Педагогическая система обучения иностранных языков А. А. Деркача
совершения речевого акта и отталкиваются от конкретной ситуации, в
которой осуществляются речевые действия.
Игры для обучения чтению и аудированию призваны помочь в решении задач,
связанных с данными ВРД. О основе своей они предполагают работу учащихся с
текстом: кодирование и иллюстрирование, догадку, конструирование, перифраз,
сжатие/ расширение и т.д.
Деркач отмечает, что отличительной чертой всех учебных игр является их
коммуникативная направленность и обусловленность.
Т.О. делая выводы из всего вышесказанного, следует отметить, что для
того чтобы использование учебных игр было наиболее эффективным, необходимо
определённая последовательность в применении разных видов игр на всех
этапах обучения (1,2 и 3 курсы обучения). Учитывая требование сегодняшнего
дня об интенсивности практики общения, предоставляется целесообразным
вводить творческие задания, в т.ч. и игрового характера, как это предлагает
А.Деркач.
2. Исследоване А.А.Деркачом процесса овладения иностранным языком с позиции
искусства обучения.
Для апробации системы учебных игр в сочетании с традиционными и другими
активными методами и для установления зависимости между её применением, с
одной стороны, и формированием и развитием интеллектуальных умений - с
другой стороны, А.А.Деркачом был проведён эксперимент на базе Института
молодёжи. Рабочая гипотеза эксперимента была определена им следующим
образом: целенаправленное и последовательное применение системы игровых
средств на занятиях по иностранному языку в рамках традиционного обучения
способствует формированию и развитию интеллектуальных умений как одного из
показателей готовности обучаемых к решению учебных задач по иностранному
языку, что проявляется в интенсификации процесса формирования и развития
интеллектуальных умений, в активности обучаемых в области самообразования,
в использовании на практике интеллектуальных умений, приобретённых и
развитых на занятиях по иностранному языку.
По цели и содержанию проведённый Деркачом эксперимент является
формирующим, по условиям проведения – естественным, по методике проведения
– смешанным (традиционным, перекрёстным, контрастным).
В эксперименте принимало участие 48 слушателей 1-3 курсов. В
экспериментальных группах (ЭГ) акцент делался на применение системы учебных
игр как средства мотивации учебной деятельности, а также как средства
наглядности, обучения, активизации, закрепления знаний, навыков и умений,
как средства их контроля и коррекции. Экспериментальная система игр должна
была обеспечить постепенный переход от учебной деятельности учащихся к
реальной жизни. В контрольных группах (КГ) на определённых этапах
использовались отдельные игры с целью мотивации учебной деятельности в этом
случае, когда все остальные методы и средства оказывались неэффективными, а
также с целью их апробации и проверки частных гипотез, возникших в ходе
эксперимента.
Для 1 этапа обучения А.Деркач определил следующие цели и задачи:
главной целью на 1 курсе являлось обучение общению в рамках общесвенно-
бытовой тематики. Достижение её потребовало решение ряда учебных задач,
связанных с изучением различных аспектов языка (фонетики, лексики,
грамматики, стилистики) и с овладением на их основе четырьмя ВРД.
На данном этапе, как отмечает А.Деркач, преобладали упражнения и игры
имитационного характера, однако постепенно вводились и игры, требующие
активной интеллектуальной деятельности. Закладывались основы
коммуникативных умений, в частности умения эмоционально реагировать на
собеседника. При этом активно использовать элементы театрализации (ролевое
чтение, воспроизведение мини – диалогов по образцу), а также ситуационно –
ролевых игр (обыгрывание мини – диалогов, составленных самостоятельно).
Итогом работы которого I-го семестра стала комплексная имитационно –
моделирующая игра. «Экскурсия по ИМ», позволившая слушателям
продемонстрировать всё, чему они научились, а преподавателю оценить их
навыки и умения. Данная игра стала зачётной. В контрольной группе в числе
наиболее важных результатов преобладали эмоциональные показатели
удовлетворённости игрой, а в ЭГ к ним отнесены в первую очередь показатели,
определяющие практическую значимость игры и интеллектуальную деятельность
слушателей. Данный факт, как отличает А.Деркач, свидетельствует о том, что
экспериментальная система учебных игр оказала воздействие на
интеллектуальную сторону личности слушателей ЭГ и заложила основы умений
прогностического характера, связанных с переносом приобретённых значений,
навыков и умений в сферу повседневной и профессиональной деятельности.
