МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблема индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных детей

    3) дети с односторонним умственным развитием,

    4) дети с неправильным развитием волевых качеств[4].

    М.С. Неймарк описывает несколько типов подростков и старших школьников

    с асоциальным поведением (на основе анализа структуры их мотивационной

    сферы):

    1) циники; вожаки асоциальных групп, со сложившейся аморальной системой

    взглядов и потребностей; нарушают порядок и правила по убеждению и

    считают себя правыми; сознательно противопоставляют себя обществу;

    2) неустойчивые, не имеют твёрдых моральных убеждений и глубоких

    нравственных чувств; их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от

    ситуации; подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять;

    3) подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки

    сильные личности непосредственные потребности при наличии очень слабых

    тормозов; непосредственные потребности оказывающиеся у них сильнее,

    чем нравственные чувства и намерения, и удовлетворяются недозволенным

    образом;

    4) аффективные дети, переживающие постоянное чувство обиды на основе

    мнения о том что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним

    несправедливы.

    «Научное исследование физического и умственного развития неуспевающих и

    отстающих детей, - писал В.А. Сухомлинский, - привело меня к выводу, что у

    85% неуспевающих и отстающих главная причина отставания, низкая,

    неудовлетворительная работа на уроках и дома, второгодничество – плохое

    состояние здоровья, какое-нибудь заболевание или недомогание, чаще всего

    совершенно незаметное для врача и поддающееся только в результате

    совместных усилий матери, отца, врача и учителя… С каждым годом нам

    становится всё яснее и яснее зависимость духовной жизни ребёнка –

    интеллектуального развития, мышления, внимания, памяти, устойчивости от

    игры его физических сил»[5].

    Из всего этого можно сделать вывод, что причины неуспеваемости

    младших школьников заключаются в следующем:

    - непосильный объём знаний;

    - несовершенство методов обучения;

    - отсутствие нужных общественных мотивов учения;

    - «интеллектуальная пассивность»;

    - неправильные навыки и способы учебной работы;

    - неправильное отношение к труду.

    Знание и предотвращение этих причин позволяет сделать процесс обучения

    более эффективным с первых дней обучения школьников.

    Глава II. Методико-психологические основы индивидуального подхода в

    обучении педагогически запущенных детей.

    §1. Характеристика индивидуальных особенностей неуспевающих учащихся 3 «в»

    класса СШ№3 г. Светлограда.

    Преддипломную педагогическую практику я проходила в Светлоградской

    СШ№3 в 3 «в» классе.

    В этом классе много неуспевающих школьников, которых в соответствии с

    их индивидуальными особенностями можно объединить в следующие группы:

    1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается у этих

    учащихся с положительным отношением к учению и сохранением «позиции

    школьника».

    Среди этих учащихся, в свою очередь, выделяются две подгруппы. Одни

    свой неуспех в учебной деятельности компенсируют какой-либо практической

    деятельности, у других такой компенсации нет, что затрудняет выработку

    адекватной самооценки и, в свою очередь, затрудняет работу учителя.

    Основная направленность работы с этими учащимися – развитие их

    мыслительной деятельности, мыслительных операций и качеств ума, в частности

    самостоятельности.

    2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности у этих

    неуспевающих сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной

    или даже полной утрате «позиции школьника». На качество их учебной работы

    влияет то, что они привыкли заниматься тем что им нравится. Отсутствие

    более широкой мотивации приводит к неуспеху в учении. Неуспех вызывает

    конфликт и общее негативное отношение к школе. Среди этой группы тоже

    выделяются две подгруппы.

    Одни учащиеся свой неуспех в учебной деятельности комментируют какой

    либо интеллектуальной деятельностью (чтение например). Это создаёт

    благоприятные условия для воспитания. Они имеют навыки интеллектуальной

    деятельности, тяготеют к коллективу, используя их интерес к

    интеллектуальной деятельности, их легко включить в коллектив.

