МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Преподавание грамматики

    только смысл время от времени побуждать учащихся к

    обоснованию своих действий, особенно если они

    проявляют неуверенность в них. Важно воспитать также

    у учащихся убеждение, что грамматические

    преобразования — следствие функциональных изменений,

    что они обусловлены изменениями в ситуации.

    Сформированный при помощи тренировочных упражнений

    грамматический навык используется в речевых умениях,

    которые развиваются при помощи метода применения.

    Содержанием этого метода являются упражнения в

    комбинировании грамматического материала, или, так

    называемые, трансформационные упражнения.

    Трансформационные упражнения формируют навык

    комбинирования, замены или сокращения грамматических

    структур в речи. С их помощью можно научить

    варьировать содержание сообщения в заданных моделях в

    зависимости от меняющейся ситуации, сопоставлять и

    противопоставлять изучаемую структуру ранее

    изученным, составлять из отдельных усвоенных заранее

    частей целые высказывания с новым содержанием, так

    как в естественной речи используются разнообразные

    грамматические явления, их сочетания, что

    определяется речевой задачей. Если, предположим,

    говорящий рассказывает собеседнику, как он проводит

    обычно свой день, и затем, как он собирается провести

    предстоящий выходной, то он комбинирует в своем

    рассказе форму настоящего времени с формой будущего,

    если кто-то рассказывает о себе и членах своей семьи,

    то он употребляет формы 3-го лица местоимений и

    глаголов в единственном и множественном числе, а

    также форму 1-го лица. Чтобы развить у учащихся

    способность, необходимую для связной осмысленной

    речи. которая сможет служить коммуникативным целям,

    нужно провести их через упражнения в комбинировании

    грамматических явлений. Для этого задаются

    соответствующие ситуации. Однако ситуация сама по

    себе не диктует употребления конкретного

    грамматического материала, ведь грамматика по своей

    сути внетематична и внеситуативна. Учащийся волен в

    вы боре грамматических средств, и он может выйти из

    положения за счет своего старого грамматического

    запаса, не перенося новый навык в речь, в результате

    чего речь будет примитивной и неточной, а

    «неработающий» навык со временем разрушится. Чтобы

    воспрепятствовать этому, нужно приложить специальные

    усилия, т. е. на первых порах, на уровне

    подготовленной формы речи жестко управлять речевым

    поведением учащихся, только тогда удастся воспитать в

    них привычку употреблять нужный материал по

    собственной инициативе, т. е. уже в неподготовленной

    речи.

    Поэтому задаваемые ситуации следует снабжать

    опорами грамматического характера. Эти опоры могут

    быть разной степени развернутости, начиная от

    конкретных и подробных до «намека» в виде схемы,

    «шифра»; все зависит от степени продвинутости

    учащихся в языке и от общего развития.

    Таким образом, данная система упражнений

    обеспечивает усвоение активного грамматического

    минимума, обслуживающего устную речь и чтение на

    начальном и среднем этапе обучения иностранному

    языку.

    Применение грамматического материала в речи.

    Переход от навыков к умениям обеспечивается

    упражнениями, в которых активизируемое грамматическое

    явление надо употребить без языковой подсказки в

    соответствии с речевыми обстоятельствами. Упражнения

    этого этапа могут проводиться на материале устных

    тем, домашнего чтения, диафильмов, кинофрагментов.

    Совершенствование речевого грамматического навыка

    целесообразно проводить посредством:

    а) активизации в учебном разговоре новой

    грамматической структуры в составе диалогических и

    монологических высказываний в ситуациях общения;

    б) различных видов пересказа или изложения

    содержания прослушанного (прочитанного) текста;

    в) употребления разного типа грамматических

    структур в подготовленной речи;

    г) включения в беседу освоенного грамматического

    материала в новых ситуациях, предполагающих

    перемежающееся противопоставление грамматических

    структур;

    д) беседы по прослушанному (прочитанному) тексту,

    просмотренному диафильму (кинофильму, кинофрагменту),

    предполагающей свободное противопоставление

    грамматических форм;

    е) организации и проведения различных видов

    грамматически направленных ролевых игр.

    Выводы:

    . Формирование речевых грамматических навыков

    производится поэтапно с учетом условий

    функционирования грамматических структур в речи.

    . Основными этапами при формировании речевых

    грамматических навыков являются: 1) ознакомление

    и первичное закрепление; 2) тренировка; 3)

    применение.

    . На первом этапе происходит раскрытие значения,

    формообразования и употребления грамматической

    структуры, обеспечения ее понимания учащимися и

    первичное закрепление. Для этих целей

    используется связный текст, который является

    типичной средой для данного грамматического

    явления. Осмысление грамматического явления

    учащимися происходит при сочетании индуктивных и

    дедуктивных методов.

