МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Педагогическое образование родителей. Работа с родителями ребёнка-инвалида

    вечернюю лекцию”; “Я никогда ничего не рассказываю своим родителям, они все

    равно меня не поймут”; “Я хочу, чтобы родители оставили меня в покое”; “Как

    только смогу, я уйду из дома — мне надоело, меня постоянно за все пилят”.

    Родители таких детей, как правило, отдают себе отчёт в том, что утратили

    свой авторитет. Это доказывают следующие признания, сделанные родителями на

    наших курсах: “Я полностью утратил свой авторитет в глазах своего

    шестнадцатилетнего сына”; “Салли больше с нами считается”; “Том никогда не

    садится с нами за стол, него не выдавишь ни слова. На днях он заявил, что

    собирается поселиться в гараже”; “Марк почти не бывает дома. Он никогда

    не сообщает нам о том, куда идет и чем собирается заняться. Когда я

    спрашиваю его об этом, он отвечает, что это не мое дело”.

    Для меня это трагедия, что одна из наиболее теплых интимных сфер

    жизни — сфера взаимоотношений между родителями и детьми — так часто портит

    кровь обеим сторонам. Почему все больше подростков начинают относиться к

    своим родителям как к “врагам”? Почему так ощутим в современной семье

    разрыв между поколениями? Почему родители и дети находятся в состоянии

    вражды?

    Вы найдете ответы на эти вопросы (глава 14) и убедитесь, что

    подростковый бунт вовсе не является чем-то неизбежным. Метод Р.Е.Т.

    революционен, - это правда, но он не провоцирует на революцию. Совсем

    напротив: этот метод помогает родителям заново завоевать авторитет,

    предотвратить враждебное отношение к ним со стороны детей; он способствует

    сближению родителей и детей, а не их противостоянию.

    Для тех, кому наш метод поначалу может показаться слишком

    революционным, нелишне будет познакомиться со следующей выдержкой из

    рассказа двух родителей — матери и отца, — окончивших наши курсы:

    “Когда Биллу исполнилось шестнадцать, он стал нашей постоянной головной

    болью. Он совершенно перестал с нами считаться. Он носился, как

    сумасшедший, и во всем проявлял полную безответственность. У него резко

    снизилась успеваемость. Он никогда не возвращался домой, в назначенный час,

    ссылаясь на спущенную шину, не заведенные часы или пустой бензобак. Мы

    шпионили за ним, он лгал нам. Мы пилили его. Мы отобрали у него

    водительские права. Мы сократили его карманные расходы. Наши беседы

    состояли из одних взаимных упреков. И все безрезультатно. После одного из

    бурных объяснений он повалился на пол кухни, начал брыкаться, визжать и

    кричать так, что сошёл с ума. После этого случая мы записались на курсы

    доктора Гордона. Перемены почувствовались не сразу... Мы никогда не ощущали

    себя единым целым, одной теплой, любящей, заботливой семьей. Это ощущение

    пришло лишь как следствие глубоких перемен в наших позициях и ценностях...

    Поворотным пунктом явилась та мысль, что ты представляешь собой личность —

    сильную, независимую личность, не боящуюся выражать свое мнение, но и не

    навязывающую его другим, действующую, скорее, собственным примером. Мы

    значительно повысили свой авторитет... Билл тоже сильно переменился: пришли

    его приступы ярости, кончилась полоса неуспеваемости в школе. Он

    превратился в открытого, дружелюбного, любящего сына, называющего своих

    родителей “двумя моими самыми близкими людьми”... Он фактически вернулся в

    семью... У меня установились с ним такие взаимоотношения, о которых я могла

    только мечтать, — полные любви, доверия и независимости. У него, как и у

    каждого из нас — появилась сильная внутренняя мотивация, и теперь мы

    действительно живем одной дружной семьей”.