    Значительно сложнее работа со второй подгруппой. Неуспех в учении

    здесь обусловлен сформировавшимися у этих детей отрицательными моральными

    установками по отношению к учителю, школе. Эти школьники комментируют свой

    неуспех в учении связью с каким-то другим коллективом. Работа по

    преодолению неуспеваемости этих учащихся сложна, так как необходимо

    изменить их «внутреннюю позицию», сформировать новое отношение к учению.

    Малоэффективны в этом случае дополнительные занятия, они могут даже усилить

    отрицательное отношение к учению.

    3 группа. Для неуспевающих этой группы характерны низкий уровень

    умственного развития, а также отрицательное отношение к учению.

    Как же приобщить к учению таких учащихся, которые характеризуются

    низким умственным развитием, а также отрицательным отношением к учению?

    Противоречие здесь заключается в следующем: для того чтобы вызвать

    положительное отношение к учению, необходимо таким учащимся давать легкие

    задачи, но для того чтобы развить интеллект, нужны относительно трудные

    задачи.

    Известно что степень податливости к педагогическим воздействиям

    мотивационной сферы является наиболее лабильной, в сравнении с интеллектом

    личности.

    Галина Петровна строит работу с такими детьми таким образом, чтобы

    они сначала, справляясь с заданиями, получали удовлетворение от самой

    учебной деятельности. Осуществить перестройку интеллекта является более

    трудным делом, но при наличии положительной мотивации и эта задача может

    быть осуществима.

    Понятия «неуспевающие дети» и «дети с пониженной обучаемостью»

    совпадают не полностью. Действительно, среди неуспевающих школьников

    имеются дети, неудовлетворительные оценки которых объясняются не пониженной

    обучаемостью, а иными причинами. С другой стороны, не всякий ребёнок с

    пониженной обучаемостью обязательно будет стойко неуспевающим (при

    определённых благоприятных условиях некоторые из детей будут более или

    менее успешно овладевать программными заданиями).

    Каковы же основные принципы изучения индивидуальных особенностей

    детей?

    Изучение личности ребёнка через его деятельность – один из важнейших

    принципов, которому должен следовать учитель. Многие особенности личности

    вскрываются непосредственно на уроке, другие – в работе дома.

    Уже в том, как учащиеся выполняют домашние задания, выявляются их

    индивидуальные особенности.

    Другой принцип – изучение положения школьника в коллективе.

    Индивидуальные особенности ученика можно выяснить через выявление отношения

    коллектива к ученику и ученика к коллективу. При этом определяется, как

    относится ученик к коллективу класса в целом (его успехам и неудачам),

    чувствует ли ответственность за класс, за порученное дело; с кем дружит,

    каковы мотивы создания малых коллективов, членом которых он является; как

    относится коллектив к данному ученику.

    Не менее важным принципом является изучение личности в развитии. К.Д.

    Ушинский требовал от учителя знания истории характера ученика. Часто

    «разгадка» личности ребёнка содержится в условиях семейного воспитания. При

    этом необходимо выяснить:

    1. Общие данные о домашних условиях (состав семьи, занятия родителей,

    наличие условий для занятия ученика дома, краткие биографические

    сведения об ученике, перенесенные болезни, переезды семьи, переход из

    школы в школу, и так далее).

    2. Кто принимает наиболее активное участие в его воспитании? В чём

    состоит воспитание в семье? Есть ли система в воспитании, авторитетны

    ли для ребёнка те люди, которые его воспитывают, существуют ли единые

    требования, правильно ли переменяются поощрения и наказания? В какой

    мере ребёнок предоставлен самому себе? Отношение к ребёнку в семье.

    3. Отношение ребёнка к родителям (проявление уважения, заботы, и так

    далее). Отношение к старшим и младшим братьям и сёстрам. Отношение к

    другим членам семьи, соседям.

    4. Участие ребёнка в домашнем труде. Есть ли у него определённые

    трудовые обязанности, какие именно? Как он их выполняет? Напоминают

    ли ему о них? Отношение ребёнка к вещам.

    5. Ребёнок садится за уроки: самостоятельно или по требованию взрослых?

    Справляется сам или нуждается в помощи? Сколько затрачивает времени?

