МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Половое воспитание

    Половое воспитание

    Фрейд был одним из первых ученых, осознающих, что сексуальность есть

    свойство человека, присущее ему на протяжении всей жизни. Фрейд считал, что

    половое влечение, или либидо (ин-стиктивное стремление к чувственному

    наслаждению), является ключевой силой, мотивирующей поведение. Утверждая,

    что либидо существует с младенческого возраста, Фрейд был, однако, далек от

    мысли об идентичности сексуальности в младенчестве и детстве и

    сексуальности взрослых людей. Напротив, он полагал, что ранние, не

    направленные на определенный объект сексуальные ощущения претерпевают в

    процессе развития ряд прогнозируемых изменений, которые необходимы для

    формирования личности взрослого человека и его поведения. Он подразделил

    этот процесс на 5 стадий.

    В первый год жизни, названный оральной стадией, главным центром

    концентрации сексуальной энергии и чувственного удовлетворения служит рот.

    Младенцы не только получают видимое удовольствие от процесса сосания, но

    используют рот в качестве инструмента исследований, помещая в него предметы

    (любые предметы), чтобы понять, что они из себя представляют.

    Анальная стадия занимает период от 1 до 3 лет. В это время сферой

    чувственного удовольствия становится анальная область. В процессе обучения

    отправлению естественных потребностей ребенок впервые получает возможность

    ощутить известную независимость от родительской опеки. Намеренно задерживая

    движения кишечника или, наоборот, давая им полную свободу, ребенок получает

    физическое и психологическое удовольствие, но постепенно приучается

    следовать общепринятым правилам гигиены.

    На протяжении фаллической стадии в возрасте от трех до пяти лет эротический

    интерес переключается нанаружные половые органы. На этой стадии фрейд

    выделил два разных пути развития: для мальчиков и для девочек. При

    получении эротического наслаждения во время мастурбации у мальчика

    появляются фантазии полового сближения с матерью (что вполне естественно,

    поскольку он уже любит мать, так же как она его). Такие фантастические

    желания ведут к развитию эдипова комплекса (по имени героя древнегреческой

    трагедии, который по незнанию убил отца и женился на собственной матери).

    Мальчик ревнует мать к отцу, считая последнего соперником в борьбе за ее

    любовь. В то же время мальчик боится гнева могущественного отца и особенно

    опасается, что тот накажет его, лишив пениса. Страх перед возможной

    кастрацией поддерживается в уме мальчика двумя логическими соображениями:

    1) он считает, что пенис будет "наказан" как источник удовольствия и вины,

    2) он уже знает, что у девочек не бывает пениса и, следовательно, его можно

    отнять. Проблема решается достижением продуктивного компромисса. Мальчик

    отказывается от сексуальных желаний в отношении матери и враждебного

    отношения к отцу, взамен идентифицируя себя с последним. Таким способом он

    пытается как можно больше походить на отца, чтобы однажды стать столь же

    могущественным и быть в состоянии удовлетворить свои сексуальные

    устремления.

    У женщин аналогом эдипова комплекса служит комплекс Электры, названный так

    по имени персонажа древнегреческой легенды о принцессе, содействовавшей

    убийству собственной матери. Комплекс Электры сложнее эдипова комплекса. Он

    основан на том, что девочка чувствует себя обманутой и завидует мальчикам,

    когда обнаруживает, что у тех есть пенис. Эта так называемая зависть к

    обладателям пениса приводит к развитию удевочки желания быть с отцом и

    избавиться от матери, которую она считает виновницей вставшей перед ней

    дилеммы. По мнению Фрей-да, эта ситуация решается не столь адекватно как

    случаи эдипова комплекса, поскольку девочка не столь сильно мотивирована

    страхом: в конце концов, она все равно уже "потеряла свой пенис". Фрейд

    считал, что это менее успешное разрешение конфликта в детском возрасте

    является причиной того, что степень психологической зрелости женщин меньше,

    чем у мужчин, поскольку зависть к обладателям пениса сохраняется на

    протяжении всей жизни.

    После исчезновения эдипова комплекса или комплекса Электры (обычно к шести

    годам) начинается латентная стадия, на протяжении которой сексуальные

    позывы, по-видимому, теряют свою актуальность. У ребенка пробуждаются иные

    интересы, появляются интеллектуальные и социальные цели. Эта стадия

    завершается к пубертатному периоду, когда внутренние биологические силы

    обусловливают наступление генитальной стадии. Подростки постепенно

    привыкают концентрировать свои интересы на гетеросексуальных отношениях в

    целом и половых контактах в частности. Стадия завершается формированием

    сексуальности, свойственной взрослым людям.

