МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Педагогика - вопросы и ответы (история, цели, образование...)

    сил. Особенно остерегайтесь придираться по мелочам.

    Одобряйте успехи. Известны случаи, когда разумная и одобрительная

    оценка со стороны учителя производила мощную метаморфозу со слабо

    успеваемыми учениками.

    Сделайте работу привлекательной. (У Шаталова!) кто скажет, что мытье

    грязной посуды – интересная работа? А вот одна женщина рассказала, что

    когда она была маленькой, ее мама говорила: если будешь себя хорошо вести,

    то я позволю тебе вымыть посуду... Это воспринималось, как награда.

    Извлекайте максимум стимулов из ошибок учащегося!

    “Прекрасная ошибка!” “Ошибка, которая ведет к истине!” “Спасибо, твое

    мнение не совсем верное, но дает пищу для размышлений”. “Спасибо дети. Вы

    мне сегодня помогли” – благодарит после урока своих учащихся Амонашвили.

    Говорите иногда “надо”. “Тебе надо, Саша! Ты мужчина!” школьник должен

    испытывать удовлетворение от того, что преодолевает трудности, поступил как

    подобает взрослому, мужественному человеку. Кроме того, он должен быть рад

    и горд, что дело сделано.

    Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, утверждают психологи, согласных всю

    жизнь ходить в неудачниках, нормальному человеку свойственно стремление

    улучшать свое положение. Внедрите самолюбие, и заставьте обучаемого

    произнести “и я не хуже других!”

    Показывайте достижения. Представляйте обучаемому информацию о его

    прогрессе, причем в сравнении с другими участниками процесса. “Экран

    успеваемости” у Шаталова. Контрольная в среду, оглашение результатов в

    четверг – это нормально; сообщать же о результатах спустя месяц практически

    бесполезно.

    Осторожно поддерживайте соперничество. Человек существо конкурирующее.

    Современная жизнь требует закалки, умения выстоять в борьбе с соперниками.

    На вопрос, должна ли школа поощрять соперничество, и в какой мере, пока нет

    однозначного ответа. Но судя по опыту американской школы, соперничество

    между учащимися необходимо поощрять в разумных пределах, поддерживать

    проигравших, снимать чрезмерное эмоциональное напряжение у кого-то из

    участников.

    Хвалите.

    Условия к ним:

    - Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоит планировать;

    - Не превозносите до небес рутинную, а тем более плохо выполненную

    работу;

    - Похвала должна быть конкретной, точно адресованной;

    - Хвалите так, чтобы в похвалу верилось. Не с насупленным и угрюмым

    видом;

    Критикуя, сопереживая.

    - Подбадривайте критика

    - Критика-упрек (ну, что же ты? А я так на тебя рассчитывал!)

    - Критика-аналогия (когда я был таким как ты, я тоже допустил такую

    же ошибку...)

    - Критика-надежда (надеюсь, что в следующий раз...)

    - Безличная критика (в нашем классе есть еще ученики, которые... не

    будем называть их фамилий)

    - Критика-озабоченность (я очень озабочен сложившейся ситуацией.

    Особенно у таких наших учеников...)

    - Критика-сопереживание (я хорошо понимаю тебя, вхожу в твое

    положение, но и ты войди в мое. Ведь работа-то не выполнена)

    - Критика-сожаление (я очень сожалею, но я должен сказать, что работа

    выполнена не качественно)

    - Критика-удивление (как? Неужели ты не подготовил урок? Не

    ожидал...)

    - Критика-ирония (делали, делали и сделали. Как теперь в глаза людям

    будем смотреть?)

    - Критика-намек (я знал одного человека, который поступил точно

    также, как и ты. Потом ему пришлось плохо...)

    - Критика-упрек (эх ты! Я был о тебе гораздо высокого мнения)

    - Критика-смягчение (наверное, в том, что произошло, виноват не

    только ты)

    - Критика-требование (работу придется тебе переделать)

    - Конструктивная критика (задание выполнено не правильно. Чего ты

    собираешься теперь предпринять?)

