МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Природа как средство эстетического воспитания в детском саду

    должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику

    ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание

    любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет

    огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для

    нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников

    патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду,

    способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.

    Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения

    единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается

    лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого,

    человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях

    с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует

    постоянного общения с природой.

    Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с

    природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в

    большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь

    есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь

    смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что

    отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается

    внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть.

    Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и

    оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать

    звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут

    видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор.

    Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно,

    в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.

    Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких

    минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу.

    Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так

    разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть

    города и селения, расположенные на берегах морей.

    В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает,

    наблюдает и красоте которых радуется.

    В самом промышленном городе есть деревья во дворах, бульвары, скверы,

    парки. И здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники:

    замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают и

    распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и

    созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево,

    которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и

    зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному

    существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.

    Покажите ребенку особенности поведения воробьев, галок, голубей,

    научите описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, расскажите

    ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п. Устройте

    кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Прекрасно, если

    он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы

    видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его отношение

    к другим птицам, к нам самим.

    Само собой разумеется, что ребенок должен научиться «видеть»

    окружающих домашних животных. Не следует переоценивать «заразности»

    животных.

    Главная задача в эстетическом развитии средствами природы - это

    пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение

    к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

    Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и

    формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических

    впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа

    занимает значительное место, способствует формированию и развитию

    эстетических чувств и вкусов.

    Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в

    это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии,

    целесообразности, единству, которые царят в ней»8.

    Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине -

    это сложное моральное чувство, которое органически соединено с

    эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.

    Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо

    изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические

    чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие при

    этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и

    общего развития человека.

    Большая роль в эстетическом воспитании дошкольников средствами

    природы принадлежит педагогическому коллективу детского сада. Перед ними

    должна стоять задача - последовательно, систематически, целенаправленно

    развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.

    Наиболее эффективная последовательность работы:

    -непосредственное восприятие природы,

    -организованное наблюдение над природой во время прогулок и

    экскурсий.

    Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие

    на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка

    включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет

    исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в

    реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это

    прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус

    меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники.

    Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок

    чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А

    запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах тополиных

    почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца.

    Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками,

    звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает

    перед воспитателями.

    -сочетание метода наблюдения с методом активных действий во время

    работы на опытном участке.

    В настоящее время, когда с такой осторожностью поставлен вопрос об

    охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно

    знать подобающее место в системе эстетического воспитания.

    Многое в связи с этим зависит от воспитателя, от его знаний, от его

    увлеченности.

    В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми

    дошкольного возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого

    возраста.

    У детей этого возраста наблюдается большое стремление к

    самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами.

    Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по

    отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять

    гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить рыб, ухаживать за

    голубями.

    Воспитание - это организация деятельности ребенка, в которой важную

    роль играет организация отношений. Что же значит организовать деятельность

    ребенка? Понятие деятельности - сложное понятие: всякая деятельность

    побуждается потребностью, имеет мотив (более или менее осознанную

    побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие.

    Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая

    его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной

    мотивации и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели -

    основа наших отношений и наших чувств.

    Только организовав потребности, мотивы и цели деятельности своего

    ребенка соответственной той задаче, какую вы ставите в воспитании, можно

    воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно опять же

    лишь в деятельности.

    Задача педагога состоит в том, чтобы направить появившийся интерес в

    правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они

    наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный,

    эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, и с кинокамерой. Такой

    вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в

    нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.

    В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не

    только направленность интересов, но и особенности этого восприятия

    (эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек

    руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и

    эстетическими принципами.

    Эстетическое восприятие - это способность создавать или

    воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием

    реальных предметов и художественных произведений.

    Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с

    природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В

    соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности,

    обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей.

    Старшие дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину

    виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять,

    синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.

    Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но

    если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского

    сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен

    направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю

    жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.

    В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его

    надо воспитывать».

    Да, доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как

    мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и

    храбрость. Для доброго дела часто нужно наступить «на горло собственной

    песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло»

    чужой песне.

    Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому.

    Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого,

    сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить

    также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.

    Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности,

    побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности

    разнообразны - можно завести аквариум или «звериную лечебницу».

    Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не

    сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная

    забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к

    тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному

    существу.

    Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых

    чувств, обязательных для каждого человека.

    Домашние животные - большая помощь в воспитании личных положительных

    качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с

    этими животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство

    долга и т.п.

    Мы отвечаем за живое - и за животное/ и за растение - перед природой,

    перед обществом, перед собственной совестью.

