Природа как средство эстетического воспитания в детском саду
должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику
ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание
любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет
огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для
нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников
патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду,
способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.
Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения
единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается
лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого,
человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях
с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует
постоянного общения с природой.
Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с
природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в
большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь
есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь
смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что
отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается
внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть.
Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и
оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать
звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут
видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор.
Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно,
в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.
Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких
минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу.
Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так
разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть
города и селения, расположенные на берегах морей.
В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает,
наблюдает и красоте которых радуется.
В самом промышленном городе есть деревья во дворах, бульвары, скверы,
парки. И здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники:
замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают и
распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и
созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево,
которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и
зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному
существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.
Покажите ребенку особенности поведения воробьев, галок, голубей,
научите описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, расскажите
ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п. Устройте
кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Прекрасно, если
он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы
видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его отношение
к другим птицам, к нам самим.
Само собой разумеется, что ребенок должен научиться «видеть»
окружающих домашних животных. Не следует переоценивать «заразности»
животных.
Главная задача в эстетическом развитии средствами природы - это
пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение
к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.
Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и
формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических
впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа
занимает значительное место, способствует формированию и развитию
эстетических чувств и вкусов.
Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в
это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии,
целесообразности, единству, которые царят в ней»8.
Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине -
это сложное моральное чувство, которое органически соединено с
эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.
Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо
изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические
чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие при
этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и
общего развития человека.
Большая роль в эстетическом воспитании дошкольников средствами
природы принадлежит педагогическому коллективу детского сада. Перед ними
должна стоять задача - последовательно, систематически, целенаправленно
развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.
Наиболее эффективная последовательность работы:
-непосредственное восприятие природы,
-организованное наблюдение над природой во время прогулок и
экскурсий.
Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие
на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка
включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет
исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в
реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это
прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус
меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники.
Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок
чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А
запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах тополиных
почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца.
Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками,
звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает
перед воспитателями.
-сочетание метода наблюдения с методом активных действий во время
работы на опытном участке.
В настоящее время, когда с такой осторожностью поставлен вопрос об
охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно
знать подобающее место в системе эстетического воспитания.
Многое в связи с этим зависит от воспитателя, от его знаний, от его
увлеченности.
В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми
дошкольного возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого
возраста.
У детей этого возраста наблюдается большое стремление к
самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами.
Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по
отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять
гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить рыб, ухаживать за
голубями.
Воспитание - это организация деятельности ребенка, в которой важную
роль играет организация отношений. Что же значит организовать деятельность
ребенка? Понятие деятельности - сложное понятие: всякая деятельность
побуждается потребностью, имеет мотив (более или менее осознанную
побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие.
Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая
его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной
мотивации и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели -
основа наших отношений и наших чувств.
Только организовав потребности, мотивы и цели деятельности своего
ребенка соответственной той задаче, какую вы ставите в воспитании, можно
воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно опять же
лишь в деятельности.
Задача педагога состоит в том, чтобы направить появившийся интерес в
правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они
наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный,
эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, и с кинокамерой. Такой
вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в
нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.
В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не
только направленность интересов, но и особенности этого восприятия
(эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек
руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и
эстетическими принципами.
Эстетическое восприятие - это способность создавать или
воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием
реальных предметов и художественных произведений.
Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с
природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В
соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности,
обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей.
Старшие дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину
виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять,
синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.
Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но
если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского
сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен
направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю
жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.
В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его
надо воспитывать».
Да, доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как
мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и
храбрость. Для доброго дела часто нужно наступить «на горло собственной
песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло»
чужой песне.
Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому.
Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого,
сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить
также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.
Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности,
побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности
разнообразны - можно завести аквариум или «звериную лечебницу».
Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не
сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная
забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к
тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному
существу.
Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых
чувств, обязательных для каждого человека.
Домашние животные - большая помощь в воспитании личных положительных
качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с
этими животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство
долга и т.п.
Мы отвечаем за живое - и за животное/ и за растение - перед природой,
перед обществом, перед собственной совестью.
