Половое воспитание младших школьников
за него. Деньги па текущие расходы выдаются ежедневно, зарплата его ревниво
отбирается (последнее не просто действие, а незыблемый семейный принцип,
один из краеугольных камней в фундаменте семейной политики). Существование
подобных случаев в жизни доказывает живучесть такой установки. Однако
следует иметь в виду, что, выходя замуж с такими взглядами, рискуешь быстро
остаться у разбитого корыта — ведь не все мужчины бесхарактерны или глупы и
то, что получилось у одной, у десятков не получается, а жизнь испорчена.
Интересно, что именно женщины этой группы, потерпев неудачу в личной жизни,
тем не менее продолжают считать себя большими специалистками в семейных
делах и весьма охотно наставляют своих более молодых подруг в том, как
именно следует обращаться с мужчинами, строить семейную жизнь. Эта
разновидность негативизма внешне не имеет негативистических черт, но
является таковым по существу. Наиболее эффективно — как с точки зрения
«руководства» мужем, так и с точки зрения фактически возможного развала
семьи — эта вредная установка реализуется, как правило, при непременном
участии и под руководством матери (тещи), которая считает своим первейшим
родительским долгом вмешиваться в личную жизнь дочери.
Третья разновидность негативизма — негативизм как профилактика. Эта
разновидность чаще возникает из общих соображений или понаслышке. Сводится
она к тому, что мать внушает сыну, что ему следует быть очень осторожным с
женщинами: от них можно заразиться дурной болезнью или же, женившись,
попасть «под каблук», а потому следует их всячески избегать. Дочери же
внушается, что цель всякого мужчины — «обмануть» и затем «бросить»,
воспользоваться невинностью и неопытностью девушки.
Разумеется, все эти родительские воздействия основаны на реальных
фактах, но некритически оцененных.
Негативизм часто приносит именно те результаты, которых родители
стараются избежать, прививая ребенку эту установку. Даже в элементарных
проявлениях результат бывает обратным. Порой негативизм проявляется даже у
маленьких девочек в отношении к маленьким мальчикам.
Аскетическая установка. Здесь можно выделить две её основы: первая –
отрицательное отношение к половой жизни как таковой, вторая – стремление
уберечь ребёнка «до поры» от всяческих соблазнов. У родителей, чаще у
матери, в силу различных причин складывается отрицательное отношение к
половой жизни. Нередко оно связано с собственной фригидностью. Кроме того,
аскетическая установка может быть отражением определенного мировоззрения,
отголоском религиозной догматики. Известно, что с «благословения» церкви
все, что связано с продолжением рода, стало считаться греховным, нечистым,
высшая добродетель связывалась с безбрачием и целомудрием. Однако ничего,
кроме ханжества и лицемерия, это принести не могло, так как осуждению
подвергалось естественное, неизбежное стремление и право человека.
Сначала ребенка, чаще девочку, стремятся по возможности оградить от
контактов с мужским полом — не разрешают играть со сверстниками-мальчиками,
прививают к ним отрицательное отношение. Затем к этому добавляется и
подавление в ребенке проявлений его половой принадлежности: высмеивается
стремление девочки к нарядам и украшениям — вместо того чтобы,
воспользовавшись этим стремлением, прививать хороший вкус, чувство меры и
т. д.; высмеивается интерес к другому полу. Затем прививается мысль о
безнравственности, греховности половой жизни. Ясно, что в отношении к
мужскому полу у девушки остается лишь то, что связано с расчетом и
формальной необходимостью (замужество). Вступает в брак она с чувством
внутреннего антагонизма по отношению к мужу, и это является одним из
важнейших источников разлада супружеской жизни, так как превращает ее в
обязанность, в тяжелый и неприятный долг.
Аскетическая установка в половом воспитании подавляет, особенно у
девушки, непосредственные проявления полового влечения, снижает
эмоциональность, подменяет непроизвольные поведенческие реакции
рассудочностью, переводя весь ее интерес к мужскому полу в область
абстрактно-логических рассуждений, оценок и расчетов. Ясно, что это не
способствует успеху в личностных контактах. Вместо естественного, здорового
интереса к мужскому полу у девушки в голове тщательно разработанная и
продуманная программа взаимоотношений на все случаи жизни, в которой
предусмотрены мельчайшие детали поведения. Здесь аскетическая установка
тесно смыкается с потребительской (см. ниже).
