МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Природоохранное просвещение и концепция эколого-политологического образования

    профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а

    также распространение экологических знаний, в том числе через средства

    массовой информации, музеи, библиотеки, другие учреждения культуры,

    природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

    Статья 72. Преподавание основ экологических знаний в образовательных

    учреждениях

    1. В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных

    учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования

    независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется

    преподавание основ экологических знаний.

    2. В соответствии с профилем образовательных учреждений,

    осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение

    квалификации специалистов, обеспечивается преподавание учебных дисциплин по

    охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному

    природопользованию.

    Статья 73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в

    области охраны окружающей среды и экологической безопасности

    1. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие

    решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая

    оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду,

    должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической

    безопасности.

    2. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области

    охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за

    принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности,

    которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую

    среду, осуществляется в соответствии с законодательством.

    Статья 74. Экологическое просвещение

    1. В целях формирования экологической культуры в обществе,

    воспитания бережного отношения к природе, рационального использования

    природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством

    распространения экологических знаний об экологической безопасности,

    информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных

    ресурсов.

    2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о

    законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в

    области экологической безопасности, осуществляется органами государственной

    власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов

    власти Российской Федерации, органами местного самоуправления,

    общественными объединениями, средствами массовой информации, а также

    образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями,

    библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и

    туризма, иными юридическими лицами.

    В дошкольной педагогике становление экологического образования как

    нового направления началось гораздо позже, чем в системе школ и вузов.

    Особенно бурное развитие этого направления наблюдалось в 1990-е годы, и

    связано оно с проявлением творческой инициативы специалистов дошкольного

    воспитания.

    Современное экологическое образование как особое направление

    дошкольной педагогики в нашей стране формируется на основе нескольких

    составляющих:

    – традиционные для отечественной педагогики методы, базирующиеся на

    тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях,

    экскурсиях;

    – народные традиции: фольклор, народные праздники, приметы, игры,

    сказки;

    – мировой опыт: зарубежные технологии пока слабо представлены в

    массовой практике экологического образования дошкольников, наиболее

    известны разработки специалистов США, Швеции.

    Для учреждений общеобразовательного типа, к началу 1990-х годов, в

    отечественной педагогике были разработаны основные положения концепции

    экологического образования. Это стало возможным благодаря усилиям научно-

    педагогических работников Российской академии образования (РАО), учителей и

    ведущих ученых педагогических вузов страны. В 1993 г. профессором

    Н. М. Черновой был создан первый проект государственного образовательного

    стандарта по экологии для средней школы.

    Правительство Российской Федерации приняло постановление от 3 ноября

    1994 г. №1208 “О мерах по улучшению экологического образования населения”,

    стимулировавшее развитие экологического образования и его финансовую

    поддержку из средств экологических фондов всех уровней. Это относилось в

    первую очередь к среднему экологическому образованию.

    Следствием этих решений стало преподавание экологии как

    самостоятельного учебного предмета во многих средних школах. С 1994 г.

    предмет “Экология” введен в ряде средних общеобразовательных учреждений.

    В начале 1990-х годов сформировались активные эколого-

    образовательные кадры, началась работа по созданию нормативно-правовой базы

    обязательного экологического образования в регионах России.

    На этой теоретической платформе предложено (и в последующие годы

    разрабатывалось) включение в содержание школьного образования теоретических

    основ экологии в сочетании с практическими занятиями учащихся в окружающей

    среде. Созданы следующие три модели школьного экологического образования:

    |Однопредметная |Многопредметная |Смешанная |

    |В базисный учебный |Проводится |Вводится новая |

    |план школы вводится |экологизация |дисциплина |

    |интегрированная |действующих в школе |экологической |

    |учебная дисциплина |учебных предметов |направленности, |

    |экологической | |одновременно |

    |направленности, | |экологизируются |

    |состоящая из отдельных| |действующие в школе |

    |курсов или модулей | |учебные предметы |

    |Экологический практикум |

    Учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в

    экологическом образовании и воспитании. Эта система образовательных

    учреждений обладает высокой адаптацией к происходящим в обществе

    изменениям, быстро реагирует на индивидуальные образовательные и другие

    потребности детей, а главное, в отличие от регламентируемого школьного

    образования предлагает свободу выбора программ, направлений обучения и

    воспитания.

