МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного языка

    они проявляются в материальных и духовных ценностях этноса, произведениях

    народного творчества, художественно-прикладном искусстве. Роль народных

    традиций в педагогическом процессе трудно переоценить. Еще Е.Д. Ушинский

    отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть

    народным, должно быть пронизано народностью» [131,162]. Актуальны для

    организации педагогического процесса мысли великого педагога о большом

    влиянии характера национальных особенностей, культуры народа на воспитание.

    Духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-этнические

    нормы выступают ведущими факторами воспитательного процесса, оказывают

    огромное влияние на формирование личности подрастающего человека. Народное

    творчество, искусство, игры и другие средства воспитания, используемые

    народом, его национальные духовно – нравственные ценности формируют у

    подрастающих поколений лучшие человеческие качества.

    Проблемы народной педагогики отражались в работах педагогов разных

    времен. Так, еще А.Я. Коменский изучал народные традиции воспитания и

    включал их в свою педагогическую систему. В России мысли о связи между

    традиционной культурой народа и системой воспитания подрастающего поколения

    высказывал К.Д. Ушинский. Дальнейшее развитие эти идеи получили у педагогов

    других народов России - И. Марджани, Б. Гасиринского, К. Настири, С.

    Михайлова, И. Михеева, И. Яковлева, Д. Банзарова и др.[89,466].

    Роль народных традиций в педагогическом процессе исследуется и в

    современной педагогической литературе. Изучаются и анализируются

    возможности использования народных традиций в подготовке детей и подростков

    к освоению нравственного, трудового, эстетического опыта поколений (В.Ф.

    Афанасьев, Г.Н. Волков, М.Б. Гуртуева, З.М. Магомедова и др.), их роль в

    духовном становлении личности (Г.С. Виноградов, Н.А. Константинов, Е.Н.

    Медынский, В.З. Смирнов, М.Ф. Шабаева и др.). Социальный аспект воспитания

    на народных традициях рассматривается через анализ целей, содержания, путей

    передачи опыта (В. Бальжиев, А.Ш. Гашимов, Ж. Доржиева, Т.К. Искаков, Я.И.

    Ханбиков, И.А. Шаров и др.).

    Большое внимание народной педагогике, вопросам освоения народных

    традиций уделяют и конкретные методики преподавания той или иной

    дисциплины. В первую очередь это относится к дисциплинам гуманитарного

    цикла. Среди них особое место занимает обучение иностранным языкам. Одной

    из основных задач в обучении иностранным языкам является приобщение

    учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других

    народов мира. Дети подросткового школьного возраста воспринимают информацию

    о народных традициях и культуре других стран наиболее продуктивно.

    Исследования, проводившиеся в Канаде, подтверждают, что дети, изучающие

    иностранные языки, более восприимчивы к культуре других народов, чем те,

    кто их не изучает [172,118]. Подростки не только открыты для восприятия

    людей, отличающихся от них самих [159],[169], но именно в этот период (от

    11 до 15 лет) возникает критическое отношение к мировым культурным

    ценностям [173,27].

    В системе школьного образования возможности учебного предмета

    «Иностранный язык» уникальны. В процессе овладевания иностранным языком

    развиваются как интеллектуальные, речевые, эмоциональные способности

    учащихся, так и личностные качества: интересы, воля, ориентация в

    общечеловеческих ценностях. Иностранный язык является действенным средством

    изучения культурного наследия своего народа и народов стран изучаемого

    языка, это способ, помогающий «ввести детей в мир другой культуры» [100,8].

    В.В. Сафоновой принадлежит философское обоснование социокультурного

    подхода к языковому образованию. Согласно этому подходу иностранный язык

    рассматривается не только как средство коммуникации, но и как инструмент

    познания мировой культуры, национальных культур народов стран изучаемых

    языков и их отражения в образе и стиле жизни людей, духовного наследия

    стран и народов, их историко-культурной памяти, способа достижения

    межкультурного понимания [115,4]. Анализируя учебные функции иностранного

    языка, В.В. Сафонова подчеркивает, что на современном этапе развития

    необходимо обучать иностранному языку «как средству межкультурного общения

    в изучаемых сферах человеческой деятельности, взаимопонимания народов,

    стран, социальных систем и обобщения достижений национальных культур в

    развитии общечеловеческой культуры, обогащения духовными ценностями,

    созданными различными народами и человечеством в целом…» [114,20]. Язык

    выполняет как коммуникативную, так и кумулятивную функцию, поэтому обучение

    иностранному языку сопровождается проникновением в культуру его носителей.

