МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Применение компьютера в педагогических исследованиях

    Применение компьютера в педагогических исследованиях

    МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ТЕМА: ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

    Реферат для сдачи дифференцированного зачёта по предмету

    «Информационные технологии»

    Исполнитель:

    МИНСК 2004

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение 3

    Компьютер как инструмент педагогического исследования 5

    Заключение 20

    Список использованной литературы 22

    Введение

    Последние десятилетия ХХ века отмечены событиями, существенным образом

    трансформировавшими современную социокультурную реальность. Речь идет об

    активном вхождении в жизнь общества новейших информационных технологий,

    произошедшем в результате бурного развития электроники.

    Начиная с середины 60-х годов западными социологами и социальными

    философами активно обсуждается вопрос о вступлении наиболее развитых стран

    в качественно иную стадию социального развития, охарактеризованную ими как

    постиндустриальное или информационное общество, главным отличающим

    критерием которого является определяющая роль информационных технологий во

    всех сферах жизнедеятельности людей. Но если в 60-е годы идеи об

    информационном обществе имели скорее характер футурологических прогнозов,

    то в ходе совершенствования электронной техники и цифровых технологий,

    большинство из предсказанных теоретиками событий обрели свое реальное

    воплощение, выразившееся в бурном развитии средств массовой коммуникации, в

    особенности телевидения, в создании и широком распространении персональных

    компьютеров, в построении глобальных информационных сетей, в разработке

    технологий виртуальной реальности и других технологических инновациях. В

    своей совокупности, эти достижения коренным образом изменили жизнь

    общества, не только выдвинув на передний план информационную деятельность,

    т.е. деятельность, связанную с производством, потреблением, трансляцией и

    хранением информации, но и усложнив и трансформировав мир так, что

    осмыслить его в рамках традиционных подходов стало довольно затруднительно.

    Вообще, информационные технологии нельзя более рассматривать как нечто

    принадлежащее исключительно миру техники, ибо они настолько глубоко

    проникли в жизнь людей, вплелись в саму ткань ее повседневности, что

    вычленить их из общего мировоззренческого и культурологического контекста

    уже не представляется возможным.

    Глубокие преобразования, происходящие в нашем обществе, всё более остро

    выдвигают на первый план задачи развития среди прочих наук педагогики, как

    науки, закладывающий моральный и интеллектуальный фундамент будущего.

    Педагогика возникла и развивается под влиянием объективных потребностей

    общества в соответствующей подготовке подрастающих поколений к жизни и

    трудовой деятельности. Её плодотворное развитие может происходить только

    при условии творческого переосмысления накопленного ею теоретического и

    практического опыта, т.е. в процессе исследовательской деятельности.

    Известно, что педагогические исследования опираются, прежде всего, на

    конкретные факты, которые можно получить только в ходе наблюдений и

    проведения экспериментов. Современной тенденцией в сфере исследований

    является повышение качества и количества анализа поступающей в ходе

    исследования информации.

    Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все

    в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности

    эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-

    то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке

    информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой

    сфере требует сегодня обработки больших объемов информации, что подчас

    невозможно без привлечения специальных технических средств.

    Стремительно развивающийся процесс информатизации всех сфер жизни

    общества делает возможным поднять на новый уровень организацию и качество

    исследовательской работы в педагогике.

    Компьютер как инструмент педагогического исследования

    Сегодня информационные технологии находят довольно широкое применение в

    педагогике как науке, а также непосредственно в практике учебно-

    воспитательного процесса. Наибольшее распространение они получили в таких

    видах деятельности как дистанционное обучение, учреждение он-лайновых

    учебных заведений (в основном за рубежом), помощь в системе управления

    образованием, создание программ и виртуальных учебников по различным

    предметам, поиск в сети информации для учебного процесса, компьютерное

    тестирование знаний учащихся, создание электронных библиотек, формирование

    единой научной электронной среды, издание виртуальных журналов и газет по

    педагогической тематике, проведение телеконференций, расширение

    международного сотрудничества в сфере Internet -образования.

    Применение компьютера в педагогических исследованиях – одна из наиболее

    слабо освещённых в информационном плане тем и требует дальнейшей

    разработки.

    Проведя анализ имеющейся литературы, мы пришли к выводу, что ЭВМ является

    необходимым и очень важным инструментом педагогического исследования,

    потенциал которого далеко не исчерпан.

    Любое педагогическое исследование состоит из определённых этапов или

    частей. Можно выделить два этапа научного исследования: эмпирический и

    теоретический.

    Эмпирический этап связан с получением и первичной обработкой исходного

    фактического материала. Теоретический этап исследования связан с глубоким

    анализом факторов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с

    познанием и формулировкой в качественной и количественной форме законов,

    т.е. с объяснением явлений.

    Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или

    изменений в изучаемых явлениях или процессах, вырабатываются принципы,

    рекомендации о практическом воздействии на эти явления.

    Мы можем отметить, что научное исследование в каждом цикле совершает,

    движение от эмпирии к теории и от теории к, проверяющей её практике.