    Система дополнительного экологического образования, которая

    складывалась в стране с 1992 г., имела достаточно прочную базу для

    развития, сформировавшуюся на протяжении нескольких предыдущих десятилетий.

    Наиболее успешно экологическое образование в системе дополнительного

    образования осуществляется в двух направлениях: эколого-биологическом и

    туристско-краеведческом, которые и определяют выбор клубной, кружковой,

    экспедиционной и других форм работы.

    Говоря о распространении экологических знаний среди населеления,

    нельзя не сказать о современных средствах массовой информации (СМИ).

    Журналистика занимает ведущее место в формировании экологизированного

    мировоззрения широкой читательской и зрительской аудитории. С каждым годом

    становится все актуальнее культурообразующая, воспитательная функция

    журналистики, по мере того, как мир начинает осознавать важность и

    сложность экологических проблем.

    Информационное обеспечение экологического образования среди

    населения достигается путем использования широкого спектра средств,

    позволяющих организовывать учебный процесс. В нем активно участвуют

    специалисты разных областей знаний: теоретики образования, педагоги-

    практики, специалисты в области окружающей среды, работники культуры,

    лидеры общественных движений, и, конечно, “обучаемые” всех возрастов.

    Важнейшие среди этих средств: программы и эколого-образовательные

    проекты, учебно-методические пособия, компьютерное обеспечение (программное

    обеспечение, в том числе информация о состоянии окружающей среды),

    практикумы по экологическому мониторингу и эколого-исследовательской

    деятельности, реализуемые в школьных учебных заведениях, вузах и

    учреждениях дополнительного образования.

    Информационное поле, которое используется для развития системы

    непрерывного экологического образования, представлено на бумажных и

    электронных носителях и включает следующие информационные блоки:

    . печатная продукция (учебники и учебные пособия, научные, научно-

    популярные и информационно-методические журналы, картографические и

    иллюстративные материалы, традиционные библиографические источники

    информации и базы данных справочного характера);

    . музейные и выставочные фонды (коллекции и экспозиции);

    . аудиоматериалы (кассеты с записями голосов птиц и других животных, а

    также стихов, сказок и рассказов о растительном и животном мире);

    . телевизионные передачи (познавательные и учебные программы, тематические

    блоки новостей, документальные сериалы, освещающие все проявления жизни

    на Земле);

    . видеоматериалы (видеофильмы и слайд-наборы);

    . компьютерная продукция (регулярно обновляемые справочные сведения на

    дискетах и компакт-дисках, комплексные мультимедийные курсы, электронные

    издания, дублирующие печатную продукцию);

    . ресурсы интермедийной среды (информационно-справочные системы и

    интерактивные каталоги, ведомственные и отраслевые информационные

    порталы, тематические web-сайты и телеконференции, базы дистанционного

    обучения и периодические электронные издания). (полный текст отчета см.

    http://www.mnr.gov.ru/part)

    Как видно, природоохранное просвещение в Российской Федерации

    постоянно развивается, и важность этой деятельности закрепила экологическая

    доктрина РФ от 31 августа 2002. В числе необходимых задач развития системы

    государственного управления охраной среды и природопользованием,

    указывается экологическое образование и просвещение. В доктрине сказано,

    что основной задачей в экологическом образовании и просвещении является

    повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и

    профессиональных навыков и знаний в области экологии.