    Родители, которые овладеют нашей методикой нахождения общего языка с

    детьми, вряд ли воспитают такого ребенка, как тот шестнадцатилетний юнец,

    который, сидя у меня в кабинете, откровенно заявил:

    “У меня нет никаких обязанностей по дому. А почему, собственно, они

    должны у меня быть? Обо мне должны заботиться родители. Они обязаны это

    делать по закону. Я ведь не просил их меня рожать? Пока я еще не

    совершеннолетний, они должны меня кормить и одевать. А я имею полное право

    вообще ничего не делать. Я вовсе не обязан им угождать”.

    Услышав такое признание — а оно прозвучало вполне искренне — я не мог

    удержаться от следующей мысли: что за людей мы воспитываем, если детям

    позволено думать, что всё им обязаны, в то время как они сами могут ничего

    не отдавать взамен? Что будет представлять собой общество, состоящее из

    таких эгоистических граждан?

    Практически всех родителей можно приблизительно разбить на три

    группы: “победителей”, “проигравших” и “маятников”. Представители первой из

    названных групп яро отстаивают и убедительно доказывают свое право

    командовать детьми. Они верят в необходимость строгих ограничений, требуют

    от детей определенных моделей поведения, отдают приказы и рассчитывают на

    беспрекословное повиновение. Чтобы заставить ребенка повиноваться, они

    прибегают к угрозам, а в случае неповиновения — к наказаниям. При

    столкновении интересов они непременно разрешают конфликт таким образом,

    чтобы родитель остался в выигрыше, а ребенок — в проигрыше. Свою философию

    “победителя” такие родители, как правило, обосновывают стереотипным

    утверждением типа “Отец лучше знает”, “Это ради твоего же блага”, “Дети

    любят, когда ими командуют” или такими общими фразами, как “На, родителях

    лежит ответственность за использование авторитета во благо ребенка,

    поскольку родители лучше знают, что хорошо и что плохо”.

    Представители второй группы, не такой многочисленной, как “победители”,

    предоставляют детям чрезмерную свободу. Они сознательно избегают установки

    ограничений и с гордостью признаются в том, что не допускают никакой

    авторитарности. При столкновении интересов в большинстве случаев ребенок

    остается в выигрыше, а родитель — в проигрыше, так как такие родители не

    считают себя вправе посягать на интересы детей.

    Наиболее многочисленная группа родителей не находит возможным строго

    следовать какому-либо из вышеназванных подходов. Пытаясь придерживаться

    “золотой середины”, они качаются, подобно маятнику, между проявлением

    строгости и потаканием, жесткостью и мягкостью, победой и проигрышем. Как

    сказала нам одна мама: “Я стараюсь быть снисходительной к шалостям детей до

    тех пор, пока у меня не лопается терпение. Тогда я чувствую, что должна

    повести себя иначе, и начинаю проявлять свою власть до тех пор, пока сама

    не устаю от этого”.

    Родители, поделившиеся с нами такого рода чувствами во время одного

    из занятий Р.Е.Т., говорили, сами того не зная, от имени огромного

    количества людей, принадлежащих к группе “маятников”. Такие родители,

    пожалуй, отличаются наибольшей неуверенностью в своих силах и, как я покажу

    это позже, имеют больше всего проблем с детьми.

    Родители, обучающиеся на наших курсах, с удивлением узнают о

    существовании альтернативы схеме “победил — проиграл”. Мы называем этот

    метод разрешения конфликтов “беспроигрышным”, и помощь родителям в

    овладении этим методом является одной из главных задач программы Р.Е.Т.

    Добавлю, что “беспроигрышный” метод давно и успешно используется в

    разрешении других, не семейных конфликтов, но лишь очень немногие из

    родителей самостоятельно приходят к тому, чтобы пользоваться им для

    разрешения конфликтов между родителями и детьми.

    Многие мужья и жены разрешают конфликт путем

    совместного обсуждения проблемы. Так поступают и деловые партнеры.

    Профсоюзы заключают с администрацией договоры, являющиеся обязательными для

    тех и других. Вопросы о разделе собственности при разводе также зачастую

    решаются путем совместного принятия решений.

