МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Педагогика - вопросы и ответы (история, цели, образование...)

    Педагогика - вопросы и ответы (история, цели, образование...)

    Вопрос № 1. Основные этапы развития педагогической мысли.

    Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты

    человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с 1-ыми людьми. Детей

    воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании.

    Наука педагогика появилась позже геометрии, астрономии, как

    потребность общества. Обнаружилось, что общество прогрессирует – быстро или

    медленно, в зависимости от того, как в нем появляется воспитание. Появилась

    потребность в:

    обобщении знаний о воспитании,

    в создании специальных учебных воспитательных учреждений.

    В Китае, Индии, Египте, Греции – развитие философии (науки о природе,

    человеке, обществе) – 1-ые педагогические обобщения.

    В Европе – древнегреческие философы Демокрит (460 – 370 г. до н.э.),

    Сократ (469 – 399 г. до н.э.), Платон (427 – 347 г. до н.э.), Аристотель

    (384 – 322 г. до н.э.) – о формировании личности (хорошими людьми

    становятся больше от упражнения, чем от природы). Марк Квинтиман –

    “Образование оратора” – основная книга по педагогике, с сочинениями

    Цицерона, его изучали во всех риторических школах.

    Во все времена существовала духовная педагогика – о духовном и

    физическом развитии людей, нравственном и трудовом воспитании. В древней

    Греции совершеннолетним считался тот, кто посадил и вырастил маслиновое

    дерево – маслиновые рощи.

    В период средневековья – господство церкви – все воспитание в

    религиозное русло. Образование потеряло прогрессивность античных времен.

    Догматическое обучение существовало 2 века. Философы этого времени

    Тертуман (160 – 222), Августин (354 – 430), Аквипат (1225 – 1274) – создали

    обширные педагогические трактаты, но педагогическая наука далеко вперед

    не ушла.

    Эпоха Возрождения – педагоги гуманисты.

    В XVII в. педагогика выделилась в самостоятельную науку – с именем Я.

    А. Каменского (1592 – 1670) – “Великая дидактика” – 1654 г. (см. методичку,

    табл.).

    Джон Локк (1632 – 1704) – теорию воспитания – “Мысли о воспитании” –

    взгляды на воспитание джентльмена – человека уверенного в себе, широкое

    образование, деловые качества, изящество манер, твердость правовых

    убеждений.

    Непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой в педагогике вели

    французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П.

    Гольбах и особенно Ж.Ж. Руссо (см. методичку, табл.).

    Иоганн Фридрих Герберт (1776 – 1841) – крупная противоречивая фигура в

    истории педагогики – по дидактике (четырехзвенная модель урока, понятивно –

    воспитывающее обучение, система развивающих упражнений), но и теоретическая

    база для дискриминационного ограничения в образовании широких масс

    трудящихся.

    Мировую славу русской педагогики принесли Белинский, Герцен,

    Чернышевский, Добролюбов, Толстой, но особенно К.Д. Ушинский “О камеральном

    образовании” 1848 г.

    В 1855г. Ушинского назначают инспектором классов. В жизни каждого

    крупного ученого непременно найдется счастливая случайность. Была она и в

    судьбе Ушинского. Однажды он обратил внимание на 2-а больших шкафа, – уже

    20 лет они стояли опечатанные. Ушинский попросил сторожа открыть их. Перед

    ним было целое сокровище – полное собрание педагогической литературы,

    наследство бывшего инспектора института, ученика Пестелоцци – Е. Гугеля. По

    свежим следам он пишет лучшую свою статью “О пользе педагогической

    литературы” – сделать учебную работу интересной для ребенка, не превращая

    ее в развлечение. 187! Переиздано – “Родное слово”. Более 10 млн. книг его

    вышло до революции. Главное его сочинение “Педагогическая антропология”

    1867г. – 2-а тома, 3-й не завершил;

    - учение о целях, принципах, сущности воспитания,

    - о руководящей роли школы, учителя,

    - о методах формирования наблюдательности, внимания, воли, памяти,

    эмоций,

    - пути реализации дидактических принципов сознательности,

    наглядности, систематичности, прогностичности,

    - концепция развивающего обучения,

    - трудовое воспитание – полноценное воспитательное средство – труд.

