МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Педагогическое наследие Константина Дмитриевича Ушинского

    учащихся), и проводится соответствующая работа по закреплению полученных

    знаний и навыков.

    Глубокое понимание Ушинским природы и закономерностей процесса

    обучения ярко проявилось не только в выделении указанных важнейших этапов

    этого процесса, но и в его учении о дидактических принципах, которые

    Ушинский называл «необходимыми условиями преподавания». Такими

    «необходимыми условиями» он считал: сознательность и активность учащихся в

    процессе обучения (ясность, самостоятельность учащегося); наглядность в

    обучении; последовательность (постепенность); доступность (отсутствие

    чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости) и прочность знаний и

    навыков учащихся (твердость усвоения).

    §4 Методологическая последовательность обучения

    К. Д. Ушинский выдвинул ряд положений о построении обучения в

    определенной методической последовательности, основой которых были

    незыблемые педагогические формулы: «от конкретного — к отвлеченному», «от

    знакомого — к незнакомому», «от простого — к сложному», «от частного — к

    общему, и наоборот» и т. д. Отметив, что «самый логический ход развития

    ведет нас к тому, чтобы начинать с конкретных явлений и потом уже

    переходить к отвлеченностям» (II, 225), Ушинский писал: «Истинная

    педагогика... дает ученикам прежде материал и по мере накопления этого

    материала приводит его в систему. Чем более и разнообразнее накопляется

    материал, тем выше становится система и, наконец, достигает до

    отвлеченности логических и философских положений» (V, 355).

    Осуществление последовательности в обучении не может быть достигнуто в

    отрыве не только от принципа сознательности и активности, но и от принципов

    наглядности и прочности усвоения знаний и навыков.

    Наглядное обучение, по мнению Ушинского,— «это такое ученье, которое

    строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных

    образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы

    восприняты при самом ученье под руководством наставника, или прежде

    самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе

    дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье. Этот ход ученья от

    конкретного к отвлеченному, от представления к мысли так естественен и

    основывается на таких ясных психических законах, что отвергать его

    необходимость может только тот, кто вообще отвергает необходимость

    сообразоваться в обучении с требованием человеческой природы вообще и

    детской в особенности» (VI, 265—266).

    §5 Наглядное обучение

    Основными средствами наглядного обучения Ушинский считал предметы в

    натуре, модели, рисунки и другие наглядные пособия, отображающие вещи или

    явления. Степень использования этих средств должна быть обусловлена

    возрастом учащихся, спецификой учебного предмета и конкретным материалом

    обучения. По мнению Ушинского, чем меньше возраст учащихся, тем более

    должно прибегать к наглядному обучению.

    Одним из самых основных показателей полноценности знаний и навыков и,

    следовательно, качества обучения К. Д. Ушинский считал степень прочности

    этих знаний и навыков. Главное средство для выработки у учащихся прочных

    знаний он видел прежде всего в повторениях и упражнениях. Ушинский вел

    решительную борьбу против схоластически-догматической постановки повторений

    и упражнений, против зубрежки и муштры, направленных на выхолащивание в

    детях всякой самостоятельной мысли, заглушающих в них способности,

    инициативу и творческую самодеятельность.

    Важнейшее требование к повторениям, впервые во всей полноте выдвинутое

    К. Д. Ушинским, заключалось в том, что всякое повторение прежде всего

    должно преследовать цель не воспроизведения в памяти уже забытого, а

    предупреждения забвения. «Воспитатель, понимающий природу памяти,— писал

    он,— будет беспрестанно прибегать к повторениям не для того, чтобы починить

    развалившееся, но для того, чтобы укрепить здание и вывести на нем новый

    этаж» (X, 425).

    К. Д. Ушинский обосновывал принцип так называемого попутного

    повторения, когда каждая последующая часть учебного материала в разных

    комбинациях содержит основные, узловые моменты пройденного. По этому

    принципу составлены все учебники Ушинского, в которых каждая новая буква,

    каждое новое слово, каждое предложение и даже отдельные элементы рассказов

    или стихотворений повторяются равномерно и даны в разных комбинациях и

    сочетаниях. Такое целеустремленное попутное повторение направлено к тому,

    чтобы учащиеся полностью овладевали знаниями и могли свободно оперировать

    ими.

