МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению

    Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению

    Министерство образования Российской Федерации

    Астраханский педагогический институт им. С. М. Кирова

    Кафедра педагогики и

    психологии начального

    образования

    Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в

    формировании готовности ребенка к школьному обучению

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

    студентки ПФ Стародубцевой Татьяны Павловны

    Научный руководитель

    старший преподаватель

    кафедры педагогики и

    психологии начального

    обучения

    Алферова

    Галина Викторовна

    Астрахань ( 96

    Оглавление

    Глава 1. Психолого-педагогические проблемы готовности ребенка к

    школьному обучению 8

    1.1. Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному

    обучению как педагогическая проблема 8

    1.2. Роль семьи в формировании готовности ребенка к школьному

    обучению 16

    1.3. Роль детского сада в формировании готовности ребенка к школьному

    обучению 29

    ВВЕДЕНИЕ.

    Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители,

    воспитатели детского сада с этим словом. Поступление в школу — это начало

    нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и

    обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и

    сверстниками.

    Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно

    усаживаются за парты их родители и воспитатели. Взрослые держат

    своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя

    плоды их воспитательных усилий.

    Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным

    коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают

    родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми

    требованиями, теряя интерес к школе. Анализируя годы дошкольного детства

    можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному

    обучению.

    В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с 6-7 лет. И

    если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у

    шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в первый год

    школьного обучения. Этому способствует соответствующий подход к детям.

    Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания —

    всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако,

    значительное количество детей несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся

    у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении.

    основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы

    “психологически”, т. е. не готовы к школьному типу обучения. Сама логика

    жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели

    психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться

    лишь на физический или паспортный возраст детей.

    Исследование подготовки детей к школе было начато непосредственно под

    руководством психолога-академика А. В. Запорожца. Результаты работы

    неоднократно обсуждались с Д. Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение

    детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного

    этапа, за безболезненый переход от дошкольного к младшему школьному

    возрасту.

    Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы

    жизни ребенка. Психологическая готовность к школе только один из аспектов

    этой задачи, правда исключительно важный и значимый. Однако и внутри этого

    аспекта выделяют три основных подхода к этой проблеме.

    К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на

    формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков,

    необходимых для обучения в школе. Этот подход получил в педагогике и

    психологии мощное развитие в связи с вопросом возможности обучения с более

    раннего возраста.

    В исследованиях этого направления установлено, что дети 5-6 лет имеют

    значительно большие интеллектуальные, физические и психические возможности,

    что позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную

    группу детского сада (исследования в лаборатории подготовки детей к школе

    НИИ дошкольного воспитания АПН СССР; Тарунтаева Т. В., 1980; Журова Л. Е.,

    1978). Результаты убедительно показывают, что путем социальной организации

    воспитательно-образовательной работы можно успешно обучать детей данного

    возраста началам математики и грамоты, а тем самым значительно улучшить

    подготовку к школьному обучению.

    Проблема психологической подготовки детей к школе не исчерпывается

    формированием у них определенных знаний, умений, навыков, т. к. все

    усваиваемое дошкольниками содержание, как правило согласовано с их

    возрастными возможностями. Но сама форма деятельности при таком подходе не

    является стержневой для проблемы психологической готовности.

    Второй подход заключается в том, что у ребенка, поступающего в школу,

    должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к

    изменению социальной позиции, желание учиться. Совокупность этих свойств и

    составляет психологическую готовность к школьному обучению.

    Суть третьего подхода состоит в том, чтобы исследовать генезис

    отдельных компонентов учебной деятельности и выявить пути их формирования

    на специально организованных учебных занятиях.

    В специальных исследованиях (Т. С. Комарова, Доронова, Анищенко и др.)

    выявлено, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование,

    лепка, аппликация, конструирование и др.), сформировались различные

    элементы учебной деятельности, т. е. психологическая готовность к школьному

    обучению.

    Но учебная деятельность с точки зрения ее происхождения и развития

    имеет своим источником только единое, целостное психологическое

    образование, порождающее все компоненты учебной деятельности в их специфике

    и взаимосвязи.