    Работает сосредоточенно или отвлекается? Контролируют ли его родители

    в подготовке уроков: следят за тем, чтобы ученик регулярно в

    определённое время готовил уроки, чтобы не откладывал приготовление

    на ночное время и так далее?

    6. Как ребёнок проводит свободное от учебных занятий время? Занимается

    ли спортом, посещает технические кружки, музеи, театры, кино? Есть ли

    у него какое-либо увлечение? Когда и при каких условиях оно возникло?

    Любит ли ребёнок читать и что главным образом читает? Бывают ли у

    ребёнка дома школьные товарищи, ходит ли он к ним, чем они заняты при

    встрече? С кем дружит ученик, и в чём выражается его дружба?

    7. Как проявляется отношение ребенка к школе? Любит ли он школу, в чём

    это проявляется? Как реагирует ученик на полученные отметки, как

    относится к учителю, отдельным предметам, своим товарищам?

    §2. Организация работы учителя с педагогически запущенными детьми.

    Учителю необходимо знать индивидуальные особенности детей её класса и

    основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы

    организовать работу с этими детьми, строить индивидуальный подход к ним.

    Индивидуализация учения предполагает организацию учебной деятельности

    в соответствии с его особенностями и возможностями, уровнем развития. При

    этом чрезвычайно важно, чтобы у учащихся формировался индивидуальный стиль

    работы, индивидуально-своеобразные способы действий. В тоже время эти

    приёмы должны быть более или менее равноценны по конечным результатам,

    усвоенным знаниям, умениям, и навыкам. Обучение должно создавать

    максимальные условия для расцвета индивидуальности ученика, чтобы и в

    зрелые годы труд стал действительно творческим.

    Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ученика есть

    своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу

    своих повышающихся возможностей стремится превзойти.

    Индивидуализация учения не исключает, а предполагает коллективные,

    фронтальные, групповые формы деятельности, коллективистически мотивационное

    учение, усиление в обучении связей «ученик-ученик» большой акцент на

    самостоятельность в познавательной деятельности.

    Индивидуализация учения в начальных классах состоит в том, чтобы

    увидеть не только недостатки подготовки ребёнка к школе, но и особенности

    его психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из

    этих возможностей и особенностей.

    Раскрытие и совершенствование индивидуальности происходит в процессе

    овладения знаниями основ наук. Поэтому попытка ввести индивидуализацию

    учения по средствам освобождения школьников от учебных предметов, которые

    им трудно даются, и усиление тех, которыми они легко овладевают, не может

    быть признана правильной с точки зрения развития личности. Задача

    заключается в том, чтобы дать всем школьникам систему знаний как средство

    их развития.

    Нельзя признать правильным и решение вопроса об индивидуализации

    учения посредствам сокращения программы для одних учеников и видоизменения

    её для других учеников. Приспосабливаться к уровню развития учащихся –

    значит следить за имеющимися в ребёнке слабыми сторонами, отказаться от

    средств их преодоления, свести на нет систему воздействия учителя.

    Каковы же основные пути и способы работы с педагогически запущенными

    детьми?

    Перевоспитание педагогически запущенных подростков и старших

    школьников должно осуществляться в соответствии со следующими

    принципиальными положениями:

    Во-первых, поскольку деформации в развитии есть в следствие комплекса

    причин:

    а). отрицательного влияния неблагоприятных семейных условий,

    б). неудач в школе, отрыва от школьной жизни и школьного коллектива,

    в). асоциального окружения,

    То общая стратегия воспитательного воздействия должна иметь ввиду и

    семью, и школу, и ближнее окружение. Надо сравниться, насколько это

    возможно, воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер

    внутренних отношений, больше внимания уделять трудному ребёнку,

    посоветовать родителям ряд конкретных мер в отношении его, сообща

    определить линию поведения. Необходимо, чтобы и школа изменила своё

    отношение к трудному ученику, перестала считать его неисправимым нашла пути

    индивидуального подхода к нему, вовлекла его в общие дела коллектива. Более

    того, если разлад в семье зашёл так далеко, то существенные изменения там

    невозможны, школа должна компенсировать недостатки семейного воспитания.

