Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение
Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение
Оглавление стр.
1. Введение
3
2. Основная часть
4-14
1. Предмет педагогики 4-5
2. Цели образования и воспитания 5-7
3. Средства и методы психического 7-9
воздействия на личность
4. Нравственно-психологические 9-12
взаимоотношения поколений
1. Отношения родителей и детей как 9-10
психолого-педагогическая проблема
2. Рациональные условия отношений 11-12
родителей и детей
5. Межличностные отношения в коллективе 12-14
3. Заключение
15
4. Список литературы 16
1. Введение
Передача опыта старшими поколениями людей младшим существует с
древнейших времен. Накопление человечеством знаний, развитие орудий и
способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости
специально заниматься обучением и воспитанием детей.
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых,
освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот
опыт, и, в-третьих, - передать его следующему поколению. Общественный
прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало
опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам.
Новое время, третье тысячелетие, важные события, происходящие в нашей
стране, задачи утверждения в жизни российского общества гуманистических и
демократических идей, прав и свобод, рыночных отношений, норм жизни
правового государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставят
задачи перед педагогической наукой и практикой. Провозглашение идей не
означает их воплощения в жизнь общества и каждого человека. Прошедшие 90-е
годы убедительно показали, что люди должны уметь жить, вести себя
надлежащим образом в условиях предоставленных свобод. Чтобы жить в
условиях демократии, надо, чтобы демократия жила в нас; чтобы жить в
условиях морали и справедливости, надо, чтобы мораль и справедливость жили
в нас; чтобы жить в условиях права, надо, чтобы право жило в нас. Это
ставит серьезные проблемы перед педагогикой.
2. Основная часть
2.1 Предмет педагогики
В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику,
сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне них.
Греческое слово «пейдагогос» можно перевести как «детоводитель»,
«детовожатый». Таким образом, «педагогика» в буквальном переводе с
греческого «детовождение».
Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования
человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или,
более кратко, - это воспитание человека, как особая функция общества.
Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание,
образование, обучение.
Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием
внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных
факторов.
Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный
процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности,
подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.
Воспитание в узком смысле слова -–систематическое и целенаправленное
воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого
отношения к людям и явлениям окружающего мира.
Образование процесс и результат усвоения определенной системы знаний
и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.
Образование получают, в основном, в процессе воспитания и обучения в
учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль
играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно.
Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности
педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность
преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся –
учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение – это
преподавание и учение, взятые в единстве. В свете вышеизложенного
педагогика представлена как наука о воспитании; это наука, изучающая
закономерности воспитания, образования и обучения.
В результате развития науки, техники и культуры происходят
дифференциация знаний и специализация наук. В педагогической науке процесс
специализации и дифференциации проявляется особенно заметно. Педагогика,
зародившаяся в недрах философии как ее часть, имеет в настоящее время
большое число ответвлений, которые развиваются как ее отрасли. Эти отрасли
определяются особенностями объекта воспитания: возрастом, профессией,
психофизиологическими данными.
Основные «ветви» древа педагогической науки следующие:
Общая педагогика – изучает и формирует принципы, формы и методы
обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-
воспитательных учреждений. Составными частями общей педагогики являются:
теория воспитания, теория обучения, и теория организации и управления в
системе образования.
Дошкольная педагогика – изучает закономерности воспитания детей
дошкольного возраста.
Педагогика общеобразовательной школы – исследует содержание, формы и
методы обучения и воспитания школьников.
Специальная педагогика (дефектология) – наука об особенностях
развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих
физические или психические недостатки.
Педагогика профессионально-технического и среднего специального
образования – изучает и разрабатывает вопросы обучения и воспитания
учащихся ПТУ и средних специальных заведений.
Исправительно-трудовая педагогика – занимается вопросами
перевоспитания правонарушителей всех возрастов.
Военная педагогика изучает особенности воспитания воинов.
Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания
студентов вузов.
Педагогика, являясь самостоятельной и достаточно научной дисциплиной,
не может развиваться обособленно от других наук. Важную методологическую
роль в процессе разработки педагогической теории выполняет философия,
помогая определить исходные позиции при исследовании педагогических
явлений. Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обучения
и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеет психология, и в
первую очередь возрастная и педагогическая психология, которая изучает
закономерности психических процессов детей в зависимости от возраста, в
условиях обучения и воспитания. Социология, занимающаяся изучением общества
как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал
для более рациональной организации процесса обучения и воспитания.
2.2. Цели образования и воспитания
Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный
характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий,
осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону
и средства достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными
и ценностными установками, которые провозглашает то или иное сообщество.
Кардинальные изменения, которые произошли в жизни российского
общества в последние годы, вызвали определенные затруднения в идейной и
ценностной ориентации населения. Прежние идеалы для многих людей утратили
свою привлекательность, новые ориентации не сложились.
В правящих кругах, в публицистике заговорили о выработке новой
государственной идеологии. Но всякая идеология – это односторонний,
социально-заинтересованный подход тех или иных классов и социальных групп к
решению общественных проблем, который они стремятся навязать другим в
качестве господствующих идейных и ценностных ориентаций.
В мировой педагогической теории и практике уже давно сложилось
мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то
конъюнктурных ситуаций, находиться в зависимости от того, какие взгляды и
убеждения исповедуют люди, стоящие ныне у власти. Воспитание молодого
поколения -–это слишком серьезное дело. Оно должно базироваться на
постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной
основы всей системы воспитания должны быть выработанные и проверенные
многовековой практикой принципы гуманизма.