    - Критика-опасение (я очень опасаюсь, что в следующий раз работа

    будет выполнена на таком же уровне)

    Создавайте хорошую репутацию своим питомцам. Поощрения, которые

    применяются в российских, украинских и белорусских семьях и школах, очень

    скучные, невыразительные, как бы сделанные украдкой, мимоходом. Чаще

    поощряйте! Создавайте впечатление, что ошибка легко исправима. Пусть

    учащиеся верят в свои силы. Не скупитесь!

    Вопрос № 9. Методы педагогического воздействия на личность.

    Реализация целей воспитания и образования называется педагогическим

    процессом.

    - схема педагогического процесса выглядит так:

    27) Прежде всего, педагог убеждает учащегося в важности и

    целесообразности решения конкретной задачи;

    28) Затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им

    определенной суммы знаний для решения поставленной задачи;

    29) На этом этапе необходимо сформулировать у учащегося умений и

    навыков;

    30) На всех этапах полезно стимулировать прилежание учащегося,

    контролировать и оценивать этапы и итоги работы (см. стимулы

    воздействия).

    Для того чтобы педагогический процесс функционировал нужно, как

    минимум, 5 групп методов воздействия на личность:

    1. Убеждение

    2. Упражнения и приучения

    3. Обучение

    4. Стимулирование

    5. Контрольная оценка

    - Методы воздействия на личность действуют в комплексе и крайне редко

    применяются друг от друга. А рассмотрение их в отдельности дается

    для удобства изучения.

    - В российской педагогике и мировой проблема классификации МПВЛ не

    решена.

    Метод воздействия на личность – это система педагогических приемов,

    позволяющие решать те или иные педагогические задачи.

    Еще одно важное понятие в этом ряду – форма организации

    педагогического воздействия:

    1) Учебный процесс.

    2) Внеклассная работа, внеаудиторная работа.

    3) Семейное воспитание.

    4) Воспитательная деятельность в детских и молодежных организациях.

    5) Воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и

    средств массовой информации.

    Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю

    человека с целью формирования у него желаемых качеств.

    Убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их

    комбинация, если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-либо

    научного положения – доказываем.

    Если мы хотим воспитать любовь к Родине, матери, обращаемся к высокому

    и прекрасному в области культуры – обращаемся к чувствам воспитанника. В

    этом случае убеждение выступает как внушение.

    Чем убеждает учитель? – словом, делом, примером (дети учатся раньше

    подражать, чем познавать).

    Словом – приемы: беседа, лекции, диспуты.

    Пример – стремление к подражанию кому?

    Большое значение имеет местный пример педагога-воспитателя, братья-

    сестры, мама-папа, дед-бабушка, товарищи по учебе, актеры, спортсмены,

    герои и т.д.

    Эффективность методов убеждения зависит от ряда педагогических

    требований.

    1. Высший авторитет педагога у воспитанников. Высшая форма

    педагогического авторитета – любовь воспитанника. Не правы те

    педагоги, которые говорят, что им все равно – любят их или не

    любят. Если же педагога преследует стойкая не авторитетность у

    воспитанников, то это очень серьезный повод для смены профессии.

    2. Опора на жизненный опыт воспитанников. Здесь словесное убеждение

    сливается с убеждающей силой примера.

    3. Истинность, конкретность и доступность убеждения, фальшь,

    искусственность распознания даже сил школьниками и педагог теряет

    авторитет.

    4. Сочетание убеждения и практического приучения (т.е. связь с каким-

    то делом, практической деятельностью) движение может быть

    взаимообратным убеждение (сознание) ( опыт, действие.

    5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

    Особенно часто жалуются родители, что их ребенок перестал

    реагировать на то, что раньше действовало безотказно. А ребенок

    просто подрос, изменился и методы воздействия должны поменяться.

    Индивидуальные возможности – на одних – просты и на других –

    требования – приказ

    Упражнение и приучение.

