МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Педагогические идеи Яна Амоса Коменского

    Педагогические идеи Яна Амоса Коменского

    МГУ им. М.В.Ломоносова

    Факультет философии

    Педагогические идеи

    Яна Амоса Коменского

    Студентки 3 курса

    с/о

    Ткач Л.Б.

    Москва 2004

    Содержание

    Введение. Краткая биография Яна Амоса Коменского……………… 2

    Принцип природосообразности……………………………………….. 4

    Гуманизм в трудах Яна Коменского…………………………………… 7

    Дидактические принципы Яна Коменского…………………………… 11

    Семейное воспитание в педагогике Яна Коменского…………………. 19

    Использованная литература……………………………………………… 22

    Введение. Краткая биография Яна Амоса Коменского.

    Ян Амос Коменский (1592 - 1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия)

    в семье члена общины Чешских братьев. Учился в Гернборнском и

    Гейдельбергском универсистетах в Германии. После Коменский был

    проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался

    педагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше,

    Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменский

    стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира.

    Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его

    теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены

    все важнейшие педагогические проблемы.

    Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что

    он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок

    установления справедливых и дружественных отношений между людьми и

    народами. Также во всем учении Коменского прослеживается его

    гуманистический подход к человеку, к образованию. Его религиозные

    образование и уклад жизни повлиял на всю систему образования, созданной

    этим выдающимся педагогом.

    Основные положения его учения, такие как принцип природосооборазности,

    дидактические принципы, семейная педагогика, рассматриваются в данной

    работе.

    Принцип природосообразности

    Одним из важнейших положений Коменского, на котором стоят многие

    утверждения его педагогики, является принцип природосообразности.

    Это общенаучный принцип рационального знания, который оформлялся в

    научном сознании в ходе исследования природного мира. В трактовке

    Коменского принцип природосообразного воспитания многозначен, ибо требует

    учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, и

    законы природы самого воспитания.

    Возникает обширное смысловое поле на базе знаний из многих наук (в

    «Великой дидактике» – это философские, психологические, педагогические

    знания), интегрируемых идеей рационального научного обоснования

    педагогического процесса. К пониманию природы этого процесса теоретик

    подходил от научных представлений его времени. Общее свойство природы –

    целесообразность, самопроизвольное движение каждой «вещи» к своему

    предназначению, потенциальная возможность стать такой, какой она должна

    быть.

    В искусстве воспитания это означает – развивать то, что имеет

    человек «заложенным в зародыше», развивать изнутри, ожидать «созревания

    сил», не толкать природу туда, куда она не стремится, следовать общему

    правилу: «Пусть все течет свободно, прочь насилие в делах». Исходя из

    тезиса о том, что семена ума, нравственности и благочестия и стремление их

    к развитию природы присущи всем людям, Коменский определял роль воспитания

    «как самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство» естественным

    процессом саморазвития воспитанника.

    При этом имелись в виду не просто имманентность этого процесса, а

    сознательное саморазвитие: педагогический процесс обращен к личности

    ученика и утверждению в нем чувства собственного достоинства, самоуважения,

    серьезного отношения к своим обязанностям, к учебному труду. И вместе с тем

    природосообразное воспитание, как уже отмечено – это «ненасильственная»

    педагогика естественного и свободного развития природных сил и

    способностей.

    На основании принципа природосообразности, Ян Коменский создает

    грандиозный и по современным масштабам проект воспитания человека о

    рождения до двадцати четырех лет. Его универсальность (научную

    обоснованность) Коменский обьяснял тем, что обеспечивалось соответствие

    педагогического процесса человеческой природе и «земному предназначению»

    человека. Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» - на

    рациональную организацию «массовой школы».

    Опираясь на принцип природосообразности, Коменский представил время

    взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для

    каждого этапа задачи.

    Исходя из природы человека, он выделяет следующие этапы:

    |детство - от рождения до 6 лет включительно |

    |отрочество - от 6 до 12 лет |

    |юность - от 12 до 18 лет |

    |возмужалость - от 18 до 24 лет |

    В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство

    характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств;

    отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами -

    языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более

    высоким уровнем развития мышления; возмужалость - развитием воли и

    способностью сохранять гармонию.

    Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным

    особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень

    образования.

    Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он

    подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества

    предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении,

    местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или

    гимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой

    области - академия.

    В плане содержания образования этот принцип последовательного

    изучения наук был облечен в идею «пансофии» (всеобщей мудрости). Каждый

    возраст способен обьять пансофические знания на своем уровне возможного, и

    исходя из этого, Коменский определяет примерное содержание «материнской

    школы», «школы родного языка», «латинской школы», и на основе этого создает

    учебники.