    В психолого-педагогической литературе существует и такая точка зрения,

    согласно которой учебная деятельность наблюдается на всем протяжении

    дошкольного периода и связана с введением в дошкольные учреждения

    целенаправленного обучения. Еще А. П. Усова[1] считала, что детей в

    дошкольном возрасте необходимо обучать, поскольку это важно для их

    психологического развития и подготовки к школе. Однако, такой подход к

    данной проблеме актуален и в наши дни. Так, практика показывает, что в

    каждом классе ученики в различной степени способны к обучению, в неравной

    степени развита и учебная деятельность. Это связано с тем, насколько

    правильно велась подготовка к школе в период дошкольного детства. В

    настоящее время многие дети не посещают дошкольные учреждения, а находятся

    дома, поэтому уровень подготовки детей заметно отличается и находится в

    прямой зависимости от того, сколько внимания уделялось вопросу обучения,

    подготовки ребенка к школе.

    Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения

    интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических

    подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с

    требованиями жизни. В этом контексте готовность дошкольников к обучению в

    школе имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и

    принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В

    тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в

    школе.

    В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является

    изучение проблемы подготовки к школьному обучению: Л. С. Выготский,

    В. В. Давыдов, Р. Я. Гузман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др.

    Проблемами диагностирования детей поступающих в школу, занимались

    Л. А. Венгер, В. В. Холмовсакая, Д. Б. Эльконин и др.

    В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены

    новые программы, изменилась структура школы. Все более высокие требования

    предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе

    альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной

    программе.

    Таким образом, проблема готовности ребенка к школьному обучению

    остается актуальной. Необходимость ее изучения вытекает из собственной

    работы школы в современных условиях.

    Во-первых, повысились требования к детям, поступающим в школу.

    Во-вторых, в результате введения в начальную школу новых программ,

    разработок методистов-новаторов, существует возможность выбора обучения

    ребенка по той или иной программе в зависимости от уровня подготовки к

    школе.

    В-третьих, в связи с изменением социальных условий многие дети имеют

    разный уровень готовности к обучению в школе в зависимости от того,

    посещали ли они детский сад или воспитывались дома.

    В связи с актуальностью данной проблемы мы определили тему нашего

    исследования: “Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного

    учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению”.

    Цель исследования — выявить психолого-педагогические условия готовности

    ребенка к школьному обучению и определить роль и место важнейших институтов

    воспитания: семь и школы, их влияния на эту готовность.

    Объект исследования — учебно-воспитательный процесс подготовки детей к

    обучению в школе.

    Предмет исследования — психолого-педагогические условия готовности

    дошкольников к школьному обучению.

    В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определяются

    его основные задачи:

    1. Рассмотреть сущность понятия “готовность к школьному обучению”,

    выявить ее критерии.

    2. Изучить возможности семьи в формирование готовности к школьному

    обучению. Влияние семьи на сформированность этой готовности.

    3. Рассмотреть взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения в вопросе

    подготовки детей к школе.

    4. Разработать рекомендации, способствующие максимальному использованию

    возможностей ребенка при подготовке к обучению. Осуществить

    диагностику.

    В качестве рабочей гипотезы нами было выдвинуто предположение о том,

    что при условии взаимодействия дошкольного учреждения и семьи и правильной

    организации специальных мероприятий (занятий, целенаправленных игр,

    экскурсий и т. д.) по формированию школьной зрелости позволит улучшить

    процесс подготовки к школе и поможет найти, по возможности, пути реализации

    задатков каждого будущего школьника.

    В работе были использованы следующие методы:

    анализ научно-педагогической и методической литературы;

    педагогический эксперимент (наблюдение, беседы с детьми подготовительной

    группы, воспитателями и родителями);

    анализ документации;

    формирующий эксперимент.

    Работа имеет практическую значимость, которая выражается в создании

    условий, способствующих формированию высокого уровня готовности к школьному

    обучению.

    Глава 1.

