МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Педагогика - вопросы и ответы (история, цели, образование...)

    раскрытие ориентировочной основы действий, объяснение принципа, лежащего в

    основе изучаемого содержания, движение от обобщения к частному и т.д.

    Первый этап заканчивается тогда, когда учащиеся имеют достаточные

    представления о том, какие явления, события, предметы они будут изучать, и

    понимают учебную задачу.

    Восприятие должно обязательно перерастать в понимание изучаемого,

    которое осуществляется путем первичного и в значительной мере обобщенного

    установления связей между явлениями и процессами, выяснения их строения,

    состава, назначения, вскрытия причин изучаемых явлений или событий, мотивов

    отдельных поступков исторических личностей или литературных героев,

    толкования содержания текстов и т.п.

    Третий этап – осмысливание учебного материала. Оно заключается в

    выделении и анализе теоретического аспекта в знаниях. Нужно найти главную

    мысль, выделить понятия, обосновать их признаки, уяснить характер

    поясняющего материала, изучить совокупность примеров и разъясняющих фактов.

    Здесь необходима система в знаниях учебника, чтобы в ней он видел главные,

    второстепенные, дополнительные, разъясняющие элементы. Чтобы учебник мог

    обосновать, доказать изучаемые факты, способы решения. Осмысление изучаемой

    информации характеризуется более глубоким протеканием процесса сравнения,

    анализа связей между изучаемыми явлениями, вскрытия разносторонних причинно-

    следственных зависимостей. В ходе осмысления значительно обогащается

    понимание изучаемого, оно становится более разносторонним и глубоким. На

    этом этапе появляется определенное отношение к изучаемому, зарождаются

    убеждения, крепнут умения доказывать справедливость определенных выводов,

    делать учебные открытия и процесс.

    Этот этап можно считать пройденным, если учащиеся понимают способы

    решения учебной задачи и осознают систему в знаниях.

    Осмысление непосредственно перерастает в процесс обобщения знаний, в

    ходе которого выделяются, и объединяются общие существенные черты предметов

    и явлений действительности. Именно в выделении главного, существенного в

    учебной информации особенного ярко проявляет себя обобщение. Но чтобы

    осуществить выделение главного, надо анализировать факты и свойства,

    синтезировать их определенным образом, абстрагироваться от деталей и

    конкретностей, сравнивать их значимость и делать обоснованный вывод о том,

    какие из них наиболее существенны. Во время обучения все это проявляется в

    движении мысли ученика к усвоению смысла и определению понятия, к

    составлению плана, выводов, резюме, к осуществлению классифицирующих и

    систематизирующих схем, таблиц.

    Процесс обобщения не обязательно завершает обучение. Обобщенные данные

    могут быть даны и в начале изучения темы. Это встречается обычно при

    дедуктивном подходе. Степень обобщенности знаний проверяется в ходе

    переноса их на решение новых учебно-практических задач.

    Следующий этап в реальном процессе состоит из ряда вариантов, но

    главная его функция – закрепление воспринятой и первично усвоенной на

    предшествующем этапе информации. Сложность этого этапа в том, что

    закрепление не единственное его назначение. Если нужно обеспечить

    запоминание какого-либо текста или действия, то прямое воспроизведение и

    упражнения служат только закреплению. Задача состоит в том, чтобы сохранить

    на длительное время полученные знания. Здесь познавательная деятельность

    носит преимущественно характер упражнений, самостоятельных репродуктивных и

    творческих работ. Теоретический материал, понятия, правила, доказательства

    повторяются в разного вида упражнениях. Прочнее закрепляются признаки

    понятий, лучше запоминаются правила, теоремы, законы.

    Учитель знает различные приемы запоминания и рекомендует их учащимся.

    Очень полезны в целях развития памяти заучивание стихотворений и текстов

    наизусть, пересказы, детские сочинения.

    В итоге этого этапа учащиеся должны знать теоретический материал и

    уметь его использовать для выполнения упражнений, решения задач,

    доказательства теорем и др. У них сформированы учебные умения и навыки.