Аскетическая установка может быть преодолена как в результате
выраженности собственного стремления девушки к личностному общению, так л в
результате настойчивости окружающих, разумеется, если девушка достаточно
привлекательна. Но эта установка в той или иной степени всегда вредна. Она
затрудняет не только само замужество, но и последующую сексуальную
адаптацию в браке, что повышает вероятность супружеской несовместимости
(дисгамии). Последнее же, согласно наблюдениям А. М. Свядоща, способствует
возникновению женского пассивного гомосексуализма.
Потребительская установка. В качестве особого явления эта установка
более характерна для воспитания девочек.
Для каждой нормальной девочки должна быть естественной мысль, что со
временем она выйдет замуж, будет иметь собственную семью, детей и т. д. Это
необходимый момент полового воспитания. Но замужество ни в коем случае не
должно становиться самоцелью — это выхолащивает его, извращает смысл. Тем
не менее стремление найти выгодного мужа, который бы «обеспечивал»,
содержал и т. д., и в наши дни порой становится главной задачей в отдельных
семьях, где господствует мещанский уклад и имеется дочь «на выданьи».
Если разобраться, то в основе всего этого помимо мелочного мещанского
расчета лежит и неуважение к человеку, будь то собственная дочь или ее
будущий муж, глубокое пренебрежение человеческими чувствами. В жертву
меркантильному стремлению здесь приносится любовь и счастье; замужество
становится способом отчуждения человека, отделения его от его сущности,
инструментом не союза, а разобщения.
В определенной связи с потребительской установкой стоит и отношение к
так называемому целомудрию. Половое воспитание должно быть направлено, в
частности, на предотвращение раннего начала половой жизни. Однако при этом
нельзя превращать понятие целомудрия в некую сверхценную идею, когда
девушке прививается представление о нем как о достоинстве, которое ценно
само по себе, как таковое. Нужно воспитывать убежденность в том, что
конкретно половые отношения — лишь часть в комплексе отношений между
любящими друг друга мужчиной и женщиной, что в основе этого гармоничного
комплекса лежит чувство любви и взаимного уважения, и ни одна его часть не
может быть оторвана от других. Как было сказано когда-то, «любовь — это
дерево, у которого корни в телесном мире, а ветви его разветвляются над
этим миром, в сфере одухотворенной, и с культурой они становятся все
больше, все богаче». Специально выделять и превращать в предмет спекуляции
и целомудрие безнравственно. Если половая жизнь без любви аморальна, то
целомудрие само по себе, как таковое,— качество, которое никому не нужно, и
держаться за пего, несмотря ни на что, нелепо.
Потребительская установка мужчин по отношению к девушкам и женщинам
откровенно основана на стремлении обмануть, воспользоваться доверием,
неопытностью. В основе такого поведения лежит социальная
безответственность, неуважение к людям, примитивный эгоизм, а также то, что
удовлетворение полового влечения превратилось в «единственную конечную
цель». Некоторые мужчины считают своим большим достоинством (видимо, ввиду
отсутствия других) умение обольстить девушку. Для некоторых эта
деятельность — способ удовлетворения болезненного стремления к
самоутверждению, болезненного как в силу его выраженности, так и потому,
что делается это за счет другого человека, чувства, достоинство, а нередко
и здоровье которого приносятся в жертву этому стремлению. Мы не говорим
здесь о случаях, когда обе стороны «достойны» друг друга, бывает и так.
Эта информация предназначена для родителей, которые хотят воспитать
честных и нравственных девушек: ведь не доверять людям — в принципе
безнравственно, но вместе с тем знать о существовании таких «специалистов»
и уметь вовремя их распознать необходимо каждой девушке.
