МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Принципы воспитания, как основные теоретические положения процесса воспитания и их характеристика

    постоянного пересмотра и обновления содержания, организации и методики

    воспитания в соответствии с преобразованиями в социальной сфере и хозяйстве

    страны.

    7. Воспитательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы ребята

    чувствовали, что их труд нужен людям обществу, чтобы он приносил

    удовлетворение.

    Опора на положительное

    Если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете

    затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ от

    двери к его душе и достигнете хороших результатов. Такие простые и емкие

    советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических

    руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном

    человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться

    устойчивых успехов в формировании всех других, заданных целью воспитания

    качеств. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты:

    педагоги должны выявлять положительное в человеке и , опираясь на хорошее,

    развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно

    сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и

    гармонического сочетания.

    Философская основа этого принципа — известное философское положение о

    «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества

    (любовь к животным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.) могут

    легко уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными( неумением держать

    слово, лживостью, ленью и т. п.). Сплошь отрицательных», как и стопроцентно

    «положительных» людей не бывает. Добиваться, чтобы в человеке стало больше

    положительного и меньше отрицательного, - задача воспитания, направленного

    на облагораживание личности.

    Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и

    положительные результаты, нужно соблюдать правила реализации принципа.

    В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с

    воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество,

    терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают

    положительные результаты.

    Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в

    поведении школьников. Мастера воспитания действуют как раз наоборот -

    выявляют и поддерживают положительное. Конечно, отрицательные качества надо

    осуждать и исправлять. Но главное все же - это формирование положительных

    черт, которые прежде других надо выявлять и развивать.

    Педагогически всегда выгоднее опираться на положительные интересы

    воспитанников (познавательные, эстетические, любовь к природе, животным и

    т. д.), при помощи которых возможно решать многие задачи трудового,

    нравственного, эстетического воспитания. Принцип опоры на положительное

    связан с выбором ведущего звена в воспитательном процессе. Найти это звено

    в каждом конкретном случае - задача воспитателя.

    Опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить как

    создание положительного воспитательного фона. Сюда относится

    жизнедеятельность воспитанников и стиль воспитательных отношений, и даже

    «дух» (выражение К. Д. Ушинского) учебно-воспитательных заведении.

    Спокойная, деловая обстановка, где каждый занят своим делом, никто

    не мешает друг другу, где высокая организация труда и отдыха способствует

    бодрому, уверенному движению вперед, где и стены воспитывают, потому что

    продуманы все мелочи интерьера, где чувствуется слаженность действий и

    заботливое отношение друг к другу, не может не оказывать благоприятного

    воздействия.

    Гуманизация воспитания

    К принципу опоры на положительное тесно примыкает, почти сливаясь с ним,

    еще один важный принцип — гуманизации. Он требует: 1) гуманного отношения к

    личности воспитанника; 2) уважения его прав и свобод; 3) предъявления

    воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; 4) уважения к

    позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять

    предъявляемые требования;

    5) уважения права человека быть самим собой; 6) доведения до сознания

    воспитанника конкретных целей его воспитания;

    7) ненасильственного формирования требуемых качеств;

    8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности

    наказаний; 9) признания права личности на полный отказ от формирования тех

    качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям

    (гуманитарным, религиозным и др.).

    Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит:

    «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они

    наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в

    духе братства». Видя в воспитанниках независимых, а не рабски покорных ему

    людей, воспитатель не должен злоупотреблять властью более сильного, стоять

    над воспитанниками, но бороться за их лучшее будущее вместе с ними.

    Личностный подход

    Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов:

    учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на

    основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования

    последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не

    столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько

    учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный

    подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают

    очень важные для воспитания характеристики — направленность личности, ее

    ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки,

    доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в

    отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент,

    воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не

    обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно

    ориентированного воспитания. Ценностные ориентации, жизненные планы,

    направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными

    особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит

    на правильный учет данных качеств.

    Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель: 1)

    постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента,

    черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; 2) умел

    диагностировать и знал реальный уровень сформированное™ таких важных

    личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки,

    направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации,

    жизненные планы и другие; 3) постоянно привлекал каждого воспитанника к

    посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной

    деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; 4)

    своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению

    цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить —

    оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся

    условий и обстоятельств; 5) максимально опирался на собственную активность

    личности; 6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в

    выборе целей, методов, форм самовоспитания; 7) развивал самостоятельность,

    инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько

    умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

    Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность

    возрастного и индивидуального подходов, обязывает воспитателя учитывать не

    поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться на закономерности

    причинно-следственных отношений.