    В конце XIX – начале XX в. – центр педагогической мысли США Джон Дьюи

    (1859 – 1952), Эдвард Торндайк (1874 – 1949) - вывели закономерности

    человеческого воспитания, эффективные технологии образования.

    Советские педагоги Н.К. Крупская (1869 – 1939) – проблемы новой

    советской школы, организация внеклассной работы, пионерского движения. А.С.

    Макаренко (1888 – 1939) – о детском коллективе, трудовом воспитании,

    сознательная дисциплина, воспитание в семье. В.А. Сухомлинский (1918 –

    1970) – исследовал моральные проблемы воспитания молодежи, о личности.

    Вопрос № 2. Цели и идеалы общего среднего образования. Целеполагание в

    учебно-воспитательном процессе. Иерархия целей.

    Воспитательный процесс носит целенаправленный характер (направление

    воспитательных усилий, конечная их цель, содержательная сторона и средства

    достижения).

    Цели воспитания – провозглашаются обществом.

    В нашей стране – “Моральный кодекс строителей коммунизма” - долгое

    время.

    Сейчас – прежние идеалы утрачены, новые не сложились, но всякая

    идеология – это подход тех или иных классов или групп к решению

    общественных проблем, которые они стремятся навязать другим. В мировой

    педагогической теории и практике уже давно сложилось мнение, что

    воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то конъюнктурных

    ситуаций (исповедовать взгляды стоящих у власти).

    Воспитание должно базировать на постоянных непреходящих идеях и

    ценностях, а именно принципах гуманизма (лат. humanus – человеческий,

    человечный): любовь к людям высокий уровень психологической терпимости

    (толерантность), мягкость в человеческих отношениях, уважение личности.

    Признание человека в качестве высшей ценности.

    Конечная цель воспитания с позиции гуманизма – человек должен стать

    полноценным субъектом деятельности, т.е. свободным, но ответственным за все

    происходящее в мире.

    С содержательной стороны реализация принципов гуманизма в

    воспитательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей:

    - ценности для всего общества, а не для группы людей, партии,

    государства.

    Деидеологизация, т.е. отказ от установок, убеждений какой-то определенной

    социальной силы, акцент на духовно – правовое, интеллектуальное и

    эстетическое развитие личности, на основе освоения ею всего культурного

    богатства человечества.

    Общечеловеческие ценности – это трансцендентные (запредельные) ценности,

    т.е. ценности, которые носят абсолютный характер.

    Верующие люди считают, что эти ценности имеют божественную природу.

    Для неверующих – многовековой опыт человечества.

    Они носят постоянный, непреходящий характер – образец “поведения” для

    всех людей. “Не убий”, “не укради”, “не сотвори себе кумира” и т.д. - это

    нравственные установки и для верующих и неверующих. “Моральный кодекс

    строителей коммунизма” переложение на современный язык тех же ценностей, к

    которым, однако добавились идеологические установки типа “любовь к своей

    Родине”, “борьба за победу”.

    Следует отметить, что любовь к Родине сама по себе вполне вписывается в

    систему гуманистических ценностей. Каждый конкретный человек – гражданин

    конкретного государства, принадлежит к определенной нации, народности.

    Поэтому воспитание человека с общечеловеческих позиций не противоречит, а

    предполагает его воспитание как гражданина, патриота своей страны,

    Отечества, а следовательно, гуманизм предполагает патриотизм, любовь к

    своей Родине, но отвергает национализм.

    Гуманизм в силу того, что отдает приоритет общечеловеческому началу,

    противоречит идеологии индивидуализма. Гуманизм – признание данной

    личностью в качестве ценности личности всех других людей, любовь к ним,

    служение. Поэтому гуманизм предполагает коллективизм, стремление к общности

    с другими народами. Особенно это свойственно нашему народу – идея

    соборности является ведущей идеей русского самосознания.

    В связи с вышеизложенным скорректируем цели учебно-воспитательного

    процесса.

    В нашей стране традиционно считалось в качестве главной цели учебно-

    воспитательного процесса – подготовка высококвалифицированного специалиста,

    способного эффективно работать на производстве, на благо нашего государства

    – технократический подход.