Максимального прогресса в ЭГ достигают проектировочные умения, за ними
следуют коммуникативные, а за тем гностические и конструктивные.
Приблизительно те же результаты были зафиксированы А.Деркачём в КГ, однако
рост их осуществляется медленнее. Это навело автора на мысль, что на
формирование одного умения в ЭГ должно затрачиваться времени меньше по
сравнению с КГ. В таком случае можно говорить об интенсификации процесса
формирования и развития умений.
Для II-го этапа обучения в качестве главных целей и задач по изучению
иностранного языка на II курсе А.Деркач выдвинул увеличение словарного
запаса, дальнейшее развитие и совершенствование навыков и умений говорения,
восприятия иноязыковой речи на слух, оперативного реагирования на
сравнительно беглую речь. Для контролем за ходом эксперимента была выбрана
игра «Телемост мира». В ней принимали участие все слушатели II курса, что
дало возможность сравнить успехи слушателей ЭГ с другими. Среди них были
группы слушателей, обучавшихся по интенсивной методике с применением
активных методов. Анализ полученных данных позволил А.Деркачу сделать
выводы о том, что развитие всех групп умений в ЭГ происходит приблизительно
одинаково, с небольшим опережением коммуникативных и организаторских
умений. В КГ наиболее интенсивно развивались коммуникативные и
конструктивные умения, но уровень их значительно ниже по сравнению с ЭГ. В
ходе обучения было зафиксировано, что на более качественное (по сравнению с
КГ) выполнение учебных заданий слушатели ЭГ тратили значительно меньше
времени. Очевидно, что учебная игра повысила интенсивность учебных занятий
при меньшей утомляемости обучаемых. На формирование одного и того же умения
в ЭГ затрачивалось меньше времени, чем в КГ.
Итоги обучения показали превосходство экспериментальной системы в
развитии интеллектуальных умений. Наиболее замечены различия в условиях
сформированности коммуникативных и организаторских умений. Что касается ЭГ
среднего уровня, то здесь существенной является разница в качестве
сформированности гностических и проектировочных умений.
Уровень сформированности интеллектуальных умений определил и уровень
владения слушателями ВРД и общением в конкретной ситуации. Он также
оказался выше в ЭГ.
3. Роль и место учебной игры как средства формирования и развития
интеллектуальных иноязыковых умений в методической концепции А.А.Деркача.
В процессе игровой деятельности, отмечает А.А.Деркач, происходит
обучение действию посредством самого действия. Усвоение значений
осуществляется в контексте определённой деятельности, которая создаёт
ситуацию необходимости знания.
Игра, как подчеркивает автор, обеспечивает эмоциональное воздействие на
обучаемых, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает
овладение знаниями, умениями и навыками, способствует их актуализации.
Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте
обучаемых. Педагогически и психологически продуманное использование её на
занятии обеспечивает развитие потребности в мыслительной деятельности. А
это ведёт к интеллектуальной активности, умственной и познавательной
самостоятельности и инициативности учащихся.
Социально-психологическое воздействие игры обнаруживает себя в
преодолении боязни говорения на иностранном языке и в формировании культуры
общения, в частности культуры ведения диалога. Игра порождает интерес к
стране изучаемого языка, к чтению зарубежной прессы. Она формирует
способность принимать самостоятельные решения, оценивать свои действия.
Педагогическое влияние учебной игры А.Деркач видит в воспитании чувства
коллективизма и товарищества, а также чувства высокой личной
ответственности перед коллективом за успех общего дела. Благотворно её
влияние и на формирование ответственного отношения к учебной деятельности.
При этом примечательно то, что у обучаемых появляется стремление к знаниям.
Повышается требовательность к себе.
Влияние учебной игры сказывается и на преподавателе: она способствует
развитию его как личности и как специалиста.
