МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного языка

    стрельба» и т.п.

    Изученная и проанализированная философская и психолого-педагогическая

    литература показывает, что проблема общечеловеческих ценностей и ее место в

    воспитании личности – одна из важнейших не только в современной

    педагогической науке, но она играла ведущую роль в истории мировой школы,

    начиная с Античности и Средних веков. Однако исследователи до сих пор не

    пришли к единому пониманию ценностей. В данной работе под общечеловеческими

    ценностями понимается идеал, символ, образец, регулятивная идея, впитавшие

    глубоко пережитый исторический опыт человечества, его потенции и

    устремления. Любая ценность имеет вид требования к поведению человека и

    фиксируется целой группой ценностных эквивалентов.

    В ходе исследования были выявлены пути передачи ценностей, главным из

    которых является культура, как своего народа, так и народов других стран.

    Формирование ориентации школьников на общечеловеческие ценности может

    осуществляться только при условии учета их возрастных особенностей. Это

    повышает роль учителя в процессе формирования гуманистических ориентаций.

    1.3. Влияние возрастных и индивидуальных особенностей на процесс

    формирования общечеловеческих ценностей у подростков.

    Уже в глубокой древности понимали, что как физическое, так и

    умственное развитие тесно связаны с возрастом. Эта очевидная истина не

    требовала особых доказательств – чем больше живет человек на свете, тем

    крепче он становится; с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт,

    умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического,

    психического и социального развития. Конечно же, данное соответствие

    справедливо лишь в общем и целом, развитие конкретного человека может

    отклоняться в ту или иную сторону.

    Учет возрастных и индивидуальных особенностей является одним из

    основополагающих педагогических принципов, опираясь на который, учителя

    регламентируют учебную нагрузку , обосновывают и устанавливают объемы

    занятости детей различными видами труда, определяют наиболее благоприятный

    для развития распорядок дня, режим труда и отдыха, осуществляют выбор форм

    и методов учебно-воспитательной деятельности.

    После относительно спокойного младшего школьного возраста

    подростковый кажется бурным и сложным. Недаром С. Холл назвал его периодом

    «бури и натиска» Развитие на этом этапе , действительно, идет быстрыми

    темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования

    личности. И, пожалуй, главная особенность подростков - личностная

    нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и

    борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения

    взрослеющего ребенка. Анна Фрейд так описала эту подростковую

    особенность:»Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром

    Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни

    один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую

    преданность и самопожертвование…»

    Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо

    выделяется формирующееся у него чувство взрослости и «Я-концепция».

    Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и

    психологически, и социально. Но он стремится к взрослой жизни и претендует

    на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах,

    чаще всего – во внешнем облике, в манерах Еще совсем недавно свободно,

    легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в

    карманы и сплевывая через плечо У него могут появиться сигареты и

    обязательно – новые выражения Подражание взрослым не ограничивается

    манерами и одеждой. Подражание идет и по линии развлечений, романтических

    отношений.

    Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а

    образцы для подражания – не лучшими, ребенку полезно пройти через такую

    школу новых отношений, научиться брать на себя разнообразные роли. Но

    встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не

    только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это

    включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда ребенок

    интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь

    самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и

    ежедневных рутинных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается – младшему

    брату, уставшей на работе маме, больной бабушке.

    Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности,

    желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.

    Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть –

    учебы. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки,

    собственная линия поведения. Поскольку в подростковом возрасте все

    нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать

    противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально.

    Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые

    усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс»,

    предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со

    сверстниками. Интересно, что подростковый кодекс товарищества

    интернационален, так же, как книга А. Дюма «Три мушкетера», считающаяся

    подростковым романом, с ее девизом: «Один за всех, и все за одного». М.

    Аргайл и М. Хендерсон, проведя в Англии обширный вопрос, установили

    основные неписаные правила дружбы. Это взаимная поддержка; помощь в случае

    нужды; уверенность в друге и доверие к нему; защита друга в его отсутствие;

    принятие успехов друга; эмоциональный комфорт в общении. Важно также

    сохранять доверенные тайны, не критиковать друга при посторонних, быть

    терпимым к остальным его друзьям, не быть назойливым и не поучать, уважать

    его внутренний мир и автономию. Так как подросток во многом

    непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил,

    но от друзей ожидает его неукоснительного соблюдения.

    Наряду с чувством взрослости Д.Б. Элькониным рассматривается

    подростковая тенденция к взрослости – стремление быть, казаться и считаться

    взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не

    находит отклика у окружающих. Развитие взрослости в разных ее проявлениях

    зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться подросток, какой

    характер приобретает его самостоятельность – в отношениях со сверстниками,

    использовании свободного времени, различных занятиях, домашних делах.

    Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего

    подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребенок

    делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя,

    личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» -система

    внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Образы «Я»,

    которые создает в своем сознании подросток, разнообразны – они отражают все

    богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. представления о собственной

    внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных

    областях, о силе характера, общительности. Доброте и других качествах,

    соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» - так называемое реальное

    «Я».

    Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию

    когнитивного (познавательного) компонента «Я-концепции». С ним связаны еще

    два – оценочный и поведенческий. Для ребенка важно не только знать, какой

    он на самом деле, но и на сколько значимы его индивидуальные особенности.

    Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя «Я» - идеальное.

    При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей

    идеальное «Я» может слишком отличаться от реального. Тогда переживаемый

    подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением

    приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости,

    упрямстве, агрессивности.

    В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью,

    представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему «Я-

    концепцию». У части детей «Я-концепция» может формироваться позже, в

    старшем школьном возрасте. Но в любом случае – это важнейший этап в

    развитии самосознания.

    Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга - характерны для

    подросткового возраста. Считается, что подростковый возраст без увлечений

    подобен детству без игр. Именно в этот период у детей появляется

    потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. В принципе

    она может быть реализована и в учебной деятельности. По мнению Д.Б.

    Эльконина, младший подростковый возраст сензитивен к переходу учебной

    деятельности на более высокий уровень. Учение может приобрести для ребенка

    новый личностный смысл – стать деятельностью по самообразованию и

    самосовершенствованию.

    Как правило, увлечения имеют неучебный характер. Пересекаться со

    школьным обучением могут только увлечения интеллектуально-эстетические и то

    не все. На интеллектуально-эстетические увлечения внешне похожи так

    называемые эгоцентрические. Телесно-мануальные увлечения связаны с

    намерением укрепить свою силу, выносливость. Накопительские увлечения –

    прежде всего коллекционирование во всех его видах. Самый примитивный вид

    увлечений – информативно-ком муникативные увлечения. В них проявляется

    жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей

    никакой критической переработки.

    В подростковом возрасте не только бурно увлекаются разнообразными

    делами, но и столь же эмоционально общаются со сверстниками. Общение

    пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на

    неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в

    этот период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное

    и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба –

    сложное, часто противоречивое явление. В дружеских отношениях подростки

    крайне избирательны. Но их круг общения не ограничивается близкими

    друзьями, напротив, он становится шире, чем в предыдущих возрастах. У детей

    в это время появляется много знакомыхи, что еще более важно, образуются

    неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не

    только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы

    развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от

    группы подросток и что он может ей дать, зависит от уровня развития группы,

    в которую он входит. В этот возрастной период детей так тянет друг к другу,

    их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой

    «реакции группирования».

    Еще одна значимая сфера отношений подростков - отношения со

    взрослыми, прежде всего, с родителями. Влияние родителей уже ограничено –

    им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном

    возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно

    наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в

    вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой, современной музыкой

    и т.д. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем,

    нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции

    родителей.

    В тоже время для подростков характерно стремление к эмансипации от

    близких взрослых. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении,

    они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в

    правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период,

    зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и

    возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего

    ребенка. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за

    родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей

    и т.д.

    В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое

    рефлексивное мышление. Особенности теоретического рефлексивного мышления

    позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и

    логические противоречия в суждениях. Без высокого развития уровня

    интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к

    абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам.

    Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные

    теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир.

    Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано

    с интеллектуальным развитием.

    В это же время происходит дальнейшая интеллектуализация таких

    психических функций, как восприятие и память. Связано с общим

    интеллектуальным развитием и развитие воображения. Сближение воображения с

    теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают

    писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т. п.

    Подростковый возраст – трудный период полового созревания и

    психического взросления ребенка. В самосознании происходят значительные

    изменения: появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым

    человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста.

    Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться

    взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы

    своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме

    стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении

    со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-

    личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в

    неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга

    увлечения.

    По выражению Л.С. Выготского, «в структуре личности подростка нет

    ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Личностная

    нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки

    стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе,

    хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и

    меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется

    склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У

    подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые,

    подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое

    целое, образуя на границе ранней юности «Я-концепцию», которую можно

    считать центральным новообразованием всего периода.

    Вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод: подростковый

    возраст можно рассматривать как период закрепления очень важной личностной

    характеристики ребенка, которая, становясь достаточно устойчивой,

    определяет его успехи в различных последующих видах деятельности. И одним

    из таких видов деятельности является изучение иностранных языков.

    1.3. Возможности содержания иностранного языка в формировании

    общечеловеческих ценностей у подростков.

    Создание общеевропейского дома, расширение экономических, политических

    и культурных контактов, совершенствование системы народного образования

    выдвигают требования к такой организации учебного процесса, которая будет

    активно способствовать формированию и развитию личности школьника.

    Личность являет собой средоточие многообразных черт характера, общих и

    частных способностей. Взаимопроникая друг в друга, они смыкаются в реальное

    единство личности [111].

    Образование и воспитание с личностной ориентацией подразумевает

    использование многообразных вариантов и моделей развития личности учащихся

    с учетом их природно-личностного потенциала. Развитие личностного начала

    подростков, их воспитание будет более эффективным, если оно «будет

    интегрировано и вписано в контекст культуры» (6,142), и учащиеся будут

    активно овладевать лучшими образцами как национальной культуры своей

    страны, так и мировой цивилизации. Познавая ценности культуры, ребенок

    приобретает знание о том, кто есть человек и каково его назначение на

    Земле, что представляет собой мир как множество связей, сущностей вещей.

    Развитие личности подрастающего человека, его мотивационно-

    потребностной, нравственной сферы наиболее активно проходит в деятельности

    по усвоению норм взаимоотношений между людьми, морально-этических, духовных

    ценностей. По словам П.А. Флоренского, именно культура есть среда, растящая

    и питающая личность. При этом, большая роль в развитии личности подростков,

    их нравственном становлении отводится познанию и осмыслению народной

    культуры. Осознание себя как части истории своего народа, мирового целого

    делает человека духовно богаче.

    Общечеловеческие ценности представлены в обычаях и традициях

    каждого народа. Народные традиции – это механизм сохранения и передачи

    социального опыта подрастающим поколениям, с их помощью происходит

    вхождение ребенка в социум, подготовка к самостоятельной деятельности.

    Ядром народных традиций выступают общечеловеческие ценности, преломленные

    через специфику образа жизни народа, связанную с национальными, природными,

    социально-экономическими, культурными и другими особенностями.

    Традиции – это неотъемлемая часть этнического сознания. Наиболее ярко

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.