МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблемы общения подростков и юношей

    Перед вами две точки. Представьте себе, что в левой точке находитесь

    вы сами, а в правой – ваши родители, учителя, одноклассники, друзья вне

    школы. Расстояние между точками символизирует исходную дистанцию между

    вами. У вас возникло желание высказаться, высказать свое мнение, свою точку

    зрения, оказать информационное влияние на партнера (- ов). Насколько вы

    хотели бы «подойти», «приблизиться» для этого к нему (к ним)?

    Выразите свое желание в виде отрезка определенной длины, проведя линию

    от себя к нему. Для этого поставьте карандаш (ручку) в левую точку и с

    удобной для вас скоростью проведите отрезок прямой линии в сторону точки с

    указанием партнера (родителям, учителям, одноклассникам, друзьям вне

    школы), считая, что чем длиннее линия, тем больше вы заинтересованы в

    передаче ему (им) информации.

    2. Перед вами те же две точки. Представьте себе, что вы хотели бы

    выслушать мнение, точку зрения, интересную для вас информацию от родителей,

    учителей, одноклассников, друзей вне школы. Насколько вы хотели бы

    «подпустить», «приблизить» его (их) к себе? Выразите свое желание в виде

    отрезка определенной длины, проведя линию от него к себе. Для этого

    поставьте карандаш (ручку) в правую точку с указанием партнера (-ов) и, не

    спеша, проведите прямую линию в сторону точки «я», считая, что чем длиннее

    линия, тем больше вы заинтересованы в получении информации.

    Полученные результаты были обработаны и выявлены различия среди

    учащихся 11-ых классов русской средней школы №4 города Кишинева и у

    учащихся русской средней школы №14 города Кишинева.

    Проективное сочинение. « Мое свободное время».

    Такое сочинение представляет собой, вид проектных методик – учащимся

    предлагалось написать небольшое сочинение, в котором они должны были

    описать, как они проводят свое свободное от уроков время. Цель данной

    методики – анализ продуктов деятельности (сочинение и есть такой продукт) и

    самой проекции его интересов, желаний, влечений и т.д.

    При этом мы исходим из того, что, работая над сочинением в

    соответствии с предложенным нами планом, подростки должны мотивировать свое

    отношение к различным способам проведения своего свободного времени, то

    есть привести собственные мотировки своего поведения и деятельности.

    Единицей счета в содержательном анализе сочинений подростков является

    «суждение, выражающее закономерную мысль или чувство (Л. Петровская, 1991).

    Проведение этой методики позволит в определенной степени дополнить

    результаты анкетирования (продолжающее данную тему), и получить информацию

    о внеучебных интересах наших испытуемых.

    Анкета «Свободное время» (Г.Ф. Черенкова, 1990 год).

    Исследование содержательного аспекта мотивации различных форм общения

    подростков в свободное от обязательных занятий время целесообразно

    проводить при помощи специально разработанной анкеты. Вопросы направлены на

    выявление объекта, структуры и содержания свободного от обязательных

    занятий (т.е. уроков) времени подростков, а также круга их общения.

    Следует отметить, что сопоставление мотивировок подростков, полученных

    методом сочинения, с данными письменного опроса поможет выяснить отношение

    подростков к различным формам общения, что, в свою очередь, даст

    возможность более адекватно оценить особенности развития и мотивационно-

    потребностной сферы в зависимости от конкретных социальных условий

    жизнедеятельности.

    Анкета состоит из 8 вопросов. Первый вопрос позволяет выявить, чем

    занимаются ребята в свободное время в будние дни и сколько примерно (в

    часах). Второй и третий вопросы позволяют выявить, где обычно проводят свое

    свободное время учащиеся в будние и выходные дни. Четвертый вопрос

    позволяют выявить круг общения ребят. Пятый вопрос позволяют выявить, на

    сколько ребята удовлетворены тем, чем занимаются в свободное время. Шестой

    вопрос позволяют выяснить, где бы хотели учащиеся проводить свое свободное

    время. Седьмой вопрос выявляет, с кем бы ребята хотели общаться. И восьмой

    вопрос: чем бы хотели заняться ребята в свое свободное время (соотношение

    желаний и возможностей)?