    Согласно подходу Ю.З. Кушнер, можно условно выделить пять этапов

    конструирования логики педагогического исследования. Подчеркнем, что логика

    каждого из этих этапов вариативна и своеобразна.[15]

    Первый этап — стадия накопления знаний и фактов:

    • выбор проблемы и темы исследования, обоснование её актуальности, уровня

    разработанности;

    • ознакомление с теорией и историей вопроса и изучение научных достижений

    в данной и смежных областях;

    • изучение практического опыта учебных заведений и лучших педагогов;

    • определение объекта, предмета, цели и задач исследования.

    Второй этап — стадия теоретического осмысливания фактов;

    • выбор методологии — исходной концепции, опорных теоретических идей,

    положений;

    • построение гипотезы исследования;

    • выбор методов исследования и разработка методики исследования.

    Третий этап — опытно-экспериментальная работа:

    • построение гипотезы исследования – теоретической конструкции,

    истинность которой предстоит доказать;

    • организация и проведение констатирующего эксперимента;

    • организация и проведение уточняющего эксперимента;

    • проверка гипотезы исследования;

    • организация и проведение преобразующего эксперимента;

    • окончательная проверка гипотезы исследования;

    • формулировка выводов исследования.

    Четвертый этап — анализ и оформление результатов педагогического

    исследования:

    • обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций;

    • научный доклад, статьи, учебно-методические пособия, монографии, книги;

    • плакаты, диафильмы, кинофильмы по теме исследования.

    Пятый этап — пропаганда и внедрение результатов исследования:

    • выступления на кафедрах, советах, семинарах, научно-практических

    конференциях, симпозиумах и т.д.;

    • публикации в средствах массовой педагогической информации.

    Мы считаем, что компьютер может быть эффективно использован на следующих

    подэтапах исследований:

    1. ознакомление с теорией и историей вопроса и изучение научных достижений

    в данной и смежных областях;

    2. подготовка, организация и проведение экспериментов, а также формулировка

    выводов данного этапа исследования;

    3. подготовка научных докладов, статей, учебно-методических пособий,

    монографий, книг, плакатов по теме исследования; публикации в средствах

    массовой педагогической информации;

    4. выступления на кафедрах, советах, семинарах, научно-практических

    конференциях, симпозиумах и т.д.

    Рассмотрим данные подэтапы, а также возможности компьютера при их

    осуществлении по отдельности.

    Использование компьютера на стадии накопления знаний и фактов связано с

    применением теоретических методов исследования. Сюда принято относить

    анализ педагогической литературы, архивных материалов, документации и

    продуктов деятельности; праксимические методы (анализ процесса практической

    деятельности, хронометрия, профессиография, метод независимых

    характеристик); анализ и синтез; индукция и дедукция; классификация;

    аналогия; сравнение; построение гипотез; прогнозирование, проектирование,

    моделирование и другие.

    Как было сказано выше, компьютер может стать инструментом исследования

    при ознакомлении с теорией и историей проблемы исследования и изучении

    научных достижений в данной и смежных областях. Этот процесс связан с

    изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекопознания; общих

    и специальных работ по педагогике; периодической психолого-педагогической

    печати; справочной педагогической литературы и методических пособий по

    педагогике и смежным наукам.

    Изучение литературы даёт возможность узнать, какие стороны проблемы уже

    достаточно изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а

    какие вопросы ещё не исследованы. Мы видим здесь несколько возможностей

    использования компьютера. Во-первых, это поиск литературы:

    а) в электронном каталоге реальной библиотеки, а также упрощённый способ

    заказа литературы через внутреннюю сеть библиотеки (такая система

    функционирует в Национальной Библиотеке Республики Беларусь и других

    специализированных библиотеках республики);

    б) в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Netscape

    Navigator и использованием различных поисковых машин и метопоисковых

    систем, как Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Aport.ru, Google.ru,

    Metabot.ru, Search.com, Yahoo.com, Ixquik.com, Metacrowler.com, Lycos.com и

    т.д.. Они позволяют проверить наличие информации в сети, а также

    просмотреть при желании отдельные документы.

    На сегодняшний день через Internet из русскоязычных ресурсов доступны

    электронные версии многих белорусских и российских газет и журналов,

    посвящённых вопросам воспитания и образования, базы рефератов, диссертаций,

    курсовых и дипломных работ, энциклопедии, электронные толковые словари,

    виртуальные учебники по некоторым предметам высшей школы для дневной и

    дистанционной формой обучения, информация о некоторых важных событиях и

    мероприятиях в сфере педагогической науки и образования. Интерес

    представляют собой электронные библиотеки, как например Российская

    Государственная Библиотека www.rsl.ru, Электронная Библиотека Института

    Философии РАН www.philosophy.ru/library, Научная Электронная Библиотека

    www.elibrary.ru, а также системы поиска книг в электронных библиотеках

    www.gpntb.ru, www.sigla.ru. Internet предоставляет также возможность для

    общения и обмена мнениями среди исследователей на форумах, как, например,

    на Молодёжном Научном Форуме www.mno.ru/forum, также www.scientific.ru,

    педагогический форум http://eureka.ok.club.org.

