МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению

    на формировании и использовании присущих именно данному возрасту видов

    деятельности с опорой на познавательные возможности ребенка. Большое

    значение имеют также посильность выдвигаемых перед ребенком практических и

    познавательных задач и последовательность их предъявления, правильный выбор

    дидактических игр, приемов и средств обогащения трудового и нравственного

    опыта; обращение к таким источникам информации, как детская литература,

    кино, театр, радио, телевидение, ИЗО и др. Знания, умения, навыки, которыми

    необходимо владеть ребенку, должны даваться ему не в разрозненном виде, а в

    определенной системе. Сейчас существует большое количество литературы,

    помогающей родителям в этом вопросе (И. И. Будницкая “Ребенок идет в

    школу/Библиотека для родителей”, см. список литературы). Кроме того,

    родители всегда могут обратится за советом, помощью к воспитателю детского

    сада, учителю младших классов.

    В дошкольном возрасте время проявления специальных способностей еще не

    наступило, и потому родители должны создавать предпосылки способствующие

    раскрытию этих способностей.

    А современные требования к детям, поступающим в школу подразумевают

    наличие у ребенка не только способностей, но и определенных знаний, умений,

    навыков. Прежде всего у ребенка должен быть определенный запас сведений об

    окружающем мире, о явлениях природы, предметах и их свойствах, о людях и их

    природе, о нормах поведения. Развитие образного мышления помогает ребенку

    выделять существенные закономерности в различных сферах жизни. Высшая форма

    этого мышления у старших дошкольников позволяет перейти от элементарных

    представлениях об окружающем мире к усвоению систематизированных научных

    знаний, которые дает школа. Эти знания носят несколько иной характер и

    отличаются от разрозненных представлений о разных сторонах

    действительности, которые обычно получает ребенок-дошкольник, не совпадают

    с его небольшим “житейским” опытом. И именно родители должны подготовить

    ребенка к переходу на новую, более высокую ступеньку обучения.

    У ребенка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровне

    эстетический вкус. Путь в мир прекрасного начинается очень рано, и здесь

    первостепенная роль принадлежит семье.

    Красота во всем, что окружает ребенка дома, поддерживает у него

    радость, чувство уверенности, укрепляет уважение и привязанность к

    родителям, заставляет гордится ими, способствует созданию равных отношений

    в семье.

    Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания ребенка

    к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта. В развитии

    эстетического вкуса, восприимчивости большое значение имеет совет,

    пояснение старших. Они помогают ребенку разобраться в том, что заслуживает

    положительной оценки, а что порицания. В таких оценках родители должны быть

    очень осторожны, так как даже мимолетное замечание становится решающим в

    формировании вкусов и наклонностей.

    Одной из основных задач подготовки детей к школьному обучению является

    воспитание у них готовности к труду. Ведь и успешность обучения во многом

    будет зависеть от того, насколько ребенок приучен трудиться. Воспитаны ли у

    него личностные качества, позволяющие ему результативно справляться с

    учебными заданиями.

    Трудовое воспитание начинается в семье. Раньше всего ребенок

    воспринимает общую трудовую атмосферу семьи. Трудовое воспитание

    обязательно должно сочетаться с обучением. Во время труда ребенок еще и

    общается со взрослыми. Поэтому не менее важен и сам процесс словесного

    описания производимых действий, отчет о проделанной работе. При этом

    обогащается речь ребенка; он учится обосновывать свои рассуждения, трудовые

    действия становятся доступными осмыслению и анализу.

    Таким образом, родители должны понимать, что основное значение в

    подготовке ребенка к школе имеет его собственная деятельность. Игры,

    рисование, конструирование, собственный опыт — вот основа развития личности

    ребенка. Поэтому роль родителей в подготовке его к школе не может сводится

    только к словесным указаниям в по тому или иному поводу. Взрослые должны

    руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребенка.

    Известно, что дошкольника надо многому научить, иначе он окажется

    неспособным усваивать школьную программу. Родители понимают: учить надо

    так, чтобы стимулировать психическое развитие ребенка, знают, наверное,

    даже термин “развивающее обучение”. О том, чему и как учить, написано

    немало. И все же сплошь и рядом наталкиваешься на удручающий факт: родители

    плохо представляют себе: что же именно они должны делать?

    И дети под давлением родителей пишут палочки, выучивают числовой ряд,

    заучивают наизусть длинные стихотворения и многое другое. Но что это дает

    для их психического развития?

    Так чему же должны учить ребенка родители, чтобы он правильно

    развивался и был готов к школе?

    Ребенка нужно учить всем навыкам и умениям, которые необходимы в быту,

    правильно пользоваться предметами, окружающими его, именно действию, а не

    знаниям о предметах быта.