Собственническая установка. Рождение, выхаживание и воспитание ребенка
требуют от родителей многих усилий и забот. Современная практика
регулирования рождаемости дает возможность планировать рождение ребенка,
сознательно решать, сколько детей стоит иметь в семье, и т. д. Это не дает,
однако, оснований считать детей своей собственностью. Необходимо уважать
ребенка. Даже новорожденный, как бы мал, слаб и беспомощен он ни был,
является совершенно самостоятельным человеком со своей собственной судьбой,
и он требует не только ухода и заботы, но и уважения, пусть форма этого
уважения и не такая, как в отношении взрослых. В каждом возрасте она должна
быть особой, но в основе отношения к ребенку всегда должно лежать и
уважение, а не только любовь. Ясно, что родители желают ребенку лишь
хорошего, но само по себе это желание и стремление не оправдывают любых
конкретных их действий по отношению к веку.
Собственническая установка нередко проявляется в стремлении руководить
поведением ребенка во что бы то ни стало и в любой ситуации, принимать за
него решения и т. д. Особенно наглядно это проявляется в сфере полового
воспитания и особенно в случае возникновения у сына или дочери намерений
жениться или выйти замуж.
Собственническая установка восходит к Домострою. Известно, что в
течение долгого времени родители определяли, за кого выдать дочь, на ком
женить сына, и часто против их воли. Иногда невеста видела жениха впервые
лишь в церкви в момент венчания. Этот обычай был подорван, хотя и не
уничтожен полностью, реформой Петра I, который считал, что неразумно
выдавать женщину замуж против ее воли и необходимо, чтобы молодые заранее
познакомились друг с другом. В J 702 г. с этой целью он установил обряд
обручения, которое происходило за шесть недель до венчания.
Паническая установка. Не зная особенностей сексуального развития
ребёнка и считая его в норме абсолютно сексуально нейтральным существом,
некоторые родители панически воспринимают любые проявления этого развития,
рассматривая их как патологию. Многие со страхом реагируют и на вопросы
ребенка, касающиеся половых отношений, так как склонны вкладывать в них
свой смысл, искажать истинные интересы ребенка, преувеличивать степень его
заинтересованности.
Заметив, что подросток занимается ипсацией, родители в ужасе начинают
водить его по врачам, стараются запугать страшными последствиями «порока»,
создают обстановку нетерпимости. Настороженно и неодобрительно они
относятся и к любым проявлениям интереса к представителям другого пола,
считая, что лучший способ полового воспитания — изоляция подростка от
сверстников другого пола или сведение контактов к минимуму. Однако опыт
общения с представителями другого пола накапливается с детства, постепенно,
и человек, лишенный такого опыта, всегда будет испытывать трудности в
общении. Особенно это касается мальчиков, но имеет большое значение и для
девочек.
Следует подчеркнуть, что половое воспитание — это выработка
устойчивости, морального иммунитета к отрицательным влияниям, а не
устранение их как таковых (что невозможно) или же полное неведение. Как
справедливо было сказано, «невежество не есть невинность и не может быть
защитником добродетели». Кстати, именно в неодобрительном отношении
взрослых к проявлениям взаимного интереса мальчиков и девочек, юношей и
девушек находится источник всех обидных прозвищ типа «жених и невеста»,
когда вполне нормальные ситуации и отношения выдаются за неприличные и
детям навязывается соответствующее к ним отношение. Подобные прозвища учат
детей видеть в приличном неприличное.
Родители часто уходят от ответа на вопросы ребенка или же дают ложные
ответы, порой рассказывают глупые сказки. Однако все это очень скоро
становится понятным ребенку — как в результате его собственных жизненных
наблюдений и анализа, так и в результате разъяснений его товарищей, в
глазах которых он, повторяя объяснения родителей, выглядит глупо. В итоге
он привыкает к двойной морали: для родителей, «официально», он знает одно,
для себя - другое, и характер его ответа на одни н тот же вопрос может
оказаться разным, в зависимости от того, кто его спрашивает. Нравственно ли
это?
Получая неверные ответы, ребенок перестает доверять родителям и за
информацией обращается к другим источникам. «Оттого так и бывает,— писал В.
Буш,— что он узнает целую кучу грязных подробностей, прежде чем имеет хотя
бы приблизительное представление о действительном существе дела».
