МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного языка

    и т. д. По характеру использования можно выделить пять типов культурных

    образцов: шаблон, ограничение, способ, символ и ценность. По уровню

    сложности выделяют элементарные, культурные и конструктивные образцы, хотя,

    в общем, все их можно отнести к разряду общечеловеческих образцов, или

    ценностей [96]. Ценности пронизывают буквально все сферы общественной

    жизни, все социальные структуры и отношения.

    В отечественной литературе наметились две трактовки природы ценностных

    явлений, основанные на диалектической триаде: «вещь – свойство –

    отношение». Одни авторы (А.Д. Александров, В.П. Тугаринов) полагают, что

    ценностями являются вещи и их свойства, которые нужны в качестве средств

    удовлетворения их потребностей и интересов. Именно из потребностей и

    интересов исходят люди в своей практической деятельности, создавая тем

    самым вокруг себя особого рода поле – поле заинтересованности. Предметы и

    явления, свойства которых затрагивают интересы людей, попадая в это поле,

    приобретают притягательную силу для отдельных личностей, больших и малых

    социальных групп. Иначе говоря, ценности – это «материальные и духовные

    явления, которые соответствуют интересам людей, удовлетворяют их

    потребности» [4,44].

    Другие исследователи, и их большинство, считают, что ценность есть

    отношение значимости объектов социального и природного мира для субъекта

    социальной практики (индивида, коллектива, общества). Ценность, по их

    мнению, зависит от свойства как субъекта, так и объекта, но не совпадает с

    ним. Она объективно задана практической деятельностью субъекта. Отражение

    этой объективной значимости в его сознании и есть оценка [110].

    Система ценностей в широком смысле слова – это внутренний стержень

    культуры, объединяющее звено всех форм общественного сознания. По мнению

    А.Г. Здравомыслова, ценности – это «обособившиеся в ходе развития самой

    истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства

    интересы»[44,166].

    Рассмотрение специфики, содержания и структуры общечеловеческих

    ценностей следует начать с введения ее первого элемента – субъекта

    ценности. Это, во-первых, природа как источник и условие жизни и ее

    духовного потенциала, выступающая в качестве самоценного субъекта, а не

    только условия и среды межсубъектных отношений. Во вторых, человек и любая

    общность: семья, социальная группа, школьный класс, группа, нация,

    народность, общество. Отдельный человек в этих отношениях предстает как

    индивид, личность, гражданин. На это наслаиваются различные типы отношений:

    межличностные, межвозрастные, межполовые, наконец, межнациональные.

    Вторым исходным элементом является объект – носитель ценности. Это, во-

    первых, природа не только как источник жизни, самоценный субъект и среда

    обитания, но и как непосредственный объект – посредник межчеловеческих

    отношений. Во-вторых, им может быть лишь такое явление, событие, факт,

    идея, которые приобретают в процессе оценки их субъектом положительную или

    отрицательную значимость. Эта значимость и делает объект оценки носителем

    соответствующих экономических, политических, правовых, моральных,

    нравственных, религиозных или эстетических ценностей [28,57].

    Анализ литературы дает основание считать, что ценность выражает

    человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам

    человеческого бытия, человеческого сосуществования, характеризует

    человеческое измерение общественного сознания. О том, что общечеловеческие

    ценности являются ценностями индивидуального субъекта, прекрасно сказал В.

    Днепров: «Нравственность должна утвердиться в душе каждого отдельного

    человека, она должна многократно реализоваться внутри каждой личности

    [39,173].

    Разработанной и общепринятой концепции общечеловеческих ценностей нет

    ни в западной литературе, ни в отечественной, хотя некоторые аналоги в виде

    «общечеловеческого», «вечных, универсальных начал» и т.д. имеют давнюю

    традицию в истории множества современных наук. Общечеловеческие ценности –

    одно из наиболее часто встречающихся ныне словообразований, постоянно

    попадающих в наше поле зрения на страницах газет и журналов. По мнению Р.