    Ряд исследователей подчеркивает, что обучение иноязычной культуре

    должно быть сопоставительным процессом, включающим ссылки на родную

    культуру, «диалогом между двумя образами жизни и мыслей» [161,26], для

    которого характерно отношение культуры к культуре как равноправной,

    равноценной, интересной и нужной благодаря ее уникальности [51]. По теории

    усвоения иноязычной культуры, результатом этого процесса становится

    продуктивный, когнитивный, перцептивный и эмоциональный синтез [167],

    происходит «воспитание диалектического отношения к стране и народу, язык

    которого изучается» [88,7].

    Овладение иной культурой необычайно важно и для того, чтобы учащиеся

    имели возможность рассматривать свою культуру не как единственно возможный

    способ видения мира, а понимали бы соотношения культур разных народов и

    всей мировой цивилизации.

    Изучение культуры другого народа дает возможность понять ее, а через

    восприятие и понимание иноязычной культуры совершенствуются знания о своей

    собственной. Х. Гунфельд отмечает, что понимание иноязычной культуры

    невозможно без того, чтобы сначала не увидеть нового в своей [156]. Самым

    «желанным» результатом изучения культуры другого народа, по мнению Н.

    Брукса, является новое, более глубокое понимание родной [151], и происходит

    осознание своей принадлежности к великой русской культуре.

    Культуру нельзя себе представить без народного искусства, которое

    раскрывает истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его

    моральные и эстетические ценности, поэтому так велико его воспитательное

    значение. М.С. Каган отмечал, что искусство выступает моделью жизни мира.

    Говоря о культуре и искусстве, Н.К. Рерих видит в них истинные ценности

    человека, которые должны сохраниться и доноситься последующим поколениям

    несмотря ни на какие потрясения. Особое внимание он уделял искусству как

    методу воспитания, образования, развития в детях высокого нравственного

    чувства.

    Психолого-педагогические исследования подтверждают, что дети очень

    чутко воспринимают выразительные средства литературы и ценностные

    ориентации, которые она несет (Н.С. Карпинская, Э.П. Короткова, А. Мелик-

    Пашаев, В.С. Мухина, О.С. Ушакова, Р.М. Чумичева и др.) Слушая и читая

    народные сказки, поговорки, пословицы, знакомясь с народной музыкой, дети

    приобретают новые знания о жизни – о труде людей, о том, что ценит народ в

    человеке, а что порицает как понимает красоту, получают представление о

    добре и зле, усваивают мудрость народа, его уважение к человеку. Устное

    народное творчество – это громадный пласт культуры как национальной, так и

    мировой.

    Большое значение в языковом развитии подростков имеет приобщение к

    такой форме народного творчества, как пословицы и поговорки. В них заложен

    большой нравственный потенциал. Пословицы – крылатая мудрость народа,

    своеобразный учебник жизни. У каждого народа свои пословицы. И все они по-

    своему интересны, все мудры и поучительны, только рассказаны они на своем

    языке. В пословицах и поговорках в сжатой и точной словесной формуле

    заключен практический опыт народа, его миропонимание, и, главное,

    содержится отношение народа к окружающей действительности, представление о

    своем месте на земле, его ценностные ориентации. Как элемент народной

    философии пословицы создавались на протяжении столетий. Они передавались из

    уст в уста, шлифовались, совершенствовались, постепенно приобретая

    предельную лаконичность и выразительность.