    Нужно учить играть, сначала просто оперируя игрушками, подражая

    реальным действиям, их логике, их последовательности. Только потом, когда

    ребенок умеет самостоятельно действовать, разыгрывать целые сюжеты,

    отражающие отношение между людьми, тогда действия могут стать чисто

    символическими, а реальные предметы заменены другими, с помощью которых

    можно изобразить действие, а в дальнейшем и вовсе лишь словом, обозначающим

    действие.

    Пройдя весь этот игровой путь ребенок приобретает очень многое,

    значительно продвинувшись в своем развитии. Сначала формируются,

    осмысливаются сами действия с предметами, потом — отношения между людьми,

    окружающими ребенка, их взаимосвязь, собственное место ребенка в этих

    взаимоотношениях. Затем нравственные нормы, этическая сторона

    взаимоотношений, нормы и способы общения, эмоциональный отклик на плохое и

    хорошее.

    От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и

    речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребенок встретится в

    школе при изучении математики, языка. Ребенок играя учится планировать свои

    действия и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной

    деятельности.

    Нужно учить также рисовать, лепить, вырезать, наклеивать,

    конструировать. Делая это ребенок переживает радость творчества, отражает

    свои впечатления, свое эмоциональное состояние.

    Рисование, конструирование, лепка открывают перед нами научить ребенка

    видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет,

    форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение.

    Одновременно это дает возможность научить ребенка действовать

    последовательно., планировать свои действия, сравнивать результаты с тем,

    что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в

    школе.

    Вдобавок, все эти виды деятельности ребенку интересны, они дают

    возможность получить удовлетворение от преодоления трудностей, от

    достижения намеченного результата; учат настойчивости, в общем, развиваются

    те качества, которые так необходимы в школе.

    Очень многое могут сделать родители, чтобы подготовит ребенка к

    школьному обучению. Восхождение школьника по ступенькам познания пойдет

    успешнее, если основа для этого будет заложена в дошкольном детстве. С

    самого раннего возраста малыша надо учить. Лучше всего это ребенок

    воспринимает в игровой форме.

    Можно сказать, что ребенок начинает учиться задолго до того, как

    перешагнет школьный порог. И чем лучше родители понимают, чему и как

    следует учить дошкольника, чем последовательнее и целенаправленнее это

    делают, тем полнее, разностороннее и ярче раскрываются его возможности, тем

    гармоничнее он развивается.

    Уже младших дошкольников нужно учить производить выбор по образцу:

    перед ребенком ставится проблема из ряда однородных предметов выбрать

    аналог по образцу.

    Подобная игра несет в себе элемент классификации. Таким образом

    родители подводят ребенка к самостоятельным обобщениям: опираясь на

    непосредственный чувственный опыт, развивают у него на доступном материале

    элементы логического мышления.

    Без развития умения классифицировать предметы и явления невозможно и

    формирование понятий. Группировка по образцу становится предпосылкой

    возникновения у детей понятийного мышления, которое лежит в основе всего

    школьного обучения.

    Однако, воспитывая и обучая ребенка, следует помнить об одной очень

    серьезной опасности — превращение занятий в нечто скучное, нелюбимое,

    навязанное взрослыми и не нужное самому ребенку. Общение с родителями, в

    том числе и совместные занятия должны доставлять ребенку удовольствие и

    радость. А для этого нужно, прежде всего, чтобы весело и интересно было

    самому взрослому.

    Однако, жизнь в школе значительно отличается от жизни дошкольника.

    Условия школьной жизни требуют всесторонней готовности ребенка к ней.

    Школьный режим, общие для всех правила, приготовление уроков, оценки — это

    совсем не похоже на то, как раньше “учился” ребенок. Все эти особенности

    жизни и деятельности школьника и определяют то, что специалисты называют

    психологической готовностью к учению.

    И все же, несмотря на то, что у старших дошкольников появляются

    элементы учебной деятельности, возникает интерес к учению, желание овладеть

    знаниями, переход к школьному обучению нелегок даже для хорошо

    подготовленных детей. Привыкание маленького ученика во многом к новым для

    него школьным требованиям происходит постепенно, не всегда гладко, и

    обязательно сопряжено с ломкой сложившихся психологических стереотипов.

    Поэтому родители должны помнить, что в формировании психологической

    готовности к школьному обучению центр тяжести падает не на усвоение

    определенных знаний, а на создание тех предпосылок, которые прежде всего

    обеспечат правильное отношение ребенка к трудностям и успешное их

    преодоление.