    Упражнение – планомерное организованное выполнение воспитанниками

    различных действий, практических дел с целью развития их личности

    (усидчивость, целеустремленность, силу воли и т.д.)

    Приучение – организация планомерного и регулярного выполнения

    воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек.

    Или: приучение – это упражнение с целью воспитания хороших привычек.

    Привычки (Ушинский) укореняются путем повторения какого-либо действия

    до тех пор, пока не установится наклонность к действию.

    Упражнение занимает большое значение в обучении т.к. формирует умения

    (приемы) и навыки.

    Без систематического применения упражнения нельзя добиться

    действенности воспитательной работы.

    Макаренко. Задайте цель: воспитать мужественного человека! Одними

    душещипательными беседами ограничиться нельзя. Нельзя будет закрыть

    форточку, обложить ребенка ватой и рассказывать ему о подвиге Гагарина. Вы

    воспитаете циничного наблюдателя, для которого чужой подвиг – это объект

    для глазения, развлекательный момент.

    Типы упражнений:

    1) Упражнения в полезной деятельности (в труде, в общении со

    сверстниками, со старшими). Главное в этом, чтобы ребенок видел

    пользу от содеянного.

    2) Режимные упражнения – режим дня, режим труда, отдыха. Нарушение –

    урон здоровья, знания (сорвал занятие), необязательность,

    расхлябанность.

    3) Специальные упражнения – упражнения тренировочного характера:

    приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с

    внешней культурой (вставать при входе учителя).

    Специальные упражнения с целью преодоления недостатков (нарушитель

    дисциплины – ответственный за порядок, неопрятному – быть санитаром,

    эгоистичного – навестить и помочь больному товарищу).

    Обучение (3 метод воздействия на личность) (см. вопрос 6)

    Методы стимулирования.

    Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли,

    чувству и действию.

    Соревнование – не жестокая конкуренция и стремление к первенству любой

    ценой. Дух товарищества, взаимопомощи и доброжелательности.

    Поощрение – чувство удовлетворения, прилив сил, подъем энергии,

    уверенность в своих силах. Но главное – острое желание вести себя таким же

    образом, чтобы еще раз испытать это чувство психического комфорта.

    - особенно эффективно при работе с младшими детьми (несмелые,

    застенчивые, неуверенные)

    - оно должно быть не слишком частым

    - не допускать деления воспитанников на захваленных и обделенных

    важнейшие условие эффективности поощрения – принципиальность,

    объективность, понятность для всех, поддержка общественного мнения, учет

    возрастных и индивидуальных особенностей.

    Наказание, педагогические требования к нему:

    1) Нельзя наказывать за неумышленные поступки.

    2) Нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению:

    лучше простить 10 виноватых, чем наказать одного виновного.

    3) Сочетать наказание с убеждением, и др. методы.

    4) Строго соблюдать педагогический такт.

    5) Опора на понимание и поддержку общественного мнения.

    6) Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

    Вопрос № 11. Контроль учебно-познавательной деятельности: виды и

    функции контроля, критерии оценки.

    Контроль, его виды и функции. Критерий оценки.

    История вопроса контролирование и оценивание являются непременными

    спутниками школы. Но до сих пор идут споры о смысле оценивания, его

    технологии, об оценке.

    Коменский – возвышенно пользоваться правом на оценку.

    Ушинский – контроль – подавляет умственную деятельность школьников.

    Учитель спрашивает 1-2, остальные свободны, маются, волнуются и т.д.

    В мае 1918г. постановлением СНК “об отмене оценок”. Вместе с ними

    ликвидируются экзамены. А успеваемость детей учитывалась и контролировалась

    в особых тетрадях: лучших детей записывали в “красные тетради” худших – в

    черные; внедрялось социальное образование, но обучение без оценок не дало

    результатов.

    Принципы контроля

    1. Объективность (научность, обоснованность содержания заданий,

    вопросов; равное отношение педагога конкретное всем обучаемым,

    адекватным критерием оценок оцениванием).

