Православное воспитание
Православное воспитание
Содержание
Введение 3
Глава I. Истоки православного воспитания в семье. 6
1.1. Воспитание детей первыми христианами 6
1.2. Православное воспитание детей в дореволюционной России и семье
11
Глава II. Особенности семейного православного воспитания детей 17
2.1. Воспитание первоначальной веры в Бога в духе веры Христовой и
Благочестия 17
2.2. Воспитание с раннего детства богоугодных черт характера 25
2.3. Воспитание мальчика-христианина 34
Заключение 39
Введение
В наше время люди все больше и больше начинают отдаляться от Бога,
неверие в Бога становится явлением общепризнанным и общераспространенным,
равнодушие к религии считается нередко признаком хорошего тона, а полное
безверие — признаком образованности. По мнению священника А. Гиляревского,
в наше именно время более чем когда-либо необходимо рассказывать о пользе
религии, о том, что знание христианских законов помогает человеку сохранить
чистоту души и тела. Это поможет направить в нужное русло дело воспитания и
образования подрастающего поколения. В наше время так много примеров
разгульного и безнравственного поведения юношей и девушек. На наш взгляд,
это происходит из-за недостаточности домашнего воспитания и нежелания или
неумения родителей донести до сознания ребенка основных христианских
законов [5:409].
Сплошь и рядом распространен, так называемый, атеистический гуманизм,
который исповедует немалое число родителей, воспитывающих своих детей. Его
можно сравнить с замком на песке, потому что духовным фундаментом, в данном
случае пренебрегают. Дунул ветер и замок.… Вот как описывает актуальность
воспитания детей в христианской семье и в духе Веры христовой и Благочестия
Д.А. Авдеев.
По его мнению, дети слышат запреты и увещевания, но им до конца не
понятно, почему нельзя обманывать или брать чужое, почему необходимо
слушаться родителей и многое другое. О Боге и о грехе деткам не
рассказывают. В школе, в армии, лицее или институте от этого гуманизма
остается все меньше и меньше. «Совесть без Бога есть ужас», — писал
Ф.М. Достоевский. Душа, неочищенная покаянием, становится плохим
советчиком. Верить ей опасно. Вывод таков: воспитание детей в духе
подлинного благочестия невозможно без Веры, без Господа Иисуса Христа.
Только от благодати Божией душа человека очищается, просвещается и
вразумляется [4:128].
По материалам В. Зеньковского, в современном обществе, в котором так
сильно распространено безверие, психическая потребность религии
удовлетворяется целым рядом суррогатов. Эта психическая неустранимость
религии лучше всего свидетельствует о том, что религия является глубокой и
внутренне необходимой функцией нашей души [3:220]. Поэтому функция семьи и
церкви — религиозное настроение естественным образом с самого раннего
детства.
Кроме этого, данная тема актуальна еще и потому, что многие родители
не знают, как воспитывать детей в духе христианской веры. По данным
исследований А. Стрижёва, сплошь и рядом родители сообщают детям такие
религиозные понятия, которые они не воспринимают или слабо воспринимают, —
как нередко в наше время впадают в другую крайность — ничего не сообщают
детям, воображая, что оставление детей в религиозном вакууме будто бы
охраняет «естественное» развитие души. Нередко родители превращают Божество
в детских глазах в какую-то карательную инстанцию; родители учат не любви к
Богу, развивают не творческое устремление детской души к Тому, Кто все
создал и все сохраняет, а развивают страх перед Богом. Это необычайно
вредно отзывается на детской душе и имеет свое образное отражение. [8:124].
Мы считаем, что в семье должно присутствовать и светское и религиозное
воспитание. Поскольку живем мы в светском обществе, учимся в светских
школах, работаем на предприятиях, в учреждениях, где царят порой
несправедливость, обман, зависть и т.п. Все мы встречаемся с этим в своей
жизни. Если человек с раннего детства знаком не только со светскими
религиозными устоями, то у него есть право выбора как лучше поступить и по
какому пути пойти в своей жизни.