    К сожалению, в Internet не вполне адекватно представлена информация и

    материалы научных и научно-практических конференциях и результатах

    последних научных исследований в сфере педагогики. По нашему мнению, часто

    возникаю проблемы с поиском необходимой информации в связи с неточной

    индексацией и тематической сортировкой документов. Этого можно было бы

    избежать, если разработать единые требования для представления научной

    информации в электронном варианте.

    Ещё одним серьёзным препятствием для проведения исследований с

    применением ЭВМ является тот факт, что подавляющее большинство серьёзных

    научных педагогических работ продолжает издаваться на бумажных носителях и

    хранится не в виртуальных библиотеках, а в обычных реальных публичных и

    специализированных библиотеках, что, естественно, ограничивает доступ к

    ним, усложняет поиск и обработку информации.

    Можно сделать вывод, что использование электронных педагогических

    ресурсов могло бы значительно облегчить труд исследователя, но в настоящее

    время эта область нуждается в доработке.

    В России в последние годы проблеме представления информации в сети

    уделяется много внимания, например, до 2005 года должна быть завершена

    работа по развитию Единой Образовательной Информационной Среды, что должно

    значительно облегчит доступ через сеть к информационным ресурсам различных

    учебных заведений и положительно сказаться на исследовательской работе.

    Во-вторых, компьютер может использоваться в работе с литературой в ходе:

    • составления библиографии — составления перечня источников, отобранных

    для работы в связи с исследуемой проблемой;

    • реферирования — сжатого изложения основного содержания работы;

    • конспектирования — ведения более детальных записей, основу которых

    составляют выделение главных идей и положений работы;

    • аннотирования — краткой записи общего содержания книг или статей;

    • цитирования — дословной записи выражений, фактических или цифровых

    данных, содержащихся в литературном источнике.

    Если бы вся необходимая литература была представлена в цифровом варианте,

    все данные операции можно было бы выполнять с применением текстовых

    редакторов (типа Microsoft Word) и некоторых его встроенных функций

    частично или полностью автоматически. Но даже сейчас, когда большинство

    информации представлено на бумажных носителях, компьютер служит для

    исследователя надёжным накопителем и хранилищем информации исследования и

    помогает в осуществлении всех вышеназванные операции, хотя значительная

    часть времени при этом тратится на ввод информации в память ЭВМ. Обычно он

    осуществляется с помощью клавиатуры или используя сканер и систему

    автоматического распознавания текста (например, Abby Fine Reader).

    Ещё один аспект применения компьютера в педагогическом исследовании при

    работе с литературой это – возможность автоматического перевода текстов с

    помощью PROMT XT и других подобных программ или с использованием

    электронных словарей типа Abby Lingvo 7.0.

    Можно сказать, что сегодня на этом этапе исследования компьютер заменяет

    современному учёному полку книг со справочной литературой и словарями, а

    также бумагу, ручку и печатную машинку, избавляя его от неизбежного

    многократного переписывания материала при его упорядочивании,

    перекомпоновки и редактировании. Он также может использоваться в

    планировании процесса исследования, хранить и вовремя предоставлять

    информацию о сроках проведения того или иного мероприятия, конференции,

    встречи или деловой переписки, имеющей отношение к исследованию. С этим

    хорошо справляется система управления Microsoft Outlook.

    На этапе опытно-экспериментальной работе компьютер также играет важную

    роль как средство подготовки и проведения эксперимента, а также обработки

    промежуточных и конечных результатов исследования.

    В ходе опытно-экспериментальной работы исследователь периодически

    прибегает к сбору и обработке информации о состоянии предмета исследования

    и происходящих в нём изменениях. Только при наличии такой информации

    возможно построение гипотезы исследования и проверка её в ходе

    эксперимента.

    На этом этапе работы для исследования применяются эмпирические методы. К

    ним относятся: педагогический эксперимент; наблюдение; самонаблюдение;

    беседа; интервью. Также применяются социологические методы: анкетирование,

    социометрия, тестирование, экспертные оценки; и математические методы:

    регистрация, ранжирование, шкалирование, индексирование, моделирование,

    диагностика, прогнозирование. На завершающей стадии организуется

    педагогический консилиум; изучение, обобщение и распространение массового и

    передового педагогического опыта.

    Мы считаем, что компьютер применим на данном этапе исследовательской

    работы:

    во-первых, для фиксации информации о предмете;

    во-вторых, для обработки полученной информации.

    Фиксация данных педагогического исследования на его опытно-

    экспериментальной стадии осуществляется как правило в форме рабочего

    дневника исследователя, протоколов наблюдений, фотографий, кино- и

    видеодокументов, фонограмм (записей бесед, интервью и т.д.). Благодаря

    развитию мультимедийных технологий компьютер может осуществлять сегодня

    сбор и хранение не только текстовой, но и графической и звуковой информации

    об исследованиях. Для этого применяются цифровые фото- и видеокамеры,

    микрофоны, а также соответствующие программные средства для обработки и

    воспроизведения графики и звука (например, Microsoft Звукозапись, Media

    Player Classic, ACD See, PhotoShop и др.). Запись и хранение информации в

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.