МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

    этнических групп, к которым они принадлежат». Для полинационального

    государства это особенно актуально, т.к. объект нетерпимости — этносы в

    целом и представители конкретных этносов .

    Всё же возникают новые вопросы:

    Все ли люди, непохожие на нас, могут быть признаны как отдельные

    личности, представительствующие в тех или иных социальных и этнических

    группах? Не свидетельствует ли уважение (снисходительность) к другим об

    отсутствии личных ценностных ориентаций? Попытку ответить находим в

    отечественной «Политической энциклопедии»: «Толерантность политическая —

    непременное требование в отношениях всех активных участников общественной

    жизни, осознающих необходимость упорядоченных цивилизованных отношений как

    внутри государства, так и между государствами». Таким образом мы пришли к

    выводу, что толерантность распространяется на лиц (группу лиц), стремящихся

    к позитивному взаимодействию,упорядоченным отношениям, не нарушающих

    общечеловеческие законы бытия, не причиняющих вред другим лицам при

    реализации собственных свобод. Подобная логика рассуждения может встретить

    массу нареканий, ибо она где-то перекликается со старозаветным принципом

    «око за око, зуб за зуб». Вряд ли такой подход может дать положительные — в

    долгосрочной перспективе - результаты. Ученый-политолог из Оксфорда

    Джонатан Ролз полагает, что «общество имеет право на подавление и

    притеснение неадекватного субъекта только в целях самозащиты, когда этот

    неадекватный субъект демонстрирует нетерпимость,угрожающую общественному

    порядку». Сложно не согласиться с данным высказыванием, но дополнить его

    всё же можно. Прежде чем применять какие-либо меры по самозащите, следует

    проанализировать сложившуюся критическую ситуацию, постараться выявить

    причины ее возникновения (мотивы неадекватного поведения). И если хотя бы

    на мгновение возникает мысль о том, что неадекватность действия вызвана

    нашим поведением, нашей идеологией, то ни о какой тактике самозащиты речи

    быть не может. Причина негативных проявлений других — в нас самих, в нашей

    нетерпимости, когда-либо продемонстрированной. Всё тот же автор (Д. Ролз)

    утверждает, что «людям, проявляющим нетерпимость, не следует жаловаться,

    если по отношению к ним продемонстрирована нетерпимость».В «Политической

    энциклопедии» мы находим следующее определение «толерантности» - это «вовсе

    не слабость, а сильное, объективно положительное и выгодное для проявляющей

    ее стороны качество».[21,222]. Для многих из наших политиков это ответ на

    второй из сформулированных выше вопросов: толерантность — категория далеко

    не пассивная, это не только уважение чужих — при отсутствии собственных

    личных — ценностей, но позиция, предполагающая расширение круга личных

    ценностных ориентаций за счет позитивного взаимодействия с другими

    культурами. Так в понятие «толерантности» закладывается подтекст обогащения

    новым и иным культурным достояниям, социальным опытом. Своеобразие данного

    определения отнюдь не сводится к откровенному прагматизму, ибо толерантные

    отношения возможны только на основе бескорыстного принятия другого

    человека, независимо от его культурного и социального уровня. О некоем

    коэффициенте полезного действия толерантности речи, разумеется, не идет:

    тогда это уже «псевдотолерантность». В «Философском энциклопедическом

    словаре»[34,87] оно определяется как «терпимость к иного рода взглядам».

    Таковая является «признаком уверенности в себе и сознания надежности своих

    собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое

    не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной

    конкуренции». Мы предполагаем, что это пояснение свидетельствует об

    активной позиции личности в таких процессах, как:

    — познание и признание своего «Я» (позиций, взглядов, мировоззрения)

    и позиции другого (гностический уровень);

    — определение тактики поведения и диалога с другими (конструктивный

    уровень);

    — взаимодействие с другими при абсолютной автоматизации (быть с

    другими и сохранять свое «Я») (деятельностный уровень);

    — анализ результатов взаимодействия (аналитико-результативный

    уровень).

    Таким образом, понятие толерантности хотя и отождествляется

    большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную

    направленность. Толерантность — не пассивная, а активная нравственная

    позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания

    между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с

    людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

    Национализм – идеология, ставящая в центр внимания свою нацию и её

    проблемы, отдающая национальному приоритет перед социальным.[5,113]

    Национальный эгоизм это уверенность в правоте собственной культуры,

    склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как

    неправильные, низкие, неэстетичные. Национальный эгоизм выступает зачастую

    причиной крупномасштабных конфликтов и войн. На индивидуальном уровне он

    создает затруднения при общении представителей разных культур и народов.

    Групповая враждебность есть не что иное, как тонус общества или

    отдельных социальных групп. Групповая враждебность – это состояние

    напряженности, конфликта значительных социальных групп. Враждебность может

    быть вызвана классовой или этнической напряженностью.

