МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Педагогика Джона Локка как педагогика переходного периода

    Педагогика Джона Локка как педагогика переходного периода

    Биография.

    Свой жизненный путь Джон Локк начал 29 августа 1632 г. В Рингтоне,

    небольшом городке графства Сомерсетшип, близ Бристоля. Будущий философ рос

    в пуританской семье, оппозиционно настроенной к королю. Отец его был

    правоведом и исполнял секретарские обязанности у мировых судей своего

    графства. Локку было всего десять лет, когда революционные события

    приобрели значительный размах, и когда отец его вступил в парламентское

    войско, приняв участие в военных действиях в качестве капитана эскадрона.

    Молодой Джон Локк учился в Вестминстерской монастырской школе в то время,

    когда по приговору чрезвычайного парламента был казнён король, едва ли

    впрочем, в это время у него были установившиеся взгляды на политические

    события. В школе господствовала схоластическая система обучения. Локк не

    вынес из неё ничего, кроме знания древних языков. В 1665 г., окончив школу,

    Локк на казённый счёт как лучший ученик поступил в Оксфордский университет.

    В течении более чем тридцати последующих лет судьба Локка, так или иначе,

    была связана с этим старинным высшим учебным заведением. Колледж христовой

    церкви, где он учился, был типичным рассадником схоластитеческой

    лжеучёности. Своё разочарование в полученных знаниях Локк позднее выразил в

    следующих словах: “…мир наполнен книгами и диспутами, книги умножаются без

    увеличения знания”.

    В 1667 г. Локк принимает предложенное ему лордом Антони Эшли место

    домашнего врача и воспитателя сына Эшли. Занятия шли настолько успешно, что

    в 1668 г. Локк был избран членом Учёного королевского общества в Лондоне.

    Вскоре Локк становится ближайшим советником Эшли.

    Со второй половины 70-х годов до 1689 г. Локк находится в вынужденной

    эмиграции, во Франции.

    В 1688-1689 годах был положен конец монархии Стюартов, а заодно и

    скитаниям Локка. В результате революции в Англии были заложены основы

    политического режима конституционной монархии, который существует и поныне.

    Локк, участвовавший в подготовке переворота 1688 г. возвращается на родину.

    Наряду с правительственной службой он ведет широкую научную и литературную

    деятельность. В 1690 г. в Англии издается “Опыт о человеческом разумении”,

    “Два трактата о правлении”, а в 1693 г. - “Мысль о воспитании”. В 1695 г.

    появилась его работа “Разумность христианства”.

    В “Посланиях о веротерпимости” и “Разумности христианства” он отстаивает

    идею отделения церкви от государства.

    В поход против Локка выступили и церковники, и многие Оксфордские

    преподаватели, и представители идеалистического философского течения. В

    1703 г. за год до смерти (28 октября 1704 г.) он узнает о полном драматизма

    сражении в стенах Оксфордского университета: о борьбе реакционных

    преподавателей за официальное изъятие его “Опыта” из учебных программ

    университета.

    Обзор педагогического наследия Джона Локка.

    Большой заслугой Локка как философа была разработка идеи опытного

    происхождения человеческого знания. Категорический отказ от традиционной

    точки зрения на врождённость человеческих идей и представлений, защита

    сенсуалистической теории познания, большое внимание к эмпирической

    психологии позволили Локку разработать интересную педагогическую систему,

    оказавшую очень большое влияние на дальнейшее развитие буржуазной

    педагогики.

    Отрицая врождённость идей, Локк очень высоко оценивал роль воспитания,

    которое должно подготовить человека к жизни. Характерная особенность

    педагогической теории Локка-утилитаризм: руководящим принципом воспитания

    он считал принцип полезности. Отсюда у него большое внимание к физическому

    развитию детей, забота об укреплении их здоровья. Так как Локк имел в виду

    воспитание джентльмена, он большое значение придавал выработке изящных

    манер, навыков вежливого поведения. Главной задачей нравственного

    воспитания Локк считал выработку твёрдой воли, умение сдерживать неразумные

    желания. Воспитание должно приучать человека управлять собой.

    Обучение, по Локку, должно иметь в виду нужды будущей практической

    деятельности воспитанника. Поэтому он выступал резко против традиционного

    классического образования, защищая реальное образование, вооружающее

    полезными знаниями: новые языки, география, законоведение, бухгалтерия и

    т.п. Он считал, что обучение должно опираться на интерес и любознательность

    детей, что способствует развитию у них самостоятельного мышления. При

    обучении не должны применяться наказания.