    Далее в доктрине сказано, что для этого необходимо:

    · создание государственных и негосударственных систем непрерывного

    экологического образования и просвещения;

    · включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны

    окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные

    планы на всех уровнях образовательного процесса;

    · усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического

    образования и эколого-просветительской деятельности;

    · подготовка и переподготовка в области экологии педагогических кадров для

    всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и

    просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития Российской

    Федерации;

    · включение вопросов формирования экологической культуры, экологического

    образования и просвещения в федеральные целевые, региональные и местные

    программы развития территорий;

    · государственная поддержка деятельности системы образования и просвещения,

    осуществляющих экологическое просвещение и образование;

    · разработка стандартов образования, ориентированных на разъяснение

    вопросов устойчивого развития Российской Федерации;

    · развитие системы подготовки в области экологии руководящих работников

    различных сфер производства, экономики и управления, а также повышения

    квалификации специалистов природоохранных служб, правоохранительных и

    судебных органов;

    · повышение информированности деловых кругов по вопросам законодательства в

    области охраны окружающей среды, рационального природопользования,

    устойчивого развития Российской Федерации, а также обучение их методам

    управления с учетом экологического фактора;

    · поддержка и публикация материалов по вопросам экологии в средствах

    массовой информации.

    В конце данной работы мне хотелось бы сказать о двух концепциях

    экологического образования, предложенных В.М. Назаренко (доктор

    педагогических наук, профессор), и Э.Р. Баграмян (директор школы №932),

    И.И. Кураповой (учитель экологии школы№932), А.В. Артемовым (доктором

    химических наук, профессором МГТУ).

    Итак, В.М. Назаренко называет свою статью, опубликованную в журнале

    «Экология и жизнь» «Будущее экологического образования: некоторые

    предположения».

    В своей статье он с горечью рассуждает о стремительном движении

    человечества к уничтожению природных ресурсов, о том, что человек не хочет

    осознавать какой ущерб он наносит окружающей среде, о всеобщем

    экологическом кризисе.

    Для выхода из этого кризиса, Назаренко предлагает свое видение

    экологического образования. Он говорит о том, что современное экологическое

    образование должно быть нацелено на будущее, опираться на идеи коэволюции

    природы и общества, устойчивого развития биосферы, должно быть направлено

    на преодоление сложившихся в обществе стереотипов через формирование

    духовно-нравственной, экологически грамотной личности и создание условий

    для ее развития, стать фактором социальной стабильности.

    На передний план выдвигается идея саморазвития личности, для которой

    определяющими становятся морально-этические принципы и законы духовного

    развития.

    К основным морально-этическим принципам Назаренко относит принцип

    гармонии, принцип любви, принцип золотой середины, принцип оптимизма.

    Принцип гармонии проявляется на всех уровнях бытия: духа, души и

    тела. Гармония мысли, слова и дела (Благая Мысль, Благое Слово, Благое

    Дело) определяет три вселенских начала, лежащих в основе нашего мира,

    согласно богословскому его пониманию.

    В экологическом образовании следование этому принципу абсолютно

    обязательно.

    Назаренко утверждает, что необходимо новое мировоззрение, в

    формировании которого важную роль будет играть учитель. И основной его

    задачей становится научение ребенка любить Творца, жизнь, природу.

    Назаренко говорит о том, что учебный экологический проект —

    перспективная форма организации детей. Это и учеба, и работа одновременно.

    Максимум самостоятельности и творчества, полная возможность самореализации.

    Выполнение учебного проекта предполагает такие этапы, как: наблюдение и

    восприятие, определение проблемы и описание ее, анализ и объяснение причин,

    прогнозирование и оценка последствий, принятие решений, индивидуальная

    оценка этих решений, индивидуальная реакция на принятие решений,

    планирование последующей деятельности.

    Как видно, Назаренко говорит о перспективе школьных экологических

    проектов, и в связи с этим хотелось бы привести краткое содержание статьи

    Э.Р. Баграмян, И.И. Кураповой, А.В. Артемова под названием «Школьные

    экологические проекты».

    В этой работе авторы говорят о том, что экологическое образование —

    это не часть образования, а новый смысл современного образовательного

    процесса, уникального средства сохранения и развития человека и продолжения

    человеческой цивилизации.