    Соколова, общечеловеческие ценности – это идеал, символ, образец,

    регулятивная идея, и в таком качестве они имеют право занимать

    соответствующее место в нашем сознании и мировоззрении. В этом смысле

    «общечеловеческие ценности не являются просто выдумкой, пустой мечтой – за

    ними глубоко пережитый исторический опыт человечества, его потенции и

    устремления» [124,55].

    Функционирование ценностей – это их воздействие на человеческую

    деятельность, человеческое поведение, общественную жизнь, развитие

    культуры. Понятно, что воздействие это осуществляется и проявляется по-

    разному, в зависимости, с одной стороны, от характера того или иного вида

    ценностей – религиозных или эстетических, нравственных или художественных,

    с другой – от особенностей аксиологического субъекта – индивидуального или

    совокупного, той или иной социальной группы или человечества в целом,

    наконец, от того, функционирует ли ценность внутри духовного мира субъекта,

    влияя так или иначе на его целостное сознание, деятельность или поведение.

    Множество подходов к определению специфики и содержания

    общечеловеческих ценностей располагаются, так или иначе, между крайностями

    субъективно-релятивистских и объективно-абсолютистских концепций.

    Представители первой из них выводят ценность из биопсихологической природы

    человека, считая индивидуальные желания, потребности и интересы исходным и

    единственным источником ценностей, а их переживание человеком – основным

    способом их бытия. Ценности, с этой точки зрения, есть лишь «факты чувства,

    желания, удовлетворения, решения, и для них нет места в мире вне центров

    опыта»[164,210].

    Сторонники второй, объективистской, группы аксиологических концепций

    считают, что ценности объективны и абсолютны и представляют собой идеальные

    сущности, которые находятся за пределами реальности, вне пространства и

    времени. Эти ценности не зависят от сознания и опыта человека, представляя

    для людей лишь абсолютные принципы общезначимости и долженствования. Этой

    концепции придерживались М. Шелер, Г. Риккерт, В.С. Соловьев, С.Л. Франк и

    др. Они пытались определить составляющие структуры теории ценностей.

    Наиболее точно основные моменты этой теории отметил Н.О. Лосский. Во-

    первых, это включение в состав ценности бытия переживания, значения и

    идеала в отличие от концепций, сводящих ценность лишь к одному из этих

    элементов. Во-вторых, они входят в содержание и культуру ценности не как

    рядоположенные, а иерархично целеустремленные от бытия к идеалу, что,

    собственно, и делает их элементами ценности. И в-третьих, только такое, «не

    статичное, а внутренне напряженное, динамичное функционирование ценностей в

    эволюции всего сущего к абсолютной полноте жизни и определяет их в качестве

    основания и ядра человеческой культуры» [72,274-275]. Таким образом, даже

    очень краткий обзор наиболее значительных аксиологических концепций

    показывает, что из всех явлений, связанных так или иначе с ценностями, к

    определению их специфики имеют отношение лишь такие, как «значимое»,

    «желаемое», «должное», «норма», «цель», «идеал», в отличие, скажем, от

    понятий «отношение» или «переживание», неспецифичных для ценности.

    1.2. Формирование общечеловеческих ценностей как психолого-

    педагогическая проблема

    Проблема человека всегда была главной проблемой философии, подобно

    тому, как понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики.

    Сегодня практические задачи педагога определяются не только передачей

    знаний, умений и навыков, но и выявлением и развитием всех сущностных сил

    ребенка, во внушении воспитанникам сознания собственной неповторимости, в

    побуждении их к самовоспитанию [55].

    В настоящее время получила развитие теория личностно-ориентированного

    образования. Она направлена на воспитание человека, способного жить среди

    людей по законам добра, справедливости, любви и т. п. – то есть всего того,

    что вписывается в понятие общечеловеческих ценностей. Поскольку речь идет о

    человеке, становлении его личности, закономерно встает вопрос о

    приоритетных соотношениях обучения, развития и воспитания. Раньше мы

    говорили об обучении и воспитании, сегодня главное – обучение и развитие.