    Краткий очерк фрейдовской теории полового развития не отражает всего ее

    богатства и сложности постулатов. Достаточно сказать, что учение Фрейда

    лежит в основе современной сексологии. Однако в контексте данной публикации

    уместно высказать несколько критических замечаний в отношении этой теории.

    Прежде всего, следует признать, что Фрейд недооценивал влияние культурной

    среды на половое разви тие. В частности, высказано предположение, что

    анальная стадия на самом деле обусловлена не столько стремлением к

    получению эротического удовлетворения, сколько выработанными в ходе

    развития культуры навыками контроля за деятельностью кишечника (Marmor,

    1971). Точно так же, культурно-антропологические исследования показали, что

    эдипов комплекс не является универсальным явлением, а латентная фаза служит

    прежде всего отражением жизни в обществе, накладывающем ограничения на

    проявления сексуальности, а не определяется исключительно действием

    внутренних психических сил. Кроме того, многие критики считают, что Фрейд

    имел искаженные представления о женской сексуальности (Millet, 1970;

    Sherfey, 1972; Tennov, 1975; Frieze et al., 1978). Наконец, сам Фрейд

    признавал неполноту многих своих выводов и отмечал необходимость их

    пересмотра по мере появления новых данных.

    Детская сексуальность

    Детство — неизвестная страница в исследованиях пола, поскольку надежные

    данные относительно полового поведения на протяжении этого периода по

    объективным причинам отсутствуют (Money, 1976). Выводы, базирующиеся на

    опросах взрослых. недостоверны, так как люди могут плохо помнить свои

    ощущения в детстве или скрывать какие-то воспоминания из-за желания

    выглядеть "нормальными". Попытки устного опроса или анкетирования детей для

    получения информации о половых ощущениях и поведении встречают резкое

    сопротивление со стороны общественности, усматривающей в таких

    исследованиях подрыв моральных устоев общества. Вот почему, разбираясь в

    этой сложной проблеме, приходится преимущественно полагаться на догадки и

    умозрительные заключения, а также на немногочисленные данные

    культурологических исследований популяций аборигенов, в которых допускаются

    сексуальные игры детей.

    До появления работ Фрейда считалось, что сексуальность у детей отсутствует,

    либо, признавая ее существование, исследователи предпочитали умалчивать об

    этом феномене, расценивая его как греховный и опасный (Sulloway, 1979). Эти

    противоречивые взгляды сохраняются до сих пор, однако по крайней мере

    некоторые родители рассматривают развивающуюся сексуальность своих детей

    как нечто само собой разумеющееся и не вызывающее отрицательного отношения.

    Часть родителей по-прежнему испытывает дискомфорт при любых проявлениях

    сексуального интереса у ребенка. Тому есть несколько причин. Во-первых, это

    считается ненормальным, во-вторых, родители не знают, как вести себя в

    таких ситуациях, наконец, у них могут быть собственные сексуальные

    проблемы.

    Имея представление об особенностях полового развития в детском возрасте,

    родители могут лучше помочь детям в условиях формирующейся сексуальности,

    обеспечивая спокойную обстановку и не прибегая к угрозам.

    Результаты ультразвукового исследования свидетельствуют о том, что

    рефлекторная эрекция у плодов мужского пола имеет место за несколько

    месяцев до рождения, т.е. в период внутриутробного развития (рис. 8.2)

    (Masters, 1980, Calderone, 1983). У многих новорожденных мальчиков эрекцию

    наблюдают в течение первых минут после родов, иногда даже до перерезки

    пупочного канатика. Точно так же, у новорожденных девочек в течение первых

    суток возможны увлажнение влагалища и эрекция клитора (Langfeldt, 1981).

    Таким образом, очевидно, что половые рефлексы проявляются уже в раннем

    младенческом периоде и даже во время внутриутробного развития.

    Важный компонент младенческой сексуальности заложен в чувственной близости

    ребенка и родителей, которая реализуется, когда последние держат ребенка на

    руках, обнимают его или прижимают к своему телу (Higham, 1980). Как уже

    говорилось в гл. 5, такая связь между ребенком и родителями устанавливается

    с самого рождения и в последующем углубляется в процессе кормления,

    купания, одевания и других видов физического взаимодействия между

    родителями и новорожденным. Ребенок, лишенный в младенчестве родительского

    тепла и других форм связи с отцом и матерью, впоследствии может испытывать

    трудности при вступлении в интимные отношения с другими людьми, или, как

    полагают, не получать удовлетворения от собственной сексуальности

    (Ainsworth, 1962; Hanlow, Harlow, 1962, Trouse, Kennel, Klaus, 1977; Money,

    1980).