    Даже дети нередко разрешают свои конфликты путем

    обоюдных соглашений или неформальных договоров, приемлемых для обеих сторон

    (“Если ты сделаешь это, я сделаю то”). В наши дни все большее число

    промышленных предприятий обучает специальных посредников для участия в

    совместной выработке решений по конфликтным ситуациям.

    Не являясь каким-либо чудодейственным средством,

    способствующим мгновенному повышению эффективности воспитательного

    процесса, “беспроигрышный” метод требует довольно радикальной перемены в

    отношении большинства родителей к их детям. На овладение им необходимо

    время, в течение которого родители должны прежде

    всего научиться приемам безоценочного слушания и откровенного выражения

    своих собственных чувств. По этой причине “беспроигрышный” метод

    описывается в последних главах книги.

    Фактически этот новый метод поддержания дисциплины в доме путем

    эффективного управления конфликтами составляет ядро нашей философии. Это

    ключ к родительской эффективности. Родители, которые не пожалеют времени и

    сил на усвоение этого метода и его последующее осознанное применение в

    качестве альтернативы схеме “победил-проиграл”, будут щедро вознаграждены —

    намного более щедро, чем может показаться с первого взгляда.

    § 4. Аллан Фромм о педагогическом образовании родителей

    В современной образовательной системе складывается примечательная

    ситуация: в силу различных причин множество взрослых сегодня получают

    второе, высшее психолого-педагогическое образование. Как правило, у этих

    людей уже есть собственные дети, иногда даже внуки, поэтому они с

    осознанным интересом относятся к новым знаниям. И очень часто после занятий

    по педагогике или психологии они с обидой восклицают: «Это же так нужно для

    семейной жизни, для воспитания! Но почему раньше нам об этом никто не

    сказал? Так много времени упущено...».

    Упущенное все же можно наверстать благодаря большому числу зарубежных и

    отечественных книг, посвященных самым разнообразным проблемам воспитания и

    обучения наших детей. Нам в чем-то повезло: конец 1980-х — 1990-е годы

    можно назвать периодом открытий. Причем это касается не только истории

    нашей страны, но и узнавания новых взглядов на личность, на процесс ее

    становления, на отношения взрослых и детей.

    С открытием «железного занавеса» на нас обрушился поток самой

    разнообразной литературы по психологии, психиатрии, образованию. Этот поток

    привлекает не только новыми подходами, но и самой формой изложения

    материала: свободной, доверительной, иногда ироничной, лишенной

    наукознания. Непростая задача — подготовить читательскую аудиторию к иному

    восприятию психолого-педагогической литературы — выпала первым изданиям на

    русском языке книг Э. Берна «Игры, в которые играют люди...», Дж. Добсона

    «Непослушный ребенок», А. Фромма «Азбука для родителей» и др.

    Книга одного из ведущих специалистов в области педиатрии, детской

    психологии и психиатрии А. Фромма во многом необычна. Прежде всего своим

    названием — «азбука», то есть руководство начинающим, делающим первые шаги,

    «азбука для родителей», то есть для тех, кому приходится учиться всю жизнь.

    Оригинальность этой книги и в изложении материала. Обычно издания подобного

    рода опираются или на возрастной подход (последовательное описание

    развития, взросления ребенка), или на ситуативный подход (описание

    конкретного случая из жизни, подробный анализ, психолого-педагогические

    рекомендации).

