    отвлекаясь. Все это позволяет говорить о готовности к школе.

    Заключение

    Под психологической готовностью к школьному обучению понимается

    необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для

    освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

    Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде

    всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью

    проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной

    неуспеваемости и дезадаптации.

    Развивающую работу с нуждающими в ней детьми целесообразно проводить

    в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят

    программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать,

    читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня

    готовности к школе. Основной акцепт в группе развития делятся на

    мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса

    и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание

    научится чему то новому а уже затем начинать работу по развитию высших

    психологических функций.

    Библиография:

    1. Амоношвили Ш.А. Здравствуйте дети. Москва. 1983 г.

    2. Богиович Л.И. Избранные психологические труды /Под ред. Д.И.

    Фельдштейна/ Москва. 1995 г.

    3. Готовность к школе /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1995 г.

    4. Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. /Под ред.

    И.В. Дубровинкой/ Москва. 1987 г.

    5. Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г.

    6. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в

    школе. Москва. 1983 г.

    7. Мухина В.С. Детская психология Москва. 1985 г.

    8. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под

    ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера/ Москва. 1988 г.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.