Гуманизм, прежде всего, означает человечность человека: любовь к
людям, высокий уровень психологической терпимости, мягкость в человеческих
отношениях, уважение к личности и ее достоинству. В конечном счете, понятие
гуманизм оформляется как система ценностных ориентаций, в центре которых
лежит признание человека в качестве высшей ценности.
При такой трактовке гуманизм получает значение общественного идеала.
Человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе
которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации
всех его потенций, достижение гармонии в социально-экономической и духовной
сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. Таким
образом, с позиции гуманизма, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы
каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познание и
общение, то есть свободным, самодеятельным существом, ответственным за все
происходящее в этом мире.
Содержательной стороны реализация принципов гуманизма в
воспитательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей.
Общечеловеческие ценности – это ценности значимые не для какого-то узкого
ограниченного круга людей, а то, что имеет значение для всего человечества.
Они в той или иной форме присущи всем социальным общностям, социальным
группам, народам, хотя не у всех выражены одинаковым образом. Особенности
их выражения зависят от особенностей культурно-исторического развития той
или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации.
Также общечеловеческие ценности – это предельные, исторически и
социально нелокализируемые ценности, то есть ценности, которые носят
абсолютный характер, вечные ценности. Верующие люди, осмысливая
общечеловеческие ценности с позиций религии, считают, что эти ценности
имеют божественную природу. Для неверующих людей за общечеловеческими
ценностями стоит многовековой опыт человечества, его потенций и
устремлений.
При разных подходах к источнику и гаранту общечеловеческих ценностей
верующие и неверующие осознают, что общечеловеческие ценности носят
постоянный, непреходящий характер. И именно поэтому общечеловеческие
ценности выступают в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения
для всех людей.
Следует отметить, что любовь к Родине сама по себе вполне вписывается
в систему гуманистических ценностей. Общечеловеческие установки не следует
трактовать как некие космополитические ценности. У каждого народа эти
ценности выражены особым образом. Это выражение зависит от особенностей
культурно-исторического развития той или иной страны. Поэтому
общечеловеческое всегда реализуется через конкретночеловеческое. А каждый
конкретный человек является гражданином конкретного государства,
принадлежит к определенной народности, нации. И общечеловеческое начало
реализуется в этих конкретных социальных образованиях. Поэтому воспитание
человека с общечеловеческих позиций не противоречит, а предполагает его
воспитание как гражданина, патриота своей страны, Отечества. Следовательно,
гуманизм предполагает патриотизм, любовь к своей Родине, воспитание
гражданской ответственности, уважение обычаев и законов своей страны.
Гуманизм предполагает признание данной личностью в качестве ценности
личности всех других людей, любовь к ним и служение им. Не случайно под
термином «гуманизм» изначально понималось «человеколюбие». Поэтому гуманизм
не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими
людьми, их взаимную поддержку. В общественной психологии нашего народа это
нравственное качество получило сильный импульс для своего развития. Не
случайно в русской философии идея соборности является одной из ведущих идей
русского национального самосознания.
В нашей стране традиционно в качестве главной цели учебно-
воспитательного процесса выдвигалась подготовка высококвалифицированного
специалиста, способного с наибольшей эффективностью работать на
производстве на благо нашего государства. Гуманистический подход требует,
чтобы в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса должно
рассматриваться сознание предпосылок для самореализации личности.
2.3 Средства и методы психического воздействия на личность
Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно
так. Прежде всего, педагог убеждает воспитуемого в важности и
целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить
учащегося, добиться усвоения им определенной суммы знаний. На следующем
этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих
этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать
и оценивать этапы и итоги работы.
Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как
минимум, пять групп методов воздействия на личность:
1) убеждение;
2) упражнения и приучения;
3) обучение;
4) стимулирование;
5) контроль и оценка
Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие
на учащихся и крайне редко применяются изолированно, вне связи друг с
другом.
Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю
человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от
направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как
доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить
учащегося в истинности какого-либо научного положения, то мы обращаемся к
его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную
цепочку аргументов, что и будет доказательством. Важнейшую роль в убеждении
с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут.
Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения
воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек.
Или, говоря по-другому: приучение – это упражнение с целью выработки
хороших привычек.
Упражнение занимает большое место в обучении, так как лежит в основе
формирования умений и выработки навыков на всех его практических и практико-
ученических этапах.
Упражнение как метод педагогического воздействия применяется для
решения самых разнообразных задач гражданского, нравственного, физического
и эстетического восприятия и развития. Без систематического применения
разумно поставленных упражнений нельзя добиться действенности
воспитательной работы.
В практике воспитательной работы применяются в основном три типа
упражнений:
1) упражнения в полезной деятельности;
2) режимные упражнения;
3) специальные упражнения.
Номенклатура и классификация методов обучения характеризуется
большим разнообразием в зависимости от того, какое основание избирается для
их разработки. Подразделяют методы по доминирующим средствам на словесные,
наглядные и практические. Их классифицируют также в зависимости от основных
дидактических задач на:
1) методы приобретения новых знаний;
2) методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;
3) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков
Наиболее оптимальной представляется классификация методов
обучения, в которой за основу берется характер учебно-познавательной
деятельности обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта
классификация включает в себя пять методов:
1) объяснительно-иллюстративный метод;
2) репродуктивный метод;
3) метод проблемного изложения;
4) частично-поисковый метод;
5) исследовательский метод.
Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли,
чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри
каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых – оказывать
дополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать действие других
методов, которые по отношению к стимулирующим принято называть основными.
К методам стимулирования относятся: соревнование и поощрение.
Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем
людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных заведениях сродни
лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога – не
дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к
первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом
товарищеской взаимопомощи и доброжелательности.
Поощрение – это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в
Страницы: 1, 2
|