    Восприятие пословиц зависит от того, насколько у человека развита

    способность к абстрактному мышлению и насколько он умеет применять

    результаты своих размышлений к конкретным случаям жизни. Восприятие смысла

    пословиц служит своего рода характеристикой уровня умственного развития

    подростка, а сами пословицы одновременно содействуют этому развитию. Но

    главное в пословицах – забота о нравственном воспитании, и почти все

    подчинено решению этой задачи. Мудрые пословицы помогают оценивать свои

    поступки и действия других людей, учат, каким должен быть человек в труде,

    трудолюбие рассматривается как лучшая характеристика нравственного облика.

    Большое влияние пословицы и поговорки могут оказать на формирование

    любви к родному краю, к тому, что человека окружает, что ему близко.

    Стремление к знаниям и обогащению новыми сведениями о природе и людях

    рассматривается в пословицах и поговорках как нравственный долг каждого.

    Работая с пословицами и поговорками, учащиеся обращают внимание на то

    значение, которое придается активному здоровому образу жизни. Забота о

    здоровье своем и других людей объявляется моральной обязанностью, одной из

    очень важных ценностей в жизни человека.

    Использование пословиц и поговорок на уроке предполагает интенсивную

    работу разума и чувства, Как правило, в пословицах, кроме хорошо видимого,

    есть и скрытый, внутренний смысл. Для того, чтобы понять его, нужно

    приложить определенные усилия, поразмыслить, привлечь весь свой опыт и

    знания. А это и является важным условием для нравственного воспитания,

    когда школьник должен сделать свой выбор, исходя из внутренней ценности, то

    есть того, что особо значимо для духовного развития человека.

    Пословицы и поговорки играют большую роль в обогащении языка, в

    развитии образного мышления и речи, в культурном и нравственном воспитании

    подростков. Они глубоки по мысли, воспитательную роль выполняют косвенными

    путями. Через переживания, соучастие, часто не выраженные словами, они

    развивают общечеловеческие качества. Ведь пословицы заключают в себе не

    только народную «модель воспитания», но и результат воспитания – «модель

    поведения» (И.Я. Яковлев).

    Не меньшую роль в воспитательном процессе на уроках иностранного языка

    играют песенки, потешки, «первертыши» и другие жанры народного творчества.

    В них содержится материал, который несет в себе высшие гуманистические

    ценности. Они оказывают активизирующее воздействие, являются средством

    социализации, помогают создать объективные условия для эффективного

    освоения и присвоения нравственного опыта многих поколений, признавая

    уникальность и неповторимость личности, ценность которой, по выражению Я.А.

    Коменского, дороже всех сокровищ, дороже золота и серебра, приобщают детей

    к истокам мировой культуры.

    Опора на гуманистические традиции народа – непременное условие успеха

    учителя, если он ставит перед собой задачу помочь учащимся в овладении

    общечеловеческими ценностями.

    ГЛАВА II

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У

    ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

    2.1 Технология формирования общечеловеческих ценностей у подростков в

    процессе изучения иностранного языка

    Основное положение ценностно-ориентированного образования касается

    педагогических технологий. Идея заключается в переходе от объяснения к

    пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от

    управления к самоуправлению. И здесь основная задача педагога – общение,

    взаимопонимание с учениками. Задачей воспитания в духе общечеловеческих

    ценностей является формирование соответствующей направленности личности.

    Г.Г. Сергеичева определяет направленность личности как «взаимодействие

    доминирующих отношений к людям, обществу, коллективу, труду, самому

    себе»[117,11]. Направленность личности как психическое образование состоит

    из трех взаимосвязанных компонентов: познавательного (знания, убеждения,

    взгляды), действенно-практического (умения, навыки, привычки, черты

    характера), эмоционально-волевого (стремления, чувства, потребности,

    интересы). Ценностные идеалы глубоки и многоплановы. Тем не менее, возможно

    выделить одну, главную характеристику общечеловеческих ценностей,

    проявляющуюся во всех других и являющуюся основой формирования ценностной

    направленности личности. Такой характеристикой является отношение к людям.

    Оно проявляется во всех других видах отношений [117].