Анализ теоретической и методической литературы по проблеме
эстетического воспитания дошкольников средствами природы позволяет сделать
следующие выводы:
1.Эстетическое воспитание - формирование в человеке эстетического
отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности
по законам красоты.
2.Природа - один из важных факторов эстетического развития личности.
З.В основе методики эстетического воспитания должна лежать совместная
деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей
к восприятию красоты окружающего мира.
4.Эстетическая установка доминирует в детской душе. Детство заполнено
играми, психология которых близка психологии эстетической жизни.
Глава 2
Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей
средствами природы.
§ 1. Определение уровня эстетического развития детей старшего
дошкольного возраста.
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ ИССЛЕДОВАНИя НЕОБХОДИМО РЕШИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАчИ:
1)Рассмотреть и проанализировать работу по эстетическому воспитанию
средствами природы, осуществляемую воспитателями детских садов;
2) Изучить психолого-педагогические основы эстетического воспитания
старших дошкольников;
3) Раскрыть значение природы в эстетическом воспитании дошкольников;
4) Выявить основные пути и методы (средства) эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста средствами природы.
В объяснительной записке к программе по дошкольному воспитанию
отмечается необходимость развивать у детей следующие умения:
-видеть красоту природы, уметь радоваться ей (голубое небо с белыми
облаками, окраска бабочек разная, яркая, цветы хорошо пахнут);
-воспринимать красоту звуков в природе: журчание ручья, пение птиц, и
т.д.;
-замечать смену времен года в природе: нежную зелень весной, яркие
краски цветов летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой и т.д.
В программе также отмечается, что для правильной организации работы
по эстетическому воспитанию, целесообразно наметить его примерное
содержание, определить конкретные требования, соответствующие общим задачам
воспитания, для детей каждой возрастной группы.
В течение двух месяцев было проведено наблюдение за работой
воспитателей двух детских садов: « » и « », по
эстетическому воспитанию детей средствами природы в соответствии с
программными требованиями. Было тщательно проанализировано состояние дел по
этой проблеме. Результаты показали, что работа по формированию у детей
познавательного интереса к красоте окружающего мира проводилась без
определенной системы, не был достаточно оснащен педагогический процесс.
Воспитатели не уделяли внимание воспитанию у дошкольников эстетического
восприятия прекрасного, не знали закономерностей его развития у детей.
Таким образом передо мной встала задача наметить пути
совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами
природы.
На начальном этапе опытно-экспериментальной работы мной выявлялись
элементарные образные представления ребенка об окружающем мире: животными и
их средой обитания.
На данном этапе исследование имело целью определить уровень
эстетического развития дошкольников, выявить недостатки воспитателей в
работе по этой проблеме, а также наметить пути совершенствования работы по
эстетическому воспитанию детей средствами природы.
Исследование проводилось в двух старших группах детского сада
Для определения уровня эстетического развития детям двух старших
групп было предложено два задания в соответствии с теоретическими
положениями, описанными в первой главе:
ПЕРВЫМ ЗАДАНИЕМ яВЛяЛАСЬ МЕТОДИКА «НЕЛЕПИЦЫ».
Методика «Нелепицы»
При помощи этой методики мной оценивались элементарные образные
представления детей об окружающем мире: о живой и неживой природе, о жизни
домашних и диких животных. С помощью этой же методики мной также
определялось умение детей рассуждать логически и грамматически правильно
выражать свою мысль.
Процедура проведения методики была следующей: вначале ребенку
показывали картинку. В ней имеется несколько довольно нелепых ситуаций с
животными. Во время рассматривания картинки ребенок получал следующую
инструкцию:
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится
на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не
так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни,
почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле должно быть».
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя
минутами.
Уровень развития оценивался следующим образом:
10 баллов - очень высокий 8-9 баллов - высокий 4-7 баллов - средний 2-
3 балла - низкий 0-1 балл - очень низкий
10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все
8 нелепиц, успел (за 3 минуты) удовлетворительно объяснить что не так и
сказать, как на самом деле должно быть.
8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от
одной до трех из них не сумел до конца объяснить, как на самом деле должно
быть.
6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-
четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле
должно быть.
4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-8 из них не
успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле.
должно быть.
2-3 балла - за отведенное время не успел заметить 1-4 Из 8 имеющихся
нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|