Поэтому очень важно освящать эту тему, так как, несмотря на достаточно
большой круг источников, данная тема остается актуальной.
Цель данной работы — дать анализ семейного православного воспитания
детей.
Задачи данного исследования:
1. Изучить воспитание детей первыми христианами.
2. Исследовать православное воспитание детей в дореволюционной России
и семье Николая II.
3. Выявить условия воспитания первоначальной веры в Бога в духе веры
Христовой и Благочестия.
4. Определить черты характера, которые воспитывает православная семья
в ребенке.
5. Дать анализ воспитанию мальчика-христианина.
Глава I. Истоки православного воспитания в семье.
1.1. Воспитание детей первыми христианами
Чтобы нам лучше понять правил христианского воспитания детей,
познакомимся сначала с тем, как воспитывали детей своих первые христиане.
Первые христиане не только сами заботились приблизиться к Богу, но и
все усилия свои направляли на то, чтобы и дети их были достойными
христианами. К этому было направлено все воспитание и образование, какое
огни старались дать им.
Прежде всего, древние христиане старались заложить в детский ум живое
познание Иисуса Христа. Имя Спасителя дети впитывали, так сказать, еще с
материнским молоком.
Вместе с понятием об Искупителе детям внушали и высокое учение Его о
Таинствах веры и правилах богоугодной жизни, таких как: о едином Боге,
вечной жизни, силе смирения и чистой любви к Богу; говорили об обязанностях
детей подражать Господу в смирении, иметь страх Божий; почитать родителей и
старших; говорили о терпении, прощении обид и незлобии; скромности,
стыдливости, смирении, покорности, молчаливости, благотворительности и
целомудрии.
Некоторые из христиан все умственное образование детей ограничивали
одним словом Божиим. Другие, наоборот, не боялись вводить в круг
образования христианского юношества некоторые книги и науки, изучаемые в
языческих школах.
Глубокие и обширные познания некоторых Отцов Церкви в философии,
истории, естественных и других науках, беседы их с юношами и научных
предметах показывают, что и сам они были чужды и детей не хотели отчуждать
от учености, лишь бы она не сопровождалась вредом для веры и христианского
благочестия. Поэтому во многих училищах и семействах позволяли детям
учиться поэзии, музыке, философии, языкам, гражданским и другим полезным
наукам.
Впрочем, все светские и житейские науки были предметами
второстепенными, а главным и первым ее предметом образования было учение
христианское. Сообразно с целью христианского воспитания науки
преподавались только достаточно утвержденным в учении христианском, притом,
их позволяли изучать не как предмет одного любопытства, не по страсти к
приобретению познаний и не для славы и корысти, но только по той мере в
какой знание их было нужно и полезно для добродетелей и для Церкви.
Во всех других случаях такие науки почитались неприличными для
христианина, излишними и даже вредными. Того почитали несчастным, кто знает
все и не знает Бога; того блаженным, кто знает Бога, хотя ты и не знал
ничего другого. Как древние христиане учили детей? — Когда наступало время
учить детей грамоте, им давали для чтения Библию. Сажая за письмо, им
давали в руководство прописи, состоящие из изречений Священного Писания.
Детская душа, начинавшая ряд своих ощущений и мыслей изучением слова Божия,
скоро свыклась с благочестивым занятием, находило в нем для себя высокое
наслаждение, и предпочитала его другим занятиям и удовольствиям. Блаженный
Иероним рассказывает об одном христианском муже, что в детстве своем он
никогда не садился за стол, не почитав наперед какого-нибудь отделения из
Библии, никогда не ложился спать прежде, нежели кто-нибудь из окружающих
его прочтет ему из-0 нее какое-либо место. То же делал он и поутру: едва
окончит свою молитву, тотчас принимается за чтение Библии. По приказанию
своего отца он выучивал из нее некоторые места наизусть. И так полюбил это
занятие, что не довольствовался одним чтением известных мест, а спрашивал
своего отца, какое собственное значение того или другого изречения.
Подобных примеров много представляют древние писатели, а из всех этих
примеров видно, что Библия была для детей, как и для всех христиан,
предметом тщательного и благовестного изучения, и была предпочитаема всем
другим книгам.