    К. Д. Ушинский различал два вида повторений и упражнений — пассивные и

    активные. Пассивное повторение, по его мнению, «состоит в том, что ученик

    вновь воспринимает то, что воспринимал уже прежде; видит то, что уже видел,

    слышит то, что уже слышал». При активном повторении «ученик самостоятельно,

    не воспринимая впечатлений из внешнего мира, воспроизводит в самом себе

    следы воспринятых им прежде представлений» (X, 425). Ушинский отдавал

    предпочтение активному виду повторения, считая его ведущим. Глубоко

    обосновывая его преимущества, Ушинский писал: «Активное повторение гораздо

    действеннее пассивного, и способные дети инстинктивно предпочитают его

    первому: прочитав урок, они закрывают книгу и стараются проговорить его на

    память. Большая сила активного повторения, сравнительно с пассивным,

    заключается в сосредоточенности внимания. Можно прочесть десять раз

    страницу без внимания и не помнить; но нельзя ни разу проговорить этой

    страницы, не сосредоточив внимания на том, что говоришь, если не на самой

    связи содержания, то на связи слов, строчек, букв» (X, 425).

    Глава 6

    Ушинский как сторонник классно-урочной системы

    §1 Классно-урочная система

    К. Д. Ушинский был сторонником классно-урочной системы организации

    учебных занятий в школе. Необходимыми условиями всякого рационального

    обучения он считал: 1) класс как основную единицу, основное звено школы; 2)

    твердый, неменяющийся состав учащихся в классе; 3) строго

    регламентированные во времени занятия, проводимые по твердому учебному

    расписанию; 4) фронтальные занятия учителя со всем классом, с учетом

    специфических особенностей каждого учащегося; 5) сочетание фронтальных форм

    занятий учащихся с индивидуальными на основе применения учителем методов

    активного обучения; 6) ведущую роль учителя в ходе урока.

    Главное в учении Ушинского об уроке заключается в том, что он

    определил организационное строение урока и установил отдельные его виды. В

    зависимости от цели урока в одном случае большее значение приобретает

    объяснение нового, с подчинением всех других элементов этой задаче; в

    другом — основной является задача закрепления, все же остальные элементы

    подчиняются ей; в третьем случае — развитие письменной речи, навыков и т.

    д. определяет весь ход урока; в четвертом — главную цель урока составляет

    глубокое выяснение знаний учащихся.

    Для начальной школы Ушинский считал необходимым сочетание этих видов

    уроков в одном так называемом комбинированном уроке. В целом, по мнению

    Ушинского, урок достигает цели только тогда, когда ему дано определенное,

    строго обдуманное направление и правильно использованы разнообразные методы

    обучения.

    Разделяя дидактику на две части, общую и частную, Ушинский считал, что

    первая, или общая дидактика, изучает основополагающие принципы и формы

    обучения; вторая, частная дидактика, является применением основ общей

    дидактики к отдельным учебным дисциплинам и изучает методы их преподавания.

    Но, замечал Ушинский, «дидактика не может иметь и претензии перечислить все

    правила и приемы преподавания. Она только указывает на главнейшие правила и

    на наиболее выдающиеся приемы. Практическое же применение их бесконечно

    разнообразно и зависит от самого наставника. Никакая дидактика и никакой

    учебник не могут заменить наставника: они только облегчают ему труд» (VII,

    337). Методическое мастерство учителя Ушинский считал решающим условием

    высококачественного построения всего процесса обучения.

    §2 Методы преподавания и изучения

    К. Д. Ушинский выделял «два главных метода преподавания и изучения: 1)

    метод синтетический, 2) аналитический». Методы устного изложения он

    подразделял на: «1) Прием догматический, или предлагающий. 2) Прием

    сократический, или спрашивающий. 3) Прием эвристический, или дающий задачи.

    4) Прием акроаматический, или излагающий» (X, 42). Наряду с этими приемами

    Ушинский особо важное значение придавал таким методам, как лабораторно-

    практическая работа, устные и письменные упражнения, работа над книгой и т.

    д.

    Сократический метод К. Д. Ушинский считал «лучшим способом перевода

    механических комбинаций в рассудочные для всех возрастов и в особенности

    для детского». Однако он подчеркивал, что этот метод служит не для передачи

    нового, как это ошибочно полагали некоторые педагоги, но только для «более

    яркого разъяснения, толкования уже объясненного». «При сократическом

    методе, собственно говоря, не дается никаких новых рядов и групп

    представлений, но уже существующие ряды и группы приводятся в новую

    рассудочную систему»,— писал Ушинский (X, 421). Эффективность этого метода

    зависит от того, насколько правильно формулирует педагог вопросы, в какой

    последовательности он задает их ученикам, в какой степени участвует весь

    класс в этой работе, и, наконец, от того, как реагирует педагог на ответы

    учащихся.