    Совсем маленькие дети совершенно естественно реагируют на разнообразные

    источники физических ощущений теми или иными формами полового возбуждения.

    Например, при кормлении ребенка матери нередко замечают сильно выраженную

    эрекцию, что вызывает у некоторых из них тревогу как ненормальное явление.

    На самом же деле, ощущение тепла и мягкости материнского тела, к которому

    его прижимают, вместе с интенсивной нервной стимуляцией, источником которой

    служит сосание (в губах очень много чувствительных нервных окончаний),

    вызывает поток сигналов, направленных в мозг. где они интерпретируются как

    приятные и активируют половые рефлексы. Столь же обычны эрекция клитора и

    увлажнение влагалища во время кормления новорожденных девочек. Таким

    образом, данное явление не свойственно какому-то одному полу, хотя эрекция

    полового члена выражена гораздо сильнее и, следовательно, лучше заметна.

    Сходные проявления рефлекторной половой активности наблюдаются при купании,

    припудривании, пеленании или игривом подбрасывании ребенка. Важно, однако,

    подчеркнуть вслед за Мартинсоном, что "ребенок еще слишком мал, чтобы

    осознавать происходящее, в связи с чем нельзя говорить о пробуждении у него

    каких бы то ни было социально и сексуально обусловленных эротических

    переживаний" (Martinson, 1981). Реакция родителей, наблюдающих все эти

    половые рефлексы, служит важным компонентом самого раннего сексуального

    опыта ребенка. От матери или отца, выказывающих излишнее беспокойство или

    неодобрение по поводу виденного, ребенку может передаваться состояние

    дискомфорта, тогда как от спокойно реагирующих родителей ребенок получает

    как бы сигнал одобрения своей сексуальности.

    Как знает любой наблюдательный родитель, маленькие мальчики и девочки

    начинают трогать и тереть свои наружные половые органы как только у них

    развивается необходимая координация движений. Как отмечалось в гл. 7, Кинзи

    и другие авторы заметили, что иногда это приводит к оргазму у детей первого

    года жизни. Возникает вопрос: каков смысл такого поведения? Может быть,

    ребенок попросту исследует свое тело, и вероятность дотронуться до той или

    иной его части (локоть, живот, наружные гениталии) примерно одинакова? Или

    такое поведение содержит элемент сексуальности и получаемое чувственное

    удовольствие заставляет ребенка снова и снова прибегать к самостимуляции?

    Ребенок не может ответить на эти вопросы, однако имеются данные в пользу

    второго предположения. Элен Каплан пишет, что маленькие дети "выражают

    радость при стимуляции их гениталий" (Kaplan, 1974). Бэкуин отмечает, что

    "дети выказывают крайнее раздражение при попытке прервать" занятие

    мастурбацией и добавляет, что самостимуляция может повторяться "несколько

    раз вдень" (Bakwin, 1974). К третьему или четвертому месяцу жизни

    самостимуляция наружных половых органов сопровождается улыбкой и звуками,

    выражающими удовольствие (Martinson, 1980). К концу первого года жизни

    ребенок начинает рассматривать свои гениталии при купании или раздевании.

    Игра гениталиями чаще встречается у детей, растущих в семьях, нежели у

    посещающих дошкольные учреждения (Spitz, 1949). Это подтверждает, что связь

    ребенка с родителями играет ведущую роль в последующем развитии

    сексуальности.

    Родители очень маленьких детей реагируют на описанные проявления полового

    поведения по-разному. Некоторых это забавляет, других удивляет, третьих

    тревожит, особенно если они не понимают, что все это — совершенно

    нормальные признаки развития ребенка.

    Секс в раннем детском возрасте (от двух до пяти лет)

    К двухлетнему возрасту большинство детей начинают ходить, говорить, а также

    ощущать себя мальчиком или девочкой. Они проявляют неуемное любопытство,

    исследуя разные части собственного тела, причем большинство открывают для

    себя (если не сделали это раньше), что стимуляция наружных половых органов

    приносит приятные ощущения. Сначала игра гениталиями является

    индивидуальным занятием, но постепенно она преобразуется в игру "в доктора"

    или "покажи мне свое и я покажу, что есть у меня". Дети могут потирать

    пенис или клитор руками, а также использовать для этой цели куклу, подушку,

    одеяло или другие предметы.

    Беседы с трехлетними девочками и мальчиками показывают, что им хорошо

    известны чувственные ощущения от прикосновения к наружным половым органам,

    хотя они и не воспринимают их как эротические или сексуальные, поскольку

    еще не способны к выработке концептуальных понятий. Вот одна из наших

    записей, иллюстрирующих сказанное:

    Трехлетняя девочка: "Когда я тру пипку, мне тепло и приятно. Иногда

    щекотно, а иногда просто горячо". (Девочка называла "пипкой" наружные

    половые органы и особенно подробно описывала, как по нескольку раз в день

    трет рукой клитор и лобок. В возрасте 2,5—3,5 лет она ходила без трусиков

    и поэтому легко осуществляла свое желание.)