    «Азбука» А. Фромма, используя оба подхода, построена в виде словаря-

    справочника, в котором, наряду с сугубо научными понятиями «адаптация»,

    «психотерапия», «тест интеллекта», читатель узнает, «когда ребенок говорит

    неправду», в чем разница между «непослушанием» и «пассивным

    сопротивлением», как влияет на ребенка «распад семьи или развод», кем

    являются для ребенка «мать» и «отец». Такое построение книги облегчает

    поиск той или иной ситуации. Одновременно он формирует у родителя

    ассоциативный ряд, связанный с интересующей темой: автор не только

    описывает конкретный случай, но и связывает его со сходными ситуациями и

    понятиями. Так, типичный случай в воспитании «Когда дети дерутся» Аллан

    Фромм предлагает рассмотреть и с точки зрения агрессивности, дисциплины,

    соперничества братьев, стремления сломать игрушку. В таком контексте у

    родителей формируется целостный и, возможно, более объективный взгляд на

    события, происходящие в жизни ребенка.

    Правда, тональность отечественных и зарубежных книг, как правило,

    различалась и различается. В 1950-1970-е годы советская педагогика

    анализировала и убеждала нас в решающей роли коллектива на процесс

    формирования личности, а западные исследователи тех лет подчеркивали

    необходимость сохранять уникальность и укреплять самодостаточность в

    личности.

    Позже, в 1980-е годы, исследования западной психологии понемногу начали

    осваиваться отечественной наукой. У психологов конца 1980-х—начала 1990-х

    годов актуальными стали проблемы, связанные с самопознанием,

    самосовершенствованием, самоутверждением конкретной личности. Такое

    положение явилось объективной и достаточно закономерной реакцией на

    психологию «усреднения», на политику нивелирования индивидуальности.

    Однако к этому времени основная тональность переводных зарубежных

    изданий также претерпела изменения. Там чуть раньше (или, наоборот, чуть

    позже ?) пришли к заключению, что все развитие человеческой культуры

    убеждает в опасности возвеличивания «Я» одного человека. Любой личности

    приходится строить свою жизнь с учетом действий других людей. Эта мысль

    четко прослеживается в материалах «Азбуки для родителей». Автор вместе со

    своими читателями размышляет над проблемами «близнецов», «бранных слов»,

    «воровства», «дружбы», «половой уравновешенности», «эгоизма» и пр.

    Иногда бывает трудно безоговорочно принять опыт, предлагаемый

    психотерапевтами из США: сказывается разница в понимании методов воспитания

    и самих методов, в особенностях национального сознания. Однако любая

    крайность в воспитании не приводит к ожидаемому результату. Именно эта

    мысль заключена в книге Аллана Фромма.

    Практика убеждает нас в том, что нет единого универсального средства в

    воспитании. Родители и педагоги должны быть готовы к самым неожиданным

    поворотам жизненных ситуаций. Поэтому чем больше будут они знать о причинах

    и последствиях тех или иных поступков детей, тем легче будет им определить

    тактику своих действий, выбрать, может быть, не лучший, но хотя бы

    оптимальный путь в сложившейся ситуации. И «Азбука» А. Фромма может оказать

    существенную помощь в воспитании не только детей, но и их родителей.

    Пожалуй, сегодня книга А. Фромма воспринимается чуть ли не более

    своевременно, чем ее первое русское издание в 1991 году. Тогда родители

    могли только грустно усмехнуться, читая рекомендации американского

    специалиста: «Когда вы подбираете детский сад, самое главное не в его

    внешнем виде, удобствах или красоте интерьера, а в воспитателях и ребятах.

    При дите в детский сад и понаблюдайте за детьми: довольны ли они, нравится

    ли им там. Может, за ними слишком строго надзирают, и они вынуждены без

    конца подчиняться суровым приказам и требованиям? Хороший детский сад —

    место очень шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а

    также взрывов смеха, поищите другой садик для своего ребенка». Могла ли в

    то время идти речь о выборе лучшего детского сада для ребенка? Можно ли

    было расценивать шум в детской группе как показатель комфорта, благополучия

    детей?

    Но за последние годы ситуация во многом изменилась. Дело не только в

    том, что появились родители, которые могут себе позволить искать лучший

    садик, лучшую школу для своего ребенка. Постепенно меняется само отношение

    к Детству. Работы и российских, и зарубежных психологов и педагогов

    убеждают нас в том, что нужно сначала полюбить ребенка таким, каков он

    есть, а уж потом стараться сделать лучше сначала себя, а потом его.