Нередко родители поступают совсем плохо — ругают, а то и наказывают
ребенка за его вопрос. В результате он не только перестает обращаться с
вопросами к ним и ищет ответ на стороне, но и между родителями и детьми
возникает отчужденность, чувство недоверия к ним со стороны ребенка. Он
теряет к ним уважение. Напротив, в его глазах уважаемым становится какой-
нибудь безответственный взрослый или подросток более старшего возраста,
которые не только охотно делятся с ним своими «знаниями», но и никогда не
ругают за вопрос.
Безразличная установка. Некоторые родители считают, что жизнь сама
научит ребенка во всем разбираться, и поэтому специально заниматься половым
воспитанием нет необходимости: в свое время он сам все поймет. В результате
подростки, юноши и девушки порой не имеют представления о жизненно важных
вещах. Некоторые не имеют понятия о том, что в основе их отношения к
представителю другого пола может лежать не любовь, а лишь влечение, и
обманываются в своих чувствах. В результате, брак оказывается непрочным. У
многих не выработана установка на необходимость познания личностных качеств
избранника. В результате знакомство перед женитьбой оказывается слишком
кратковременным, и тот факт, что супруги «не сошлись характером»,
выясняется уже после женитьбы, порой очень скоро. Значит, в этом не так уж
и сложно было бы разобраться раньше, если бы в голове была мысль о
необходимости такого решения.
Проявление безразличной установки — отсутствие сознательного
воспитательного воздействия родителей на ребенка, недостаточное руководство
и контроль за его деятельностью, за его общением с представителями другого
пола. С безразличием родителей связана и их беспомощность и
некомпетентность при ответах на вопросы ребенка или в случае необходимости
принять какое-либо воспитательное решение: что-либо поощрять, что-либо
порицать и т. д. Ведь при заинтересованном отношении родителей все эти
вопросы и ситуации не столь уж и сложны для понимания и выработать
правильный подход вовсе не трудно.
Безразличная установка в половом воспитании может иметь следствием
наиболее разнообразные осложнения: это и ранние и малооправданные браки,
которые часто заканчиваются разводами; это и ранняя беременность (перед
родителями выбор: усыновить внука пли же заставить дочь сделать аборт с
угрозой последующего бесплодия); это и ранняя и нередко беспорядочная
половая жизнь — помеха нормальному социальному развитию и угроза здоровью.
Эгоистическая установка. Некоторые супруги не хотят иметь детей:
считают, что нужно жить «для себя», забывая при этом, что жить для детей и
есть жить «для себя». Некоторые женщины заводят лишь одного ребенка (имея
все возможности для большего) — для «престижа», как доказательство своей
способности родить.
Нередки случаи, когда женщина делает подряд несколько абортов до
рождения первого ребенка: ее путают трудности ухода за ребенком (о радостях
она не имеет и понятия), хочется «погулять на свободе», отвлекают другие
дела и т. д. Ясно, что все это есть результат неправильного полового
воспитания, проявление затянувшейся духовной незрелости человека.
Младшие школьники и их половое воспитание
К этой группе, имеющей разные названия в разных системах возрастной
периодизации (позднее детство, второе детство, препубертатный период),
относятся дети 7-11 лет. Если нижняя возрастная граница варьируется весьма
незначительно и, как правило, определяется поступлением в школу, то верхняя
весьма условна. Это связано с постепенностью полового созревания,
индивидуальностью и зависимостью его темпов пола.
Психология поведения в этом возрасте определяется связанной с началом
обучения интенсивной социализацией и отсутствием пока выраженного полового
метаморфоза. Хорошо известно, что дети одного возраста, обучающиеся в
разных классах, отличаются друг от друга больше, чем дети разного возраста,
обучающиеся в одном классе. Особенно разительны эти различия при переходе
из 1-го во 2-ой и из 3-го в 4-ый.
У младших школьников черты дошкольника и школьника уживаются в сознании
и поведении в виде сложных, динамичных и часто противоречивых сочетаний. В
этом возрасте, который, как любое переходное состояние, чрезвычайно богат
скрытыми возможностями, закладываются и формируются основы многих
психических качеств.
С поступлением в школу изменяется весь уклад жизни ребенка. Появляется
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|