МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение

    Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение

    Оглавление стр.

    1. Введение

    3

    2. Основная часть

    4-14

    1. Предмет педагогики 4-5

    2. Цели образования и воспитания 5-7

    3. Средства и методы психического 7-9

    воздействия на личность

    4. Нравственно-психологические 9-12

    взаимоотношения поколений

    1. Отношения родителей и детей как 9-10

    психолого-педагогическая проблема

    2. Рациональные условия отношений 11-12

    родителей и детей

    5. Межличностные отношения в коллективе 12-14

    3. Заключение

    15

    4. Список литературы 16

    1. Введение

    Передача опыта старшими поколениями людей младшим существует с

    древнейших времен. Накопление человечеством знаний, развитие орудий и

    способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости

    специально заниматься обучением и воспитанием детей.

    Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых,

    освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот

    опыт, и, в-третьих, - передать его следующему поколению. Общественный

    прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало

    опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам.

    Новое время, третье тысячелетие, важные события, происходящие в нашей

    стране, задачи утверждения в жизни российского общества гуманистических и

    демократических идей, прав и свобод, рыночных отношений, норм жизни

    правового государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставят

    задачи перед педагогической наукой и практикой. Провозглашение идей не

    означает их воплощения в жизнь общества и каждого человека. Прошедшие 90-е

    годы убедительно показали, что люди должны уметь жить, вести себя

    надлежащим образом в условиях предоставленных свобод. Чтобы жить в

    условиях демократии, надо, чтобы демократия жила в нас; чтобы жить в

    условиях морали и справедливости, надо, чтобы мораль и справедливость жили

    в нас; чтобы жить в условиях права, надо, чтобы право жило в нас. Это

    ставит серьезные проблемы перед педагогикой.

    2. Основная часть

    2.1 Предмет педагогики

    В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику,

    сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне них.

    Греческое слово «пейдагогос» можно перевести как «детоводитель»,

    «детовожатый». Таким образом, «педагогика» в буквальном переводе с

    греческого «детовождение».

    Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования

    человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или,

    более кратко, - это воспитание человека, как особая функция общества.

    Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание,

    образование, обучение.

    Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием

    внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных

    факторов.

    Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный

    процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности,

    подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.

    Воспитание в узком смысле слова -–систематическое и целенаправленное

    воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого

    отношения к людям и явлениям окружающего мира.

    Образование процесс и результат усвоения определенной системы знаний

    и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.

    Образование получают, в основном, в процессе воспитания и обучения в

    учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль

    играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно.

    Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности

    педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность

    преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся –

    учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение – это

    преподавание и учение, взятые в единстве. В свете вышеизложенного

    педагогика представлена как наука о воспитании; это наука, изучающая

    закономерности воспитания, образования и обучения.

    В результате развития науки, техники и культуры происходят

    дифференциация знаний и специализация наук. В педагогической науке процесс

    специализации и дифференциации проявляется особенно заметно. Педагогика,

    зародившаяся в недрах философии как ее часть, имеет в настоящее время

    большое число ответвлений, которые развиваются как ее отрасли. Эти отрасли

    определяются особенностями объекта воспитания: возрастом, профессией,

    психофизиологическими данными.

    Основные «ветви» древа педагогической науки следующие:

    Общая педагогика – изучает и формирует принципы, формы и методы

    обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-

    воспитательных учреждений. Составными частями общей педагогики являются:

    теория воспитания, теория обучения, и теория организации и управления в

    системе образования.

    Дошкольная педагогика – изучает закономерности воспитания детей

    дошкольного возраста.

    Педагогика общеобразовательной школы – исследует содержание, формы и

    методы обучения и воспитания школьников.

    Специальная педагогика (дефектология) – наука об особенностях

    развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих

    физические или психические недостатки.

    Педагогика профессионально-технического и среднего специального

    образования – изучает и разрабатывает вопросы обучения и воспитания

    учащихся ПТУ и средних специальных заведений.

