МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Педагогика - наука

    Педагогика - наука

    ПЛАН

    I.

    ВВЕДЕНИЕ....................................................................

    .............3

    II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    «ПЕДАГОГИКА – НАУКА»

    1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ.......3

    2. ОСНОВНЫЕ

    ПОНЯТИЯ.....................................................5

    3. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

    НАУК....................7

    4. СВЯЗЬ С ДРУГИМИ

    НАУКАМИ.................................... 8

    III.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................

    .........8

    IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ

    ЛИТЕРАТУРЫ......................9

    Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет

    свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного

    мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества.

    Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается

    многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает

    воспитание как частный момент развития общества, его производительных

    сил и производственных отношений; история – как частный момент

    истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи

    с изучением становления личности развивающегося человека.

    Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием

    особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета,

    который специально не исследуется никакой другой научной

    дисциплиной.

    В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний»

    педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом

    воспитание человека.

    Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов:

    как возникла и развивалась эта наука и какие специфические

    проблемы она исследует?

    В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно

    определённый аспект природных или общественных явлений, изучением

    которых она занимается и знание которых имеет большое значение для

    осмысления её теоретических основ.

    Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны

    к жизни растущими потребностями общества в создании специальных

    учебно - воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и

    обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания

    подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование

    и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность

    общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.

    Вот почему на определённой ступени развития человеческого

    общества и, в частности, в более поздний период рабовладельческого

    строя, когда производство и наука достигли значительного развития,

    воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают

    специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией

    которых стало обучение и воспитание детей. Это имело место во

    многих древних странах, но более или менее достоверные сведения о

    школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего

    Востока и античной Греции.

    Надо сказать, что уже в древнем мире многие общественные

    деятели и мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль

    воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого

    человека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 – ок. 559 гг.

    до н.э.) полагалось, чтобы отец обязательно позаботился о специальной

    выучке своих сыновей в той или иной области труда. По мере

    расширения и усложнения воспитания специальная отрасль теоретических

    знаний, относящихся к воспитательной деятельности, стала

    разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания, как впрочем, и

    знания в других сферах жизни и производства, вначале

    разрабатывалась в недрах философии. Уже в трудах древнегреческих

    философов – Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до

    н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.),

    Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и др. – содержалось немало глубоких

    мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведёт своё

    происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве

    названия науки о воспитании. Как же это произошло?

    В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым

    аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их

    в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также

    совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда –

    ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем

    педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые

    занимались обучением и воспитанием детей и для которых

    педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука

    о воспитании стала называться – педагогикой.

    Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение

    и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа,

    что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического

    воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.

    Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах

    древнеримских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи,

    например, высказывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан

    (42-118 гг. до н.э.) и др.

    В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-

    богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и

    были пронизаны церковной догматикой.

    Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах

    мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этой

    эпохи - итальянский гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446),

    испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский

    мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536) и др.

    Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении,

    выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности

    от оков угнетения.

    Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории,

    педагогика про- должала оставаться частью философии. Как особая

    наука педагогика впервые была выделена из системы философских

    знаний в начале XVII в. Оформление педагогики как самостоятельной

    научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем

    великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670).

    Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы

    с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами

    последующих научно-педагогических систем.

    Неоценимое значение для становления научной педагогики имели

    труды таких виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро

    (1713-1784), К. А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-

    1704) в Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии,

    Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих

    Гербарт (1776-1841) в Германии.

    Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской

    педагогике были В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н.

    Г. Чернышевский (1828-1889) и В. А. Добролюбов (1836-1861). На

    становление отечественной научной педагогики большое влияние оказали

    труды Л. Н. Толстого (1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное,

    систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей было

    дано в трудах К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие

    советской педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А. В.

    Луначарский (1875-1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-

    1939), В. А. Сухомлинский (1918-1970).

    То, что педагогика выдвинула такое большое количество крупных

    педагогов, не является случайным. Общество с его интенсивным

    развитием производства, науки и культуры требовало повышения

    грамотности основных производителей.

    Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество

    образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных

    школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные

    учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться

    педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой

    толчок развитию педагогической теории.

    Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика

    по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных

    факторов в жиз -ни общества всё более становятся наукой об общих

    закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

    Основные понятия:

    Непременным условием выделения и функционирования любой науки

    является наличие в ней категориального аппарата. Каковы основные

    понятия (категории) педагогической науки?

    Место педагогики в системе наук о человеке определяется тем,

    что она исследует закономерности развития, формирования, воспитания,

    образования и обучения личности.

    Развитие человека – это процесс становления его личности под

    влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых

    социальных и природных факторов.

    Согласно диалектико-материалистической концепции развитие

    индивида (онтогенез) представляет собой процесс количественных и

    качественных изменений, закономерно происходящих в анатомо-

    физиологическом строении человеческого организма. Советская педагогика

    не исключает влияния наследственности на развитие человека. Известно,

    что наследственность отражает заложенные в генетической программе

    человека особенности, которые передаются от родителей к детям. Это

    и цвет кожи, глаз, волос, и телосложение, и особенности нервной

    системы, а также задатки речи, мышления и др.