    Таким образом, изучив трудности и успехи ребенка при переходе на

    ступеньку начального обучения и проследив их взаимосвязь с воспитанием и

    развитием ребенка в семье, мы пришли к выводу, что готовить ребенка к школе

    в семье нужно с самых первых лет, роль родителей в подготовке детей к школе

    огромна, ее значение трудно переоценить. Взрослые члены семьи выполняют

    функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители в

    оторванности от дошкольного учреждения, детского сада, могут обеспечить

    полную, всестороннею подготовку своего ребенка к школьному обучению,

    усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад,

    показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в

    детский сад, т. к. родители “домашних” детей не всегда имеют возможность

    посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по

    своему усмотрению, в отношении от родителей, чьи дети посещают дошкольные

    учреждения, готовятся к школе на занятиях в детском саду. Но если будет на

    практике осуществляться принцип единства воздействия на ребенка детского

    сада и семьи, то результат значительно улучшится.

    Проблеме особенностей организации работы детского дошкольного

    учреждения по подготовке к школе мы и посвятим следующий параграф.

    1.3. Роль детского сада в формировании готовности ребенка к школьному

    обучению

    Среди функций, которые выполняет детский сад в системе народного

    образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает

    подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно

    будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его

    дальнейшего обучения.

    Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные

    задачи: всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное,

    нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению тех

    предметов, которые он будет изучать в школе.

    Решение проблемы подготовки к школе на занятиях в детском саду

    предполагает систематическую рабу с детьми по четырем направлениям:

    подготовка к обучению грамоте;

    математическая подготовка;

    подготовка к письму;

    психологический практикум.

    Содержание работы воспитателя на занятиях по формированию готовности к

    школе, таким образом, включает в себя следующее:

    1. формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности

    для приобретения знаний. На основе этих представлений у ребенка

    вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение

    заданий, внимание к словам воспитателя).

    2. формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости,

    ответственности, самостоятельности, старательности). Их сформированность

    проявляется в настойчивом стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями,

    прилагать для этого достаточные усилия;

    3. формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного

    отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного

    участия в решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия

    на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь,

    справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать

    недостатки). Для этого дети должны знать о моральных нормах поведения в

    коллективе;

    4. формирование у детей навыков организованного поведения, учебной

    деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает

    существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности

    ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр,

    деятельности по интересам.

    Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный

    характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений:

    широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками, и организованный

    учебный процесс.

    В процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок получает

    разнообразные сведения, среди которых выделяют две категории знаний и

    умений.

    Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть

    вне организованного обучения, в повседневном общении.

    По нашим наблюдениям, организация получения знаний и умений первой

    категории вызывает у воспитателей наибольшую трудность. Дети, получая

    знания об отдельных фактах и явлениях разными путями (от взрослых,

    сверстников и др.), испытывают одинаковый интерес к достоверному познанию

    мира.

    Помочь систематизировать знания и умения первой категории, развить

    познавательный интерес, научить детей получать информацию в общении с

    другими источниками (книги, диафильмы, журналы и т. п.) может программа

    познавательного обучения “Любознайка”, разработанная лабораторией

    начального обучения и используемая в детских садах для детей пяти лет

    (автор Г. Н. Вавилова).

    Вторая категория включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми

    на занятиях. Они более сложны по содержанию и структуре и являются

    систематизированными. На занятиях воспитатель учитывает как дети усваивают

    программный материал, выполняют задания; проверяет быстроту и

    рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет

    у них способность соблюдать правильное поведение, следит за тем,

    внимательно ли они слушают объяснение.

    “Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной

    деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура

    и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение

    выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших

    дошкольников.

    Познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно-

    волевых качеств и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи:

    познавательный интерес побуждает ребенка к активности, способствует

    развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание,

    оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники

    достаточно прочно усваивают учебный материал.

    Сообщение детям новых знаний, формирование более сложных умений

    позволяет воспитателю подчеркивать значение занятий для развития

    познавательных интересов. Каждый вид занятий определенным образом влияет на

    развитие личности ребенка.

    Основной целью занятий является формирование у детей знаний и умений,

    однако, не менее важно воспитать в ребенке любознательность, операционные

    стороны мышления, произвольное внимание, потребность в самостоятельном

    поиске ответов на возникающие вопросы. Трудно предположить, что ребенок, у

    которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет активно работать

    на уроке, мобилизовывать усилие и волю для выполнения заданий, овладевать

    знаниями, достигать положительных результатов в учении. Таким образом,

    очевидно, что задачи умственного развития ребенка должны решаться в тесной

    взаимосвязи с задачами воспитания нравственно-волевых качеств личности:

    настойчивости, прилежания, старательности, ответственности, стремления

    достигать качественного результата, а также доброжелательного и

    уважительного отношения к сверстникам.

    Дети, у которых сформированы навыки положительного взаимоотношения,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.