Каковы основные требования к игре и условиям её проведения? А.Деркач
выделяет следующие требования:
- Психологические требования. Учебная игра должна обладать
релевантностью и иметь личный смысл и значимость для каждого из
участников. Игровая деятельность на занятии должна быть
мотивирована, а учащиеся должны использовать потребность в ней.
Немаловажную роль играет психологическая и интеллектуальная
готовность к участию в игре. Обстановка должна способствовать
созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере
дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Большая роль в этом
принадлежит преподавателю, который должен учитывать индивидуальные
особенности студентов –характер, темперамент.
- Требования социально-психологического характера подразумевают
создание условий, обеспечивающих взаимодействие, общение и
сотрудничество участников игры. Одним из таких условий является
социально-психологическая готовность учащихся к такого рода
деятельности. Данный вид готовности предполагает компетенцию
участников общения в области той или иной затрагиваемой проблемы и
наличие коммуникативных умений, обуславливающих эффективность
взаимодействия в процессе игры. Содержание учебной игры должно быть
интересно и значительно для её участников, а любое игровое действие
должно завершаться получением определённого результата.
- Педагогические требования сводятся к следующему. Применяя игру как
форму обучения, преподаватель должен быть уверен в целесообразности
её использования, должен определить цели игры в соответствии с
задачами учебного процесса. Учебные игры должны составлять систему,
предполагающую их определённую последовательность и постепенное
усложнение. При этом необходимо учитывать особенности группы и её
членов. Всякая учебная игра должна решать учебную задачу, посильную
для её участников. Преподаватель определяет цели и задачи игры, её
содержание и ход.
Участники игры должны быть обеспечены методическими материалами:
заданиями, инструкциями, реквизитом, документацией и т.д. Даже будут
рассмотрены некоторые, из приведённых А.Деркачом типы игр, использованные в
ходе экспериментов.
Фонетические игры. Среди этих игр можно выделить игры-загадки, игры-
имитации, игры- соревнования и др. Например:
1. «Какой звук я задумал?» (игра – загадка). Один студент называет
цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук, а остальные
отгадывают его.
2. «Правда – ложь» (игра на внимательность). Преподаватель называет
звуки, показывая соответствующие транскрипционные знаки и иногда
допуская ошибки. Студенты должны обнаружить ошибку.
3. «Скороговорка» (игра – имитация). Студенты пытаются произнести за
диктором скороговорку несколько раз подряд. Полезно менять темп,
постепенно ускоряя его.
Игры для обучения чтению. На начальном этапе работы с газетой
рекомендуются следующие задания: опознавания газеты по данным;
восстановление статьи по отдельным словам; выпуск своей газеты; конкурсы на
самую длинную (короткую, смешную и др.) статью.
В дальнейшем эти задания могут усложняться:
1. «Восстанови текст». Преподаватель заранее в определённом месте
текста замазывает отдельные слова, части фраз и просит помочь
восстановить текст, который очень важен для дальнейшей работы.
2. «Найди заглавие». Слушатели делятся на 2 группы: одна группа
получает статьи без заглавий, а другая – множество заглавий. Затем
первая группа рассказывает, о чём их статьи, а вторая группа слушает
и предполагает их заглавия, поясняя свой выбор.
Игры для обучения аудированию. Для реализации этих игр можно
использовать:
1. «Творческий диктант». Преподаватель диктует отдельные предложения,
а слушатели рисуют то, что слышат. Затем делают подписи под
рисунками. В данном случае решается и задача обучения письму.
2. «Диктор». В процессе прослушивания передачи слушателям определяют
основные темы выпуска, затем отбирают информацию, связанную с
конкретной темой, и наконец, составляют конспекты, на основе
которых они имитируют речь диктора радио. В конце проводится
конкурс на лучшего диктора.
Выводы
1. В педагогической системе обучению иностранному языку наряду с
традиционными методами и приёмами могут и должны использоваться
учебные игры, которые помогают активизировать, закрепить,
проконтролировать и скорректировать формируемые знания, речевые
умения и навыки обучаемых. Чтобы использование учебных игр было
наиболее эффективным, необходима определённая последовательность в
применении разных видов игр на всех этапах обучения.