    Любое употребление символа нации в политических целях и есть

    национализм. Однако, чтобы не углубляться в дебри политической семантики, в

    данной курсовой работе мы будем использовать более ограниченное определение

    национализма, данное Эрнестом Геллнером. Он утверждает, что национализм –

    это «политический принцип, суть которого состоит в том, что политические и

    национальные единицы должны совпадать»[28,78]: каждая нация должна иметь

    свое собственное государство или хотя бы автономию в рамках другого

    государства, в одном государстве должны обитать преимущественно люди,

    принадлежащие к одной нации. Эта формулировка оставляет вне сферы нашего

    внимания лишь очень немногие и весьма специфические разновидности

    национализма, к большинству которых этот термин можно применять только с

    оговорками. Национализм – это продукт современного западного общества,

    формирование которого началось примерно в XV–XVI веках и которое сейчас,

    возможно, находится в стадии радикальной трансформации. Понятие нации в его

    современной форме выдвигается на первый план Великой французской

    революцией. В 1789 году Декларация прав человека и гражданина провозгласила

    национальный суверенитет в противовес суверенитету монарха. Таким образом,

    в современном языке понятие нации неразрывно связано с понятием

    государства. Термин «национализм», даже в пределах уже данного нами определения,

    может иметь различную эмоциональную окраску. Националистами часто называют

    не просто сторонников национально-государственного самоопределения, но тех

    из них, кто при этом выступает за насильственные методы, проповедуя идеи

    национального превосходства, нетерпимости к людям других национальностей.

    Иногда считают также, что национализму в таком значении этого слова

    противостоит патриотизм как «мирная» любовь к своей стране и преданность

    своему государству. Возможно также расширенное, нейтральное толкование

    термина: в такой трактовке он применим как к борцам за освобождение от

    национального гнета, так и к их противникам, цель которых – интеграция,

    ассимиляция или даже уничтожение «инородцев». Мы в рамках данной курсовой

    работы употребляем термин во втором – нейтральном – значении. Границу между

    агрессивным национализмом и его более демократичными вариантами провести

    достаточно сложно, тем более что представители национально-освободительных

    движений очень часто сами называют себя националистами. Разница между

    «национализмом угнетенных» и «национализмом угнетателей» состоит в том, что

    первые стараются утвердить за своим локальным сообществом право называться

    нацией, а вторые это право отрицают или по крайней мере отказывают

    «угнетенной» нации в праве на политическую автономию. Однако при этом и те

    и другие придерживаются одного образа мысли, остаются в рамках

    националистического дискурса. Национально-освободительные движения,

    стремящиеся к созданию собственного государства, слишком часто

    злоупотребляют национальной риторикой, пропагандируя ненависть к своим

    угнетателям как к нации. Если они добиваются успеха, то на подконтрольной

    им территории начинают подвергаться притеснениям представители бывшей

    господствующей национальности. Однако нельзя и отказывать национально-

    освободительным движениям в поддержке, и разражаясь сентенциями вроде «чума

    на оба ваши дома». Решение, на наш взгляд, состоит в том, что рассуждения о

    межнациональных отношениях необходимо вести в более широком контексте, не

    замыкаясь в рамках дискуссий о национализме. Вопрос о самоопределении наций

    – это фактически вопрос о демократии, причем демократия здесь понимается в

    самом широком смысле: как идеал общественного устройства, разделяемый всеми

    симпатичными нам политическими идеологиями – от классических либералов до

    анархистов. Можно сказать, что демократия – это самоуправление сообществ при

    условии защиты прав и свобод меньшинств. Важнейший момент состоит в том,

    что сообщество в данном случае нельзя определять априори, вне исторического

    контекста. Единственный возможный критерий здесь – это самоидентификация

    членов предполагаемого сообщества. Эти тенденции не следует абсолютизировать: слухи о смерти

    нации и национального государства уже не раз оказывались сильно

    преувеличенными. Национальное самосознание остается одним из

    фундаментальных фактов жизни человека в обществе. Но если наша цель –

    свобода и самоопределение личности, то вопрос об отношении к национализму

    для нас – это вопрос политической тактики, а не стратегии. Вместе с тем в

    идеологическом отношении нужно соблюдать дистанцию от националистов, даже

    если это наши политические союзники. Многообразие мира не сводится к

    многообразию наций и этносов, и защита прав народов – это лишь небольшая

    часть битвы за права человека.

    I.2.Сущность принципа толерантности и его значение при формировании

    личности.

    Выводы, к которым мы пришли в предыдущем параграфе, позволяют

    обратиться к проблеме толерантности при формировании личности. Активная

    нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости — основные

    компоненты понятия «толерантности», которое мы попытались дать на основе

    анализа различных подходов к трактовке данного термина.

    Естественно, что эти компоненты не возникают на пустом месте,

    ниоткуда, и не являются — как и любое социальное качество — врожденными.

    Следовательно, и активная нравственная позиция вместе с психологической

    готовностью формируются, стимулируются (прежде всего — «изнутри») и

    корректируются. Целью формирования данных социально-психологических качеств

    является позитивное взаимодействие с людьми иных культур,взглядов, позиций,

    ориентаций.