    Однако можно утверждать, что в понимании задач образования Д. Локк далёк

    от узкого практицизма, утилитаризма. Его воспитанник должен был быть не

    только подготовлен к успешному ведению практических дел, но и сознавать

    свою гражданскую ответственность, быть приспособлен к “добродетельной

    жизни”, проявлять интерес к изучению того, в чём он может быть полезен

    своей стране. Образование выступает таким образом и в качестве средства

    развития важнейших гражданских, нравственных качеств личности.

    Педагогика Джона Локка носила практикоориентированный характер. Его теория

    была тесно связана с переменами, происходившими в обществе. Локк был сыном

    своего века и отразил в своих исканиях его глубокие противоречия и

    состояние наук. По замечанию Ф. Энгельса, “Локк был в религии, как и в

    политике, сыном классового компромисса 1668 года”, которым завершилась

    английская буржуазная революция.

    Понятие опыта и проблема происхождения человеческих знаний.

    Проблему происхождения человеческих знаний Локк формулирует как проблему

    происхождения идей. Там, где нет идей, нет и знаний. ”Если спросят меня,

    когда же человек начинает иметь идеи, то верный ответ, на мой взгляд,

    будет: Когда он впервые получает ощущение ”.

    Чувственное знание выступает у Локка как неотъемлемый компонент опыта. В

    этом смысле сенсуалистическое положение “Все знания происходят из ощущений”

    вполне согласуется у него с положением “Все знания приобретаются из опыта”.

    ”Откуда же получает весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаю

    одним словом: из опыта. На опыте основывается всё наше знание, от него, в

    конце концов, он происходит”.(5,1,154)

    Синтез способности чувственного отражения материального мира с другими

    познавательными способностями Локк осуществляет, признавая наряду с

    внешним, чувственным опытом, из которого поступает исходная информация о

    внешнем мире, опыт внутренний, рефлексию: ”Наше наблюдение, направленное

    ими на внутренние действия нашего ума, которые мы сами воспринимаем и о

    которых мы сами размышляем, доставляет нашему разуму весь материал

    мышления”.

    Таким образом, согласно Локку, опыт имеет как бы 2 измерения: чувственное,

    обращённое на внешний мир, и рациональное, направленное на саму

    познавательную деятельность.

    Локк понимал под опытом совокупность всего того, с чем человек имеет дело

    “непосредственно на протяжении всей своей жизни”.

    “В опыте заключается всё наше знание, от него, в конце концов, оно

    происходит” (стр.79).Выдвигая это положение, Локк рассматривает

    человеческое сознание-“душу» - при рождении человека, т.е. до того как она

    сможет располагать данными опыта, как некую пассивную, но способную к

    восприятию среду. Чтобы яснее показать, что он имеет в виду, Локк

    употребляет образные сравнения: “чистый лист белой бумаги”, а в латинском

    переводе своей книги – “выскобленная доска”(tabula rasa).По мнению Локка,

    содержание опыта – это, прежде всего ощущения, поступающие от органов

    чувств и доказывающие ”существование внешних вещей”.

    При этом Локк считает, что усложнение психики ребёнка находится в прямой

    зависимости от его органов чувств. Заметим, что из учения Локка о роли

    опыта вытекали важные результаты для детской педагогики: необходимость

    учитывать индивидуальные особенности в развитии детей, принцип наглядности

    обучения и пр.

    Эмпирико-сенсуалистическая концепция познания послужила теоретико-

    методологической основой для разработки Локком положения о том, что

    искусство сенсорного чувственного восприятия является делом опыта и

    привычки и что поэтому от воспитания и обстоятельств жизни зависит всё

    развитие человека.

    Как мы видим, ведущую роль в теории Локка играет понятие опыта и проблема

    происхождения человеческих идей. Если рассматривать эту концепцию в

    контексте времени, то становится понятны причины, по которым Локк так

    подробно остановился на разработке этих идей. На дворе стояла вторая

    половина 17 века. Эпоха Средневековья сменялась Новым временем. Старая

    схоластическая система образования не выдерживала испытание временем.

    Требовался “новый” человек. Идеалом новой эпохи становился предприниматель,

    делец, человек действия. Соответственно и педагогическая система должна

    была измениться, превратиться из схоластической в практикоориентированную,

    дающую знания необходимые для жизни. Подобную систему и попытался

    разработать Джон Локк.