2. Исследования А.Деркача на базе вузовского обучения иностранному
языку показали, что применение игры положительно сказывается на
качестве и темпах обучения. Игра создаёт условия для активной
мыслительной деятельности её участников, стимулирует
интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать,
исследовать и проверять правильность принятых решений и гипотез.
Такая организация учебного процесса в пед. ВУЗе позволяет также
смоделировать будущую деятельность студента-специалиста, что делает
иностранный язык не второстепенным предметом, а средством,
способствующим овладению специальностью.
3. Практика и теоретические исследования А.Деркача показывают, что не
существует универсальной игры, пригодной для всех обучаемых и групп.
Одна и та же игра в разных группах проходит по-разному, а потому
необходима ей адаптация к конкретным условиям проведения. Игра не
должна навязываться обучаемым, она эффективна лишь в сочетании с
другими методами и средствами обучения.
Заключение.
Изучение книги А.Деркача «Педагогическая эвристика», посвящённой
всестороннему исследованию игры как средства формирования и развития
интеллектуальных умений и обучаемых, позволяет нам констатировать, что
учебная игра представляет собой эффективное средство оптимизации учебного
процесса в целом и интеллектуальной активности в частности.
На наш взгляд, в школьную практику обучения иностранным языкам
желательно внедрить следующие положения:
- процесс обучения иностранному языку в школе должен включать в себя
помимо традиционных и нетрадиционные приёмы обучения, к которым
относятся и учебные игры;
- учебная игра должна учитывать индивидуальные психологические
особенности каждого обучаемого;
- для большей эффективности учебную игру следует вводить поэтапно (от
простого к сложному) на всех периодах обучения иностранному языку;
- учитель иностранного языка должен испытывать коммуникативную
потребность в общении с менее подготовленным во всех планах
партнёром-учеником и получать удовольствие от результатов общения;
- само обучение в целом должно быть преимущественно проблемным,
активно-игровым, в котором каждый ученик решает интересные учебные
коммуникативно-познавательные задачи, т.е. всё фокусируется вокруг
школьника как субъекта учебной деятельности.
Следует отметить, что многие вопросы данной проблемы требуют
дополнительного, глубокого и детального изучения. В частности:
- изучение психолого-педагогических условий оптимального применения
игры;
- воздействия игры на различные категории обучаемых;
- формирование у ученика потребности в самообразовании и
самосовершенствовании;
- необходима разработка методических рекомендаций по использованию
различных видов игр;
- создание банков учебных игр по разным темам.
Изложенные выше выводы и предложения не претендуют на окончательное и
исчерпывающее освещение проблемы использования игры как средства
формирования и развития интеллектуальных умений у учащихся на занятиях по
иностранному языку, однако нам думается, что данная работа может быть
интересной и применимой на практике и в школе, и в ВУЗе.
Библиография
1. Аникиева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987.
2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности,
основы, методы. М., 1980.
3. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная
высшая школа 1982. №3/39.
4. Деркач А.А. Педагогическая эвристика (искусство обучения иностранному
языку) М., 1991.
5. Деркач А.А. Идеологическое воздействие: социально-психологические
аспекты. М., 1985.
6. Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск, 1987.
7. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностраным языкам.
М., 1986.
8. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1988.
9. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н.В.
Кузьминой. Л., 1980.
10. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
-----------------------
По количеству участников:
- индивидуальные
- парные
- групповые
- фронтальные
Учебные
игры
По степени сложности сюжета:
- простые
- сложные
- моноситуационные
- полиситуационные
По функции:
- подготовительные
- рубежные
По способу, характеру, форме проведения:
- письменные
- устные
- подвижные
- предметные
- ролевые
- функциональные
- иммитационно-моделирующие
- соревнования
и т.д.
По типу задач:
- оперативные
- тактические
- стратегические
По продолжи-тельности:
- продолжительные
- не продолжительные
По цели и содержанию:
- языковые
- речевые
- для общения
По уровню сложности:
- на узнавание
- репродуктивные
- творческие
Страницы: 1, 2
|