    Гуманистический подход – создание предпосылок для самореализации

    личности, удовлетворение ее потребностей. Это вовсе не снимает задачи

    подготовки высококвалифицированного специалиста, т.к. без высокой

    квалификации нельзя реализовать себя как личность. Но в гуманистическом

    подходе нет оценки студента, как только функционера общественного

    производства. Рыночная экономика может поставить нашего выпускника в такие

    условия, что его узкоспециализированные знания не позволят реализовать

    себя, а может и просто заработать на жизнь. Значит надо обеспечить такую

    систему обучения “которая бы позволила выпускнику вуза проявить себя на

    более широком поле деятельности”.

    А это возможно за счет усиления общенаучной и гуманитарной подготовки.

    Итак, гуманизация учебного процесса предполагает формирование учебных

    планов таким образом, чтобы они максимально учитывали интересы студентов в

    новых социально-экономических реальностях, а не интересы тех или иных

    кафедр, вуза, государства.

    И, наконец, гуманистическая ориентация образования может быть

    реализована в гуманистической педагогике (высокая степень индивидуализма и

    дифференциации обучения, акцент на пробуждение активности и инициативы

    обучаемого, педагогика сотрудничества).

    Цель воспитания нельзя выдумать или выдвинуть произвольно. Она должна

    соответствовать представлениям общества об идеалах человеческой личности –

    представлениям о совершенном человеке – герои сказок, песен, поговорок –

    смелость, честность, храбрость, справедливость.

    Идеал телесной (физической) и духовной красоты занимал педагогов уже

    в древности. Однако их гармоничное соединение исключало труд. Дети

    рабовладельцев воспитывались в презрении к труду, который удел рабов.

    В средние века – идеал духовный, физические радости греховны.

    Следовательно, их сочетание считалось еретическим. Идея гармоничного

    развития в трудах гуманистов Возрождения. А впервые реабилитировали труд,

    показали его как добродетель социалисты – утописты.

    Сейчас идея всестороннего развития личности, как высшей цели воспитания

    признается всем миром. И, тем не менее, ни одна страна не может

    похвастаться ее достаточно полной реализацией.

    В любом обществе существуют 2-а педагогических идеала личности.

    1. Высокий, широко рекламируемый, но заведомо недостижимый. Маяк!

    Ориентир! К нему следует подвести воспитуемого как можно ближе.

    2. Приземленный, реальный идеал – герой своего времени, тот, которому

    все завидуют, на месте которого каждый хотел бы оказаться, чью

    судьбу желают своим детям.

    Во время ВОВ – идеал офицера, защитника.

    После войны – офицер, научный работник, инженер.

    70-е годы – партийный функционер и государственный чиновник.

    Но какие бы зигзаги не делало Российское общество, идеал русского

    народного педагога был и остается неизменным, беззаветно любящий свою

    Родину, высоко нравственный труженик. Сохранить и утвердить этот идеал –

    долг российских педагогов. (Далее смотри методичку стр. 32-33)

    Одной из актуальных проблем современной теории и практики воспитания

    становится, на наш взгляд, проблема цели.

    По мнению ведущих английских теоретиков педагогики А.Келли, П.Херста,

    Р.Петерса, Д.Поупа, проблема цели четко определилась в английской

    педагогике в 70-е годы. Если ранее считалось, что главная роль в развитии

    учебно-воспитательного процесса принадлежит содержанию образования, то

    сначала 70-х годов эта роль все последовательнее отводится цели. Цель

    теперь рассматривается в качестве отправной точки, определяющей все

    основные компоненты учебно-воспитательного процесса: содержание, методы,

    приемы, деятельность учащегося, познавательные возможности. А к концу 70-х

    годов и английское учительство стало признавать необходимость более четко и

    целенаправленно планировать свою деятельность.

    Поставленная, таким образом, в педагогической теории и практике

    проблема цели, безусловно, включает в себя различные аспекты. Все они,

    однако, сводятся к одному вопросу, точно сформулированному одним из ведущих

    теоретиков куррикулизма Д.Лоутеном: как перевести общую цель воспитания в

    природу и саму ткань учебно-воспитательного процесса А. Келли, многие

    сложности в педагогике возникают не столько от непонимания, каким должны

    быть цели, сколько от непонимания, что такое воспитательные цели.