    Полученные результаты в ходе проведения анкеты и соотношение их с

    данными, полученными в ходе проведения проективного сочинения, позволяют

    судить об интересах современных подростков и старших школьников с учетом

    временных и социальных условий.

    Проективное сочинение. «Современные молодежные организации».

    Проективное сочинение, представляет собой особый вид проективных

    методик для выявления необходимости у современных старшеклассников наличия

    современных молодежных организаций, которые бы удовлетворяли их интересы и

    потребности. А также, для более полной картины интересов и стремлений

    современной молодежи. Цель данной методики – анализ продуктов деятельности

    (сочинение и есть такой продукт) и самой проекции его интересов, желаний,

    стремлений и влечений.

    Проведение этой методики позволит в определенной степени дополнить

    результаты анкетирования и уже одного сочинения и получить информацию об

    интересах и потребностях наших испытуемых.

    Исследования по выбранной нами программе, проводились в 6«А» классе,

    8«А» классе, а также 11«Б» и 11«В» классах школы №14 города Кишинева. А

    также, в 8«А» классе и в 11«Б» и 11«Э» классах школы №4 города Кишинева.

    Что в свою очередь позволило провести сравнительный анализ полученных

    результатов учащихся данных школ.

    В нашем исследовании участвовало 114 учащихся школ №4 и №14 города

    Кишинева.

    2.2. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

    Так как общение в подростковом и старшем школьном возрасте является

    одним из основных видов деятельности, о чем свидетельствуют литературные

    данные (Божович Л.И. (1968), Выготский Л.С. (1984), Эльконин Д.Б. (1978),

    Кон И.С. (1989) и др.), нами была проведена анкета, по общим вопросам,

    касающимся общения в данных возрастных периодах.

    Анкета состоит из 15 вопросов, которые, в свою очередь, можно

    подразделить на 3 категории (каждая из которых, включает по 5 вопросов):

    I категория (1-5 вопросы) – посвящены общему представлению учащихся об

    общении в 6, 8 и 11-х классов (таблица 1).

    II категория (6-10 вопросы) – посвящаются выяснению, умеют ли учащиеся

    вступать в контакт и поддерживать его в тех или иных жизненных ситуациях, а

    также, трудности, связанные с этим (таблица 2).

    III категория (11-15 вопросы) – позволяют выяснить круг общения и

    предпочтения (таблица 3).

    Проанализируем полученные данные I категории вопросов, представленные

    в таблице 1.