    Из всех методов устного изложения акроаматического типа К. Д. Ушинский

    исключительно большое значение придавал методу рассказа. Путем рассказа,

    этого сплошного монологического изложения материала, учитель передает

    учащимся главным образом новые знания.

    Правильное применение этого метода и, следовательно, его эффективность

    прежде всего обусловливаются содержанием рассказа, языком, формой

    изложения, соответствием изложения уровню развития учащихся и правильным

    чередованием его с другими методами. «Мастерски веденный рассказ, где

    главная идея выдается далеко вперед, а побочная естественно к ней

    привязывается, где есть моменты отдыха для ребенка,— такой рассказ

    врезывается легко в душу дитяти и так же легко ею воспроизводится»,— писал

    Ушинский.

    Домашнюю учебную работу учащихся К. Д. Ушинский считал одной из

    основных форм самостоятельной работы. «Без домашних уроков,— говорил он,—

    ученье может подвигаться вперед лишь очень медленно» (III, 156). «...Я

    думаю, что детей десятилетнего возраста должно уже приучать к серьезному

    труду, соразмерному, конечно, с их силами и с их пониманием» (V, 26).

    Особое внимание К. Д. Ушинский уделял правильной дозировке домашнего

    задания в соответствии со спецификой содержания учебного материала и с

    уровнем развития детей. Критикуя старую школу, применявшую домашние задания

    без учета этих особенностей и превращавшую задания в средство бессмысленной

    зубрежки, Ушинский требовал, чтобы домашние задания основывались на полном

    понимании учащимися в школе того, что они должны выучить и освоить, а не

    зазубрить дома. Одновременно он требовал, чтобы домашние «уроки» давались

    детям лишь после того, как они уже получили некоторые навыки

    самостоятельной работы под непосредственным руководством учителя в условиях

    классных занятий.

    §3 Дидактика. Учебные книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир»

    Общая дидактика Ушинского, построенная в соответствии с его

    гносеологическими воззрениями, имеет своим источником педагогический опыт и

    достижения отдельных методик. Но в то же время она сама служит основой

    методик обучения различным учебным дисциплинам, т. е. основой построения

    частных дидактик.

    Лучшим образцом такого взаимоотношения дидактики с методиками является

    стройная теорий, первоначального обучения Ушинского, в частности методика

    преподавания родного языка, разработанная в его замечательных

    «Руководствах» к преподаванию по «Родному слову» и практически

    реализованная в учебных книгах «Родное слово» и «Детский мир».

    В этих классических учебных книгах русской начальной школы ярко

    воплотилась педагогическая концепция Ушинского. Идея народности воспитания

    пронизывала его учебники; с позиций народности освещались в них все факты и

    явления природы и общества. В светском характере «Родного слова» и

    «Детского мира» нашла свое отражение материалистическая тенденция

    мировоззренческих установок Ушинского. Содержание учебных книг знакомило с

    новейшими для того времени достижениями разных областей знания, в

    особенности — естественных наук.

    В учебниках К. Д. Ушинского получили практическое выражение

    основополагающие требования его дидактики, такие, как связь обучения с

    жизнью, соединение задач материального и формального образования, принципы

    воспитывающего обучения, учет психологических особенностей детей и т. д.

    «Родное слово» и «Детский мир» служили источником первоначальных знаний

    учащихся о природе и человеке, о роли и значении труда, источником их

    знакомства с различными видами трудовой деятельности. Учебники воспитывали

    у детей любовь к труду и труженикам, пробуждали стремление к труду.

    В «Родном слове» и «Детском мире» последовательно и с большим

    мастерством воплощены также ведущие дидактические принципы К. Д. Ушинского.

    Материал учебников подобран и расположен таким образом, чтобы побуждать

    учащихся самостоятельно решать трудные, но посильные задачи, чтобы «дитя

    постепенно переходило от явлений простых к явлениям сложным» (VII, 252),

    чтобы учение было основательным и в то же время сообразным возрасту

    ребенка.

    С такой же полнотой К. Д. Ушинский реализовал в своих учебниках идею

    звукового аналитико-синтетическо-го метода обучения грамоте, который явился

    настоящим переворотом в системе начального обучения.

