МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Педагогическое мастерство В.А. Сухомлинского

    то школьник не воспринимает уже ничего, даже самого трижды распрекрасного,

    которое его будет окружать и предлагаться. Прекрасное только тогда может

    восприниматься и быть прекрасным, когда ребенок эмоционально подготовлен к

    этому с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним.

    Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. «Тонкость ощущения

    человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость,

    сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека - все это

    постигается прежде всего в семье».

    Для ребенка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является мать.

    Мать - это не только тепло, уют, внимание. Это - мир солнца, любви, добра,

    ласки, весь мир в руках матери. И от того, каков он, этот мир, зависит,

    каким вырастет человек.

    При недостатке материнского внимания развитие ребенка всегда задерживается

    - психически, физически, интеллектуально, эмоционально. Некоторые психиатры

    полагают, что несколько месяцев лишения материнского влияния достаточно для

    того, чтобы в психике ребенка произошли изменения, которые уже нельзя

    полностью устранить в будущем. Для Сухомлинского культ матери - это

    результат серьезных раздумий о необходимости связи поколений, о передаче

    духовной культуры.

    «Учительская профессия, - писал Сухомлинский, - это человековедение,

    постоянное, не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир

    человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое,

    изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех

    корней, которые питают призвание к педагогическому труду. Я твердо убежден,

    что этот корень закладывается в человеке еще в детстве и отрочестве,

    закладывается и в семье, и в школе. Он закладывается заботами старших -

    отца, матери, учителя, - которые воспитывают ребенка в духе любви к людям,

    уважения к человеку». Именно так формировался педагогический талант самого

    В.А.Сухомлинского, источник которого - любовь к детям, глубокая вера в

    возможность воспитания каждого ребенка так, чтобы не нужно было потом

    исправлять допущенные в раннем детстве ошибки. Терпимость к детским

    слабостям, понимание тончайших побудительных мотивов и причин детских

    шалостей, чуткость, забота о ребенке - всю эту мудрость Сухомлинский вынес

    из собственного детства.

    Что лежит на поверхности, чаще всего не замечается. Казалось бы, чего

    проще, но мы, видимо, до настоящего времени не осознаем в полной мере роль

    того влияния, которое оказывает на формирование будущего человека

    обстановка в семье в раннем детском возрасте. А ведь то, каким вырастет

    человек, во многом определяется тем, кто держал ребенка на коленях, вел его

    за руку, пел песни и рассказывал сказки.

    Научные знания и знания человеческие

    Труд и культура, вся жизнедеятельность современного человека с каждым

    годом все больше зависят от уровня его духовности, нравственной позиции.

    Обучение не дает желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником

    на первое место цель: «Выучить, запомнить!». Чем в большей мере на первое

    место выдвигается эта задача, чем больше она захватывает внутренние силы

    ученика, тем дальше отходит на задний план задача нравственного воспитания.

    Вред зубрежки огромен - она невольно уничтожает основные идеи учебного

    предмета. Уповать только на формальное заучивание готовых формул, на

    простое увеличение идейного или нравственного содержания в изучаемых

    предметах и тем самым надеяться, что мы решим все задачи по формированию

    всесторонне развитой личности, было бы слишком большим упрощением. Подобное

    воспитание воздействует лишь на логическую, абстрактную систему мышления,

    не затрагивая область чувства и эмоций человека.

    Большая беда, считал Сухомлинский, если воспитатель не умеет выбирать из

    сокровищницы языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к

    сердцу ребенка, если в процессе воспитания норм морали и нравственности мы

    не вызываем положительных эмоций, подобных тем, которые появляются у

    человека от соприкосновения с чем-то близким и дорогим. Слово должно быть

    емким, иметь глубокий смысл, эмоциональную окраску, оно должно оставлять

    след в мыслях и душе воспитанника. Ведь если слова, пусть даже самые

    нужные и красивые, о высокой морали не вызывают эмоций, не волнуют, то они

    так и останутся пустыми звуками, благими пожеланиями. В том заключается

    мастерство воспитателя, чтобы разговор с воспитанником вызывал у

    последнего собственные мысли, переживания, побуждая к активной

    деятельности.

    В воспитательной работе важно и содержание материала, и тон разговора, и

    время этого разговора, и внешний вид учителя, и манеры его поведения. Слово

    учителя находит отзвук в сердцах учеников и становится их личным достоянием

    лишь тогда, когда «мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет

    воспитанников цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-

    этических принципов». Дети очень хорошо чувствуют фальшь слов, если они не

    соответствуют нравственному убеждению воспитателя. Они презирают того, кто

    пытается выдать темное за светлое, прикрыть мрачное темными словами.

    Сухомлинский подчеркивал: «Корень многих бед воспитания как раз в том, что

    зачастую питомца призывают следовать за знаменем, в то время, как это знамя

    никто не несет».

    Именно в этом В.А.Сухомлинский видит высшее предназначение педагога.

    Трудовое воспитание

    Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и

    умственного труда: умны, образованный, культурный человек любой труд делает

    более творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием,

    обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого

    коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех.

    Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А.Сухомлинского

    является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко

    раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность

    ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать

    для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют

    задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь,

    необходима искра.

    Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видит в неразрывной

    связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания - нравственного,

    эстетического, интеллектуального, физического. К этому выводу Василий

    Александрович пришел благодаря собственному труду.

    Заключение

    «На любви к детям держится мир». Сейчас уже трудно вспомнить, кто произнес

    эту фразу, но только точнее не скажешь о смысле человеческой жизни. Во все

    эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания.

    Василий Александрович Сухомлинский из их числа. «Что самое главное было в

    моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» - так писал он в главной

    книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название ее вовсе не красивый

    литературный оборот, а чистая правда.

    Все, что мы называем воспитанием, есть великое творчество повторения себя

    в Человеке.

    Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и учащегося, - это те

    тропинки, которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие

    дружбы, товарищества учителя и учащихся. Учителя и учеников должна

    объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог -

    руководитель и наставник. Воспитания без дружбы с ребенком, без духовной

    общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках.

    В своем последнем напутствии выпускникам Павлышевской средней школы, уже

    смертельно больной, В.А.Сухомлинский так говорил юношам и девушкам,

    вступающим в жизнь: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и

    лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть,

    перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше сего

    бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится

    мысль отступить, пойти по легкому пути».

    В этих словах весь В.А.Сухомлинский - гуманист, мыслитель, педагог.

    Список литературы

    1. Родчанин Е. Г., Зязюн И. А. Об идеалах В.А.Сухомлинского., М., 1991

    2. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем... ., М., 1986

    3. Сухомлинский В. А. О воспитании., М., 1979.

    Содержание

    Введение 2

    Отношение к ребенку 4

    Воспитание человеческих потребностей 6

    К прекрасному через прекрасное 8

    Научные знания и знания человеческие 10

    Трудовое воспитание 11

    Заключение 12

    Список литературы 13

    Содержание 14

    Отдавать детям душу и сердце(тезисы) 15

    Отдавать детям душу и сердце(тезисы)

    Существует наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека - это,

    скорее, искусство. И научить этому искусству не могут никакие, даже самые

    лучшие учебники. Может быть, поэтому с таким вниманием рассматриваем мы

    опыт людей, которые были наделены подлинным талантом воспитателей.

    «На любви к детям держится мир». Сейчас уже трудно вспомнить, кто произнес

    эту фразу, но только точнее не скажешь о смысле человеческой жизни. Во все

    эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания.

    Василий Александрович Сухомлинский из их числа. «Что самое главное было в

    моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» - так писал в главной

    книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название ее вовсе не красивый

    литературный оборот, а чистая правда.

    А начиналось все так. Родился Василий Александрович в сентябре 1918 года на

    Украине. Летом 1933 года поступил в медицинский техникум, но вскоре ушел

    оттуда, поступил на рабфак, досрочно закончил его и был принят в

    педагогический институт. Полтавский педагогический институт Сухомлинский

    закончил в 1939 году. Так получилось, что в список окончивших Полтавский

    педагогический институт, в котором уже было имя Макаренко, вошло имя

    Сухомлинского. Окончив институт, работает преподавателем украинского языка

    и литературы. В 1941 году добровольцем уходит на фронт. В январе 1948 года

    был тяжело ранен, защищая Москву.

    В 1948 году В.А.Сухомлинский становится директором Павлышевской средней

    школы и бессменно руководит ею в течение 22 лет. В 1948 году это была

    обычная, рядовая школа, К тому же почти разрушенная за годы войны.

    Знаменитой ее сделал Сухомлинский. Педагогу, как и философу, требуются

    десятилетия, чтобы сформулировать его мировоззренческие принципы,

    сложились педагогические убеждения. Многие годы ушли на это и у

    Сухомлинского. И вот, когда, казалось бы, наступило время расцвета его

    духовных сил и таланта, пришло 2 сентября 1970 года и В.А.Сухомлинского не

    стало.

    «Учительская профессия, - писал В.А.Сухомлинсский, - это человековедение,

    постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир

    человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое ,

    изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех

    корней, которые питают призвание к педагогическому труду». Так формировался

    педагогический талант самого Сухомлинского, источник которого - любовь к

    детям, глубокая вера в возможность воспитания каждого ребенка так, чтобы не

    нужно было потом исправлять допущенные в раннем детстве ошибки. Терпимость

    к детским слабостям, понимание тончайших побудительных мотивов и причин

    детских шалостей, чуткость, забота о ребенке - всю эту мудрость Василий

    Александрович вынес из собственного детства.

    «Каждый ребенок был миром - совершенно особым, уникальным», - записывает

    Сухомлинский слова, которые мы не раз слышали. Только человек, для которого

    каждый ребенок на самом деле уникальны мир, только такой человек способен

    установить тонкие духовные отношения с ребенком, понимать его, чувствовать;

    только тот и способен воспитывать. «Я глубоко убежден, наиболее точным

    определением было бы следующее: процесс воспитания выражается в единстве

    духовной жизни воспитателя и воспитанников - в единстве их идеалов,

    стремлений, интересов, мыслей, переживаний», - пишет Сухомлинский.