    Наконец, следует воздействовать и на ближайшее окружение трудного школьника

    попытаться перестроить направленность его компании, привлечь её к

    общественно полезным делам, а если этого не удастся, то отвлечь школьника

    от компании, оградить его от дурного влияния.

    Во-вторых, ликвидировать педагогическую запущенность. Корректировать

    личность невозможно силами одних лишь учителей, силами только школы. К этой

    работе, помимо школы, должны быть привлечены семья, детские организации,

    внешкольные учреждения, актив классов, общественные организации. И при всех

    условиях надо лишь опираться на здоровый детский коллектив, действовать

    сообща с ним, через него. Только совместными усилиями при единстве

    воспитательных воздействий можно решить указанную задачу.

    В-третьих, основным средством перевоспитания должна быть правильная

    организация жизни и деятельности трудного ребёнка. Надо помнить, что

    нравоучения, нотации не очень действенные средства воспитания педагогически

    запущенного ребёнка, так как у него давно уже выработалось предубеждение,

    недоверчивое отношение и скепсис по отношению к словам воспитателя. Это не

    исключает того, что задушевный разговор в атмосфере искренности, доверия и

    благожелательности может принести большую пользу.

    В-четвёртых, перевоспитание нельзя понимать только как устранение

    искоренение чего-то, борьбу с недостатками и пороками. Перевоспитание – это

    и формирование развития положительных привычек, черт и качеств, тщательное

    культивирование здоровых нравственных тенденций.

    В-пятых необходимо вовлечь трудного школьника в процесс

    самовоспитания, организовать борьбу его самого с собственными недостатками.

    А.И. Кочетов, раскрывал систему воспитательных воздействий на трудных

    школьников, отмечает, что формирование личности трудновоспитуемого есть

    сочетание перевоспитания с обычными мерами воспитания и самовоспитания.

    Иначе говоря, трудный подросток не должен быть пассивным объектом

    воспитательных воздействий, необходима активизация его личности,

    использование её здоровых нравственных сил для борьбы с собственными

    недостатками. Как подчёркивает А.И. Кочетов, надо показать трудному

    школьнику истинную романтику нравственного воспитания, попытаться

    сформировать у него идеал настоящего, мужественного, волевого человека,

    который затмил бы в глазах воспитуемого идеал «лихого парня-вожака», дать

    вдохновляющий образец для подражания. Кочетов конкретно рекомендует, как

    организовать самовоспитание трудных подростков. В частности, оно может

    начинаться с элементарных заданий самому себе на короткий срок. Такие

    задания вначале должны быть основаны на самолюбии подростка на его желании

    отличиться.

    Этот же автор показывает, как с помощью школы для перевоспитания

    трудных учащихся можно воздействовать на семью, нормализовать, оздоровить

    семейную обстановку, как восстановить положительное влияние семьи на

    трудного ребёнка, а если это не удаётся, как нейтрализовать вредное влияние

    родителей или других взрослых членов семьи.

    Что касается групп с асоциальной направленностью, которые состоят из

    трудных подростков, то возможны в отношении их две линии поведения. Можно

    противопоставить этим стихийным малым группам увлекательные дела

    организованных групп в тех же дворах и на тех же улицах, которые обладали

    бы притягательной силой в отношении подростков. Можно, как советует Кочетов

    не противопоставлять организованную жизнь во дворе стихийной жизни группы,

    а привлечь её целиком к интересному, увлекательному делу, способному зажечь

    подростков, не разрушая установившихся дружеских связей между ребятами,

    переключить активность и энергию группы тоже в активное, но общественно

    полезное русло. Конкретные меры зависят от характера и направленности

    стихийно сложившихся групп, от её устойчивости, закрепившейся системы

    взаимоотношений и т.д.

    Конечно, нельзя рассчитывать на то, что за сравнительно короткое

    время можно полностью выправить личность трудных ребят, ликвидировать такие

    относительно устойчивые черты, как грубость, упрямство, лень, циничное

    отношение к моральным принципам, расхлябанность, недисциплинированность. Но

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.