    Исправительно-трудовая педагогика – занимается вопросами

    перевоспитания правонарушителей всех возрастов.

    Военная педагогика изучает особенности воспитания воинов.

    Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания

    студентов вузов.

    Педагогика, являясь самостоятельной и достаточно научной дисциплиной,

    не может развиваться обособленно от других наук. Важную методологическую

    роль в процессе разработки педагогической теории выполняет философия,

    помогая определить исходные позиции при исследовании педагогических

    явлений. Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обучения

    и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеет психология, и в

    первую очередь возрастная и педагогическая психология, которая изучает

    закономерности психических процессов детей в зависимости от возраста, в

    условиях обучения и воспитания. Социология, занимающаяся изучением общества

    как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал

    для более рациональной организации процесса обучения и воспитания.

    2.2. Цели образования и воспитания

    Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный

    характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий,

    осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону

    и средства достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными

    и ценностными установками, которые провозглашает то или иное сообщество.

    Кардинальные изменения, которые произошли в жизни российского

    общества в последние годы, вызвали определенные затруднения в идейной и

    ценностной ориентации населения. Прежние идеалы для многих людей утратили

    свою привлекательность, новые ориентации не сложились.

    В правящих кругах, в публицистике заговорили о выработке новой

    государственной идеологии. Но всякая идеология – это односторонний,

    социально-заинтересованный подход тех или иных классов и социальных групп к

    решению общественных проблем, который они стремятся навязать другим в

    качестве господствующих идейных и ценностных ориентаций.

    В мировой педагогической теории и практике уже давно сложилось

    мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то

    конъюнктурных ситуаций, находиться в зависимости от того, какие взгляды и

    убеждения исповедуют люди, стоящие ныне у власти. Воспитание молодого

    поколения -–это слишком серьезное дело. Оно должно базироваться на

    постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной

    основы всей системы воспитания должны быть выработанные и проверенные

    многовековой практикой принципы гуманизма.

    Гуманизм, прежде всего, означает человечность человека: любовь к

    людям, высокий уровень психологической терпимости, мягкость в человеческих

    отношениях, уважение к личности и ее достоинству. В конечном счете, понятие

    гуманизм оформляется как система ценностных ориентаций, в центре которых

    лежит признание человека в качестве высшей ценности.

    При такой трактовке гуманизм получает значение общественного идеала.

    Человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе

    которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации

    всех его потенций, достижение гармонии в социально-экономической и духовной

    сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. Таким

    образом, с позиции гуманизма, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы

    каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познание и

    общение, то есть свободным, самодеятельным существом, ответственным за все

    происходящее в этом мире.

    Содержательной стороны реализация принципов гуманизма в

    воспитательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей.

    Общечеловеческие ценности – это ценности значимые не для какого-то узкого

    ограниченного круга людей, а то, что имеет значение для всего человечества.

    Они в той или иной форме присущи всем социальным общностям, социальным

    группам, народам, хотя не у всех выражены одинаковым образом. Особенности

    их выражения зависят от особенностей культурно-исторического развития той

    или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации.

    Также общечеловеческие ценности – это предельные, исторически и

    социально нелокализируемые ценности, то есть ценности, которые носят

    абсолютный характер, вечные ценности. Верующие люди, осмысливая

    общечеловеческие ценности с позиций религии, считают, что эти ценности

    имеют божественную природу. Для неверующих людей за общечеловеческими

    ценностями стоит многовековой опыт человечества, его потенций и

    устремлений.

    При разных подходах к источнику и гаранту общечеловеческих ценностей

    верующие и неверующие осознают, что общечеловеческие ценности носят

    постоянный, непреходящий характер. И именно поэтому общечеловеческие

    ценности выступают в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения

    для всех людей.