    Анализ теоретической и методической литературы по проблеме

    эстетического воспитания дошкольников средствами природы позволяет сделать

    следующие выводы:

    1.Эстетическое воспитание - формирование в человеке эстетического

    отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности

    по законам красоты.

    2.Природа - один из важных факторов эстетического развития личности.

    З.В основе методики эстетического воспитания должна лежать совместная

    деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей

    к восприятию красоты окружающего мира.

    4.Эстетическая установка доминирует в детской душе. Детство заполнено

    играми, психология которых близка психологии эстетической жизни.

    Глава 2

    Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей

    средствами природы.

    § 1. Определение уровня эстетического развития детей старшего

    дошкольного возраста.

    НА ВТОРОМ ЭТАПЕ ИССЛЕДОВАНИя НЕОБХОДИМО РЕШИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАчИ:

    1)Рассмотреть и проанализировать работу по эстетическому воспитанию

    средствами природы, осуществляемую воспитателями детских садов;

    2) Изучить психолого-педагогические основы эстетического воспитания

    старших дошкольников;

    3) Раскрыть значение природы в эстетическом воспитании дошкольников;

    4) Выявить основные пути и методы (средства) эстетического воспитания

    детей старшего дошкольного возраста средствами природы.

    В объяснительной записке к программе по дошкольному воспитанию

    отмечается необходимость развивать у детей следующие умения:

    -видеть красоту природы, уметь радоваться ей (голубое небо с белыми

    облаками, окраска бабочек разная, яркая, цветы хорошо пахнут);

    -воспринимать красоту звуков в природе: журчание ручья, пение птиц, и

    т.д.;

    -замечать смену времен года в природе: нежную зелень весной, яркие

    краски цветов летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой и т.д.

    В программе также отмечается, что для правильной организации работы

    по эстетическому воспитанию, целесообразно наметить его примерное

    содержание, определить конкретные требования, соответствующие общим задачам

    воспитания, для детей каждой возрастной группы.

    В течение двух месяцев было проведено наблюдение за работой

    воспитателей двух детских садов: « » и « », по

    эстетическому воспитанию детей средствами природы в соответствии с

    программными требованиями. Было тщательно проанализировано состояние дел по

    этой проблеме. Результаты показали, что работа по формированию у детей

    познавательного интереса к красоте окружающего мира проводилась без

    определенной системы, не был достаточно оснащен педагогический процесс.

    Воспитатели не уделяли внимание воспитанию у дошкольников эстетического

    восприятия прекрасного, не знали закономерностей его развития у детей.

    Таким образом передо мной встала задача наметить пути

    совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами

    природы.

    На начальном этапе опытно-экспериментальной работы мной выявлялись

    элементарные образные представления ребенка об окружающем мире: животными и

    их средой обитания.

    На данном этапе исследование имело целью определить уровень

    эстетического развития дошкольников, выявить недостатки воспитателей в

    работе по этой проблеме, а также наметить пути совершенствования работы по

    эстетическому воспитанию детей средствами природы.

    Исследование проводилось в двух старших группах детского сада

    Для определения уровня эстетического развития детям двух старших

    групп было предложено два задания в соответствии с теоретическими

    положениями, описанными в первой главе:

    ПЕРВЫМ ЗАДАНИЕМ яВЛяЛАСЬ МЕТОДИКА «НЕЛЕПИЦЫ».

    Методика «Нелепицы»

    При помощи этой методики мной оценивались элементарные образные

    представления детей об окружающем мире: о живой и неживой природе, о жизни

    домашних и диких животных. С помощью этой же методики мной также

    определялось умение детей рассуждать логически и грамматически правильно

    выражать свою мысль.

    Процедура проведения методики была следующей: вначале ребенку

    показывали картинку. В ней имеется несколько довольно нелепых ситуаций с

    животными. Во время рассматривания картинки ребенок получал следующую

    инструкцию:

    «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится

    на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не

    так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни,

    почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле должно быть».

    Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя

    минутами.

    Уровень развития оценивался следующим образом:

    10 баллов - очень высокий 8-9 баллов - высокий 4-7 баллов - средний 2-

    3 балла - низкий 0-1 балл - очень низкий

    10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все

    8 нелепиц, успел (за 3 минуты) удовлетворительно объяснить что не так и

    сказать, как на самом деле должно быть.

    8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от

    одной до трех из них не сумел до конца объяснить, как на самом деле должно

    быть.

    6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-

    четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле

    должно быть.

    4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-8 из них не

    успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле.

    должно быть.

    2-3 балла - за отведенное время не успел заметить 1-4 Из 8 имеющихся

    нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.