    . Целью второго этапа является формирование у

    учащихся навыков относительно точного

    воспроизведения изучаемого явления в типичных

    для его функционирования речевых ситуациях и

    развитие их гибкости за счет варьирования

    условий общения, требующих адекватного

    грамматического оформления высказывания. На

    данном этапе необходимо сочетание формальных и

    условно-речевых упражнений. За основные типы

    упражнений приняты: имитационные упражнения,

    благодаря которым в память учащихся

    закладывается акустический образ нового явления

    и развивается их способность к прогнозированию;

    подстановочные упражнения, использующиеся для

    закрепления грамматического материала и

    выработки автоматизма в употреблении

    грамматической структуры в аналогичных

    ситуациях; трансформационные упражнения,

    формирующие навыки комбинирования, замены,

    сокращения или расширения заданных структур в

    речи. Основными задачами преподавателя при

    выполнении данных упражнений являются:

    обеспечение запоминания учащимися

    грамматического материала, т.е. развитие

    соответствующих навыков и раскрытие перед ними

    ясной речевой перспективы использования этих

    навыков.

    . Третий этап является переходным от формирования

    грамматических речевых навыков по теме к

    развитию речевых умений. На данном этапе

    активизируемое грамматическое явление

    употребляется без языковой подсказки в

    соответствии с речевыми обстоятельствами.

    1.4. Методика работы над пассивной грамматикой.

    Упражнения в овладении пассивной грамматикой,

    лежащей в основе обучения чтению на старшем этапе,

    имеют целью формирование навыков узнавания формы,

    соотнесение ее со значением и на этой основе —

    проникновение в смысл читаемого. Здесь также

    требуется запоминание и сохранение в памяти

    грамматических форм и моделей. Владение пассивной

    грамматикой обусловливает грамотный подход к чтению и

    является, следовательно, слагаемым общей культуры

    чтения.

    Узнавание иноязычной формы предполагает, в свою

    очередь, владение ее информативными сигнальными

    признаками. К ним относятся явления внешней и

    внутренней флексии (например, суффикс -ed в

    английском языке как показатель формы past

    indefinite), порядок слов, позволяющий опознать

    главные члены предложения, заглавные буквы слов

    внутри предложения, способствующие отнесению этих

    слов к определенным частям речи, союзы, союзные

    слова, предлоги, знаки препинания, подчеркивающие

    синтаксические отношения. Кроме того, прочно

    усвоенные явления активной грамматики — этой

    сердцевины общего грамматического минимума —

    расширяют грамматический арсенал сигнальных средств

    языка. Информативные признаки обладают разной

    степенью определенности. Среди них есть

    самодостаточные однозначно свидетельствующие о своей

    форме; есть и такие, которые обладают меньшей

    определенностью и нуждаются в учете дополнительных

    признаков, например омонимичные формы типа суффикса

    -ing. В этих случаях важно мобилизовать всю

    совокупность имеющихся признаков и использовать также

    указательные возможности контекста.

    Объем пассивной грамматики невелик в каждом языке,

    и информативных признаков имеется ограниченное

    количество, так что есть возможность развить на их

    основе прочные навыки узнавания формы и определения

    значения грамматического явления. Для узнавания не

    нужно той механической работы, которая требуется для

    воспроизведения. Поэтому рецептивных упражнений для

    создания речедвигательных, звуковых и зрительных

    образов может быть меньше чем для репродуктивного

    усвоения. Для понимания грамматических явлений при

    чтении и на слух нужно уметь:

    а.) распознавать грамматическую структуру по

    формальным признакам;

    б.) соотнести форму со значением;

    в.) дифференцировать ее от омонимичных форм.

    Рецептивное усвоение грамматического материала

    включает 3 основных этапа:

    1) ознакомление с новым грамматическим явлением;

    2) тренировку и автоматизацию данного явления в чтении

    и слушании;

    3) применение.

    Ознакомление с новым грамматическим явлением.

    Ознакомление обучаемых с новым грамматическим

    явлением должно отвечать следующим методическим

    требованиям:

    — Объяснение рецептивного грамматического материала

    следует проводить от введения признаков

    грамматической формы к раскрытию ее содержания,

    имитируя коммуникативный процесс чтения, аудирования.

    — Все необходимые значения той или иной

    грамматической формы (если она многозначна)

    сообщаются сразу: поскольку учащиеся могут

    встретиться с любым из них, они должны научиться

    соотносить их с данной формой.

    — Следует сразу же противопоставить новую

    грамматическую форму другим омонимичным формам, при

    этом нужно давать указания о том, как определить ее

    значение и отличить от других омонимичных форм.

    — Все объяснения обязательно должны строиться с

    опорой на текст: формирование навыка распознавания

    грамматических явлений будет проходить успешнее, если

    учащимся последовательно предъявлять:

    а) контекст только с новым явлением;

    б) контекст с включением двух явлений, внешне

    сходных по форме, но совершенно

    различных по своему содержанию;

    в) контекст, где различению подлежат несколько

    грамматических форм.

    — Основным приемов как ознакомления с новым

    материалом, так и его тренировки, должен быть анализ

    формы для определения содержания.