    В связи с важностью экологического образования, авторы предлагают

    метод проектов, как современную педагогическую технологию. Метод проектов

    относится к методам проблемного обучения. Учитель переходит от задачи «дать

    новое знание» к задаче «создать условия для получения новых знаний», в

    учебном процессе используется исследовательский подход к приобретению

    знаний. Результат проекта является скорее не конечной целью, а началом

    новой стадии в непрерывном процессе самообразования. Роль обучаемого в

    организации его образования становится более значимой, поскольку

    организованный учебный процесс превращается в процесс самообучения.

    Авторы говорят, что данная форма организации обучения позволяет

    значительно повысить эффективность обучения, в том числе экологического.

    Заключение

    Как видно из данной работы, важность природоохранного просвещения

    приобретает все большую актуальность в свете современного экологического

    кризиса.

    При этом, надо признать, что принятые законы и положения на

    государственном уровне являются достаточными для того, чтобы концепция

    экологического образования была водворена в жизнь.

    Однако же, на сегодняшний день ситуация, отражающая положение вещей

    в данной области, еще очень далека от идеальной. В чем же проблема данного

    несоответствия?

    На мой взгляд, существует несколько причин, вызывающих такое

    положение вещей:

    - во –первых, для того, чтобы всеобщее экологическое образование

    дало свои плоды, необходимо время для того, чтобы выросло то поколение

    школьников, у которых данная дисциплина была естественно обязательной;

    - во-вторых, необходимо осознание политических деятелей и лиц,

    принимающих решения на государственном уровне, весь масштаб приближающейся

    экологической катастрофы. На сегодняшний момент, на мой взгляд, большинство

    политиков, не осознают важность данной проблемы, откладывая ее решение на

    потом, в то время как она требует неотлагательного внимания со стороны

    политиков. Вариант концепции эколого-политологического образования изложен

    в статье Коваленко В.И., Костина А.И., Моисеева Н.Н., Степанова С.А.

    «Экологическая безопасность и концепция эколого-политологического

    образования в России»;

    -в-третьих, проблема экологической безопасности должна стать

    понятной каждому человеку, даже очень далекому от понимания глобальных

    проблем. Для этого необходима очень кропотливая работа в области

    просвещения населения на уровне самых мелких административных единиц.

    Необходимо осознание рядовым гражданином угрозы экологических проблем на

    обыденном уровне. На сегодняшний день большинство населения считает, что

    данные проблемы не касаются лично его, что это проблема находится где-то

    далеко, и что она является исключительно делом государства;

    - для этого нужно рассмотрение данных проблем в более широком

    масштабе, то есть необходимо, чтобы понимание важности охраны природы и

    конечности природных ресурсов стало неотъемлемой частью мировоззрения

    каждого человека. Для этого нужно предпринять следующие шаги:

    - осознание политиками этой проблемы

    - широкое освещение проблем экологической безопасности на уровне

    каждого гражданина

    - изменение мировоззрения возможно лишь при вплетении

    экологической темы на уровень обыденного сознания, то есть на уровень

    сказок, историй, комиксов, рассказов. Только в тот момент, когда экология

    перестанет быть отделенной от человека, перестанет быть чем-то приносимым

    извне, то она примет характер естественного поведения, который человек

    будет воспринимать как совокупность собственных убеждений и правил.

    Напоследок хотелось бы сказать, что несмотря на проблемы данной

    области, все-таки существует надежда, что государственные деятели всерьез

    займутся данным вопросом, а тогда есть и надежда, что человек начнет

    присматриваться и осознавать то, что он творит с той средой, в которой он

    живет, и которая обеспечивает его всем необходимым для его существования. А

    для этого и нужно природоохранное просвещение.

    Используемая литература

    1. Лекции

    2. Экологическая доктрина РФ от 31.08.2002

    3. Устав Международного охрана природы и природоохранных ресурсов

    4. Журнал «Экология и жизнь», №5, 2003, №2, 1997

    5. Отчет о развитии системы экологического образования в РФ в 1992-

    2002г.г.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.