    Психолого-педагогические проблемы готовности ребенка к школьному обучению

    1.1. Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному

    обучению как педагогическая проблема

    Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению формируется у

    ребенка постепенно с момента рождения — в общении со взрослыми и

    сверстниками, в игре, посильном труде и дошкольном обучении. Про

    поступающего в школу мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его

    психологической готовности или неготовности к новой жизни в школе.

    В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?

    Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто

    отвлекается, теряет нить объяснения, не может включиться в общий режим

    работы класса.

    У неподготовленного к школе ребенка слабо развиты связная речь и умственные

    способности, он не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, явления,

    выделять главное; у него нет привычки к элементарному контролю за собой.

    Ребенок, плохо подготовленный к школе часто мало инициативен, тяготеет к

    шаблонным действиям и решениям, не стремится к творчеству. Его затрудняет

    общение со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач, нет интереса

    к познанию. [3, с. 3]

    Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить

    на органические и воспитательные.

    Органические причины — это различные отклонения в физическом и нервно-

    психическом развитии ребенка; снижение темпов развития, задержка

    формирования отдельных функций, ослабленность здоровья.

    Воспитательные причины связаны с неэффективной тактикой педагогического

    подхода к детям в раннем дошкольном возрасте. Опыт показывает, что часто

    причиной неподготовленности к школе и низкой успеваемости является

    педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях.

    Неблагополучные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций,

    приводит к снижению уровня развития ребенка.

    Однако и в достаточно благополучных семьях не всегда пользуются

    возможностями для полноценной подготовки детей к школе. Это во многом

    объясняется в неправильном понимании родителями сущности подготовки к

    школе. В некоторых семьях устраиваются самые настоящие “маленькие школы”, в

    которых родители пытаются научить детей писать, читать, считать. Логика

    рассуждений при этом проста: если заранее научить ребенка тому, с чем он

    встретиться в школе, он будет успешно учиться. [3, с. 4]

    Но умение ребенка читать и писать, еще не гарантирует успешного

    обучения в школе. Ребенок должен уметь сосредотачиваться, внимательно

    слушать, правильно выполнять задания.

    Поэтому главная задача детского сада и семьи состоит в создании условий

    наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных

    особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активной

    деятельности происходит зарождение важнейших “новообразований” развития,

    подготавливающих к выполнению новых задач. Необходимо создать условия для

    развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого

    ребенка.

    Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным

    шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее

    содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет

    ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного

    отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением,

    выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний,

    установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых

    совместной деятельностью.

    В психологии установлено, что любые психические свойства и способности

    складываются лишь в ходе той деятельности, для которой они необходимы.

    Поэтому качества, требующиеся школьнику не могут сложиться вне процесса

    школьного обучения. Следовательно, психологическая готовность к школе

    заключается не в том, что у ребенка оказываются сформированными сами эти

    качества, а в том, что он овладевает предпосылками к следующему их

    усвоению. Задача выявления содержания психологической готовности к школе —

    это и есть задача установления предпосылок собственно “школьных”

    психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребенка

    к моменту поступления в школу.

    Первым условием успешного обучения ребенка в начальной школе является

    наличие у него соответствующих мотивов обучения: отношение к нему как к

    важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний,

    интерес к определенным учебным предметам. Познавательный интерес к любому

    объекту и явлению развивается в процессе активной деятельности самих детей,

    тогда дети приобретают необходимый опыт, представления. Наличие опыта,

    представлений, способствует у детей возникновению желания познания. Только

    наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов учения может побудить

    ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей,

    налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит,

    с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание

    детей поступить в школу, приобрести почетное в глазах ребенка положение

    школьника и, с другой стороны, развитие любознательности, умственной

    активности, обнаруживающийся в живом интересе к окружающему, в стремлении

    узнавать новое.

    Неоднократно проводившиеся опросы детей в подготовительных к школе

    группах детского сада, показали, что поступления в школу хотят практически

    все дети, хотя обоснования этого желания они дают различные. Часть детей

    привлекает в школьной жизни получение знаний, а часть ссылается на внешние

    аксессуары: обладание портфелем, звонки, перемены и др. Это, однако, не

    означает, что мотивационно подобные дети к школе не готовы: решающее

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.