    На наследственность детей существенно влияет состояние

    психического здоровья и образ жизни родителей. Например, крайне

    отрицательно влияют на умственные способности детей алкоголизм,

    наркомания, токсикомания родителей.

    Развитие есть поступательное движение, переход от низшего к

    высшему, от простого к сложному, от несовершенного к более

    совершенному.

    Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Под

    психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а

    также потребностей, способностей и характера личности. Физическое

    развитие есть развитие организма, мышц, подвижности суставов и др.

    Общее развитие – развитие психичес-ких, физических, нравственных и

    других качеств личности.

    Личность человека – результат действия и взаимодействия различных

    факторов. Одни из них действуют более или менее независимо от

    воли и сознания людей. К ним относятся биологическая природа

    человека, общественные отношения, явления общественной психологии, образ

    жизни, географическая среда, условия микросреды. Другие в большей или

    меньшей степени зависят от воли и сознания людей. Это – идеология,

    деятельность государства, общественных учреждений. Третья группа

    факторов предполагает организованное развитие. Все эти факторы в

    совокупности обеспечивают формирование личности.

    Значит, формирование личности человека – это процесс её

    становления под влиянием многочисленных факторов, природных и

    общественных, внешних и внутренних, действующих стихийно и согласно

    определённым правилам, с применением определённых средств.

    Воспитание - есть один из факторов формирования личности.

    Оно заключается в том, что люди хотят теми или иными

    средствами достигнуть определённой цели – развивать и образовывать у

    воспитанника определённые качества. Качественное своеобразие

    воспитания, в отличие от других факторов формирования личности,

    состоит в том, что воспитатель сознательно ставит определённую цель

    и, стремясь достигнуть этой цели, находит средства, ведущие к её

    осуществлению. Таким образом, воспитание есть такое общественное

    отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях

    направленного формирования личности.

    Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития,

    возрастные, типологические и индивидуальные особенности воспитуемых.

    Там, где есть воспитание, на полную мощность используются

    положительные и ослабляются отрицательные влияния микросреды. Там, где

    есть воспитание, человек раньше оказывается способным к

    самовоспитанию.

    Процесс воспитания направлен на формирование социально важных

    качеств личности, на создание и расширение круга её отношений к

    окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире,

    разнообразнее и глубже система отношений личности к различным

    сторонам жизни, тем богаче её собственный духовный мир.

    К числу важнейших и наиболее общих педагогических понятий

    относятся также образование и обучение.

    Под образованием мы понимаем такую сторону воспитания, которая

    состоит в овладении системой научных и культурных ценностей,

    накопленных человечеством, в овладении системой познавательных умений

    и навыков, формирования на их основе мировоззрения, морали, поведения,

    нравственных и других качеств личности, развития её творческих сил

    и способностей, подготовку к общественной жизни, к труду. В

    содержание образования включаются все элементы социального опыта.

    В зависимости от целей, характера и уровня подготовки

    различают среднее, общее, политехническое, профессиональное и высшее

    образование. Знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку,

    даёт общеобразовательная школа. Знания, умения и навыки, необходимые

    работнику определённой профессии, приобретаются им в специальных

    учебных заведениях. Содержание и методика общего образования

    обеспечивают формирование у школьников познавательных интересов и

    навыков, необходимых для работы, дальнейшего обучения и

    самообразования, служат основой политехнического и профессионального

    образования и осуществляются с ними в тесной взаимосвязи.

    Образование может быть достигнуто разными путями. Это может

    быть самостоятельное чтение, радио - и телепередачи, курсы, лектории,

    работа на производстве и т. п. Но наиболее верным и надёжным путём

    является планомерно организованное обучение, имеющее своей целью

    обеспечить человеку нормальное и полноценное образование. Содержание

    образования определяется государственными учебными планами, учебными

    программами и учебниками по изучаемым предметам.

    Ведущую роль в осуществлении образования играет систематическое

    обучение, которое осуществляется в определённой организации под

    руководством специально подготовленного лица (учителя, воспитателя,

    руководителя, инструктора). Обучение представляет собой целостный

    педагогический процесс, в ходе которого решаются задачи образования,

    осуществляется воспитание и развитие учащихся.

    Процесс этот, прежде всего двусторонний. С одной стороны, в

    нём выступает обучающий (педагог), который излагает программный

    материал и руководит этим процессом, а с другой – обучающиеся, для

    которых данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым

    материалом. Совместная их деятельность направлена на глубокое и

    прочное усвоение научных знаний, вырабатывание умений и навыков,

    применение их на практике, развитие творческих способностей,

    формирование материалистического мировоззрения и нравственно-

    эстетических взглядов и убеждений.

    Обучение должно быть доступным данному классу, возрасту, уровню

    развития. А доступным является всё то, что основано на имеющихся в

    сознании ребёнка знаниях, полученных в процессе обучения, семейного

    воспитания, непосредственного отражения природных и общественных

    явлений, общения со взрослыми и сверстниками, в чтении, телевизионных

    передачах, кинофильмах.