    Существовавшая до Ушинского схоластическая система преподавания

    грамоты по буквослагательному методу не только затрудняла приобретение

    навыков чтения и письма, но являлась, по мнению Ушинского, системой

    отгораживания, изоляции широких масс народа от культуры, препятствием на

    пути их образования. Звуковой метод способствовал демократизации

    образования, давая возможность каждому ребенку без особого напряжения,

    быстро, сознательно и основательно овладевать навыками чтения и письма.

    Важнейшее значение звукового метода, говоря словами Ушинского, заключалось

    и в том, что он способствовал «умственному развитию дитяти, тогда как

    прежняя [метода] останавливала и замедляла это развитие» (VI, 270).

    Высокий научно-методический уровень учебных книг К. Д. Ушинского, их

    светско-реалистическое направление сделали их лучшими учебниками своего

    времени, заслужившими всенародное признание. В полной мере сбылись слова Ю.

    С. Рехневского, известного публициста и друга К. Д. Ушинского, писавшего в

    1871 г., что «Родное слово» и «Детский мир» займут в истории образования

    такое же место, как «Мир в картинках» Я. А. Коменского. «Родное слово»

    свыше 50 лет было незаменимым учебником русской начальной школы и

    издавалось почти 140 раз многотысячными тиражами.

    Высокую оценку «Родному слову» давали представители прогрессивной

    педагогики нерусских народов, входящих в Российскую империю. Классик

    грузинской педагогики, последователь Ушинского — Яков Гогебашви-ли считал

    «Родное слово» «талантливейшим творением», непревзойденным учебником

    родного языка для начальной школы.

    Совершенно иным было отношение к «Родному слову» и «Детскому миру»

    представителей официальной педагогики и руководителей ведомства

    просвещения. Члены Особого отдела Ученого комитета министерства народного

    просвещения А. Филонов, А. Радонежский и другие резко выступали против

    учебных книг Ушинского, обвиняя автора в атеизме и неблагонадежности. После

    смерти Ушинского реакционерам при прямой поддержке министра народного

    просвещения И. Д. Делянова удалось добиться в 1885 г. изъятия «Родного

    слова» из употребления в гимназиях и уездных училищах. Еще раньше, в 1867

    г., такая же судьба постигла «Детский мир», который был исключен

    министерством из списков пособий, рекомендуемых для учебных заведений.

    Однако несмотря на запрещения и всякого рода препятствия, учебные

    книги К. Д. Ушинского уверенно пробивали себе дорогу в народную школу. И

    одна из основных причин их успеха заключалась в реалистическом направлении

    и демократическом содержании этих книг.

    Глава 7

    Вопросы воспитания

    §1 Ушинский о воспитании

    Исключительное внимание в своих трудах К. Д. Ушин-ский уделял вопросам

    воспитания. Он никогда не отделял обучения от воспитания. Напротив, говорил

    об их единстве, подчеркивая, что воспитательные задачи являются более

    важными, «чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» (II, 431).

    К. Д. Ушинский считал, что вся деятельность школы должна быть

    подчинена воспитательным задачам. «К чему же и воспитание, если оно не

    будет действовать на нравственное и умственное развитие человека?..— писал

    он.— К чему учить историю, словесность, все множество наук, если это учение

    не заставит нас полюбить идею и истину?» (II, 22—23). «Только человек, у

    которого ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек» (IX,

    122).

    Воспитание, писал Ушинский, должно вырабатывать у учащихся такие

    качества, как любовь к родине, гуманность, трудолюбие, правдивость, чувство

    ответственности, дисциплинированность, эстетическое чувство, твердая воля и

    твердый характер. Все эти качества он рассматривал не как изолированные и

    самостоятельно развивающиеся объекты воспитания, а как стороны единого

    процесса воспитания, которые в этом процессе, так же как и в

    действительности, переплетаются между собой и обусловливают друг друга.

    §2 Роль патриотического воспитания

    Исходя из принципа народности воспитания, К. Д. Ушинский считал

    патриотическое чувство самым высоким, наиболее сильным чувством в человеке,

    «общественным цементом», который «связывает людей в честное, дружное

    общество» (II, 431). «Как нет человека без самолюбия,— писал он,— так нет

    человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к

    сердцу человека...» (II, 160).

    Патриот, по мнению Ушинского,— это человек, подчиняющий все свои

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.