МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала

    являются: внимание, восприятие, воображение, память и мышление.

    Ведущую роль играют логические приемы мышления: сравнение, анализ,

    синтез, классификация, обобщение, абстрагирование.

    В связи с актуальностью проблемы развития пространственного мышления

    дошкольников возникла необходимость разработки системы геометрических

    упражнений, выполнение которых способствовало бы адекватному восприятию

    пространства, формированию пространственных представлений, развитию

    воображения.

    Восприятие пространства осуществляется в результате субъективного

    опыта ребенка на эмпирической основе. Однако для дошкольника восприятие

    пространства осложнено тем, что пространственные признаки слиты с

    воспринимаемым содержанием, они не вычленяются как отдельные объекты

    познания. Слово как ориентир позволяет из совокупности признаков объекта

    выделить единичный: либо форму, либо размер. Однако ребенок затрудняется

    охарактеризовать тот или иной признак. Поэтому целесообразней включать

    упражнения не на характеристику пространственных признаков предмета, а на

    вычленение единичного признака из совокупности общих на основе выявления

    закономерности признаков с использованием приемом умственных действий:

    сравнения, классификации, аналогии, анализа, синтеза, обобщения. Это

    задания с формулировками: «Разгадай правило, по которому расположены фигуры

    в каждом ряду», «Найди лишнюю фигуру», «Что изменилось? Что не

    изменилось?», «Чем похожи? Чем отличаются?», «Что одинаково? Что не

    одинаково?», «Назови признаки, по которым изменяются фигуры в каждом ряду»,

    «Выбери фигуру, которую нужно дорисовать», «По какому признаку можно

    разбить фигуры на группы?», «Разгадай закономерность и нарисуй следующую

    фигуру» и т.п. Так в задании «Что изменилось? Что не изменилось?»

    выстраиваются в ряд различные по цвету прямоугольники, которые меняют

    положение в пространстве в вертикальном направлении, что описывается

    отношениями «вверху - внизу», «между».

    «Раскрась фигуру справа»

    Из нижнего ряда следует выбрать квадрат, имеющий такой же рисунок, как

    и исходный, по изменивший свое положение при повороте его вверх на один

    оборот. Это квадрат 2.

    В задании «Чем похожи? Чем отличаются?» изменяется положение различных

    по цвету углов треугольника в двух направлениях: в вертикальном и

    горизонтальном, одновременно рассматриваются отношения «вверху - внизу»,

    «справа - слева».

    - В первом треугольнике вверху угол с точками, а внизу справа-

    заштрихованный.

    - Во втором треугольнике вверху оказался заштрихованный угол, а внизу

    справа - с точками.

    В заданиях «Чем похожи? Чем отличаются?»

    «Выбери фигуру, которую нужно дорисовать»

    предполагается осуществление поворота влево или вправо на один, два

    оборота относительно точки отсчета, совпадающей со «схемой тела».

    «Выбери фигуру, которую нужно дорисовать»

    Фигура осуществляет поворот «вверх - влево» на один оборот.

    Круг внизу перемещается вправо. Верный рисунок 3.

    Важно формировать у ребенка продуктивное мышление, то есть способность

    к созданию новых идей, умению устанавливать связи между фактами и группами

    фактов, сопоставлять новый факт. Продуктивность мышления дошкольников

    проявляется пока ограниченно. Но если ребенок выдвигает идею не новую для

    взрослых, но новую для коллектива или для самого себя, если он открывает

    что-то для себя, пусть известное для других, - это уже показатель его

    мышления. С развитием самостоятельности мышления у ребёнка развивается и

    его речь, которая организует и уточняет мысль, позволяет выразить ее

    обобщенно, отделив важное от второстепенного.

    Развитие мышления влияет и на воспитанность ребенка, развиваются

    положительные черты характера, потребность к развитию своих хороших

    качеств, работоспособность, планирование деятельности, самоконтроль и

    убежденность, любовь к предмету, интерес, желание учиться и много знать

    Все это крайне необходимо для дальнейшей жизни ребенка.

    Достаточная подготовленность мыслительной деятельности снимает

    психологические перегрузки в учении, сохраняет здоровье ребенка.

    Что касается развития восприятия, то у дошкольников оно происходит

    поэтапно. На первом этапе действия формируются непосредственно в результате

    игры с различными предметами. Лучше, если при этом для сравнения ребенку

    будут даваться эталоны (формы, цвета). На втором этапе дети знакомятся с

    пространственными свойствами предметов с помощью движений руки и глаза. На

    третьем этапе дети получают возможность довольно быстро узнать интересующие

    свойства объектов, при этом внешнее действие восприятия превращается в

    умственное.

    Важное условие эффективности обучения математике - это внимание детей.

