МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Педагогическое наследие Константина Дмитриевича Ушинского

    другого народа». «Только народное воспитание является живым органом в

    историческом процессе народного развития». «Воспитание, если оно не хочет

    быть бессильным, должно быть народным» (II, 160—161).

    Принцип народности воспитания лежал в основе учения К. Д. Ушинского о

    родном языке как центральном предмете школьного образования.

    Обучение детей родному языку, по мысли Ушинского, имеет три цели:

    развитие той «врожденной душевной способности, которую называют даром

    слова»; введение детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и

    объяснение им «логики этого языка, т. е. грамматических законов в их

    логической системе». Эти три цели, замечал Ушинский, «достигаются не одна

    после другой, но совместно» (V, 333). Чтобы вполне уяснить способы и

    средства их достижения, педагог должен «прежде понять, хорошо, что такое

    язык народа, которому мы хотим учить» (V, 344).

    Язык народа, писал Ушинский, «создан самим пародом». Это «лучший,

    никогда не увядающий и вечно вновь, распускающийся цвет всей его духовной

    жизни... В языке одухотворяется весь народ и вся его родина... В

    сокровищницу родного слова складывает одно поколение; за другим плоды

    глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования,

    воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости, - словом, весь след

    своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове» (II, 557).

    «В постройке миросозерцания» учащихся, отмечал Ушинский, преподавание

    родного языка имеет особое значение. «Родное слово есть именно та духовная

    одежда, в которую должно облечься всякое знание, чтобы сделаться истинной

    собственностью человеческого сознания» (V, 356). Вводя ребенка в мир

    народного языка, педагог вводит его «в мир народной мысли, народного

    чувства, народной жизни, народного духа» (V, 345), и «чем глубже вошли мы в

    язык народа, тем глубже вошли в его характер» (II, 561).

    К. Д. Ушинский подчеркивал, что изучение родного языка должно являться

    одной из основных задач школы, если эта школа служит интересам народа. Он

    решительно выступал в защиту языка национальных меньшинств, изгоняемого

    самодержавием из национальных школ, и требовал, чтобы обучение

    осуществлялось на родном языке учащихся. «Нет насилия более невыносимого, -

    заявлял Ушинский, - как то, которое желает отнять у народа наследство,

    созданное бесчисленными поколениями его отживших предков» (II, 557). Мысли

    Ушинского о родном языке еще при его жизни приобрели действенную

    общественную силу, найдя свое выражение в широком национальном движении за

    народную школу с обучением на родном языке, в движении, которое охватило

    все народы России.

    Столь же неразрывно слито с принципом народности воспитания учение

    Ушинского о труде как главном факторе воспитания. Это учение стало крупным

    достижением русской педагогической мысли и получило впоследствии

    всестороннее развитие в советской педагогической науке.

    Связь воспитания с жизнью народа, по мнению Ушинского, должна

    осуществляться прежде всего на основе подготовки ребенка к трудовой

    деятельности, на основе воспитания в детях уважения к труду и трудовому

    народу, который является создателем материальных и духовных ценностей.

    «Воспитание, - писал Ушинский, - должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной

    стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире,

    а с другой - внушить ему неутомимую жажду труда» (II, 360 - 361).

    Глава 4

    О воспитательном значении труда. Человек, как предмет воспитания

    К. Д. Ушинский подчеркивал, что человек развивается и формируется в

    трудовой деятельности. Труд в его учении выступал как основа, средство и

    цель человеческого существования, как источник нравственного, умственного и

    физического совершенствования человека. «Серьезный и вольный, излюбленный

    труд», писал Ушинский, составляет смысл человеческой жизни, «и только

    следует желать, чтобы этот основной закон человеческой природы вошел в

    общее сознание» (IX, 513). Воспитание должно открыть ребенку этот закон,

    «должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду... дать ему и

    привычку к труду» (II, 358). Основными средствами воспитания трудолюбия он

    считал активность детей в учебной работе, участие их в производительном

    труде, а также выполнение ими посильной работы, связанной с домашним бытом.

    Все эти виды труда должна объединять задача: воспитать и усовершенствовать

    в детях стремление к деятельности, не допуская праздности, так как

    «праздность есть мать всех пороков» (II, 342). В процессе учебно-трудовой

    деятельности у учащихся должны быть воспитаны дисциплинированность, чувство

    ответственности за выполнение своего дела, твердая воля и характер.