    Основные понятия педагогики, как и явления, которые в них

    отражаются, неотделимы друг от друга, они перекрещиваются, частично

    совпадают и взаимно связаны в едином и целостном педагогическом

    процессе. Поэтому при их характеристике необходимо всегда видеть

    главную функцию каждого понятия и именно на этой основе отличать

    его от других категорий.

    Система педагогических наук

    Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется

    новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований.

    Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием

    «педагогика» обозначается целая система педагогических наук. .

    Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных

    педагогических дисциплин:

    1. общая педагогика, исследует основные закономерности

    воспита -

    ния человека; раскрывает сущность, цели, задачи и

    закономерности

    воспитания, его роль в жизни общества и развитии

    личности, про-

    цесс образования и обучения.

    2. возрастная педагогика, изучающая особенности

    воспитания людей на

    различных этапах возрастного развития; она подразделяется

    на пред-

    лых (профессионально-технического, высшего образования и

    др.);

    3. специальная педагогика – дефектология, изучающая

    особенности

    развития, обучения и воспитания аномальных детей. Которая

    в свою

    очередь распадается на ряд отраслей: вопросами

    воспитания и обуче-

    ния глухонемых и глухих детей занимается

    сурдопедагогика, слепых и

    слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых –

    олигофренопеда-

    гогика, детей с расстройствами речи при нормальном

    слухе – логопедия;

    4.частная методика, исследующая специфику применения

    общих

    закономерностей обучения к преподаванию

    определённого предмета

    (иностранного языка, математики, биологии, физики,

    химии и др.);

    5. история педагогики, изучающая развитие

    педагогических идей и

    практики воспитания в различные исторические

    эпохи.

    Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли

    педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика

    высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика.

    Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика

    семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций,

    педагогика культурно-просветительной работы.

    Связь с другими науками

    Процесс разностороннего взаимопроникновения наук, развитие

    комплексного изучения педагогических явлений объективно требуют

    органической связи педагогики с другими науками. Педагогика

    развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с философией,

    социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией и физиологией

    человека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой и др.

    В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей,

    возрастной и педагогической психологией. Психология вскрывает

    закономерности психического развития людей в разные возрастные

    периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и

    воспитания. Идеи её широко используются при разработке организации

    познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Развита

    связь педагогики с социальной психологией, которая изучает

    взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты характера и

    особенности психического склада людей, находящихся в разных

    социальных условиях.

    Исключительно ценными знаниями о природе физического развития

    человека, педагогику вооружает общая и возрастная физиология,

    составляющая естественнонаучную основу обучения и воспитания. Изучение

    условнорефлекторной деятельности помогают раскрывать научные основы

    тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних

    воздействий и связаны с формированием умений, навыков и привычек.

    Новые, дополнительные возможности для исследования процессов

    обучения и воспитания перед педагогикой открывает быстро

    развивающаяся область знания, которая получила название теории

    управления. Возникнув в системе общественных наук, она использует

    достижения кибернетики, которая раскрыла наиболее общие

    закономерности управления сложными динамическими системами. При этом,

    однако, надо иметь в виду, что кибернетика изучает процессы

    управления безотносительно к качественной природе самоуправляемых

    систем; воспитание же представляет собой систему, обладающую глубокой

    качественной спецификой, своими специфическими закономерностями,

    которые кибернетике недоступны.

    Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она

    или не пользуется данными других наук. Советская педагогика

    использует материалы и данные смежных наук для решения своих

    задач, на основе строгого отбора и выявления границ их применения.

    Итак педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта

    обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука –

    это результат многолетних исследований закономерностей формирования

    всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической

    науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные

    педагогические решения.

    Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство,

    разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно:

    без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство

    воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение

    методами педагогического процесса – основа учительского мастерства. К

    усвоению педагогики надо подходить как к научно – познавательной

    деятельности, на базе которой может и должно развиваться

    педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической

    деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен

    быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что

    это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений

    необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного

    труда.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ

    ЛИТЕРАТУРЫ

    I. ПЕДАГОГИКА: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

    ПЕД. ИН-ТОВ. / Ю. К. БАБАНСКИЙ, В. А. СЛАСТЕНИН,

    Н. А. СОРОКИН И ДР.; ПОД РЕД. Ю. К.

    БАБАНСКОГО. -

    2-Е ИЗД., ДОП. И ПЕРЕРАБ. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ,

    1988. - 479 С.

    II. ПЕДАГОГИКА: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

    ФАК. ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧ. ОБУЧЕНИЯ

    ПЕД. ИН-ТОВ. / ПОД РЕД. С. П. БАРАНОВА И ДР.

    -

    М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1976. – 352 С.

    III. ХАРЛАМОВ И. Ф. ПЕДАГОГИКА: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ

    СТУДЕНТОВ УН-ТОВ И ПЕД. ИН-ТОВ. – 2-Е ИЗД.,

    ПЕРЕРАБ.

    И ДОП. – М.: ВЫСШ. ШК., 1990. – 576 С.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.