    Внимательно слушая объяснение ребенок легче воспринимает, понимает,

    запоминает содержание материала, и тем самым, облегчает . свою дальнейшую

    работу. Поэтому, большое значение уделяется воспитанию произвольного

    внимания у дошкольников. Для этого в занятия постоянно включаются

    специальные упражнения и задания, нацеленные на формирование внимания,

    развитие активности, самостоятельности, творческого отношения к делу.

    Вот несколько заданий, способствующих воспитанию интереса и внимания

    на занятиях математикой.

    Например, игра «Заметь все!»

    На наборном полотне выставляю, в один ряд 7-8 картинок с изображением

    предметов (гриб, мяч, пирамида). Детям предлагается рассмотреть предметные

    картинки (10 сек.). Затем предметные картинки закрываются, и детям

    предлагается перечислить их, назвать последовательность. Поменять местами

    две-три картинки и спросить, что изменилось на наборном полотне. Убрать

    одну из картинок и спросить какая картинка исчезла, попросить описать ее.

    Игру «Заметь все!» проводить можно с теми же заданиями, но заменив

    предметные картинки геометрическими фигурами. Дошкольникам задаются

    соответствующие вопросы: какие фигуры изображены? Сколько их? Какого они

    цвета? В какой последовательности изображены? Попросить каждого ребенка

    расположить эти фигуры на парте, используя для этого индивидуальный счетный

    материал.

    Эти задания используются при сравнении групп предметов, знакомство с

    понятием «столько же».

    Игры на развитие внимания

    «Что изменилось?» Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал,

    чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза,

    дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

    «Найди отличия». Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и

    попросите найти, чем один рисунок отличается от другого. «Найди

    одинаковые». На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета.

    «Ухо-нос».По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде

    «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но

    через некоторое время начинаете делать ошибки. «Карлики и великаны».

    Аналогичная игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде

    «Великаны» встают. Воспитатель выполняет движения вместе со всеми. Команды

    даются в разбивку и в разном темпе.

    «Замри». По сигналу воспитателя дети должны замереть в той же позе, в

    которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает

    к себе дракон или он выбывает из игры.

    «Повторяй за мной». Под любую считалку (например: «Сантики-фан-тики-

    лимпопо») вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в

    ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения

    за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не

    заметил это и не сменил движение, выбывает из игры.

    «Платочек». Дети встают в круг. Водящий бегает или ходит сзади круга с

    платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он

    делает еще один круг, и если за это время новый владелец платочка не

    объявится, считается, что тот проиграл. Тот, кто заметит платочек у себя за

    спиной, должен догнать водящего и осалить. Если это удается, водящий

    остается прежний. Если нет - водит второй.

    «Съедобное - несъедобное». Водящий бросает мяч, называя любой предмет.

    Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.

    «Игра с флажками». Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны

    подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте.

    Игры на развитие воображения

    «Какая бывает собака?» Можно попросить ребенка представить себе собаку

    и рассказать о ней как можно больше: какая я у нее шерсть, что она любит

    есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д.

    «Нарисуй по описанию». Вы читаете следующий текст: «Стоял белый дом.

    Крыша у него треугольная. Большое окно красное, а маленькое желтое. Дверь

    коричневая. Текст нужно прочитать еще раз в медленном темпе, по одному

    предложению. Дети в это время с закрытыми глазами должны представить себе

    этот дом, а потом нарисовать его.

    Игры на развитие логического мышления

    «Логическое лото» Играть можно так же, как обычно играют в лото. Дети

    размещают карточки на своей карте-таблице.

    «Четвертый лишний». Необходимо закрыть белой карточкой то изображение,

    которое не подходит к остальным.

    «Универсальное лото» Это лото вы легко сможете изготовить сами,

    использовав карточки от различных старых, наполовину потерянных лото, а

    также наборы открыток, вырезки из журналов и... марки. Марки часто бывают

    очень красивы, интересны и выпускаются сериями, но держать их в альбоме

    очень неудобно, потому что детям всегда хочется взять картинку в руки.

    Поэтому лучше наклеивать марки на карточки из картона (одного размера). На

    каждого играющего ребенка (а играют не более 5-7 детей) нужна большая белая

    игровая карта, разделенная на 6-8 частей.

    Наборы разыгрываемых карточек образуют несколько серий. Все они

    позволят упражнять детей в классификации по разным признакам.

    Серия 1.

    Каждый ребенок собирает серию картинок, изображающих объекты, имеющие

    общие названия. Например: бабочка, поезда, корабли, самолеты, спутники,

    кошки, лошади, цветы, ягоды, грибы, дома, шляпки, туфли и т. д.

    Серия 2.

    Каждый ребенок выбирает в качестве образца какую-либо геометрическую

    форму и собирает изображения предметов, имеющих сходную форму. Примерный

    набор:

    круг - пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко;

    квадрат - часы наручные, портфель, телевизор, книга, окно;

    треугольник - крыша дома, шапка из газеты, воронка, елка, египетская

    пирамида, пакет молока;

    прямоугольник - чемодан, кирпич, дом;

    овал - огурец, слива, яйцо, рыба, лист.