    В условиях нового времени огромное значение приобретает опыт. По Локку,

    знания и идеи получаются из опыта, который, в свою очередь, происходит из

    ощущений. Отсюда следует, что человек с самого раннего возраста должен быть

    чем-то заинтересован, занят какой-либо деятельностью. Нужно всячески

    поощрять и развивать любопытство ребёнка, его любознательность.

    ”Любознательность в детях нужно так же заботливо поощрять, как другие

    желания подавлять”(№108 “Мысли о воспитании”). Подобный подход к воспитанию

    понятен, если учесть, что решающую роль в формировании опыта и знаний Локк

    отводил органам чувств, а потому, чем больше ребёнок будет слышать, видеть,

    ощущать, тем более опытным, а, следовательно, более умным он будет.

    Подобный взгляд, по моему мнению, достаточно спорен. Конечно, нельзя не

    согласиться с тем, что опыт приносит огромную пользу, а также отрицать

    необходимость практикоориентированных знаний, однако я считаю, что изучение

    классических языков и наук, не связанных так или иначе с насущными

    потребностями человека, также необходимо, так как это развивает мышление и

    делает человека широко эрудированным во многих областях. В данном вопросе

    я согласен с П. Ф. Каптеревым, который писал, что одна наука “вытекает” из

    другой и изучение, например, латинского языка позволяет впоследствии с

    гораздо большим успехом изучить современные языки, так как латинский язык

    является прародителем многих европейских языков. Однако справедливости ради

    всё же хочу отметить, что на тот период времени, подход Джона Локка, на мой

    взгляд, являлся наиболее верным, так как старая система образования была

    перегружена схоластическими дисциплинами.

    А теперь рассмотрим, вскользь упоминавшееся выше, понятие tabula rasa.

    Идея о том, что человек с рождения представляет собой “чистую доску” на

    которой можно ”написать” всё, что угодно, является утопией, фикцией. Вот

    что говорит по этому поводу Г.А. Зайченко в своей книге “Джон Локк”.

    О своём методе объяснения происхождения человеческих знаний из чувств Локк

    говорит как об “историческом”(5,1,91). Однако принцип Локковского

    историзма – своеобразная теоретико-познавательная робинзонада.

    Проблема развития сознания индивида – это проблема становления единичного

    как элемента, детерминированного становлением, развитием и достигнутым

    уровнем всеобщего родового сознания человечества, которое может быть

    исследовано только в контексте общественно-производственной практики и

    носит исторический характер. Когда же Локк прослеживает в отдельном

    индивидууме возникновение и развитие познавательных способностей из

    чувственного опыта, он полагает, что имеет дело с человеческим познанием в

    целом, которое как в капле воды отражается в его отдельном атоме, в

    единичном человеке. Конечно, исторический характер развития человеческого

    разума в такой же мере ускользал и от внимания рационалистов. Но

    рационализм в неявной форме обладал одним из ключей к пониманию

    исторического характера человеческого знания. Этим ключом было

    рационалистическое истолкование общего и необходимого в достоверном знании.

    Рационалисты хорошо знали, что в реальном познавательном процессе общие

    понятия, независимые от изменчивого чувственного опыта, дедукции из общих

    понятий, служат эффективным средством анализа материала чувственного,

    опытного. Рационализм открывал возможность рассматривать историю

    человеческого разума не просто как историю индивидуального накопления

    чувственного опытного материала, который преобразуется и кристаллизируется

    в рациональные формы объяснения мира. История человеческого разума – это и

    история того, как унаследованные от предыдущих эпох рациональные формы и

    теоретическое содержание значения активно влияют на становление и

    осмысление чувственного опыта новых поколений, и история того, как они

    комбинируются с новыми формами и теоретическим содержанием, совместно

    детерминируя особенности чувственного отражения действительности. Между

    tabula rasa до рождения человека и первыми шагами в становлении его

    способности чувственного отражения вторгается такой элемент, как социально-

    историческая и интеллектуальная детерминация тех или иных форм и путей, по

    каким пойдёт развитие чувств, опыта индивидуума. И поэтому даже развитие

    сознания не начинается с tabula rasa. Именно в этом смысле оправдано

    возражение Локку со стороны Лейбница: “Эта чистая доска, о которой столько

    говорят, представляет, по-моему, лишь фикцию, не существующую вовсе в

    природе и имеющую своим источником несовершенные понятия

    философов”(30,2,110).