    Рецептивный грамматический материал может

    сообщаться:

    а) с помощью правил (правил-инструкций и правил-

    сообщений);

    б) путем привлечения алгоритмов (рецептивных);

    в) в виде моделей;

    г) путем сочетания правил и моделей;

    д) в виде словоформы.

    В настоящее время широко используются алгоритмы,

    составляемые учащимися под руководством учителя на

    учебных карточках, затем на их основе выполняются

    упражнения аналитического характера сначала в

    развернутой форме, затем — в свернутой. Я разделяю,

    однако, точку зрения методистов, считающих, что не

    следует злоупотреблять многошаговыми, нагруженными

    алгоритмами, которые не отражают реальных

    грамматических операций. Следует использовать

    алгоритмы, если они содержат не более двух-трех

    шагов. В остальных случаях имеет смысл дать

    предписание, концентрирующее внимание учащихся на

    сигнальных признаках, например: «Если глагольная

    форма с суффиксом -ing занимает в предложений место

    обстоятельства, то она является причастием I».

    Ознакомление с новым грамматическим материалом

    включает презентацию, контроль правильности

    понимания, первичные упражнения в воспроизведении и

    распознавании новых структур.

    Необходимо придерживаться следующей

    последовательности методических действий при

    ознакомлении обучаемых с рецептивным грамматическим

    материалом:

    1) Предъявление нового грамматического явления на доске

    (карточке, кодограмме);

    2) Установление значения нового грамматического явления

    на основе анализа нескольких письменных контекстов;

    3) Формулировка правила, включающего указания на

    формальные и смысловые признаки нового

    грамматического явления.

    Тренировка и автоматизация явления в чтении и

    слушании.

    Тренировка должна научить учащихся автоматически

    схватывать признаки соответствующих грамматических

    явлений, отграничивать их от омонимичных и

    предполагает выполнение ряда дифференцировочных,

    подстановочных и трансформационных упражнений.

    Приведем несколько видов тренировочных упражнений.

    1. Определить тип предложения (его части) и форму

    сказуемого по схеме:

    … , after … had …..ed ……. .

    Ожидается, что учащийся скажет, что союз after

    вводит придаточное предложение времени, в котором

    действие происходит в прошедшем времени, на что

    указывает наличие формы прошедшего времени

    вспомогательного глагола to have в настоящем времени

    и основного глагола в форме прошедшего времени с

    окончанием ed.

    2. Вычленить из текста, на основе схем (данных

    после текста), содержащиеся в нем сложноподчиненные

    предложения и определить временную форму сказуемого в

    придаточном предложении:

    3. На основе текста учащимся предлагается самим

    «зашифровать» грамматические явления, выделив их

    грамматические признаки; при этом им подсказывается,

    какие именно явления они должны «зашифровать», а

    затем они сами шифруют. В парной работе учащиеся

    обмениваются «шифрами» и на их основе выбирают из

    текста соответствующие предложения.

    4. К тексту предлагается тест для распознания

    омонимичных форм. Например:

    — В какой функции употреблен глагол to be в ... (1,

    2,3 и т. д.) предложении текста:

    а) как вспомогательный глагол при образовании

    Present Continuous Tense,

    б) в самостоятельном значении,

    в) как вспомогательный глагол при образовании

    пассивной формы.

    5. Важной составной частью упражнений рецептивного

    характера являются упражнения в преобразовании

    контекстной формы в словарную, что составляет

    необходимую предпосылку пользования словарем при

    чтении. (При этом особую трудность составляют явления

    с внутренней флексией, в частности глаголы с

    изменяемой корневой гласной. Для упражнений в

    преобразовании контекстной формы в словарную нужно в

    тексте подчеркнуть соответствующие слова. Учащиеся

    должны прежде всего определить значение их

    контекстной формы (в этом помогут информативные

    признаки других явлений текста: так, форма had

    означает Past Perfect, так как она соседствует в

    тексте с Participle II).

    Работе над пассивной грамматикой легко придать вид

    поиска с элементами азарта, своего рода языковой

    игры. Как игровой прием может расцениваться, в

    частности, следующее упражнение: вернуть

    искусственному предложению, построенному на

    формальных элементах данного языка, его естественный

    вид. В этих искусственных предложениях формальные

    признаки взяты как бы под увеличительное стекло. Это

    «Глокая куздра...» Л. В. Щербы в связи с русским

    языком. Искусственные предложения, построенные на

    основе английской грамматики: The iggle squigs trazed

    wombly in the haplish goop. A diggled woggle ugged a

    woggled digle.

    Все упражнения для усвоения пассивной грамматики

    полагается проводить в быстром темпе, чтобы приучить

    учащихся улавливать информативные признаки синхронно

    с чтением текста.

    Применение.

    Применение предполагает развитие у учащихся навыков

    самостоятельного анализа текста при чтении и

    прослушивании. При обучении делается упор на

    способность учащихся самостоятельно вычленять в

    тексте различные грамматические конструкции

    свойственные изучаемому языку и анализировать их

    значение в соответствии с контекстом. Особенно

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.