    Следует отметить, что любовь к Родине сама по себе вполне вписывается

    в систему гуманистических ценностей. Общечеловеческие установки не следует

    трактовать как некие космополитические ценности. У каждого народа эти

    ценности выражены особым образом. Это выражение зависит от особенностей

    культурно-исторического развития той или иной страны. Поэтому

    общечеловеческое всегда реализуется через конкретночеловеческое. А каждый

    конкретный человек является гражданином конкретного государства,

    принадлежит к определенной народности, нации. И общечеловеческое начало

    реализуется в этих конкретных социальных образованиях. Поэтому воспитание

    человека с общечеловеческих позиций не противоречит, а предполагает его

    воспитание как гражданина, патриота своей страны, Отечества. Следовательно,

    гуманизм предполагает патриотизм, любовь к своей Родине, воспитание

    гражданской ответственности, уважение обычаев и законов своей страны.

    Гуманизм предполагает признание данной личностью в качестве ценности

    личности всех других людей, любовь к ним и служение им. Не случайно под

    термином «гуманизм» изначально понималось «человеколюбие». Поэтому гуманизм

    не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими

    людьми, их взаимную поддержку. В общественной психологии нашего народа это

    нравственное качество получило сильный импульс для своего развития. Не

    случайно в русской философии идея соборности является одной из ведущих идей

    русского национального самосознания.

    В нашей стране традиционно в качестве главной цели учебно-

    воспитательного процесса выдвигалась подготовка высококвалифицированного

    специалиста, способного с наибольшей эффективностью работать на

    производстве на благо нашего государства. Гуманистический подход требует,

    чтобы в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса должно

    рассматриваться сознание предпосылок для самореализации личности.

    2.3 Средства и методы психического воздействия на личность

    Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно

    так. Прежде всего, педагог убеждает воспитуемого в важности и

    целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить

    учащегося, добиться усвоения им определенной суммы знаний. На следующем

    этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих

    этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать

    и оценивать этапы и итоги работы.

    Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как

    минимум, пять групп методов воздействия на личность:

    1) убеждение;

    2) упражнения и приучения;

    3) обучение;

    4) стимулирование;

    5) контроль и оценка

    Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие

    на учащихся и крайне редко применяются изолированно, вне связи друг с

    другом.

    Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю

    человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от

    направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как

    доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить

    учащегося в истинности какого-либо научного положения, то мы обращаемся к

    его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную

    цепочку аргументов, что и будет доказательством. Важнейшую роль в убеждении

    с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут.

    Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения

    воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек.

    Или, говоря по-другому: приучение – это упражнение с целью выработки

    хороших привычек.

    Упражнение занимает большое место в обучении, так как лежит в основе

    формирования умений и выработки навыков на всех его практических и практико-

    ученических этапах.

    Упражнение как метод педагогического воздействия применяется для

    решения самых разнообразных задач гражданского, нравственного, физического

    и эстетического восприятия и развития. Без систематического применения

    разумно поставленных упражнений нельзя добиться действенности

    воспитательной работы.

    В практике воспитательной работы применяются в основном три типа

    упражнений:

    1) упражнения в полезной деятельности;

    2) режимные упражнения;

    3) специальные упражнения.

    Номенклатура и классификация методов обучения характеризуется

    большим разнообразием в зависимости от того, какое основание избирается для

    их разработки. Подразделяют методы по доминирующим средствам на словесные,

    наглядные и практические. Их классифицируют также в зависимости от основных

    дидактических задач на:

    1) методы приобретения новых знаний;

    2) методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;

    3) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков

    Наиболее оптимальной представляется классификация методов

    обучения, в которой за основу берется характер учебно-познавательной

    деятельности обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта

    классификация включает в себя пять методов:

    1) объяснительно-иллюстративный метод;

    2) репродуктивный метод;

    3) метод проблемного изложения;

    4) частично-поисковый метод;

    5) исследовательский метод.

    Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли,

    чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри

    каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых – оказывать

    дополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать действие других

    методов, которые по отношению к стимулирующим принято называть основными.

    К методам стимулирования относятся: соревнование и поощрение.

    Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем

    людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных заведениях сродни

    лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога – не

    дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к

    первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом

    товарищеской взаимопомощи и доброжелательности.

    Поощрение – это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.