Священное Писание было первой учебной книгой, так что церковные
писатели, говоря о христианских училищах, называют их училищами Священного
Писания, упражнением в Божественных писаниях, а каждый дом и семейство
христиан — Церковью. «Если вы хотите, — говорили учителя Церкви родителям,
— чтобы ваши дети слушались вас, то приучите их к слову Божию. Душа,
предназначенная быть храмом Божиим, должна приучаться и слушать, и говорить
только то, что возбуждает и поддерживает страх Божий». После божественных
книг отцы и учителя Церкви советовали родителям давать детям для чтения
сочинения святых отцов [1:237-239].
В молитве древние христиане проводили наибольшую часть времени,
приучая к этому и детей своих. Можно сказать, что вся жизнь их была
непрестанной молитвой или, как говорит Климент Александрийский,
«торжественный святый праздник».
Молитвой начинались и оканчивались все их занятия, начиная от важных
до самых незначительных, так что, когда обувались, надевали одежду,
раздевались, учили детей, возжигали огонь, садились или вставали с места,
прогуливались и отдыхали, принимались за рукоделие, садились за стол,
вкушали пищу и выходили из дома, — вообще при всяком действии и состоянии,
даже среди безмолвия ночи, вставая от сна, ограждали себя крестным
знамением и творили молитву. И в этой непрестанной молитве пребывали не
одни возрастные, но призывали и детей участвовать в Богослужении как
общественном, совершаемом служителями Церкви, так и домашним, совершаемом
главою семейства в присутствии всех обитателей дома; заставляли их
затверживать известные молитвы на память, петь гимны и псалмы при
обыкновенных их занятиях, вставать на молитву ночью.
Первенствующие христиане удаляли детей от всего, что могло возбудить в
них нецеломудренные мысли и движения. Так они детям ни под каким видом не
позволяли присутствовать на свадебных пиршествах, общественных зрелищах и
играх; скрывали от них соблазнительные сочинения языческих стихотворцев,
предохраняли от знакомства со светскими песнями и сладострастной музыкой,
удаляли от сообщества с лицами другого пола, с людьми зазорного поведения.
В отношении тела приучали детей к скромности в одежде и других внешних
украшениях, воздержанию и простоте в пище и питье.
Оградив детское сердце от всех внешних и внутренних соблазнов,
благочестивые родители употребляли и средства, которые прямо служили к
насаждению и укоренению в них христианского благочестия. Первым из этих
средств, после устного и письменного наставления в правилах христианской
жизни, был пример благочестия, который родители показывали в своей жизни, и
которому обязывали подражать всех воспитанников (детей). «Помните, — писал
блаженный Иероним родителям, — помните, что лучше можно научить дитя
примером, нежели словами». Примером учили и воспитатели побуждали детей с
ранних лет упражняться в чтении слова Божия; примером же учили их исполнять
христианские обязанности, изложенные в слове Божием. Дети, находясь под
кровом родительского дома, слышали и видели образец всех добродетелей,
непрестанное молитвословие, действия глубокого смирения, презрения мира,
умеренность и скромность в одежде и внешних украшениях, воздержание в пище
и питье, целомудрии, постоянное упражнение в слове Божием, справедливость,
любовь, благотворность и прочее [1:250].
Упражнение детей в делах благочестия было одним из первых средств к
утверждению в них навыка и во всякое время участвовали в благочестивых
действиях своих родителей. Совершалась домашняя молитва всеми членами
семьи, в ней участвовали и дети во все часы дня и ночи, назначенные для
славословия Бога. Собирались ли верующие в храм Божий на общую молитву, в
известные дни недели и часы дня, — они непременно брали с собой и детей,
приобщали их участвовать при общих молитвах и славословии, но приучали их
петь некоторые молитвы самим по себе, при общем молчании верующих.