    Это значит, что «Азбука» А. Фромма написана для всех нас: педагогов,

    родителей, детей. Каждый, кто действительно заинтересован в гуманном

    отношении к своему (и не только к своему) ребенку, кто живет или собирается

    жить по принципу «от культуры полезности — к культуре достоинства», найдет

    для себя в «азбучных истинах» Аллана Фромма совет на каждый день.

    §5. Работа с родителями ребёнка-инвалида. Лечебная педагогика А.А.

    Дубровского

    Семья, в которой есть дети-инвалиды особый объект внимания. Получив

    информацию о такой семье, составив план оказания ей помощи, разрабатываются

    рекомендации родителям, как следует ухаживать за таким ребенком. План

    реабилитации составляется совместно с детским врачом на каждого ребенка-

    инвалида. Чаще всего с ребенком работают психолог, невропатолог,

    психоневролог, логопед, массажист, дефектолог и инструктор по лечебной

    физкультуре.

    Учитывая, что эти дети плохо ориентируются в жизни, составляются

    программы, которые включили бы ребенка в окружающий мир. Часть из них

    относится в личности ребенка, его личному поведению («Личная гигиена», «Я в

    быту») и часть — к его поведению в обществе («Я в трамвае», «Я в магазине»

    и т.д.).

    Работа педагога направлена на то, чтобы помочь ребенку приобрести умения

    и навыки общения в окружающей его среде. Для преодоления трудностей общения

    детей-инвалидов со здоровыми детьми социальный педагог составляет

    программу, по которой ребе нок подготавливается к такому общению. Это может

    быть участие в конкурсах, проведения дней рождения, обсуждение книг и

    фильмов.

    Включение детей-инвалидов в трудовую деятельность (фото, пошив одежды,

    ремонт обуви, работы по дереву) — также предмет особой заботы социального

    педагога. Здесь нужно не только подготовить и заключить договора, по и

    научить ребят профессии, дать им необходимые умения и навыки. Важно, чтобы

    они участвовали во всех производственных процессах, разбирались в вопросах

    экономии, планирования труда, умели содержать инструменты в надлежащем

    состоянии и т.д.

    Важно, чтобы эти дети в процессе труда могли проявлять свои способности.

    Для этого нужно научить ребенка рисовать, лепить, познакомить его с

    народным творчеством, рассказать о национальной росписи тканей, деревянных

    и глиняных игрушек, привлечь к росписи ребят.

    Выставки работ детей, их участие в праздниках, концертах и спектаклях

    помогают в утверждении каждого из них как личности.

    Творческая работа сопровождается чтением книг, созданием библиотеки, что

    развивает ребенка, расширяет его кругозор.

    Исследователи отмечают, что 10% подростков страдают какими-либо

    заболеваниями, 5% имеют психические отклонения. Важно, чтобы больной

    ребенок не раздражал остальных членов семьи. Оранжерейное отношение к

    такому ребенку приводит к формированию иждивенца, опасна и другая

    крайность, когда родителей или окружающих раздражает болезнь ребенка, что

    также усугубляет его состояние.

    Долг родителей — успокоить ребенка, облегчить его переживания, создать в

    семье атмосферу оптимизма. В этом семье может помочь только социальный

    педагог.

    Говоря о детях-инвалидах, следует обратиться к лечебной педагогике

    А.А.Дубровского. В своей книге «Жемчужина России» автор рассказывает о

    лечении детей в санаторном пионерском лагере у моря.

    Покажется незначительным его посадка деревьев так, что, по его мнению,

    они оказывают и лечебное, и эмоциональное воздействие на ребенка. Он пишет,

    как ребята тянутся к платанам, считая их своими друзьями. Все это потому,

    что на детей с нарушенной заторможенной психикой благоприятно влияют

    деревья с крупными кронами конической или пирамидальной формы и заостренной

    вершиной (тополь, ель, пихта). В парке были посажены щадяще-успокаивающие

    деревья, с раскидистыми, повислыми, зонтикообразными, шарикообразными,

    плакучими кронами, с бледной окраской листвы.

