Повышение квалификации
оригинальность.
2. Перечислить последствия гипотетической ситуации:
Вообрази, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом
языке.
3. Выражение - придумать предложение из 4 слов, в котором каждое
слово начинается с заданной буквы. (В М С К)
4. Словесная ассоциация - привести как можно больше определений для
общеупотребительных слов ( книга).
5. Составление изображений - нарисовать заданные объекты пользуясь
определённым набором фигур ( круг, треугольник, прямоугольник,
полукруг).
6. Эскизы - на рисунке приводится набор различных фигур, надо превратить
это в изображение различных предметов.
7. Спрятанная форма - найти различные фигуры, скрытые в сложном,
малоконструированном изображении. Найти как можно больше знакомых
предметов в сложном рисунке.
8. Задача со спичками - передвинув определённое количество спичек, получить
заданное число квадратов, треугольников или сложить заданную фигуру.
9. Закончи начатую сказку.
Психологом ведётся сложный подсчёт баллов за каждое задание и на этом
основании можно судить о творческих способностях ребёнка.
При разработке индивидуальной программы встаёт вопрос о выявлении
детей со способностями к литературному творчеству. Учитель, вводящий
ребёнка в художественное творчество, должен уметь определить, обладает ли
он теми психологическими предпосылками, которые необходимы для создания
художественного образа.
О готовности ребёнка к введению в художественное творчество
свидетельствуют некоторые качества его игрового поведения, которые могут
выступать, как своеобразные индикаторы и вполне доступны наблюдению
внимательного взрослого.
Можно выделить пять качеств, важных для дальнейшего художественного
развития, они возникают в процессе сюжетно-ролевой игры.
Что же это за качества ?
1. Лёгкость принятия роли в сюжетно-ролевой игре и обращение к
выразительным средствам в ролевом поведении ( мимика, пантомимика).
2. Способность придумать, что должно случиться с игровым персонажем, т.е.
способность к игровому сюжетосложению.
3. Планирование последующих игровых действий, согласование их с
партнёром, что свидетельствует о наличии замысла.
4. Словесное замещение предметных игровых действий.
5. Попытки выразить отношение к игровому персонажу.
Если внимательно наблюдать за игрой детей, можно с помощью этих
свойств индикаторов составить себе представление о том, насколько готов
ребёнок к творческой работе, к тому, чтобы стать автором. Предпосылки
могут никогда не стать способностями, если не помочь ребёнку пересечь
границу между игрой и искусством, если не создать определённых
педагогических условий.
Педагогу необходимо быть хорошим наблюдателем и психологом для
выявления творчески одарённых детей. Существует большое количество форм
работы с одарёнными в литературном плане детьми с целью развития их
творчества, неординарности мышления, развития их речи.
При работе с одарёнными детьми:
. Прежде делается акцент на формирование умения учиться. Регулярно
предоставляется возможность выступать в роли учителя.
. Используется большое количество творческих заданий, ролевых
тренингов, дискуссий.
. Исключается давление учителя, на занятии- свободное общение.
. Учёба должна приносить ребёнку удовольствие
. Необходимо самостоятельное добывание информации, уважение желания
ребёнка работать самостоятельно.
. Поощрение настойчивости, активности.
. Не снижать самооценку ученика
. Ребёнку необходимо осознавать общественную значимость проблемы.
. Задания должны быть творческими, включающими исследования, анализ,
доказательства и выводы по изучаемой проблеме; необходимо больше
практических работ, работ со словарями, со справочной литературой.
Меняется и сам преподаватель, который работает с этими детьми.
При работе с одарёнными детьми преподаватель чаще спрашивает мнение самих
детей, меньше объясняет, больше слушает.
Учитель всегда поможет и поддержит, если это необходимо. На занятии
создаётся эмоционально- безопасная атмосфера, уважается личность ученика,
его мнение, даже если оно расходится с мнением педагога.
Вывод: перед началом работы с одарёнными детьми необходимо учитывать
их психологические особенности, уметь выявлять таких детей, владеть
приёмами работы с ними.
Глава 2
Индивидуальная программа развития речи и литературного творчества одарённых
детей.
2.1 Педагогические идеи, цели программы.
1. От практики к теории и опять к практике.
Задача программы - помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на
этой основе повысить речевую культуру, развить умение общаться. Это
требует введения элементарных речеведческих понятий о том, для чего нужна
речь, что такое текст, как строятся тексты. Основу программы составляют
коммуникативные умения. Дети учатся слушать, говорить, сочинять. Одной из
основных целей программы является развитие устной и письменной речи
детей. Наилучшим образом служит развитию речи – естественность
высказываний детей, обусловленность устной и письменной речи внутренними
побуждениями детей, когда речь отвечает своему жизненному назначению, а
именно общению.