    При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей

    приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные

    возможности, ближайшие перспективы. Мы уже знаем, что максимально

    благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных

    качеств — в младшем школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем

    непосредственнее восприятие, тем больше ребенок верит своему воспитателю,

    безоговорочно подчиняется его авторитету. Поэтому в младшем школьном и

    раннем подростковом возрасте легче воспитывать положительные привычки,

    приучать воспитанников к труду, дисциплине, поведению в обществе. Старшие

    подростки понимают уже прямую, открытую постановку задач в конкретных видах

    полезной деятельности, активны и инициативны. Однако эта активность,

    стремление к самостоятельности должны быть хорошо организованы педагогом.

    Старших школьников отличает возросшее стремление к самостоятельности.

    Опираясь на эту особенность, у них развивают высокие нравственные идеалы,

    чувство ответственности. Проектируя будущие результаты воспитания, надо

    помнить о постепенном снижении потенциальных возможностей воспитанников при

    выработке ряда качеств из-за уменьшения с возрастом пластичности нервной

    системы, нарастания психологической сопротивляемости внешнему воздействию и

    необратимости синзетивных периодов.

    В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю,

    чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи,

    характера, темперамента, воли. Хотя при массовом воспитании обстоятельно

    изучать эти и другие особенности довольно трудно, воспитатель, если он

    желает добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени,

    энергии, средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных

    качеств не может быть полным и конкретным.

    Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные

    интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в

    области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей

    культуры,

    должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности,

    носителем человеческих достоинств и ценностей.

    Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском и подростковом

    возрасте, требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание,

    организация, методы я формы воспитания придут в противоречие с уровнем

    развития воспитанников, пока вредные привычки не успели укорениться в их

    душе. Однако, повышая требования, взвешивайте силы тех, кому они

    адресованы. Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы,

    привести к разочарованиям или, 1то намного хуже, к недостаточно полному,

    поверхностному выполнению требований. Обычно в таких случаях вырабатывается

    привычка обходиться полу-достигнутым.

    Особенно внимательно воспитатели следят за изменением главных личностных

    качеств — направленности ценностных ориентации, жизненных планов

    деятельности и поведения, оперативно корректируют процесс воспитания,

    направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей.

    Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индивидуальный подход

    требуется лишь по отношению к «трудным» школьникам, нарушителям правил

    поведения. Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но

    нельзя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут

    скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом

    никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.

    Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень

    сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал

    воспитателю. Сделайте его своим другом, союзником, сотрудником. Это

    кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств.

    Единство воспитательных воздействий

    Этот принцип, называемый также принципом координации усилий школы, семьи и

    общественности или, в другом варианте принципом совместной деятельности

    учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих

    поколений требует, чтобы все лица, организации, общественные институты

    причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявлял] воспитанникам

    согласованные требования, шли рука об рук) помогая друг другу, дополняя и

    усиливая педагогическое воз действие. Если такое единство и координация

    усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются

    крыловским персонажам —Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули

    воз в разные стороны. Если воспитательные усилия не складываются, а

    противодействуют, то на успех рас считывать трудно. Воспитанник при этом

    испытывает огромны психические перегрузки, так как не знает, кому верить,

    за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него

    влияний правильные. Освободить его от этой перегрузи сложить действие всех

    сил, увеличивая тем самым влияние и личность, и требует принцип единства

    воспитательных воздействий.

    Правила реализации принципа помогают воспитателям охватить все стороны

    воспитательного взаимодействия.

    1. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей,

    окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического

    коллектива и т.д. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит

    классному коллективу и личности воспитателя, однако воспитатель всегда

    должен помнить и о других сферах воспитательного воздействия. Очень важно,

    чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не

    противоречили одно другому.

    2. Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимность

    отношений, индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к

    воспитанию в сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых

    родители знают значительно лучше воспитателей, никакими другими

    педагогическими воздействиями заменить нельзя. Недаром большинство

    педагогов согласно с формулой — по-настоящему в человеке воспитано лишь то,

    что воспитано в семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с

    семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно

    согласовывать воспитательные действия.

    Проверенное средство связи школы с семьей — дневник школьника.