    Реальная жизнь подростков не представляет собой чисто механической

    суммы отдельно взятых видов деятельности, а образует их взаимосвязанную

    систему, характерную для данного возраста, которая и отражает определенную

    схему отношений, формирующих определенные качества личности. При этом

    данная система деятельностей, в которые включается личность подростка,

    обусловливается закономерностями ее формирования, и задается взрослыми, как

    правило, педагогами и родителями. Психологи считают возрастную группу «11-

    15 лет» благоприятной для умственного развития и социальной подготовки

    ребенка. Пластичность природного механизма усвоения речи позволяет детям

    этой возрастной группы легко владеть навыками говорения на иностранном

    языке [5]. Иностранный язык в школе – это не занятия в традиционной форме,

    его цели и методы совсем другие: в обучении на первом месте стоят, прежде

    всего, межкультурные задачи. В учебном процессе используются все

    возможности, все элементы, которые доставляют детям радость, мотивируют к

    сотрудничеству и поощряют учебу. В процессе формирования у детей

    общечеловеческих ориентаций «исключительно важная роль принадлежит эмпатии

    - доверительной, искренней, доброжелательной атмосфере, задача создания

    которой должна стать первоочередной для преподавателя» [74,155].

    Основные задачи обучения иностранному языку детей подросткового

    возраста заключается в дальнейшем развитии у них интереса к языкам (как

    родному, так и иностранному), языковых способностей, навыков межличностного

    общения, умений самостоятельно решать элементарные коммуникативные задачи

    [34]. Уроки иностранного языка на данном этапе являются отличной

    возможностью для создания повышающих познавательный интерес личностных

    ситуаций, которые должны соответствовать следующим характеристикам:

    а) ценностно-смысловой аспект содержания (для школьника важна не сама

    грамматическая или лексическая структура, а то, чем она наполнена, при этом

    содержание обучения должно затрагивать интересы подростков и отвечать их

    потребностям в общении и познании);

    б) сотрудничество учеников и учителя (занятие рассматривается не как

    урок, а как организация совместного дела). Общение между наставником и

    воспитанником должно строиться как диалог-сотворчество, сотрудничество.

    Такой подход предполагает формирование способности видения «другого»

    [141,231].

    «В обучении происходит «встреча» культурно-событийного опыта,

    организатором которого является педагог, и индивидуального опыта учащегося.

    Культурно-событийный опыт – опыт, который возникает при включении элементов

    культурно-исторического опыта человечества (основ наук) в личностно-

    значимые для учащихся ситуации, события, формирующие их индивидуальный

    опыт» [109,8].

    Одно из направлений в обеспечении условий полноценного развития

    личности ребенка и формирования его культуры – изменение его учебного плана

    за счет включения в него новых учебных предметов, как обязательных, так и

    по выбору. В качестве примера можно назвать иностранные языки, этику,

    театральное мастерство, художественное мастерство и т.д. Вторым

    направлением является создание соответствующих направлений на всех уроках,

    заинтересованность преподавателей, умелое сочетание обучающих и

    воспитательных приемов при проведении всех без исключения уроков.

    При определении содержания личностной культуры учащихся 5 – 9-х классов

    мы исходили из тех ценностных основ отношения ребенка к действительности,

    которые должны быть сформированы у него к концу младшего школьного

    возраста, т.е. к 10 годам. Через отношение к природе, к предметам

    рукотворного мира, к явлениям общественной жизни, к окружающим людям и

    самому себе ребенок приобщается к широкому кругу общечеловеческих

    ценностей: красоте, доброте, истине, у него формируются собственные

    познавательные ценности, ценности переживания и преобразования (В.В.

    Давыдов).

    Опрос учителей (было опрошено более 50 человек) показал неоднозначность

    их отношения к проблеме воспитания подростков, отнесение ее на второй план.

    Это проявилось также в ходе изучения отчетов учителей за последние 5 лет.

    Основное педагогическое внимание направлено на освоение различных систем и

    методик обучения, новых предметных курсов, а вопросы воспитания учащихся

    отходят на второй план. При этом явно проявляется то, что называется

    вербализмом в воспитании: педагогические мероприятия ограничиваются

    беседами этического содержания, воспитательными мероприятиями шаблонного

    порядка. Успех учителя в формировании общечеловеческих ценностей у

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.