    Этап применение, когда в ходе усвоения надо обеспечить не только

    прочность, но и действенность знаний, т.е. умение применять их на практике

    в учебе и в жизни. Вот почему в акте усвоения обязательно должен

    присутствовать элемент применения. Применение знаний осуществляется в самых

    разнообразных видах и во многом зависит от характера учебного предмета,

    специфики содержания изучаемого материала. Применение знаний способствует

    более свободному овладению ими, усиливает мотивацию учения, раскрывая

    практическую значимость изучаемых вопросов, делает знания более прочными,

    жизненными и реально осмысленными.

    Все элементы усвоения существуют не изолированно. В самом деле, уже сам

    процесс восприятия включает некоторые начальные элементы понимания и

    осмысления. Понимание также невозможно отделить от осмысления изучаемого

    материала. Здесь уже происходит некоторое начальное, контурное осмысление.

    Следует заметить также, что последовательность этапов усвоения нельзя

    представить себе раз и навсегда предопределенной. Поэтому нельзя

    подходить к организации процесса усвоения догматически.

    Последовательность и маре применения элементов усвоения будут зависеть

    от задач обучения, специфики содержания, возможностей учеников и самого

    учителя. Поэтому всегда необходим осознанный выбор наиболее

    рационального варианта его организации в соответствующей ситуации.

    Вопрос № 5. Принципы развивающего обучения Л.В. Занкова.

    Дидактическая система, направленная на общее развитие школьников,

    разработанная под руководством Л.В. Занкова, является альтернативной той

    системе обучения, которая действовала и действует сейчас практике. Она

    прошла большой путь от ее разработки, до проверки в массовом эксперименте в

    60-80-х гг. Л.В. Занков опередил свое время. На рубеже 80-90-х гг. система

    получила, как бы второе дыхание – к ней потянулись руководители и учителя

    массовой школы.

    Чем объяснить ее жизненность? Прежде всего, тем, что в ней реализуются

    “прорывные” идеи, которые поставлены перед школой самой жизнью, - считать

    основополагающей идеологией школы педагогику развития, пересмотреть

    проблему воспитания личности в процессе обучения, слить обучение,

    воспитание и развитие в единый процесс.

    В ней решаются такие задачи, которые сейчас волнуют учителей: как можно

    учить детей без двоек и без принуждения, как развить у них устойчивый

    интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать

    учение радостным.

    Как показала жизнь, эти задачи нельзя решить с помощью отдельных

    методических находок. Нужна кардинальная перестройка учебного процесса.

    Такая перестройка может быть достигнута на основе интеграции науки и

    практики.

    По этой системе работали тысячи классов и учителей, участвовавших в

    массовом эксперименте, и сейчас работают учителя в разных регионах страны.

    При разработки теории и практики обучения, направленное на общее

    развитие детей, Л.В. Занков и его лаборатория опирались не на отдельные

    факты и даже не на сумму фактов, а на целую систему фактов, полученных на

    основе проверки в различных педагогических условиях – в сельских, районных,

    поселковых, городских, одноязычных и многоязычных школах – и добытых в

    результате исследования сотрудниками лаборатории продвижения учащихся

    экспериментальных или обычных классов в усвоении знаний и развитии. Это и

    определяет научную и практическую надежность системы.

    Однако ее путь был сложен. Она создавалась в недрах традиционной

    системы, действовавшей в массовой практике. Открытие лаборатории

    сопровождались и сопровождаются до сих пор противоборством монопольно

    утвердившейся в школе методики. Поэтому надо уделить особое внимание

    теоретическим подходом, на основе которых создавалась система, так как

    именно своими теоретическими положениями она отличается от действующих в

    массовой практике. Теория направляет в ней практику.

    Некоторые педагоги до сих пор не всегда понимают, почему система Л.В.

    Занкова охватывает лишь начальное звено обучения, почему Л.В. Занков не

    пошел дальше.

    Это объясняется, прежде всего, тем, что начальное звено является

    решающим в развитии личности.

