МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблемы общения подростков и юношей

    | |Родители |6 |- |- |1 |7 |2 |1 |

    | |Брат |3 |4 |- |- |- |- |- |

    | |(сестра) | | | | | | | |

    | |Одноклассн|6 |2 |1 |3 |9 |1 |2 |

    | |2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |9. |

    |1.| | | | | | | | |

    | |Не знаю |- |- |- |- |3 |- |- |

    |13|Друзьям |8 |9 |10 |11 |6 |8 |4 |

    |. |вне школы | | | | | | | |

    | |Родителям |3 |4 |1 |3 |11 |5 |3 |

    | |Одноклассн|2 |- |1 |9 |10 |1 |3 |

    | |Маме |8 |- |2 |2 |- |- |- |

    | |Всем |- |3 |- |- |- |- |- |

    |14|Один |9 |2 |9 |7 |6 |9 |7 |

    |. | | | | | | | | |

    | |Мама |8 |2 |1 |2 |16 |2 |3 |

    | |(кто-то из| | | | | | | |

    | |родст) | | | | | | | |

    | |Друзья вне|3 |8 |5 |6 |- |3 |3 |

    | |школы | | | | | | | |

    | |Одноклассн|- |- |1 |3 |4 |1 |- |

    |15|Друг вне |5 |10 |3 |8 |13 |13 |9 |

    |. |школы | | | | | | | |

    | |Родителям |6 |3 |1 |- |18 |8 |5 |

    | |Маме |4 |2 |1 |2 |- |- |- |

    | |Одноклассн|- |- |9 |2 |16 |8 |5 |

    | |Всем |2 |4 |2 |3 |- |- |- |

    Таблица 3. Распределение результатов, полученных к III категории вопросов.

    Полученные данные показывают, что друзья вне школы и одноклассники по-

    прежнему на первом месте (смотри таблицу 1 и 2), родители на втором, когда

    стоит вопрос «С кем поехать отдыхать?» или «Пойти к зубному». Следует

    отметить, что результаты по этой категории вопросов во всех школах

    практически совпадают. То есть, они у всех учащихся одни, в зависимости от

    возраста, как у шестиклассников, так и у одиннадцатиклассников.

    Полученные факты можно объяснить особенностями возраста. Современным

    подросткам свойственно утверждать свою независимость, самостоятельность в

    глазах взрослых. Данный возрастной период характеризуется особой

    конфликтностью учащихся с взрослыми, прежде всего с родителями и учителями.

    К тому же, сама школьная ситуация с ее особым характером отношений между

    взрослыми и детьми, с существенным значением оценочного компонента

    деятельности, создает для этого особо благоприятные условия. Следующим

    очень важным фактором выступает социальная среда. Социальные условия в наше

    время приводят к изменению личностных параметров современных подростков.

    Таким образом, несмотря на изменившиеся социальные условия, по

    предпочтительности на первом месте остаются сверстники, что соответствует

    литературным данным. На втором месте – родители, так как сложности во

    взаимоотношениях с взрослыми по-прежнему актуальны. Так же мы выясним, по

    каким причинам у испытуемых не удается общение или из-за чего происходит

    разочарование в собеседнике.

    2.3. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ ПОДРОСТКИ И СТАРШИЕ

    ШКОЛЬНИКИ ПРИ ОБЩЕНИИ.

    Для подтверждения некоторых данных в первой анкете (а так же для

    получения дополнительной информации «Из-за чего не получается общаться как

    хочется?» и «Кто в этом виноват?») мы провели анкету №2.

    Результаты, полученные нами после анализа анкеты №2 показали, что

    проблемы общения подростков с родителями и с людьми более старших поколений

    связаны с тем, что не все родители понимают, своих детей, доводя до предела

    грань извечной проблемы «отцов и детей». Из 32 одиннадцатиклассников 9

    учащихся ответили, что родители их «понимают», 13 учащихся ответили, что

    понимают их «наполовину» или «пытаются понять», а 10 учащихся ответили

    «нет». Ребята дают этому факту следующие определения: «у них устарелые

    взгляды, принципы», «не понимают, как мы одеваемся и как разговариваем», «у

    них было другое воспитание и культура», «мы живем в другое время» и т.п.

    Будет уместно вспомнить исследования С.К. Масгутовой, которые

    показали, что субъективная значимость для подростка сферы его общения со

    сверстниками значительно контрастирует с явной недооценкой этой значимости

    взрослыми.

    Таким образом, все перечисленные особенности, в основном совпадают с

    литературными данными. Но вместе с тем, в нашем исследовании были получены

    результаты, которые, видимо, можно объяснить нынешней социальной ситуацией

    в обществе.

    Почти все наши испытуемые имеют опыт неудачного общения, который

    связан не только с взрослыми, но и со сверстниками или ребятами постарше.