    В педагогической литературе понятие «взаимодействие» определяется как

    универсальная форма развития, обоюдно изменяющая взаимодействующие объекты,

    явления и приводящая каждое из них в новое состояние. В настоящее время

    существует множество типологий взаимодействия. Остановимся на типологии,

    которая позволяет отразить взаимосвязь понятий «взаимодействие» и

    «толерантность».

    Данная типология (автор Л.В.Байбородова) представляет следующие типы

    взаимодействия, позитивной толерантности:

    диалог, сотрудничество, опека.

    В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие

    другого, т.к. именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство

    позиций в общении. В структуре диалогового взаимодействия преобладают

    эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы

    через высокий уровень эмпатии, чувство партнера, умение принять его таким,

    каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость

    мышления; а также через умение «видеть» свою индивидуальность, умение

    адекватно «принимать» (оценивать) свою личность. Подобная характеристика

    диалогового взаимодействия является фундаментом толерантности и уровнем

    толерантных убеждений. Своеобразие диалогового взаимодействия выявлено еще

    древним философом Платоном. Всем известно его высказывание «Познай себя!»,

    которое может трактоваться как «узри себя в других» (понимая других, пойми

    себя). Такому диалоговому взаимодействию следует учить с раннего детства,

    ибо оно является первоосновой позитивного социального опыта.

    Второй тип взаимодействия — сотрудничество — подразумевает совместное

    определение целей деятельности, совместное ее планирование, распределение

    сил и средств на основе возможностей каждого.

    Опека является видом взаимодействия соотносимым с понятием

    толерантности. (подразумевает заботу не унижающую достоинства опекаемого,

    являясь естественной нормой субъекта и объекта).

    Диалог и сотрудничество связаны с пониманием такой категории, как

    «свобода» (такую связь можно проследить в работах многих ученых, в

    частности С.Соловейчика, В.Матвеева, О.Газмана, И.Иванова).

    Характеризуя эту связь, необходимо уделить внимание ведущей мысли

    теоретиков и практиков педагогики сотрудничества:

    «Если предоставить детям полную свободу, но не создать при этом

    отношения сотрудничества, то выпадает главное в воспитании внутренне

    свободного человека — обострение совести. Именно в сотрудничестве, в

    желании работать вместе, в тонкой игре усилий каждого, во взаимном

    побуждении, которое делает ненужной требовательность, и рождается

    совестливое отношение к людям, работе, обязанностям».

    В межнациональном сотрудничестве «тонкая игра усилий» — необходимое,

    базовое понятие, определяющее толерантное отношение взаимодействующих

    сторон, т.к. «совестливое отношение к людям», которое формируется благодаря

    этим усилиям, является основой демократического полинационального

    государства.

    В курсовой работе мы намеренно не останавливаемся подробно на таких

    типах взаимодействия, как подавление, индифферентность, конфронтация и

    конфликт. Эти типы, конечно, совместимы с понятием толерантности, но —

    скорее — с негативными его проявлениями.

    Мы предприняли попытку определить основные критерии, идеи и принципы

    формирования толерантности у адыгских детей и обосновать роль толерантности

    в адыгской народной педагогике.

    Критерии толерантности можно развить, уточнив, что:

    устойчивость личности — сформированность социально-нравственных

    мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных

    этнических(социальных) общностей;

    эмпатия — адекватное представление о том, что происходит во

    внутреннем мире другого человека;

    дивергентность поведения — способность необычно решать обычные

    проблемы, задачи (ориентация на поиск нескольких вариантов решения);

    мобильность поведения — способность к быстрой смене стратегии или

    тактики с учетом складывающихся обстоятельств;

    социальная активность — готовность к взаимодействию в различных

    социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и

    выстраивания конструктивных отношений в обществе.

    Основные идеи и принципы толерантности при формировании личности.

    Древние философы предостерегали: «Трех вещей нужно избегать (в

    жизни): ненависти, зависти и презрения». Опираясь на это высказывание,

    определим основные идеи формирования толерантности:

    — согласно общим положениям о правах человека, изложенным в

    Декларации ООН по правам человека и общим положениям о правах ребенка,

    изложенным в Конвенции прав ребенка, считаем необходимым создание системы

    социальных и педагогических условий, способствующих формированию

    толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в

    микросреде — в семье, в учебном заведении, на рабочем месте, при участии

    всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, работников социальной

    сферы, политиков, СМИ и общества в целом);

    — образовательная стратегия должна распространять позитивный подход к

    этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма,

    экстремизма, ксенофобии, дихотомии (видение мира в бело-черных цветах),

    национальных стереотипов через создание доброжелательной атмосферы в

    детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет детей,

    представителей разных этносов (культурное наследие; вклад в развитие науки,

    искусства, государства; позитивные черты характера);

    — образовательная стратегия должна реализовывать идею привития детям

    и юным гражданам полинационального государства открытых и уважительных

    отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного

    человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных,

    религиозных и социальных сферах;

    — образовательная стратегия должна способствовать созданию

    благоприятного микрокосмоса культурного, межэтнического взаимопонимания, в

    котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, чувствует

    себя комфортно, защищенно и способен к открытому взаимодействию с миром.

    Реализовать вышеперечисленные идеи образовательной стратегии

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.