    А.С. Макаренко считал, что основные характерологические черты личности

    складываются до 5-ти летнего возраста. Американский ученый психолог Блюм

    пишет, что в возрасте до 7-8 лет в растущем человеке складываются и

    проявляются до 70% его личных качеств. Именно в период начального обучения

    уже в игровой деятельности, а далее в деятельности учения, как отмечают

    психологи, раскрываются сущностные силы растущего человека, складывается

    ядро личности. Хорошо известно, что все, что усваивает ребенок в этом

    возрасте, остается на всю жизнь. Невнимание к развитию личности, к

    складывающимся духовным потребностям и мотивам деятельности в этом возрасте

    порождает педагогические просчеты, которые ярко обнаруживаются на следующих

    ступенях обучения. Любые “исправления” в более старшем возрасте связаны с

    психологической ломкой, которая, естественно, вызывает оборонительные

    реакции у растущего человека – ложь, страх перед наказанием, что приводит к

    конфликтам в школе и дома.

    Этим объясняется внимание крупных психологов и педагогов, в том числе и

    Л.В. Занкова, именно к начальному обучению, так как здесь решается

    направление развития личности.

    Л.В. Занков был против термина “формировать личность”, который

    предполагает какие-то насильственные действия вопреки природе человека. Он

    ставил другую цель: система обучения и воспитания должна помочь раскрыться

    духовным силам, зреющем в ребенке, создать благоприятные природосообразные

    условия для их созревания и развития, а не насильно развертывать их.

    Лаборатория под руководством академика сделала важный шаг в науке,

    открыв новые закономерности воздействия внешнего влияния на развитие

    младших школьников с помощью особого типа обучения.

    Развитие детей в данной системе понимается не в узком смысле, не как

    развитие отдельных сторон – внимания, памяти, воображения и т.п., а как

    общее развитие личности. Под общим развитием личности понимается развитие

    ума, воли и чувств, т.е. фундаментальных сторон психики, составляющих ее

    основу. Развитие ума проявляется не только в усвоении, но и в переработке

    знаний, в которых участвуют различные виды умственной деятельности –

    логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти, воображения.

    Развитие ума связано с развитием воли – умением поставить перед собой цель

    и мобилизовать себя на достижение ее. Развитие чувств – эстетических,

    нравственных, интеллектуальных – составляет духовное богатство человека.

    В процессе обучения направленного на общее развитие складываются и

    определяются мотивы деятельности и духовных потребностей школьников, без

    чего не мыслится общее развитие личности.

    Каково должно быть соотношения обучения и развития – этот вопрос

    занимал многих видных психологов. В основу разработки новой дидактической

    системы были взяты теоретические положения известного психолога Л.С.

    Выготского. Он критиковал взгляды тех психологов, которые считали, что

    обучение должно ориентироваться на уже созревшие особенности детского

    мышления. Л.С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития.

    Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребенка.

    Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на

    завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе

    обучения вызвать к жизни все процессы развития, которые сейчас лежат в зоне

    ближайшего развития. Он впервые вводит понятие “зона ближайшего развития”,

    отличая ее от актуального, т.е. уже достигнутого развития. Само понятие

    “зона ближайшего развития” состоит в том, что “на определенном этапе своего

    развития ребенок может решить некоторый круг задач под руководством

    взрослых или в сотрудничестве с более умными товарищами, а не

    самостоятельно”. “Развитие – говорил психолог, - именно их сотрудничества”.

    Термин “сотрудничество” определяет характер помощи, которую следует

    оказывать ребенку при затруднении. Эта помощь – не прямая подсказка, как

    выполнить то или иное задание, а организация совместного поиска, при

    котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности с взрослым или

    товарищем.

    Даже при минимальном участии в совместной деятельности он чувствует

    себя соавтором, соучастником выполнения задания, раз от разу накапливая

    умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Именно такая

    опора на “зону ближайшего развития” помогает раскрыться имеющемся у него

    потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы.

    Эти положения Л.С. Выготского были развиты Л.В. Занковым и его

    лабораторией. В центре внимания при обучении по новой системе – растущая и

    развивающаяся личность младшего школьника.