    Трехлетний мальчик: "Посмотри на мою колбаску. Она может подниматься. Я

    тру ее, она поднимается и мне приятно. Иногда я тру ее очень долго, и

    тогда мне становится очень, очень хорошо" (Мальчик гордится своей

    "колбаской" и любит показывать ее. По словам родителей, он стимулирует

    пенис несколько раз в день и безусловно занимается этим, оставаясь один.)

    Приблизительно в это же время ребенок начинает понимать, что взрослые не

    одобряют игру гениталиями и испытывает недоумение, если родители

    рассказывают ему о разных частях тела, но не упоминают о наружных половых

    органах. Конечно, взрослые должны прививать детям навыки социально

    приемлемого поведения (например, не показывать и не трогать гениталии на

    людях), однако не стоит пытаться исключить все проявления сексуального

    экспериментирования ребенка, говоря: "Это нехорошо" или "Не трогай себя

    здесь" или попросту отдергивая руку ребенка без всяких словесных замечаний.

    Отрицательные ощущения, испытываемые при этом, могут послужить самыми

    ранними источниками возможных затруднений на сексуальной почве в будущем

    (Masters, Johnson, 1970; Calderone, 1978; Money, 1980). У многих детей

    возникает убеждение, что их половые органы — "грязные" части тела. Такое

    представление часто вырабатывается под влиянием замечаний, получаемых в

    процессе обучения отправлению естественных потребностей. Чрезмерная

    настойчивость в привитии ребенку гигиенических навыков ("подотрись

    получше", "вымой руки после того как сходил") прививает детям негативное

    отношение к функции гениталий, хотя родители, несомненно, действуют из

    лучших побуждений, заботясь об их здоровье.

    Следует помнить, как бы это не противоречило вашим инстинктивным чувствам,

    что, по мнению большинства специалистов, лучшее что могут сделать родители,

    заметив, как их маленький ребенок занимается сексуальным самоисследованием,

    это попросту не волноваться (Feitel, 1990). Как замечает психолог Сельма

    Фрайберг (Fraiberg, 1959): "Отношение ребенка к самому себе, его самооценка

    тесно связаны с тем, как он воспринимает собственное тело. Ребенок,

    заметивший, что его сексуальные игры возбуждают в родителях отвращение,

    может придти к выводу, что у него плохое тело и что сам он как личность

    тоже плох".

    Поскольку ребенок улавливает неодобрение родителей по тону голоса,

    выражению лица и другим физическим признакам, родителям лучше всего

    спокойно реагировать на проявления его сексуального любопытства (Renshaw,

    1988). Это относится не только к случаям, когда они замечают сексуальную

    игру ребенка, но и к другим сексуально окрашенным ситуациям. Например, если

    трехлетний ребенок заходит в ванную комнату, когда один из родителей только-

    что кончил принимать душ, нельзя высказывать чрезмерное раздражение, строго

    выговаривая малышу ("Убирайся отсюда! Разве ты не видишь, что я не

    одет(а)?") или хватая полотенце, словно необходимость укрыться является

    вопросом жизни и смерти. Такая реакция показывает ребенку, что мать или

    отец стесняются своего тела и скорее всего спровоцирует его на повторное

    вторжение.

    Другой пример. Маленькие дети часто ласкают себя в самые неподходящие для

    родителей моменты. Надо быть заранее готовыми к таким ситуациям. К примеру,

    вы пришли в магазин, а маленькая Сузи задирает платье и начинает тереть

    себя между ног. Вместо того, чтобы восклицать: "Не надо, не делай этого",

    лучше дайте ей в руку пакет и попросите нести его. Отрывая таким способом

    ребенка от неприличного по социальным меркам занятия, вы заставите его

    изменить поведение, не акцентируя на нем внимание и не создавая

    впечатления, что вы недовольны им.

    К четырехлетнему возрасту большинство детей, воспитываемых в современном

    обществе, начинает задавать вопросы о том, откуда берутся дети и как они

    рождаются (Martinson, 1980). Некоторые родители дают самое естественное

    объяснение, тогда как другие испытывают неловкость и стараются избежать

    разговора на эту тему. Дети очень хорошо улавливают, что вызывает

    беспокойство у матери или отца, и перестают задавать вопросы либо,

    напротив, засыпают ими обоих родителей, чтобы привести их в еще большее

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.