    Виды целей. Различают в зависимости от степени точности и от срока

    действия общие и конкретные цели. Остановимся на характеристике этих видов

    целей подробнее.

    Общая цель. Среди свойственных ей характеристик выделяются, прежде всего,

    долгосрочность и длительность. Выдвигаемая на долгое время цель, как

    правило, подвержена резким изменениям. Общей цели свойственна также широта

    охвата: она выражает наиболее общие взгляды общества на воспитание

    человека. При этом отмечается, что, отражая наши желания, намерения,

    стремления, она не определяет конечный результат, –бесконечна.

    Таким образом, в характеристике общей цели английские исследователи

    выделяют несколько важных сторон: длительность существования,

    устремленность, направленность, бесконечность, неопределенность достижения,

    широту, структурность.

    Уже по этим выделенным характеристикам ясно, сколь сложна, неоднозначна

    природа этого вида идеи. Очевидно и то, что как любое сложное явление, она

    нуждается в специальной и глубокой разработке.

    Общие цели рассматриваются в английской педагогической теории в

    сопоставлении и взаимосвязи с целями конкретными.

    Конкретные цели –это уже уточенные представления воспитателей о желаемых

    изменениях учащихся.

    Кроме того, поскольку конкретные цели обязательно указывают на конечный

    результат действия, оно должны быть тщательно и четко сформулированы. В

    любом случае конкретные цели ставятся для достижения общих целей.

    К главным характеристикам конкретной цели, таким образом, следует

    отнести конечность, определенность, технологичность, краткосрочность.

    Определение конкретных целей воспитания, формирования личности –

    сегодня наша важнейшая социально-педагогическая задача. И в поисках ее

    решения целесообразно использовать опыт английских педагогов в этой

    области.

    Обратимся, теперь к представлениям английских теоретиков о том, как

    должен осуществляться процесс постановки цели – целеполагания.

    Исходным моментом целеполагания английские исследователи считают

    условия постановки цели. При этом выделяют преимущественно два типа

    условий:

    1. Социально-экономические.

    2. Собственно педагогические.

    К последним помимо содержания образования, учебно-воспитательных

    традиций, социально-нравственного климата школы, личности учителя и т.д.

    относится автономность школы. Под автономностью понимается право школы

    самостоятельно выдвигать учебно-воспитательные цели, исходя из собственных

    возможностей, Специфике присущей только ей условий жизнедеятельности.

    Интересно отметить, что идея автономности школы не только активно

    проповедуются теоретиками, и ревностно отстаивается учителями – практиками,

    она постоянно поддерживается государственной политикой образования. В

    большинстве государственных документах, так или иначе, определяются общие

    цели образования, подчеркивает примерный, рекомендательный характер и

    проводится мысль об обязательной разработке на этой основе каждой школой

    системы своих собственных целей.

    Более того, каждая английская школа выпускает проспект, в котором,

    характеризуя свой учебно-воспитательный процесс, излагает в той или иной

    форме и свои цели. Вот, к примеру, что можно прочитать родителями всем

    заинтересованным лицам в проспекте начальной школы Лейкок: “Наша главная

    воспитательная цель – понимать природу маленького ребенка. Мы твердо

    убеждены, что дети лучше всего развиваются, приобретая в жизненных

    ситуациях свой собственный опыт. Поэтому мы стремимся создать им такое

    окружение, которое способствовало бы их индивидуальным потребностям. Мы

    предлагаем широкую учебную программу, с тем, чтобы обеспечить в ней каждому

    ребенку возможность успеха.

    Мы стремимся сформировать у наших детей беглость речи, знаний и умений

    в основных областях, развить у них пытливость и критичность ума,

    направленного на познание человека и окружающего мира, сформировать чувство

    ответственности и заботы о других людях. Мы стремимся приучить детей к

    коллективному сотрудничеству, – это развивает в них умение заботиться о

    других. Это закрепляет в каждом ребенке положительную самооценку, по мере

    того как он испытывает уважение со стороны своих товарищей за личный вклад

    в общее дело”.

    Цели, сформулированные в проспекте английской школы Лейкок,

    показательны еще в одном отношении. Нетрудно заметить, что:

    - в центр педагогических устремлений поставлена личность ребенка,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.