    Все, что мы называем воспитанием, есть великое творчество отражения себя в

    Человеке.

    Десятки, сотни нитей, связывающих учителя и учащегося, - это те тропинки,

    которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие дружбы,

    товарищества учителя и учащихся. Учителя и учеников должна объединять

    духовная общность, при которой забывается, что педагог - руководитель и

    наставник. Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним

    можно сравнить с блужданием в потемках.

    В Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим

    принципом всего учительского коллектива. Оценка у В.А.Сухомлинского всегда

    оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал

    «детское незнание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не

    получаться, но придет время - научится».

    Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных

    результатов, чрезвычайно редко приводит к психическим срывам, к появлению

    «трудных» подростков.

    «Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать только

    добром, только лаской, без наказаний... Если вы хотите, чтобы в нашей

    стране не было преступников - воспитывайте детей без наказаний».

    Потребности - великий двигатель человеческой истории, человеческой

    личности.

    Воспитание культуры потребностей - очень важная проблема всестороннего

    развития личности. Задача заключается не только в том, чтобы воспитать

    разносторонние материальные и духовные потребности. Значительно сложнее

    добиться гармонического развития материальных и духовных потребностей, и

    особенно того, чтобы в жизни человека была деятельность, направленная на

    становление и удовлетворение потребностей высшего порядка - потребностей

    духовных.

    В.А.Сухомлинский, не отрицая важности материальных потребностей, приоритет

    отдавал потребностям качественно иного порядка, понимая, что не хлебом

    единым жив человек. Первая из таких потребностей - потребность познания.

    Жизнь человека была бы мрачной и ограниченной, если бы у него не было

    неугасаемой жажды познания, желания сегодня знать больше, чем знал вчера. В

    само глубине человеческого существа есть неискоренимая потребность

    чувствовать себя открывателем, исследователем природы и самого себя.

    Сухомлинский видел важную воспитательную задачу в том, чтобы постоянно

    поддерживать, углублять желание детей быть открывателями, реализуя и

    развивая это природное начало специальными приемами и методами.

    Направленность личности человека, его устремлений зависит во многом от

    окружающей действительности, духовности общества, характера, целей и

    средств воспитания и образования. Сухомлинский не ограничивался анализом

    только материальных потребностей и потребностей познания. Высшей

    потребностью он считал « потребность человека в человеке как носителе

    духовной общности людей, их стремления к обладанию духовными ценностями».

    Поэтому главная задача учителя, по мнению Сухомлинского, сделать так, чтобы

    важнейшей необходимостью каждого воспитанника была его потребность в другом

    человеке.

    Материальные потребности, потребность в познании и, наконец, потребность в

    другом человеке, в общении с другими людьми - такова иерархия потребностей,

    которые хорошо прослеживаются в работах В.А.Сухомлинского по мере развития

    его философско-педагогических взглядов.

    Главный смысл воспитания для Сухомлинского в том, чтобы взаимное

    человеческое общение и духовное обогащение были источниками полноты и

    многогранности.

    «В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как

    человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки

    цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг

    красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она

    открывается человеком, им постигается, живет в его душе... Мир, окружающий

    ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений,

    с неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник прекрасного.

    Опираясь на понимание прекрасного как природного начала, которое существует

    независимо от человека, но отражается его сознанием, В.А.Сухомлинский

    строит систему эстетического воспитания, которая, по его мнению, должна

    быть в центре внимания школы и семьи. Свой идеал эстетического воспитания

    талантливый педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев

    прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей

    жизни. Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием

    обогащают человека, умножают его силы. Ведь мировоззрение базируется не

    только на сумме знаний, но и на нравственно-эстетическом, эмоциональном

    мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного. В.А.Сухомлинский

    разделял мнение о том, что успех воспитания во многом определяется

    развитием эмоционально-чувственной сферы.

    Приобщая детей к миру прекрасного, Сухомлинский всегда использовал ряд

    психологических моментов и педагогических заповедей. Прежде всего,

    воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях. Там, где

    начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом

    воспитании не может быть и речи. Заплаканный ребенок или расстроенный

    школьник не воспринимает уже ничего, даже самого трижды распрекрасного,

    которое его будет окружать и предлагаться. Прекрасное только тогда может

    воспринимать и быть прекрасным, когда ребенок эмоционально подготовлен к

    этому, с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним.

    Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. «Тонкость ощущения,

    эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание,

    проникновение в духовный мир другого человека - все это постигается прежде

    всего в семье».

    Для ребенка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является мать.

    Мать - это не только тепло, уют, внимание. Это - мир солнца, любви, добра,

    ласки, весь мир в руках матери. И от того, каков он, этот мир, зависит,

    каким вырастет человек. При недостатке материнского внимания развитие

    ребенка всегда задерживается - психически, физически, интеллектуально,

    эмоционально. Для Сухомлинского культ матери - это результат серьезных

    раздумий о необходимости связи поколений, о передаче духовной культуры.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.