    Система отличается верой в каждого ребенка, в его силы. При этом

    учитывается, что развитие каждого ребенка идет не равномерно – то

    замедленно, то скачкообразно – в зависимости от его индивидуальных

    особенностей, от особенностей высшей нервной системы, его опыта и т.д.

    Система принимает ребенка таким, каков он есть, видя в каждом взрослого

    человека, со своими особенностями, складом ума и характера.

    Неравномерность развития, как выяснило исследование, проявляется в

    более быстром развитии одних функций, при задержке развития других. Это

    проявляется часто в том, что у одних детей сильно развито воображение или

    логическое мышление, у других – память. Этим и можно объяснить более

    высокую успеваемость и интерес у одних школьников к одним предметам, у

    других – к другим.

    Регулирующую и направляющую роль в системе имеют дидактические

    принципы, сформулированные Л.В. Занковым, - 1) обучение на более высоком

    уровне трудности, 2) изучение материалов более быстрым темпом, 3) ведущая

    роль теоретических знаний, 4) осознание процесса учения, 5) работа над

    развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых, и самых сильных.

    Вновь выдвинутые принципы не отменяют общеизвестных положений в

    дидактике – сознательности, научности, доступности и т.д. – и не заменяют

    их. Одной из ошибок некоторых педагогов, является такой подход, когда из

    системы выхватывается какой-нибудь принцип и переносится в обычно

    действующую систему. Это не только приводит к искаженным представлениям о

    действии вновь выдвинутых принципов, но и наносит ущерб практике.

    Заимствование отдельных принципов из новой системы и перенесение их в

    другую систему неэффективно и может привести к обратному результату, что и

    проявилось при составлении новых программ. Заимствованный и перенесенный в

    них новый принцип более высокой трудности вызвал перегрузку. Об этом в свое

    время предупреждал Л.В. Занков. Они действуют только в комплексе в целой

    системе обучения, направленной на общее развитие. Л.В. Занков подчеркивал:

    “обучение соотносится с ходом общего развития школьников не по отдельным

    дидактическим принципам, а как система, которая приводит к определенным

    результатам в целостном общем развитии школьников”.

    Остановимся подробнее на раскрытии содержательной стороны дидактических

    принципов, т.к. именно в этом проявляется чаще всего непонимание и

    искажение системы.

    Принцип высокого уровня трудности в обучении нельзя понимать

    прямолинейно, только как увеличение тяжести, трудности учения. Является ли

    этот принцип природосообразным в обучении? Исследование лаборатории

    показало, что если процесс овладения знаниями идет у школьников без

    преодоления трудностей, т.е. без какого-либо напряжения духовных сил, по

    накатанной дороге, то их развитие идет медленно и вяло. И наоборот,

    преодоление трудностей, но не каких бы то ни было, определенных, доступных

    для ребенка, таких, которые идут в зоне его ближайшего развития, вызывает у

    него духовный подъем, укрепляет веру в свои силы. Если же мера трудности не

    будет соблюдаться, если ученики из урока в урок встретятся с непреодолимыми

    трудностями, тогда этот принцип из положительного фактора, воздействующего

    на развитие, превращается в отрицательный, вызывающий спад духовных сил

    ребенка и интереса к учению.

    Принцип обучения на высоком уровне трудности неразрывно связан с

    другими, в частности с принципом ведущей роли теоретических знаний. Этот

    принцип совсем не означает того, что ученики должны заниматься изучением

    теории, запоминать научные термины, формулировки законов и т.п. Это было бы

    нагрузкой на память и увеличило бы трудность учения. Этот принцип

    предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдение над

    материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию

    существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к

    уяснению определенной закономерности, делают выводы. Как показывает

    практика обучения по данной системе, школьники любят исследовательско-

    поисковую работу, им нравиться открывать закономерности, делать выводы на

    основе своих наблюдений. Так, определение частей речи, членов предложения,

    математические термины, понятие о юморе и др. сообщаются ученикам уже в

    первом классе. Но не для заучивания, а для понимания обобщений в

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.