    Серия З.

    Каждый ребенок выбирает себе «кляксу» из цветной бумаги (красной,

    синей, желтой, зеленой, коричневой, белой) и по.подбирает предметы такого

    же цвета.

    Главной особенностью предлагаемого курса является его направленность

    не только на то, чтобы дать дошкольникам начальную основу числовой

    грамотности, но и на то, чтобы, используя математический материал курса,

    создать условия для целенаправленного развития и совершенствования всех

    познавательных процессов у детей, постепенно перемещая акцент на развитие

    мышления, что обусловлено спецификой учебного предмета математика.

    Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в

    порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной

    деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует

    развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость,

    терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою

    деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает

    мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно эта гуманитарная

    составляющая, безусловно, важная для личностного развития каждого человека,

    и является главной особенностью нового курса. Математические знания в нем

    являются не самоцелью, а средством формирования саморазвивающейся личности.

    Основная цель занятий математикой - дать ребёнку ощущение уверенности

    в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а

    следовательно, предсказуем для человека.

    Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных

    предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще

    менять виды деятельности на уроке, и это создает условия для повышения

    эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его

    доступность и осознанность.

    Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без

    использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль

    несложного занимательного математического материала определяется с учетом

    возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания:

    активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическими

    материалом, увлекать т развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять

    математические представления, закреплять полученные знания и умения,

    упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

    Используется занимательный материал (дидактическое игры) и с целью

    формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом

    непременным условием является применение системы игр и упражнений.

    Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических

    упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В

    том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, него складывается

    положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует

    мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти

    нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.

    Из всего многообразия занимательного математического материала в

    дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры.

    Основное назначение их - обеспечить упражняемость детей в различении,

    выделении, назывании множеств предметов чисел, геометрических фигур,

    направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые

    знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает

    конкретную задачу совершенствования математических (количественных,

    пространственных, временных) представлений детей.

    Дидактические игры включаются в содержание занятий как одно из средств

    реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия

    по формированию элементарных математических представлений определяется

    возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть

    использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на

    выполнение конкретной задачи формирования представлений.

    Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания -

    наиболее известные и часто применяемую в современной практике дошкольного

    воспитания виды занимательного математического материала. В процессе

    обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие,

    являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения,

    закрепления учебного материала.

    В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в

    современной практике немаловажная роль принадлежит занимательным

    развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей,

    эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный

    на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением

    и объясняется значением занимательных задач в умственном и всестороннем

    развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим

    материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

    Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает

    умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к

    учебной задаче, инициативу.

    По характеру познавательной деятельности игры можно разбить на группы.

    Игры, требующие от детей исполнительской деятельности

    С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или

    указанию. Например, учитель говорить: «Положи сначала зеленый кружок,

    справа от него - желты треугольник, слева - желтый квадрат, выше - красный

    треугольник, ниже красный квадрат и т.д.». Затем задает вопросы: сколько и

    каких фигур вы положили? Чем они похожи и чем отличаются? Каких фигур

    больше, каких меньше?

    Потом детям из этих фигур предлагается составить геометрический узор

    или какую-нибудь фигуру.

    В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими геометрическими

    фигурами, их свойствами, усваивают понятия «вверху», «внизу», «слева»,

    «справа», «между», которые являются основой пространственных представлений,

    овладевают счетом, рассматривают классификацию фигур по одному или

    нескольким признакам.

    В этой группе игр можно использовать еще и такие задания: придумать

    слова, подобные данным; выложить узор или начертить фигуру, аналогичную

    данной.

    Дети в тетрадях по математике выполняют много рисунков, которые

    помогают им научиться концентрировать внимание, точно следовать указаниям

    ведущего, работать последовательно и добиваться желаемого результата.

    Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность

    Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в

    пределах 10. Это игры «Математическая рыбалка», «Лучший летчик», «Лучший

    космонавт», «Самый быстрый почтальон», «Глаз -фотограф», «Каждой игрушке -

    свое место» и другие.

    «Математическая рыбалка»

    Дидактическая цель. Закрепление приемов прибавления и вычитания в

    пределах 10, воспроизведение их по памяти.

    Средства обучения. Рисунки 10 рыбок, из них 6 жёлтых, 2 красные, 2

    полосатые.

    Содержание игры. На магнитном моделеграфе размещаются рыбки, на

    обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Учитель

    поочередно вызывает детей к доске, они «ловят» (снимают) рыбку, читают

    пример на сложение и вычитание. Все ребята решившие пример, обозначают

    ответ цифрой и показывают её учителю. Кто решит пример раньше всех, тот

    получит рыбку. Кто «наловит» рыбок (решит примеры правильно), тот лучший

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.