    Конечно, говорит Коменский, не каждый склонен и способен одолеть весь

    путь к пансофиии, тем более, что академия предполагает специализацию в том

    роде занятий, к которому «предназначила природа». Однако первые две ступени

    – тот минимум, который необходим любому, чтобы в детстве были заложены

    основания для разумной, нравственной и благочестивой жизни.

    Обосновывая идею школы родного языка, Коменский постоянно имеет в

    виду природосообразность развития ребенка. Естественными стремлениями и

    условиями жизни человека аргументирует Коменский необходимость в школе

    родного языка начал родиноведения, граждановедения.

    Столь же естественно и необходимо, считает Коменский, в латинской

    школе является наличие «класса этики», в котором рассматривается «сам

    человек с действиями его свободной воли как владыка вещей», а также

    изучение «стрежневого предмета истории», знание которой «как бы освещает

    всю жизнь», история естествознания, история изобретений, история морали,

    история религиозных обрядов у разных народов, всеобщая история (но все-таки

    преимущественно история своего отечества).

    «Семь свободных искусств», эти традиционные учебные предметы

    средневековой школы, Коменский дополняет основами наук нового времени. Все

    содержания общего образования обращаются к человеку – его целостному

    мировосприятию, гармонии его стремлений и способностей «знать, уметь,

    действовать, говорить».

    Процессуальная сторона обучения у Коменского выражается в поиске

    «естественного (природосообразного) метода», который ориентирован на

    целостную личность ученика, на мотивационную сферу, на разностороннюю

    работу интеллекта, на «живое знание», а не традиционную «книжную ученость»,

    которую ученик брал памятью и напряжением воли.

    Гуманизм и нравственное воспитание в трудах Яна Коменского

    Духовный мир Коменского, человека энциклопедически образованного, -

    сложнейший оригинальный «сплав» воззрений античности и Возрождения,

    католической теологии и протестантизма, современного ему гуманитарного и

    естественнонаучного знания.

    Задачей каждого христианского государства, утверждал Коменский,

    должна стать «всеобщее образование юношества». Главное для него - избежать

    «соблазна» исторических условий того времени: низведения человека до его

    сословного облика, до орудия национально-государственных и религиозных

    интересов и целей, а его воспитания - до подготовки человека к выполнению

    его сословных ролей, социальных функций.

    Коменский обосновал демократическую и гуманистическую идею

    всеобщего, общечеловеческого воспитания, которая на протяжении не одного

    века была и остается «путеводной» в отстаивании всеобщего образования как

    неотъемлемого права каждого человека.

    В концепции Коменского человек помещен в «микромир», наделен властью

    над вещами и ответственностью за свою деятельность в «микромире». Трудовая

    практическая деятельность человека в той или иной сфере жизни общества –

    это «искусство», а путь к искусству - «научное образование», дающее знание

    об окружающем мире природы, общества, о делах и трудах общества человека.

    Человек сам является сложным миром, «микрокосмом». Его внутренняя

    жизнь – борьба добрых и злых начал, благонравия и пороков, в которой

    проявляют себя желания и страсти, управляющие волей. Направить природный

    дар - свободу воли - к истинно человеческому: разуму, нравственности,

    добродетелям – цели и задачи нравственного воспитания.

    Духовная опора человека находится в его внутреннем самостроительстве

    и в его деятельности в мире – в стремлении «жить точно перед очами Бога»,

    «ходить перед Богом», «осуществлять свое предназначение в земной жизни и

    готовиться к жизни вечной».

    Христианско-антропологическая концепция человека, как базовая в

    педагогической системе Коменского, обусловила гуманистический характер всей

    системы. Цель воспитания определена на основе признания самоценности

    человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания доминирует духовно-

    нравственная направленность развития личности.

    Педагогическая система Коменского – это «строгая» педагогика, она

    предполагает отношение к воспитаннику как сознательному, деятельному,

    ответственному в своих мыслях и поступках существу, она утверждает идею

    педагогической деятельности как сложнейшего из всех искусств развития

    человеческого в человеке. Педагогическая система Коменского оптимистична,

    пронизана светом веры в возможности человека и возможности воспитания, в

    перспективы разумного «общежития человеческого», объединения «возвышенных,

    мужественных, великодушных людей».

    В иерархии задач воспитания высшие ступени Коменский связывал с

    непосредственным обращением к внутреннему миру человека, воспитанием его

    духовности. Ценностным отношением к знаниям пронизан весь образовательный

    процесс.

    На каждой возрастной ступени вводятся этические и теологические

    представления и правила, нормы поведения, назначение которых – одухотворить

    внутреннюю жизнь ученика ценностным отношением к людям, к самому себе. В

    системе ценностей, необходимых гуманной личности, Коменский специально

    выделил «кардинальные добродетели», выношенные в христианской этике

    средневековья, истоками уходящие в философию Платона: мудрость,

    умеренность, мужество, справедливость.