    Ведь воспитание – это тоже развитие личности, особенно в нравственном

    аспекте. И в нынешних условиях следовало бы говорить не столько о

    воспитании, сколько о самовоспитании. «Ребенок делает себя сам, а мы – его

    помощники, в зависимости от нашего профиля. Психологические механизмы

    развития действуют через предмет деятельности. Самым мощным средством

    развития, а, следовательно, и воспитания является учебная деятельность»

    [17,75].

    Культура как фактор преемственности накопленного человечеством опыта,

    социальных и нравственных ценностей оперирует понятием «справедливость»,

    «красота», «добро» и т.д. Она определяет ведущие ценностные категории для

    всех поколений. Культура не может существовать вне и помимо человека.

    Богатство его способностей, форм общения и видов деятельности направлено на

    создание различных ценностей. Одна из особенностей культуры в том, что

    обладая множеством ценностей, она объективно дает возможность человеку при

    их приятии сделать самостоятельный выбор. Государство по своим социальным

    функциям может стимулировать те способы и средства, которые с самого

    раннего возраста приучают ребенка уметь делать целесообразный выбор [21].

    В современном образовании происходит ориентация на индивида, на

    развитие личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного

    обновления как общества в целом, так и отдельной личности. Нас интересует

    воспитательно-образовательный аспект культуры как основы сохранения

    общечеловеческих ценностей в традициях народа и передачи их детям в тесной

    взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего развития всего общества в целом

    и отдельно взятой личности. Именно поэтому в современной педагогике

    особенно обострилось внимание к культуре как фактору социального развития.

    Многие ученые приходят к выводу, что духовные и социокультурные признаки

    конкретного народа или отдельного региона оказывают существенное влияние на

    развитие всего общества. Р. М. Чумичева отмечает, что «индивидуально-

    творческое развитие личности невозможно вне связи ребенок и культура.

    Именно культура выступает связующим фактором между социальным и

    генетическим в личности, делает человека членом цивилизованного

    общества.[108,14].

    О значимости соприкосновения с миром культуры, создающей уникальное

    первоначальное образование и направляющей развитие внутреннего мира

    ребенка, говорили Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.В. Гусева А.В. Запорожец

    и другие.

    Одним из главных призваний отечественного образования является, по

    нашему убеждению, «создание у подрастающих поколений фундаментальных начал

    тех ценностей, которые традиционно выступают в роли имеющих непреходящее

    значение стимулов человеческой жизни и деятельности» [103,89]. И.Б. Котова

    и Е.Н. Шиянов в центре аксиологической концепции выделяют ценностное

    мышление, обеспечивающее человеку понимание ценности всего мира и каждого

    человека в нем. Система ценностей, образующих аксиологический аспект

    педагогического сознания, включает:

    1) ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной

    сфере;

    2) ценности, удовлетворяющие потребности в общении;

    3) ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности;

    4) ценности, позволяющие осуществить самореализацию;

    5) ценности, дающие возможность удовлетворения практических

    возможностей [63,24].

    Проблемам воспитания на всех этапах развития российского образования

    придавалось первостепенное значение. «Главное дело воспитания как раз в том

    и заключается – писал С.Л.Рубинштейн,- чтобы тысячами нитей связать

    человека с жизнью – так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи,

    для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в

    решение которых он включается [112].