    2. Систематичность – на всех стадиях дидактического процесса (от

    восприятия до практического применения знаний), регулярность

    опросов, каждодневность.

    3. Принцип наглядности (гласности) – оглашение и мотивация оценок,

    составление планов ликвидации пробелов. Контролировать в той

    последовательности, как проводиться изучение материала.

    Виды контроля.

    Примерные нормы оценки знаний:

    Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся,

    дифференцированный подход к организации работы в классе.

    Оцениваются: ответы на вопросы; участие в беседе; исправление ответов

    товарищей; умение использовать различные источники знаний – текст учебного

    пособия, текст Конституции Российской Федерации, рассказ учителя, наглядный

    материал, юридические документы и материалы, научно-популярную и

    художественную литературу, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на

    уроках по другим предметам; умение правильно анализировать явления

    окружающей жизни, применяя полученные знания о нормах морали и права.

    Оценка “пять” – материал усвоен в полном объеме; изложение логично;

    основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и

    связаны с явлениями окружающей жизни;

    – “четыре” - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение

    недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы;

    в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

    – “три” – в усвоении материала имеются пробелы, он излагается, не

    систематизировано; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и

    обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;

    – “два” – основное содержание материала не усвоено, выводов и

    обобщений нет;

    – “единица” – материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.

    Дополнение: комплексная проверка – проверяет способность учащихся

    применять знания и умения при изучении различных учебных предметов.

    Такая проверка применяется еще сравнительно редко, но с внедрением

    интегративный курс ее значения будет возрастать.

    Главная ее функция – диагностирование качества реализации меж

    предметных связей.

    Примеры субъективизма учителей в оценивании знаний учащихся:

    1) Привлекательным детям педагоги приподнимают высший уровень

    интеллекта и ставят высокие баллы.

    2) Чаще всего учителя обращаются к учащимся, сидящим за первой партой и

    склонны выставлять им высокие баллы.

    3) Лучше ценятся дети с красивым подчерком, если учителя сами

    калиграфисты.

    4) Педагоги чувствительны к правильному произношению и часто

    несправедливо наказывают обучаемых с дефектами речи.

    5) Недостаточная разработка критериев оценивания до революции

    существовала шести бальная система – от 0 до 5.

    В 1918г. – “0” упразднили.

    Постепенно оценка “1” стала использоваться реже.

    С 50-х годов – меньше стала использоваться “2”. Педагоги пользуются

    “+”, “-” для каждой оценки – 5, 4, 3, 2 – получается десяти бальная

    система. Сейчас в некоторых регионах проходит эксперимент по двенадцати

    бальной системе. Кроме к ^+- прибавляют балл 1 – спасайте – учащийся

    немедленно требует помощи, особого внимания, до помещения в специальное

    учебное заведение; “высший балл” 12 – Ура! – свидетельствует о появлении

    способного и одаренного ученика, которого следует обучать по специальной

    программе в или в другом учебном заведении.

    Но учитывая инертность школы вряд ли это скоро будет внедрено в

    практику. Поэтому педагоги ищут способы повышения роли пяти бальной

    системы. Можно выделить пять способов.

    1) Выставление оценок – “+” “-”, - в своей записной книжке, т.к. в

    журнал нельзя.

    2) Цифровая бальная система дополняется словесной. Редко и без желания

    педагогов – дополнительное время при дифлите его на уроке.

    3) Оценка в дневник с записью родителям. Чаще негативная – разрушает

    мотив ответственности. Так в пятом шестом классе этот мотив

    понизится, особенно у детей с такими записями в дневнике.

    4) В усилении коммуникативного воздействия (привлечь учащихся к

    сопереживанию успехов и неудач товарищей по классу).

    5) Использование тернов успеваемости (у Шаталова), организация

    соревнования с самим собой – в конце недели получает словесную

    оценку “лучше”, “хуже”.

    Критерии оценок по программе.

    Функции контроля:

    - обучающая

    - развивающая

    - воспитывающая

    - побуждающая

    - контрольно-коррекционная.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.