    |№ |Варианты |Количество учащихся по классам и школам. |

    |во|ответов. | |

    |пр| | |

    |ос| | |

    |а | | |

    | | |6«А» |8«А» |11«Б» |11«В» |8«А» |11«Б» |11«Э» |

    | | |кл. |кл. |кл. |кл. |кл. |кл |кл. |

    | | |школы |школы |школы |школы |школы |школы. |школы |

    | | |№14 |№14 |№14 |№14 |№4 |№14 |№14 |

    |1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |9. |

    |1.|Да |16 |10 |11 |16 |17 |14 |13 |

    | |Нет |1 |2 |1 |1 |- |- |1 |

    | |Не очень |2 |- |1 |- |1 |- |- |

    | |Не знаю |1 |1 |1 |- |4 |1 |- |

    |2.|Друзья |14 |8 |14 |14 |15 |11 |7 |

    | |Родители |9 |5 |3 |2 |9 |7 |7 |

    | |Одноклассн|- |- |- |- |3 |2 |2 |

    | |Со всеми |3 |2 |- |- |- |2 |- |

    | |С прот. |- |2 |4 |1 |3 |2 |2 |

    | |пол. | | | | | | | |

    |3.|Узнавание |- |2 |5 |- |10 |2 |5 |

    | |новостей | | | | | | | |

    |1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |9. |

    | |Обмен |3 |- |2 |- |- |6 |3 |

    | |информац. | | | | | | | |

    | |Поддержка |7 |2 |2 |2 |- |3 |2 |

    | |отношений | | | | | | | |

    | |Получение |2 |4 |4 |5 |9 |- |2 |

    | |удовольств| | | | | | | |

    | |(развлечен| | | | | | | |

    | |) | | | | | | | |

    | |Не знаю |- |- |- |6 |- |- |- |

    |4.|Разговор |7 |4 |8 |2 |8 |2 |4 |

    | |(беседа) | | | | | | | |

    | |Передача |3 |4 |1 |7 |6 |6 |6 |

    | |информац. | | | | | | | |

    | |Узнавание |2 |- |1 |3 |- |1 |2 |

    | |друг друга| | | | | | | |

    | |Не знаю |- |3 |3 |5 |4 |- |1 |

    |5.|Да |17 |11 |13 |11 |10 |11 |14 |

    | |Нет |2 |2 |2 |4 |9 |3 |1 |

    | |Не знаю |1 |- |- |2 |2 |1 |- |

    Таблица 1. Распределение результатов, полученных по I категории вопросов.

    Анализ ответов по I категории вопросов показывает, что 53 ученика

    (школа №4) нашей выборки на вопрос: «Умеете ли вы общаться?», - отвечают

    положительно и только 10 – «нет, не знаю, не очень». 44 из 51 учащихся

    школы №4 считают, что «да», 1 – «нет», 1 – «не очень» и 5 – «не знают».

    Что касается круга общения, то на 1 –ое место все ребята поставили

    друзей (сверстников, друзей постарше), что соответствует литературным

    данным, поскольку в этом возрасте общение со сверстниками является

    доминирующем и более значимым (Л.С. Выготский); на второе место попали

    родители, а на 3 –ье – друг (подруга) противоположного пола. Что касается

    общения с родителями, то преимущественное предпочтение отдается матерям.

    В таблице 2 представлены данные, полученные по II категории вопросов.

    |№ |Варианты |Количество учащихся по классам и школам. |

    |во|ответов. | |

    |пр| | |

    |ос| | |

    |а | | |

    | | |6«А» |8«А» |11«Б» |11«В» |8«А» |11«Б» |11«Э» |

    | | |кл. |кл. |кл. |кл. |кл. |кл |кл. |

    | | |школы |школы |школы |школы |школы |школы. |школы |

    | | |№14 |№14 |№14 |№14 |№4 |№14 |№14 |

    |6.|Да |7 |12 |11 |11 |5 |9 |12 |

    | |Родители |2 |4 |- |- |7 |- |3 |

    | |Учителя |2 |- |- |- |2 |- |2 |

    | |Друзья |2 |4 |- |- |5 |- |- |

    | |Нет |6 |- |4 |6 |- |7 |2 |

    |7.|Да |18 |13 |12 |15 |18 |14 |12 |

    | |Иногда |2 |- |- |- |3 |- |1 |

    | |Нет |- |- |3 |2 |- |2 |2 |

    |8.|Да |14 |8 |4 |3 |6 |9 |9 |

    | |Не очень |4 |- |4 |1 |4 |2 |2 |

    | |Не знаю |2 |4 |6 |8 |10 |1 |2 |

    | |Нет |- |1 |- |4 |- |2 |1 |

    |9.|Я |2 |4 |2 |1 |8 |10 |2 |

    | |Собеседник|6 |6 |2 |3 |12 |7 |8 |

    | |Зависит от|2 |2 |3 |13 |2 |1 |- |

    | |ситуации | | | | | | | |

    | |Не знаю |2 |- |5 |- |- |1 |2 |

    |10|Да |17 |11 |11 |11 |17 |12 |10 |

    |. | | | | | | | | |

    | |Почти |- |- |- |3 |1 |2 |3 |

    | |Нет |3 |2 |4 |3 |4 |2 |1 |

    Таблица 2. Распределение результатов, полученных по II категории вопросов.

    Из таблицы 2 видно, что практически у всех ребят возникают проблемы в

    общении, особенно с взрослыми – родителями и учителями. Не менее проблем в

    общении со сверстниками, особенно с представителями противоположного пола.

    Неправильное построение межличностных отношений между двумя полами,

    непонимание и разочарование очень сильно беспокоят испытуемых. Почти все

    испытуемые столкнулись хоть раз с проблемой непонимания в процессе общения.

    Это связано с различными причинами: возрастными, половыми, этническими.

    Интересные результаты были получены при ответе на вопрос, «Считаете ли

    вы себя интересным собеседником?». Они представлены на диаграмме 1.