    Дубровский пишет, что дети любили собираться под платанами, так как он

    притягивает, потому что «имеет кругленькие, на длинной ножке, мягкие

    пушистые шарики. Шаровидная, округлая, овальная форма всегда успокаивает. И

    недаром люди для устроения добрых дел садятся за круглый стол».

    Успех лечения, пишет он, зависит от того, как оно, будет организовано.

    Важно построить работу так, чтобы преодолеть одиночество и подавленность

    ребенка.

    На первом этапе — это доверительная беседа с ним, из которой воспитатель

    выясняет «главные желания ребенка». Первостепенной является задача педагога

    отвлечь ребенка от «ухода в болезнь» и поверить в свое выздоровление.

    «Нередко причиной болезни, — пишет Дубровский, — и болезненного

    состояния являются неразвитость души, безделье, скука, праздность,

    черствость и бездушие, грубость и взаимонепонимание, холодность и

    безразличие, ограниченность и агрессивность. Поэтому мы и видим основную

    свою задачу в том, чтобы уважением и доверием к ребенку помочь ему

    научиться стать человеком и жить среди людей.

    Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребенка — вот

    наши главные лекарства. И еще — полнокровная, радостная, яркая, наполненная

    трудом, общением и заботой о других, жизнь. Только так больной ребенок

    сможет почувствовать себя полнокровным человеком. «Учись быть активным,

    невзирая на болезнь, не сосредоточивайся на болезни, и она отступит!» —

    внушаем мы постоянно детям»

    Придавая особенное значение в лечебной педагогике труду, он пишет о

    «труде-заботе», которым увлечен весь санаторий, каждый ребенок, о

    традициях, рожденных совместным трудом, которые выливались в желание всем

    поговорить, попеть, помечтать. Он пишет о «труде-радости», мероприятиях,

    которые вносят в жизнь больных детей романтику. Встречи с легендарными

    людьми, игры и общественно-полезная работа, комната размышлений, где

    сформулированы заповеди этического поведения детей. Цель комнаты

    размышлений — побудить ребенка к осмыслению себя, своего отношения к людям,

    проверке своего поведения моральными заповедями.

    Лечебная педагогика А.А. Дубровского направлена на то, чтобы помочь

    ребенку справиться с болезнью, выйти из нее стойким, умеющим жить среди

    людей. Он ставит задачи — увлечь больных детей возможностью

    самосовершенствования и «творения добра», привить любовь к природе,

    развивать творчество и самовоспитание.

    Решать эти задачи можно, по его мнению, только вовлекая детей в труд и

    общение.

    Дубровский формулирует основные направления работы социального педагога

    с больными детьми. Это:

    — проведение этических бесед;

    — организация детского самоуправления;

    — обязательное участие детей в труде, занятие гимнастикой;

    — сотрудничество детей и воспитателей.

    Кроме того, социальному педагогу надлежит:

    — организовать для всего коллектива содержательные игры;

    — помочь ребенку заняться творчеством;

    — организовать отдых: на стадионе, в комнате сказок, картинной галерее,

    парке, библиотеке и др.;

    — создать «Комнату размышлений»;

    — проводить занятия психотерапией и аутогенной тренировкой.

    Литература, рекомендуемая родителям для самообразования

    1. А. Фромм. Азбука для родителей или как помочь ребёнку в трудной

    ситуации

    2. Т. Гордон Повышение родительской эффективности

    3. Популярная педагогика. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997. – 608 с.

    (Серия «Учимся играя»)

    4. Дубровский А.А. Жемчужина России. / Педагогический поиск. – М., 1987.

    5. Гиннот Хаим Г. Между родителем и ребёнком

    6. Гиннот Хаим Г. Между родителем и подростком

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.