    Педагогически правильное ведение этого документа позволяет эффективно

    координировать усилия родителей и учителей. Сейчас в некоторых школах

    отказались от дневников, в других учителя не обращают внимание на то, что

    ребята ведут дневники неряшливо. Но ведь пока нет лучшего средства

    оперативной связи — индивидуальные компьютерные карточки, используемые в

    западных школах, вряд ли скоро придут в нашу школу. Поэтому нужно,

    наоборот, повысить роль дневника, сделав его главным оперативным

    документом, отражающим текущую жизнь школьника.

    3. Воспитатель должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей нет иного

    пути, как культивировать у себя те качества, которые они хотели бы

    прививать своим детям.

    4. В практике воспитания нередко возникают конфликтные

    ситуации, когда воспитатели не соглашаются с деятельностью семьи, или,

    напротив, семья отрицательно относится к требованиям воспитателей. Часто

    родители сводят на нет усилия педагогов, заласкивая, занеживая своих детей,

    воспитывая у них потребительскую психологию. Устранять недоразумения

    следует, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет все

    воспитательные усилия.

    5. Бывает, что воспитатель не согласен с мнением коллектива, общественных

    организаций, критикует поступки и действия других воспитателей и т.п. Все

    это не может не отражаться отрицательно на формировании взглядов и

    убеждений личности. Поэтому воспитателям надо всегда помнить о

    необходимости поддерживать разумные требования друг друга, бережно

    относиться к авторитету коллектива.

    6. Практическая реализация этого принципа требует создания единой системы

    воспитания как на занятиях, так и во внеучебное время. Систематичность

    процесса воспитания обеспечивается соблюдением преемственности и

    последовательности в формировании черт личности. В воспитательной работе

    следует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы

    поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия

    должны усложняться. Воспитатели следят за соблюдением этого требования в

    семье, консультируя родителей.

    7. Способ достижения единства воспитательных воздействий - координация

    усилий причастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов. Вот

    почему воспитатели, классные руководители не должны жалеть усилий на

    установление и восстановление связей между всеми причастными к воспитанию

    людьми: работниками молодежных и спортивных организаций, творческих союзов.

    А.С. Макаренко

    Воспитание в коллективе и в труде.

    Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был

    ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее

    существования.

    Большая заслуга А. С. Макаренко заключается в том, что он продвинул этот

    вопрос дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на

    практике методов воспитания. Воспитание в коллективе и через коллектив —

    это центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая

    через всю педагогическую деятельность и все его педагогические

    высказывания.

    «Задача нашего воспитания сводится к тому, чтобы воспитать коллективиста»,—

    говорит Макаренко в статье «Некоторые выводы из моего педагогического

    опыта». Воспитание в коллективе и через коллектив он подробно освещает в

    художественно-педагогических и теоретических произведениях.«Марксизм учит

    нас,—,писал он,— что нельзя рассматривать личность вне общества, вне

    коллектива».

    Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а

    объединение их для достижения общих целей в общем труде — объединение,

    отличающееся определенной системой полномочий и ответственности,

    определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей. Он

    подчеркивал, что коллектив — часть советского общества: «через коллектив

    каждый его член входит в общество».

    «Только создав единый школьный коллектив, можно разбудить в детском

    сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и

    дисциплинирующего воспитательного фактора»,— писал Макаренко в статье

    «Проблемы воспитания в советской школе».

    Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя

    на коллектив, членом которого является эта личность,Это положение он назвал

    « Принципом параллельного действия».В этом принципе реализуется требование

    коллектива – «один за всех и все за одного». «Принцип паралелльного

    действия» не исключает ,однако,применения «принципа индивидуального

    действия» - прямого,непосредственного воздействия педагога на отдельного

    воспитанника .

    Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считал «закон движения

    коллктива».Если коллектив достиг поставленной цели,а новых перспектив перед

    собой не постваил,наступает самоуспокоение,нет больше

    стремлений,воодушеляющих участников коллектива,нет у него будущего.Развитие

    коллектива останаваливается.Коллектив всегда должен жить напряжённой

    жизнью,стремление к определённой цели.В соответствии с этим Макаренко

    впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип,который он назвал

    «системой перспективных линий». «Человек не может жить на свете,если у него

    нет вперединичего радостного.Истинным стимулом человеческой жизни является

    затрашняя радость... Самое важное ,что мы привыкли ценить в человеке, - это

    сила и красота. И то ,и другое определяется в человеке исключительно по

    типу его отношения к перспективе.Воспитать человека – значит воспитать у

    него перспективные пути,по которым располагается его завтрашняя

    радость.Можно написать целую методику этой важной работы.Она заключается в

    организиции новых перспектив,в использовании уже имеющихся,в постепенной

    постановке более ценных» – писал Макаренко в «Педагогической поэме».