    Задача школы состоит не только в передаче знаний и развитии мышления,

    она должна вызвать у ученика «жажду серьезного труда, без которой жизнь его

    не может быть ни достойной, ни счастливой». Человек имеет врожденную

    способность — потребность в труде. Но уже в детстве, в силу разных

    обстоятельств, эта потребность может либо развиваться, либо погаснуть.

    Забота школы и состоит в том, что она призвана открыть своему воспитаннику

    возможность найти полезный труд в будущей жизни. «Самое воспитание, если

    оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а

    приготовлять к труду жизни... должно развить в человеке привычку и любовь к

    труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни». А

    чтобы человек искренне полюбил серьезный труд, нужно внушить ему серьезный

    взгляд на него. Для человека в детском и юношеском возрасте главный интерес

    в жизни должно составлять учение.

    Как обстоит дело в этом отношении в школе? Нередко учитель приучает

    своих воспитанников убивать время в классе, толкуя им без воодушевления о

    том, что они затем найдут в книге; ведь учитель не знает других методов,

    способных возбудить и поддержать внимание учеников. На другой день учитель

    спрашивает урок одного, двух, трех учеников, а остальные считают себя

    свободными от каких-либо дел. Так ученик приучается к ничегонеделанью, к

    бездумному времяпровождению. Не стоит учителю надеяться на то, что ученик

    сам увлечется предметом, что только занимательное его изложение вызовет

    интерес к нему. Наставнику необходимо помнить, что его обязанность состоит

    в приучении воспитанников умственному труду, развитие у них привычки к

    труду. Серьезный, дельный труд всегда тяжел, утверждает Ушинский в статье

    «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860) и предлагает

    средства, способные развить привычку к труду.

    1. Не учить ученика, а только помогать ему учиться. На долю ученика

    необходимо оставить столько труда, сколько он в состоянии одолеть, а

    наставнику следует помочь с освоением учебного предмета, дать возможность

    испытать наслаждение от своего труда.

    2. Не надрывать сил ребенка в умственной работе. Но и не давать им

    засыпать. Умственный труд тяжел, мечтать — легко и приятно, думать же

    трудно. Ученик готов лучше часами сидеть без мысли над одной и той же

    страницей или вызубрить ее, чем подумать серьезно хотя бы несколько минут.

    Значит, надо приучать его к умственному труду.

    3. Приучать к труду постепенно. Для того чтобы ученик был способен легко и

    без вреда для здоровья выносить умственный труд, нужно действовать

    осторожно, понемногу увеличивать нагрузку, приучая его к умственным

    усилиям. Вместе с привычкой к труду появится и любовь к нему, и жажда

    труда.

    4. Менять виды трудовой деятельности. Отдых от умственного труда состоит

    вовсе не в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело.

    Физический труд является приятным после труда умственного; поэтому уборка

    классных комнат, занятия в саду и огороде, токарным мастерством, переплетом

    книг и та. принесет как материальную пользу, так и послужит отдыхом. В

    детском возрасте такой переменой деятельности является игра.

    «Человек как предмет воспитания» - так озаглавил К. Д. Ушинский

    капитальный педагогический трактат, главный труд своей жизни. В этом

    заглавии, как в зеркале, отразилось основное направление его научных

    поисков: стремление раскрыть закономерности развития человека, объяснить

    закономерности самого воспитания как осознанного управления этим развитием.

    Лапидарно и четко определил Ушинский в заглавии своей книги существо

    педагогической деятельности, центральный объект педагогической науки.

    Под педагогикой К. Д. Ушинский понимал теорию воспитания. Воспитание

    он определял как целенаправленный процесс формирования «человека в

    человеке», формирование личности под руководством воспитателя.

    К. Д. Ушинский считал, что воспитание имеет свои объективные законы,

    знание которых необходимо педагогу для того, чтобы он мог рационально

    осуществлять свою деятельность. Но чтобы познать эти законы и

    сообразоваться с ними, надо прежде всего изучить самый предмет воспитания:

    «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она

    должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (VIII, 23).