    Изначальное естественное равенство всех детей, ум которых от рождения –

    “незаполненный чистый лист”, неизбежно нарушается в силу существующего

    неравенства индивидуальных способностей, различной степени прилежания и

    сопутствующих им внешних обстоятельств. Всё это, по схеме Локка, приводит к

    тому, что люди добиваются разных успехов и приобретают имущество “разных

    размеров”. Таким образом, имущественное и социальное неравенство людей

    становится как бы “естественным явлением”.

    Впоследствии Локк внёс некоторые корректировки в свою теорию.

    Примечательно, что в работе “ О воспитании разума ” Локк внёс в трактовку

    tabula rasa уточнения и исправления, в соответствии с которыми “чистая

    доска” оказывается не такой уж ”чистой”. Он подчёркивал различие задатков,

    которые “природа закладывает в нас ”(3,235). О том, что человеческая душа

    изначально не “чистая доска”, на которой опыт и воспитание могут наносить

    любые письмена, свидетельствует, по Локку, и разнообразие человеческих

    рассудков: ”…природные конституции людей создают в этом отношении такие

    широкие различия между ними, что и искусство и усердие никогда не бывают в

    состоянии эти различия преодолеть”(5,2,203). Немалую роль играют и различия

    в “природном темпераменте”.

    Как мы можем видеть, Локк всё же признал роль врождённых задатков в

    воспитании.

    Роль нравственного воспитания в педагогике Джона Локка.

    Локковская концепция нравственного воспитания была обусловлена отрицанием

    им врождённых идей и норм морали. ”Естественный моральный закон”,

    выдвинутый Д. Локком, был подчинён идее правового государства, которое

    должно обеспечивать реализацию стремления людей к личной безопасности и

    свободному пользованию своей собственностью.

    Существенна также позиция Локка, предполагавшая подчинение идеи Бога

    требованиям разума. Отсюда вытекало и его требование: только здравый смысл

    должен служить регулятором поведения человека. В самоограничении и

    самодисциплине он видел необходимое условие разумного поведения и

    управления человека собой при различных обстоятельствах жизни. При этом

    нравственные нормы и правила поведения не должны оставаться чем-то внешним,

    они должны стать его глубоко внутренними личностными качествами. Поэтому

    задача развития в личности внутренней потребности к активному утверждению в

    себе нравственных принципов рассматривалось Д. Локком в качестве главной

    цели воспитания.

    Д. Локк расширил представления о педагогических средствах, рассмотрев не

    только методы обучения, но и методы нравственного воздействия. Он обращал

    внимание на зависимость поведения от мотивов, этих “могущественных стимулов

    души”, и попытался выявить механизм, управляющий ими.

    Формальное заучивание правил поведения бессмысленно. Применяя идею

    наглядности обучения и к практике нравственного воспитания, Локк

    рекомендовал показывать детям на наглядных примерах, как им следует

    поступать и чего следует избегать. Практика, повторные действия,

    закрепление положительного опыта поведения и обусловленных этим

    рациональных привычек и черт характера рассматривались Локком в качестве

    важнейших средств воспитания. Он считал также целесообразным использовать

    для закрепления положительного опыта поведения повторные нравственные

    действия. Искусство воспитания, по Локку, состоит в использовании каждого

    благоприятного случая для создания специальных ситуаций, побуждающих

    ребёнка к желаемым повторным действиям, укрепляющим положительную привычку.

    Методику выработки у ребёнка опыта нравственного поведения Локк связывал с

    развитием его нравственного сознания, без чего возможность полноценного

    нравственного становления личности представлялась ему немыслимой. В

    качестве важнейшего метода нравственного воздействия он рекомендовал

    убеждение, обращая внимание на то, что дети хорошо воспринимают доступные

    их уровню понимания доводы воспитателя, чувствительны к одобрению или

    порицанию, усваивают наглядные примеры поведения со стороны взрослых и т.д.

    “Однако самый простой и лёгкий и вместе с тем самый эффективный способ

    воспитания детей и формирования их внешнего поведения заключается в том,

    чтобы показывать им на наглядных примерах, как им следует поступать и чего

    они должны избегать”(№82).

    В “Мыслях о воспитании” Локк даёт некоторые практические советы о том, как

    воспитать в детях щедрость, доброту и чувство справедливости. “Дети,

    живущие вместе, часто спорят из-за господства, из-за того, кому из них

    командовать над остальными. Кто бы ни начал этот спор, спор обязательно

    следует пресекать. Мало того, надо учить их относиться друг к другу с

    величайшей уступчивостью, снисхождением и корректностью”(№109). ”Что

    касается обладания и владения вещами, то учите детей легко и свободно

    делиться со своими друзьями тем, что у них есть. Нужно очень внимательно

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.