    Развитие детского коллектива,по Макаренко, должно происходить постоянно;оно

    должно направляться педагогическим коллективом,который творчески ищет

    наиболее эффективные пути для его движения вперёд.

    Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его

    участников определённой целью,доатсижение которой, требующее

    усилий,труда,больбы,даёт глубокое удовлетворение.Добившись этой цели,надо

    не отанавливаться на достигнутом, а ставить дальнейшую задачу,более

    широкую,более общественно значимую,делать больше и лучше,чем

    раньше.Искусство педагога заключается в том,чтобы сочетать своё

    руководство,свои педагогические требования с большими реальными правами

    коллектива.

    Такова в кратких словах сущность «системы перспективных линий» А.С.

    Макаренко,являющейся одной из частей его учения о воспитании и

    коллективе.Правильно осуществляемая в педагогической практике,она будит у

    воспитанников уверенность в их силах,поднимает их чувство собственного

    достоинства,развивает волю и настойчивость, поддерживает бодрость и

    жизнерадостность и побуждает весь коллектив стремиться к новым достижениям.

    Макаренко отводил важную роль в жизни коллектива игре.В детском возрасте

    игра имеет большое значение,и ребёнок,писал Макаренко,должен играть, «надо

    не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его

    жизнь». Эта сторона жизни коллектива нашла свое яркое выражение в эстетике

    и символике (сигналы, рапорты, отличительные знаки и т. п.) и во всей

    структуре и деятельности коллективов колонии имели Горького и коммуны имени

    Дзержинского.

    Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является

    труд. В «Лекциях о воспитании детей» он говорил: «Правильное советское

    воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... В

    воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».

    Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны

    ребенку от природы, а воспитываются в нем. В Советской стране труд должен

    быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления

    личности и заложенных в ней возможностей.

    Трудовая деятельность воспитанников занимала большое место в руководимых

    Макаренко учреждениях; она непрестанно развивалась и совершенствовалась.

    Начав в колонии имени Горького с простейших видов сельскохозяйственного

    труда, в основном для нужд своего коллектива, Макаренко затем перешел к

    организации производительного труда воспитанников в кустарных мастерских.

    Своей высшей формы эта трудовая деятельность достигла в коммуне имени

    Дзержинского,где воспитанники(старшего возраста) обучались в средней школе

    и работали на производстве со сложной техникой, требующей

    высококвалифицированного труда.

    В процессе трудовой деятельности детей,говорил Макаренко, надо развивать их

    умение ориентироваться,планировать работу, бережно относиться ко времени, к

    орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы.

    Во избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с

    одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее

    образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками

    по организации и управлению производством.

    Большого внимания заслуживают указания Макаренко о трудовом воспитании

    детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые

    поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем

    чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу.

    Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол

    перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в

    комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и

    ухаживать за ним и т. п.

    Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины.

    В «Лекциях о воспитании детей» Макаренко говорил: «Мы требуем от

    нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить

    свой долг, не

    ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и

    творческой волей».

    Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед

    коллективом, начиная с первичного коллектива и кончая социалистической

    Родиной. Он должен обладать чувством чести, гордиться своим коллективом,

    своей великой Родиной, быть дисциплинированным, так как без дисциплины не

    может быть крепкого коллектива.

    Воспитание чувства долга, чести и дисциплины подчинено задачам

    социалистического строительства. Макаренко умел развивать у своих

    воспитанников эти чувства и сочетал это развитие с воспитанием дисциплины.

    В статье, озаглавленной «Воля, мужество, целеустремленность», Макаренко

    писал: «Коммунистическую волю, коммунистическое мужество, коммунистическую

    целеустремленность нельзя воспитать без специальных упражнений в

    коллективе». Он упражнял своих воспитанников в выносливости и выдержке. В

    колонии имени Горького воспитанники приучались легко переносить неудобства

    и трудности. У них возник и получил всеобщее признание лозунг «Не хныкать,

    не пищать», всегда быть бодрым и мужественным.