    Из диаграммы 1 мы видим, что «самыми интересными собеседниками» себя

    считают шестиклассники. Полученные нами данные не соответствуют

    литературным, касающиеся данного возраста.

    Можно полагать, что эти результаты – плохая реакция на обследование

    детей. Но возможно, что это специфика выборки, так как беседа с психологом

    показала, что в этом классе большая часть учащихся – запущенные дети с

    личностными нарушениями, связанными со сложными взаимоотношениями в семье,

    а также с дефицитом воспитания не только домашнего и школьного.

    Видимо, высокий уровень самооценки у ребят выступает как защитный

    механизм. В этом возрасте все ярче выражается желание выглядеть взрослыми и

    значимыми, как с взрослыми, так и со сверстниками. В этом возрасте,

    показывают литературные данные, на первое место выходит мотив занять

    определенное место в коллективе сверстников и поиск признания ценности

    собственной личности в глазах окружающих. А общение является лучшим

    способом достижения подобных целей.

    Что касается результатов, полученных нами в 8 –х классах, то они также

    могут быть объяснены литературными данными. В этом возрасте самооценка

    более благополучна, хотя имеет тенденцию к неустойчивости. Для этого

    возраста характерно то, что центральным становится стремление подростков к

    автономии в коллективе сверстников и поиск утверждения, как значимой

    личности в глазах сверстников. Потребность «быть значимым в глазах

    сверстников» часто приводит к тяжелым переживаниям подростков, развитию

    неуверенности в себе, отсюда и заниженный уровень самооценки.

    Противоречивые результаты, как видно из диаграммы, получены в 11 –х

    классах. Судя по литературным данным, в этом возрасте самооценка может

    иметь тенденцию к устойчивости, становится более гармоничной, снижается

    уровень тревожности.

    В старшем школьном возрасте самооценка выполняет две важные функции:

    - самопознание;

    - самозащита.

    А так же иметь положительный образ самого себя. Однако самооценка

    выпускника школы может характеризоваться и как неблагополучная, прежде

    всего, в связи с неудовлетворенностью собой. А это, прежде всего, связано с

    всплеском уровня тревожности (так как в этом возрасте ребята находятся на

    пороге новой, самостоятельной жизни), а так же от ряда социальных условий.

    Данные, полученные в 11 –х классах школы №4 можно рассматривать как

    норму, относящуюся к этому возрасту (опираясь на литературные данные), чего

    нельзя сказать о данных 11 –х классов школы №14. Как мы видим из

    диаграммы, здесь заниженный уровень самооценки, имеющий тенденцию к

    неустойчивости.

    Из беседы с учителями и школьным психологом мы можем предположить, что

    полученные нами результаты не совпадают с литературными в связи с тем, что

    на сегодняшнего подростка очень влияет семейный климат, круг его общения

    вне школы, сама школьная ситуация и, пожалуй, самая серьезная причина –

    современная социальная ситуация, которая меняет сегодняшнего подростка и

    отличает его от литературных данных и характеристик.

    Следующая III категория, позволяет выяснить, с кем подростки

    предпочитают делиться своими радостями и горестями, а так же, с кем хотят и

    любят отдыхать.

    |№ |Варианты |Количество учащихся по классам и школам. |

    |во|ответов. | |

    |пр| | |

    |ос| | |

    |а | | |

    | | |6«А» |8«А» |11«Б» |11«В» |8«А» |11«Б» |11«Э» |

    | | |кл. |кл. |кл. |кл. |кл. |кл |кл. |

    | | |школы |школы |школы |школы |школы |школы. |школы |

    | | |№14 |№14 |№14 |№14 |№4 |№14 |№14 |

    |1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |9. |

    |11|Я |6 |3 |3 |3 |9 |5 |7 |

    |. | | | | | | | | |

    | |Он |12 |6 |5 |7 |9 |6 |5 |

    | |Зависит от|1 |4 |5 |7 |2 |4 |2 |

    | |ситуации | | | | | | | |

    | |Не знаю |7 |- |1 |- |- |- |- |

    |12|Друзья вне|8 |9 |13 |13 |10 |12 |11 |

    |. |школы | | | | | | | |

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.