    Педагогическая наука, замечал К. Д. Ушинский, не может существовать и

    развиваться изолированно от других наук, «из которых она почерпает знание

    средств, необходимых ей для достижения ее целей» (VIII, 22). «Мы сохраняем

    твердое убеждение, - писал он, - что великое искусство воспитания едва

    только начнется... Читая физиологию, на каждой странице мы убеждаемся в

    обширной возможности действовать на физическое развитие индивида, а еще

    более на последовательное развитие человеческой расы. Из этого источника,

    только что открывающегося, воспитание почти еще и не черпало. Пересматривая

    психические факты... мы поражаемся едва ли еще не более обширною

    возможностью иметь громадное влияние на развитие ума, чувства и воли в

    человеке и точно так же поражаемся ничтожностью той доли из этой

    возможности, которою уже воспользовалось воспитание» (VIII, 36).

    К. Д. Ушинский требовал, чтобы учение с самого же начала было

    отмежевано от игры и направлено на выполнение учащимися конкретной

    серьезной задачи. «Я советую, - писал он, - начинать ученье лучше несколько

    позднее и назначать для него сначала как можно меньше времени; но с первого

    же раза отделить от игры и сделать серьезною обязанностью для ребенка.

    Конечно, можно выучить ребенка читать и писать играючи, но я считаю это

    вредным потому, что чем долее вы будете оберегать ребенка от серьезных

    занятий, тем труднее для него будет потом переход к ним. Сделать серьезное

    занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения»

    (VI, 251). Вместе с тем Ушинский подчеркивал, что лишь такое обучение

    принесет пользу и достигнет своей цели, которое строится с учетом интересов

    и возможностей детей.

    К. Д. Ушинский считал, что обучение может выполнить свои

    образовательные и воспитательные задачи лишь при соблюдении трех условий:

    если, во-первых, оно будет связано с жизнью; во-вторых, будет построено в

    соответствии с природой ребенка и, наконец, в-третьих, если преподавание

    ведется на родном языке учащихся.

    Все дидактическое учение Ушинского пронизано утверждением того, «что

    не с курьезами и диковинками науки должно в школе знакомить дитя, а,

    напротив, приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и

    повсюду окружает, и тем самым показать ему на практике связь между наукою и

    жизнью» (V, 27). Ведя неустанную борьбу против оторванности школы и

    обучения от жизни, от интересов народа, Ушинский на примере классических

    гимназий (где преподавание классических языков выдвигалось на первый план в

    ущерб всем остальным предметам школьного курса) вскрывал несостоятельность

    и антинародный характер существовавшей в его время системы образования. Он

    считал необходимым, чтобы каждый учебный предмет наряду с обогащением

    памяти учащихся реальными знаниями приучал их пользоваться этими знаниями в

    жизни.

    Никакое обучение, по мнению К. Д. Ушинского, не достигнет никогда

    своей цели, если оно не сообразуется с природой человека. «Педагог, - писал

    он, - должен прежде всего учиться у природы и из замеченного явления

    детской жизни выводить правила для школы».

    Глава 5

    Принцип природосообразности и построение обучения

    §1 Принцип природосообразности

    К. Д. Ушинский стремился построить процесс обучения в соответствии с

    природой и развитием детей. Первое условие этого соответствия он видел в

    своевременном начале обучения. «Если вы начинаете вообще учить ребенка

    раньше, чем он созрел для ученья, - писал Ушинский, - или учить его какому-

    нибудь предмету, содержание которого приходится ему еще не по возрасту, то

    неминуемо встретитесь с такими препятствиями в его природе, которые может

    преодолеть только одно время. И чем настойчивее будете вы бороться с этими

    препятствиями возраста, тем более принесете вреда вашему ученику» (VI, 244

    - 245).

    Не менее важным условием природосообразного обучения К. Д. Ушинский

    считал содействие свободному развитию способностей детей с учетом

    специфических особенностей этого развития на разных возрастных ступенях, а

    также «отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости» в

    обучении. И наконец, как еще одно условие он выдвигал требование

    постоянного усложнения учебной работы в процессе общего роста и развития

    учащихся, но с тем, чтобы не надрывать сил ребенка, не задерживать его

    развития и в то же время не давать этим силам ослабиться, «де давать им

    засыпать». Для осуществления принципа природосообразности Ушинский считал

    необходимым строить обучение в соответствии с данными психологии,

    физиологии и анатомии человека. В своей работе «Человек как предмет

    воспитания» он дал научное обоснование системы обучения, созданной на

    основе учета закономерностей психофизического развития детей. Ушинский

    стремился помочь учителю, воспитателю в изучении этих закономерностей, в

    изучении природы ребенка. Обучение и воспитание, подчеркивал он, только

    тогда будут эффективны и рациональны, когда педагог сумеет научно управлять

    развитием и формированием личности.