2.Культура речевого поведения. На уроках развивается чувство уместности
высказывания, внимание к той стороне речи, которая связана с добрым,
уважительным отношением к человеку, - к формированию вежливой речи.
3. Развитие творческого воображения и литературно- творческих способностей.
Воображение-это психический процесс, при котором создаются новые
образы, путём переработки материала, а ведь это начало мыслительной
деятельности. Воображение: пассивное, активное, творческое.
В ходе творческого воображения, человек создаёт самостоятельно образы
и идеи. Ребёнок будет способен создать образ, если он кроме эстетической
позиции, обладает развитым воображением, которому эта позиция придаёт
определённую направленность.
Сила художественного воображения, во-первых, в его произвольности, во-
вторых, в достаточно богатом запасе впечатлений от окружающего, в-третьих,
в свободном и гибком обращении с этим запасом впечатлений, в-четвёртых, в
подчинённости эстетической позиции.
На уроках должно быть как можно меньше всякого рода запретов - больше
свободы, фантазии, чтобы ребёнку хотелось сказать о чём-то своём и по-
своему. Он на практике поймёт, что с помощью родного языка можно " творить
чудеса".
Детей надо так учить, чтобы им было интересно. На основе анализа различных
произведений по стилю, по жанру, по типу учащиеся выявляют их особенности,
признаки, что помогает им в дальнейшем создавать свои произведения. Это
требует творчества и от детей, и от учителя.
4. Речь и её значение в жизни.
Перед учащимися в доступной форме раскрываются основные функции речи,
т.е. речь как средство общения, обмена чувствами и мыслями между людьми;
передачи и усвоения определённой информации, коллективного опыта
человечества; организации и планирования деятельности людей; воздействия на
мысли, чувства и поведение людей.
5. Продолжается знакомство с текстом.
Речевые понятия даются в программе в определённой системе.
Центральным понятием является понятие " текст", так как конечная цель
работы по развитию речи - научить выражать связно свои мысли в устной и
письменной форме, то есть научить создавать текст, речевое произведение,
высказывание.
Даётся понятие о структурной целостности текста, представление о типах
текста, об их жанровых разновидностях. В программу введены также понятия о
речевых произведениях малых форм: считалке, скороговорке, загадке.
6. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения художественной
литературы.
Эмоция характеризуется как отношение человека к миру, к тому, что он
испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.
Художественные произведения рассчитаны на то, чтобы пробудить в человеке
эстетические, нравственные эмоции с помощью художественных образов,
изобразительно-выразительных средств языка. Особое внимание уделяется
пониманию и проживанию прочитанного. Это достигается путём собственного
выразительного чтения детьми произведений, при обсуждении произведений,
при инсценировании произведений.
7. Исследовательская работа детей с целью расширения активного словарного
запаса.
Образ, создаваемый силой воображения, уточняется и реализуется в ходе
литературной деятельности и для успешной его реализации необходимо
достаточно полное овладение языком. Уделяется большое внимание обогащению
речи средствами художественной выразительности.
Идёт ознакомление детей со средствами художественной выразительности. Дети
учатся использовать в своей речи эпитеты, обозначающие как наглядные, так и
ненаглядные свойства объектов. Ведётся работа по ознакомлению с синонимами,
антонимами.
8. Побуждение учащихся к литературному творчеству.
Создание условий эмоционально-комфортных для творчества детей, подбор
творческих заданий, стимулирующих самостоятельное творчество детей.
Педагог ничего не навязывает, не отрабатывает с детьми план будущего
произведения, а создаёт такую атмосферу на занятии, когда ребёнку хочется
поделиться своими мыслями, чувствами и переживаниями.
2.2 Индивидуальная программа развития речи и литературного творчества
детей.
Индивидуальная программа работы по развитию речи и литературному
творчеству детей приведена в таблице 1.