    В буржуазной педагогике под влиянием Гербарта установилось ограниченное

    понимание дисциплины — только как дисциплины послушания. Она обычно

    ограничивалась отрицательными требованиями: «не шали», «не ленись», «не

    опаздывай» и т. д. Подобному пониманию дисциплины Макаренко

    противопоставляет свое требование активной дисциплины, или, как он

    выражается, «дисциплины борьбы и преодоления». «В советском

    обществе,—говорил он,—дисциплинированным человеком мы имеем Право называть

    только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать

    правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе

    твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни

    было трудности и неприятности». Таким образом, дисциплина в понимании

    Макаренко—это не только дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений,

    активности. Она не только сдерживает, но и окрыляет, вдохновляет к новым

    победам и достижениям.

    Макаренко тесно связывает вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества,

    твердого характера. «У наших школьников иногда бывает еще дисциплина

    порядка, но не бывает дисциплины борьбы и преодоления», — писал Антон

    Семенович. Он указывал, что школа умеет, пожалуй, бороться с

    дезорганизаторами, но «такие типы характеров, как «тихони», «иисусики»,

    накопители, приспособленцы, шляпы, разини, кокеты, приживалы, мизантропы,

    мечтатели, зубрилы, проходят мимо нашей педагогической заботы... А на самом

    деле именно эти характеры вырастают в людей вредоносных...»

    Дисциплина особенно развивается и крепнет в организованном коллективе.

    Макаренко говорил: «Дисциплина—это лицо коллектива, его голос, его красота,

    его подвижность, его мимика, его убежденность». «Все, что есть в

    коллективе, в конечном счете принимает форму дисциплины. Дисциплина— это

    глубоко политическое явление, это то, что можно назвать самочувствием

    гражданина Советского Союза».

    Рассматривая дисциплину как результат воспитания, Макаренко различает

    понятия «дисциплина» и «режим», указывая, что режим является важным

    средством воспитания. В лекции «Дисциплина, режим, наказания и поощрения»

    он указывает, что у детей часто наблюдается крикливость, егозливость,

    «истеричность» и т. п. Педагоги часто говорят: «Ребенок должен кричать, в

    этом проявляется его натура». Макаренко возражает против этого и требует:

    дети должны научиться сдерживать себя, режим должен быть глубоко

    продуманным, устойчивым, должен всеми строго соблюдаться.

    Отвергая неправильное утверждение педагогов, находившихся под влиянием

    теории «свободного воспитания», будто «наказание воспитывает раба»,

    Макаренко указывал, что, применяя наказания, можно воспитать и раба или

    запуганного, дряблого человека и свободную, полную человеческого

    достоинства сильную личность. Все дело в том, какие наказания и как

    применять. Телесные наказания, конечно, недопустимы. В отношении прочих

    наказаний Макаренко требовал, чтобы они были продуманными, не назначались

    сгоряча и бессистемно, чтобы они имели индивидуализированный характер,

    соответствовали бы проступку, не были частыми, пробуждали бы в наказанном

    сознание справедливости наказания и переживание собственной вины, чтобы

    коллектив признавал справедливость этих наказаний. Такие же подробные

    указания дает он и относительно поощрений.

    Воспитание детей в семье.

    А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы

    семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов,

    занявшихся разработкой этой важной проблемы.

    Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной

    семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с

    детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий

    режим и трудовая деятельность.

    Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов

    родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет,

    главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их

    гражданское лицо и поведение, требовал, чтобы родители честно и разумно

    руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за

    их воспитание. Каждая семья, говорил Макаренко, ведет свое хозяйство,

    ребенок — член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства.

    С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей

    хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в

    условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются

    коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность,

    способность ориентировки и оперативность.

    Подробно осветил Макаренко такие вопросы, как значение сказки для детей

    раннего возраста, руководство детским чтением, посещение детьми театра,

    кино и т. п. Большое место в жизни детей он отводил эстетическому

    воспитанию.

    Заключение.

    А. С. Макаренко—педагог-новатор, обогативший русскую педагогику ценными

    педагогическими идеями, методами и приемами (система перспективных линий,

    принцип параллельного действия, стиль и тон педагога и т. д.). Он дал новое

    толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые

    ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы

    (воспитание в коллективе, семейное воспитание и др.).

    Макаренко был педагогом, успешно применявшим в теории и на практике

    воспитания диалектико-материалистические принципы. Руководящим принципом

    всей его педагогической деятельности была преданность Родине и

    Педагогическим принципам.

    Список используемой литературы:

    И.П. Подласый «Педагогика» Москва,1996

    А.С. Макаренко «О воспитании» Москва,1988

    Б.Т. Лигачёв «Педагогика.Курс лекций» Москва,1996

    Константинов «История Педагогики»

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.