    В искусстве развивать и возвышать духовность человека Коменский

    стремился к формированию нравственности и благочестия – непрестанной

    духовной жизни и практической деятельности человека: «Добродетели учатся,

    постоянно осуществляя честное».

    В таком ключе - человек сам выстраивает свой внутренний мир –

    предстают «шестнадцать правил искусства развивать нравственность».

    Воспитатель ориентирован на стимулирование самодисциплины растущего

    человека (сдерживание влечений, обуздывание нетерпеливости, гнева и т.п.),

    нравственных стремлений (справедливость по отношению к другим людям,

    готовность уступить, услужить, оказать пользу своими услугами возможно

    большему числу людей и др.). Его инструментами являются и наставление, и

    «примеры порядочной жизни», и упражнения, главное же – организация

    упорядоченной, разнообразной, нравственно направленной деятельности,

    деятельности достаточно длительной, чтобы заложить привычки к труду,

    полезным занятиям, которые противостояли бы лени, праздности и безделью.

    Кладези нравственной мудрости и благочестия для воспитателя и для

    воспитанника – священное писание и размышления великих людей. «Почему и как

    нужно избежать зависти? Каким оружием защищать сердце от печалей и всяких

    человеческих несчастий? Как умерить радость? Каким образом сдерживать гнев

    и умерить преступную любовь?» – приведя этот перечень вопросов, Коменский

    ориентирует учителя на стимулирование напряженной, нравственно направленной

    сознательной внутренней жизни воспитанников, в которой он пытается

    преодолеть слабости и пороки, противостоять разрушительной силе негативных

    чувств, влечений, сохранить душевное равновесие.

    При этом определенно и четко обозначены и «предъявлены» требования к

    человеку как духовно-нравственному существу. Для гуманиста Коменского это

    отнюдь не проявление авторитарности, насилия над личностью. В его

    антрополого-педагогической концепции, за человеком, «образом подобным

    Божьим» всегда остается право свободного выбора между добром и злом. В то

    же время воспитание призвано максимально помочь определиться в нравственной

    позиции, «предохранить молодежь от всех поводов к нравственной

    испорченности», научить «преодолевать самих себя».

    В этой связи и в учении о школьной дисциплине, «искусстве проявлять

    строгость», доминируют установки на самодисциплину, на такую строгость,

    которая бы пользовалась лаской и обращалась в любовь, а главное на создание

    в школе атмосферы «искреннего и открытого расположения», «господства

    бодрости и внимания как у учащих, так и у учащихся», «любви и радостной

    бодрости», когда не требовалось бы делать что-то против воли, по

    принуждению, а давалось бы все самостоятельно и добровольно, когда ученики

    любили и уважали бы своих воспитателей, «охотно позволяли вести себя туда,

    куда подобает,… и сами к тому же стремились».

    В общем, педагогическую систему Коменского возможно представить как

    гуманистическую модель педагогического процесса, цель которого является

    ценностно-направленное и целостное развитие природных сил и способностей

    растущего человека.

    Цель реализуется в организации жизнедеятельности воспитанников в

    нравственно здоровой, духовно богатой, стимулирующей разностороннее

    развитие среде: в системе разнообразных видов деятельности, соответствующих

    природосообразному развитию сил и способностей, человеческому в человеке, в

    системе гуманных отношений между воспитанниками, отношений взаимодействия

    педагога и учащихся как субъектов педагогического процесса, в нарастающей

    субъектности воспитанников, что переводит цель и задачи педагогического

    процесса в их собственные цели и задачи, а воспитание «перерастает» в

    самовоспитание.

    Результат педагогического процесса – достигнутый воспитанником

    уровень его личностного индивидуального развития, включая самосознание,

    самоопределение, потребности и способности к дальнейшему саморазвитию,

    самообразованию, самовоспитанию. Свобода развития личности воспитанника

    обеспечивается равными для каждого возможностями саморазвития,

    «ненасильственным» педагогическим влиянием. Эта модель отчетливо выявляется

    в образцовых, высокоэффективных воспитательных системах прошлого,

    органически вписывается в современные поиски гуманизации школы, что

    свидетельствует об универсальности педагогических открытий Коменского.

    Дидактические принципы Яна Коменского

    В педагогической литературе различают дидактические (общие) принципы

    обучения и методические (частные) принципы обучения. В дидактическом учении

    Коменского важнейшее место занимает вопрос именно об общих принципах

    обучения, или дидактическими принципами.

    Коменский впервые в истории дидактики не только указал на

    необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность

    этих принципов:

    1) принцип сознательности и активности;

    2) принцип наглядности;

    3) принцип постепенности и систематичности знаний;

    4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

    Итак,

    1) Принцип сознательности и активности

    Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не

    пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и

    основательно усваивают знания и навыки. Там, где отсутствует

    сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует

    формализм.

    Коменский разоблачил господствовавший на протяжении многих столетий

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.