Таблица 1
|Этап работы |Методические рекомендации |Название тем занятий |Литература |Кол-во |
| | | | |часов |
|1. Знакомство с |На первых занятиях дети вместе с |Речь – какая она бывает? |1.Барто А. |12 |
|понятием – речь |учителем стараются глубже |Для чего человеку речь? |Увлекательная |часов |
| |познакомиться с понятием речь. Что |Путешествие в страну |речь. | |
| |это такое? Какое значение в жизни |устной и письменной речи. |2.Васильев Н. Г.| |
| |человека играет речь? Какая бывает |В гостях у логического | | |
| |речь? На занятии важно, чтобы дети |ударения. |Летом на реке. | |
| |старались высказывать свою точку |Стили речи. |3.Пантелеева Н | |
| |зрения, свои предположения, | |Две лягушки. | |
| |приводить свои примеры. Идёт | |4.Паустовский К | |
| |знакомство со средствами звуковой | |Заячьи лапы. | |
| |выразительности (тон высказывания, | |Сладков Н. | |
| |темп, громкость, паузы), логическими| |Пустыня ночью. | |
| |ударениями. Работая над различными | |6.Драгунский В | |
| |произведениями, дети учатся находить| |Денискины | |
| |главное и выделять в высказывании | |рассказы. | |
| |важные по смыслу слова. | |7.Носов Н | |
| |На занятиях дети знакомятся со | |Рассказы. | |
| |стилями речи, учатся узнавать эти | |8.Михалков С. | |
| |стили в произведениях, которые | |Бездельник | |
| |предлагает учитель и стараются сами | |светофор. | |
| |подобрать свои примеры. На занятиях | | | |
| |включаются инсценирования отрывков | |Можно | |
| |произведений с целью работы над | |использовать | |
| |средствами звуковой выразительности.| |аудио записи | |
| | | |рассказов. | |
|2.Знакомство и |Дети узнают, что текст нужен людям |1.Мир текста. |1.Толстой Л.Н |10 |
|работа с |для выражения своих мыслей. |2.Где живёт основная |Умная галка. |часов |
|понятием текст. |Признаком любого текста является |мысль? |2.Сухомлинский | |
| |тема, которая подчинена основной |3.Широкие и узкие темы |В.А | |
| |мысли. Обучение детей пониманию |текста. |Поющее пёрышко. | |
| |текста идёт вместе с созданием |4.Что такое жанр? Какие |3.Носов Н | |
| |школьниками своих речевых |бывают жанры? |Незнайка в | |
| |произведений, подчинённых основной | |солнечном | |
| |мысли. Затрагивается вопрос о | |городе. | |
| |широких и узких темах текста. Можно | |4.Пушкин А.С | |
| |использовать разные виды работ: и | |Сказка о рыбаке | |
| |игры, и наблюдение, исследование. | |и рыбке. | |
| |Обращается внимание на различные | |5.Пермяк | |
| |жанры. | |Первый снег. | |
| | | |6.Паустовский | |
| | | |Кот-ворюга. | |
| | | |Резиновая лодка.| |
| | | | | |
|3.Этикет в |На занятиях столкнулись с тем, что |1.Не надо ссориться. |1.Моргунов А |4 |
|споре. |дети не умеют вести дискуссию, не |2.Учимся быть вежливыми в |Мой друг Вовка. |часа |
| |слышат друг друга, не могут |любом споре. |2.Носов Н | |
| |воспринять чужое мнение. Возникла |3.Сколько людей - столько |Телефон. | |
| |необходимость ввести понятие этикета|мнений. |3.Михалков | |
| |в споре. Дети анализируют ситуации в| |Вежливый индюк. | |
| |различных произведениях и делают для| |4.Васильев Н. | |
| |себя выводы. Используется учителем | |Горькая обида. | |
| |подбор картинок для словесного | | | |
| |описания, разыгрывание сценок | | | |
| |детьми. | | | |
|4.Знакомство со |На занятиях используются народные и |1.Что за чудо эти сказки! |1.Василиса |18 |
|сказками. |авторские сказки, это могут быть и |2.Сказки о животных. |прекрасная. |часов |
| |сказки о животных, о людях и т. д. |3.Бытовые сказки. |2.Хитрая наука. | |
| |Сказка помогает превратить замкнутый|4.Волшебные сказки. |3.Девушка- | |
| |мир ребёнка в разнообразный |5.Фантастические сказки. |сирота. | |
| |окружающий мир, поднять ребёнка до |6.Законы построения |4.Летучий | |
| |понимания связей и отношений между |сказок. |корабль. | |
| |человеком и природой, человеком и |7.Сказочные герои - кто |5.Волшебный | |
| |человеком, подготовить его к |они? |конь. | |
| |драматическим сторонам бытия. |8.Конкурс: лучший |6.Купеческая | |
| |Работа строится ступенчато: |рассказчик. |дочь и служанка.| |
| |Чтение большого количества сказок на|9.Играем сказку. | | |
| |занятии и дома. На этом этапе после |10.Сочиняем сказку. |7.Белая уточка. | |
| |прочтения рекомендуется |11.Мир волшебных сказок |8.Гусыня и осёл.| |
| |непринуждённая беседа в связи с |(прочтение собственных | | |
| |прочитанным. Дети сами раскрывают |произведений). |9.Бык Быкович. | |
| |свои мысли и чувства, высказывают | |10.Учёный пёс. | |
| |своё отношение к героям, к событиям.| |11.Сказка о | |
| |Главное внимание не столько | |серебряном | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|