Родители по большей части сами занимались воспитанием и образованием
своих детей. Имущественно же обязанность эту брали на себя матери семейств,
так как и природа вложила в их сердце более нежность к детям, и внешние
занятия не отвлекают их от обязанностей семейных, и, следовательно, в их
руках более средств к благоуспешному воспитанию. Воспитание входило в
состав собственных благочестивых занятий отца и матери. Отцы Церкви
поставляли отцам семейства в обязанность говорить и делать только то, через
что мог бы назидаться в благочестии весь дом их, а матерям, — охраняя дом,
преимущественно смотреть, как семейство делает то, что принадлежит Небу.
Мать, носившая в своем сердце христианскую жизнь, была истинная
образовательницей детей, в христианском значении этого слова.
Первенствующие христиане сознавали, что пример благочестивой матери
особенно силен.
Первое место после родителей в деле воспитания занимали у древних
христиан восприемники. Они ручались перед лицом Самого Бога за будущую веру
и христианскую жизнь детей, когда эти достигнут возраста самосознания. В
домашние учителя первенствующие христиане избирали обыкновенно людей зрелых
лет и строгой жизни.
При воспитании детей древние христиане особенно дорожили первыми
годами их детства, чтобы, предупредив время полного развития разума и
свободы, глубже напечатлеть на детской душе истины веры и расположение к
добродетели. Когда начинало обнаруживаться в детях сознание, родители,
прежде всего, старались внушить им веру в Бога и любовь к благочестию,
чтобы таким образом предупредить влияние других вредных впечатлений и дать
их душе с самых первых минут жизни благочестивое направление. Дети в раннем
возрасте легко принимают и напечатлевают в душе все, что слышат;
преимущественно с этого времени жизнь наклоняется к добру или ко злу.
Поэтому дети от самой колыбели воспитывались по обычаю Церкви христовой и
Священного Писания [5:149].
Итак, в этом параграфе мы осветили немаловажный аспект в нашей работе,
без которого было бы невозможно полностью раскрыть тему, — как воспитывали
своих детей первенствующие христиане. Исследования данной задачи позволили
сделать следующие выводы:
1. Все воспитание и образование, какое первенствующие христиане
старались дать своим детям, было направлено на то, чтобы они были
достойными служителями Господа.
2. Главным и первым предметом образования было учение христианское.
3. Наибольшую часть времени первые христиане проводили в молитве.
4. При воспитании детей древние христиане особенно дорожили первыми
годами их детства.
1.2. Православное воспитание детей в дореволюционной России и семье
В деле воспитания и образования нужно считаться со свойствами и
качествами данного народа. Русский народ совершенно своеобразный и
особенный. Воспитать — значит внедрить в человека известные душевные
качества, воспитать в национальном духе — значит внедрить в человека такие
душевные, духовные и даже физические свойства, которые присущие и
свойственны той или другой народности. Каждая народность имеет свои
особенности, и дети ее должны быть так воспитаны, чтобы они смогли легко,
свободно и без опасности переносить все условия данного климата, сохранить
дух той религии и государственных устоев, в которых живет та или другая
народность. Воспитание должно соответствовать истории, характеру и
особенностям данной народности.
В семье, ведя друг с другом разговоры, люди невольно воздействуют друг
с другом, люди невольно воздействуют друг друга. Желая воспитывать детей в
национальном духе, мы в своей семье сами должны быть (примером) для них
примером уважения преданности и любви к своей родине и ко всему родному.
В допетровские времена образование и воспитание находилось в ведении
Церкви и духовенства, а потому были и национальные и религиозные и
высоконравственные.
Петр I обращается внимание как на обучение полезным знаниям, так и на
религиозное и нравственное просвещение народа, причем Церквам и духовенству
поругалось следить за этим делом. С того же времени начинается заведение и
домашнего воспитания и образования, преимущественно в домах дворянства и
аристократии. Для этого выписывались воспитатели из Франции, Швейцарии и
проч.
Обучение и воспитание при Петре и при Екатерине II отличались духом
патриотизма и были строго национальны. Это давало возможность получить для
самостоятельной жизни и полезной общественной жизни людей, бодрых духом и
телом, любящих свой народ и свой отечество, преданных учению Православной
Страницы: 1, 2, 3, 4
|