    В российском обществе большую популярность всегда имели концепции

    «разумного воспитания». Представления о воспитании связывались с идеями

    «служения Отечеству и личной свободы воспитуемых, с целью привития учащимся

    уважения к человеческому достоинству и истине. Продолжая традиции

    отечественного духовно-нравственного воспитания, В.А.Сухомлинский понимал

    его как главный труд души ребенка, направленный на формирование внутреннего

    плана сознания через усвоение внешних действий с предметами и социальных

    форм общения. Традиция воспитания общечеловеческих ценностей своими корнями

    уходит в глубинные истоки человеческой культуры. Это и Протагор («мера всех

    вещей – человек»), и Сократ (определил и обобщил такие понятия, как

    «доблесть», «справедливость» и т.д.), и Платон, который отдавал

    предпочтение «воспитанию ума, чувств и воли», и Аристотель, призывавший к

    воспитанию мужества, выносливости, справедливости, высокой

    интеллектуальности и моральной чистоты. Педагог – гуманист И.Г. Песталоцци

    большое внимание уделял воспитанию у детей «истинной человечности» и

    «деликатной любви к людям» в единстве с другими сторонами воспитания

    [92,12]. В отечественной педагогике XVII-XIX в.в. эта традиция связывается,

    прежде всего, с трудами В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и

    других, которые относили к основным качествам индивида – уважение

    человеческого достоинства. Гуманные чувства они считали социальными и

    придавали им большое значение.

    Вопросы воспитания, к сожалению, пока еще решаются плохо. И подлинная

    причина – не в неумении учителей, их низкой профессиональной компетенции, а

    в том, что «в нашем российском доме так и нет согласия в ценностях, на

    которых можно и нужно воспитывать молодежь»[83,4].

    Прав был известный русский философ И.А.Ильин, говоря, что «образование

    без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей

    полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков,

    напористых и беззастенчивых карьеристов, оно… развязывает и поощряет в

    человеке волка» [49,309]. Именно эта проблема стоит перед современным

    российским учительством.

    Цель ценностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревская

    определяет как «воспитание целостного человека культуры, имеющего

    взаимосвязанные природную, социальную и культурную сущности» [17,73]. Е.В.

    Бондаревская выделяет следующие понятия, характерные для воспитательного

    процесса:

    а) воспитание гуманной личности (милосердие, добродетель и т.д.);

    б) воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания,

    самостоятельность принятия решений и т.д.);

    в) воспитание человека культуры (знание родного и иностранных языков,

    литературы, истории интеллигентность и т.п.);

    г) воспитание творческой личности (жизнетворчество, развитый интеллект,

    знания, умения, навыки и т.п.);

    д) воспитание духовной личности (потребность познания, потребность в

    красоте и т. д.);

    е) воспитание нравственной личности (честь, достоинство, совесть,

    понятие о долге, уважение человеческого достоинства и т. д.) [14,10-11].

    И.С. Артюхова утверждает, что общечеловеческие ценности должны стать

    основой всех школьных предметных методик. Главная особенность ценностно-

    ориентированного содержания образования состоит в том, что оно не может

    задаваться в отрыве от процессуальной формы его существования – методики,

    технологии, формы и т.д. Кроме задаваемых извне стандартных компонентов, в

    содержание ценностно-ориентированного образования включаются эмоционально-

    ценностные, личностные элементы, которые неотрывны от самого процесса

    обучения с присущим ему межсубъектным общением. Таким образом, содержание

    учебных занятий должно складываться из научного и культурного опыта,

    существующего до и независимо от процесса обучения, т.е. в виде учебно-

    программных материалов (образовательный стандарт) и личностного опыта.

    Особая функция образования состоит в том, что своим содержанием оно

    закладывает базовые, фундаментальные основы свободной творческой личности,

    человека культуры, нравственной, духовной, экологической, эстетической,

    экономической и других ее сторон. А для этого, как справедливо отмечают В.

    Болотов и А. Малышевский, необходимо «осмысление образования в контексте

    жизни человека, приобщающегося к культуре, обретающего возможность для

    реализации своих сущностных сил» [13,12]. Контекст жизни, по мнению этих

    авторов,- это контекст духовно – нравственного развития ребенка. А

    образование лишь оказывает влияние на развитие через его механизмы.

    По мнению В. Караковского, семья и школа должны привить ребенку не только

    эстетическую культуру, но и «культуру мира». Передача знаний о мире и

    становление отношений к этому миру – два самых широких процесса,

    организуемые обществом и педагогами во имя подготовки молодого поколения к

    жизни в обществе. Мирное сосуществование различных людей является в

    настоящее время проблемой очень актуальной. К сожалению, дети уже с первых

    лет жизни встречаются с такими понятиями как «вражда, борьба, война,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.