    Учет психологических особенностей ребенка К.Д.Ушинский считал

    важнейшим условием правильного построения всей учебной работы.

    Закономерность обучения, указывал он, хотя и является педагогической

    закономерностью, но имеет и не может не иметь свою специфическую

    психологическую природу, которая должна быть учтена при установлении

    принципов обучения. Психология в отношении своей приложимости к педагогике

    и своей необходимости для педагога, по его мнению, занимает первое место

    между всеми науками.

    §2 О воспитании внимания, воли, памяти, эмоций

    К.Д.Ушинский высказал много интересных мыслей о методах воспитания,

    внимания, воли, памяти, эмоций. «Внимание есть та единственная дверь нашей

    души, через которую все из внешнего мира, что только входит в сознание,

    непременно проходит; следовательно, этой двери не может не миновать ни

    одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка. Понятно, что

    приучить дитя держать эти двери открытыми есть дело первой важности, на

    успехе которого основывается успех всего ученья» (VI, 291). Но внимание

    является не только необходимым условием учения, оно вместе с тем

    представляет и предмет воспитания. «Развить в ученике внимание к научным

    предметам — значит проложить ему широкую и легкую дорогу к учению» (II,

    217). При активном внимании уже не предмет владеет человеком, а человек —

    предметом, поэтому обучение постоянно должно опираться на активное внимание

    учащихся.

    Если внимание является «дверью», через которую внешние впечатления

    попадают в наше сознание, то память сохраняет то, что уже однажды было

    воспринято. Ушинский подчеркивал необходимость глубокого изучения педагогом

    процессов памяти у детей и закономерностей ее развития в ходе обучения. Он

    особенно обращал внимание учителей на важность понимания сущности как

    логической, так и механической памяти и их значения для прочного усвоения

    детьми знаний и навыков. Прежде чем предложить учащимся запомнить материал,

    писал Ушинский, надо возбудить в них сознание необходимости запоминания, т.

    е. надо стремиться к тому, чтобы акту запоминания предшествовало осознание

    цели запоминания. Ушинский особо подчеркивал необходимость воспитывать в

    каждом учащемся уверенность в своей памяти. «Дитя, неуверенное в своей

    памяти,— писал он,— привыкшее знать, что оно забывает, легко отказывается

    от усилий воспоминания и тем самым заставляет изглаживаться в памяти

    приобретенные ею факты» (VIII, 395).

    Но процесс обучения не является только процессом восприятия и

    запоминания. Ушинский хорошо понимал, что без движения мысли, раскрывающей

    существующие связи между отдельными фактами и явлениями, не может быть и

    речи об обучении вообще и о сознательном запоминании в частности. Как в

    общепсихологическом плане, так и в особенности с точки зрения

    педагогической психологии Ушинский затронул основные стороны психологии

    мышления и дал много ценных указаний о построении обучения с учетом

    психологических закономерностей процессов мышления. К. Д. Ушинский

    подчеркивал, что, начиная с первого же года обучения, особое внимание

    необходимо уделить постепенному развитию в детях способности логического

    мышления. Он рекомендовал приучать детей находить сходство и различие между

    предметами, приучать их к анализу, синтезу, обобщению, индукции, дедукции и

    другим формам суждений. На эту логическую сторону обучения, по мнению

    Ушинского, должны обращать внимание преподаватели каждой учебной дисциплины

    на всех ступенях обучения.

    §3 Две стадии процесса обучения

    Обучение, по Ушинскому, проходит две основные стадии. Первая, из них

    делится на три ступени. На первой ступени под руководством учителя

    происходит живое восприятие детьми предметов или явлений окружающего мира;

    на второй ступени учащиеся, направляемые учителем, сравнивают и

    сопоставляют воспринятые образы и таким путем вырабатывают предварительные

    понятия; на третьей ступени дается дополнительное разъяснение учителем этих

    понятий, основное отделяется от второстепенного и полученные знания

    приводятся в систему. Вторая стадия процесса обучения начинается с

    обобщения учителем преподнесенного им материала (при участии самих

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.