    Также остро эта проблема стоит и во взаимоотношениях между полами. На

    сегодняшний день почти каждая девушка имеет опыт неудачного или не

    сложившегося общения с противоположным полом. Из анкеты мы выяснили, что с

    подобными проблемами сталкиваются не только девушки, но и юноши, что также

    совпадает с литературными данными. Вместе с тем, сегодня эта проблема

    имеет свою специфику, обусловленную изменением социальной ситуации.

    Практически, каждая девушка сталкивается с грубым, аморальным поведением

    молодых людей, потреблением спиртных напитков, употреблением наркотиков,

    рукоприкладство, сексуальное домогательство.

    У юношей проблемы несколько другого плана. В анкете они отмечают, что

    общение часто не складывается потому, что большинству сверстников присущи

    такие качества, как «лживость», «жадность», «грубость»,

    «подстрекательство», «безразличие», ханжество» и т.д.

    Следует отметить, что с аналогичными проблемами молодежь сталкивалась

    всегда, но сегодня они особенно остро встают практически перед каждым

    молодым человеком.

    Полученные результаты показали, что испытуемые сталкиваются с

    проблемами в общении не только с взрослыми из-за того, что «они другого

    поколения» и «не очень понимают сегодняшнюю молодежь», но и с друзьями, на

    первый взгляд такими же ребятами, как и они сами. Но, к сожалению, сегодня

    ребята сталкиваются с социальной ситуацией нашего общества. Изменилось

    время, нравы, вкусы пристрастия и воспитание. Ребята разочаровываются в

    друзьях из-за того, что «он оказался не тем, за кого себя выдавал», «он

    лгун», «он жадный маменькин сынок», «он грубиян, невоспитанный», «он

    отвратительный тип» и т.д.

    Таким образом, проанализировав, и сравнив, результаты двух анкет, мы

    видим, что сегодняшние подростки и старшеклассники значительно отличаются

    от своих сверстников в литературных данных. Их отличает повышенная

    тревожность, настороженность, неуверенность, заниженная самооценка,

    агрессия, уход в себя и т.д.

    2.4. ВЫЯСНЕНИЕ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ, НАИБОЛЕЕ ЦЕНИМЫЕ ПОДРОСТКАМИ И

    СТАРШЕКЛССНИКАМИ.

    Следующим этапом нашего исследования было проведение методики

    «Идеальный собеседник». Цель которой была, выяснить качества личности,

    наиболее ценимые подростками и старшеклассниками.

    В нашем исследовании, в котором участвовало 105 учащихся 8 и 11

    классов (школ №4 и№14 города Кишинева) было названо 65 качеств. Мы сочли

    нужным сгруппировать названные качества в 15 блоков, и предложили учащимся

    проранжировать эти блоки (таблица 4.).

    Как видно из таблицы (смотри таблицу 4.), одни восьмиклассники на

    первое место поставили эрудицию – образованность, начитанность, знания и

    кругозор, а у других на первом месте – это воспитанность совместно с такими

    качествами личности, как культура, вежливость, интеллигентность,

    тактичность, деликатность и любезность.

    |№ |Качества личности. |Распределение ранговых мест. |

    |п/| | |

    |п | | |

    | | |8«А»|8«А»|11«Б»|11«Э|11«Б» |11«В|

    | | |кл. |кл. |кл. |» |кл |» |

    | | |школ|школ|школы|кл. |школы.|кл. |

    | | |ы №4|ы |№4 |школ|№14 |школ|

    | | | |№14 | |ы №4| |ы |

    | | | | | | | |№14 |

    |1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |

    |1.|Честность: прямота, |11 |7 |1 |0 | |9 |

    | |искренность, порядочность, | | | | | | |

    | |откровенность, | | | | | | |

    | |справедливость, | | | | | | |

    | |добросовестность, | | | | | | |

    | |правдивость, | | | | | | |

    | |принципиальность. | | | | | | |

    |2.|Доброта: душевность, |4 |6 | |8 | |6 |

    | |дружелюбие, сердечность, | | | | | | |

    | |человечность. | | | | | | |

    |1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |

    |3.|Воспитанность: культура, |2 |1 | |3 | |2 |

    | |вежливость, интеллигентность,| | | | | | |

    | |тактичность, деликатность. | | | | | | |

    |4.|Отзывчивость: чуткость, |2 |3 | |5 | |1 |

    | |внимательность, способность | | | | | | |

    | |понимать других людей, | | | | | | |

    | |проявление заботы от них. | | | | | | |

    |5.|Трудолюбие: старательность, |13 |9 |1 |4 |1 |3 |

    | |усердие, прилежность. | | | | | | |

    |6.|Скромность. |12 |8 |1 |3 |1 |4 |

    |7.|Ум: интеллект, |6 |2 | |1 | |4 |

    | |изобретательность, | | | | | | |

    | |сообразительность, | | | | | | |

    | |находчивость. | | | | | | |

    |8.|Эрудиция: образованность, |1 |4 | |2 | |3 |

    | |широкий кругозор, | | | | | | |

    | |начитанность. | | | | | | |

    |9.|Общительность: умение |7 |3 | |4 | |5 |

    | |разговаривать с людьми, | | | | | | |

    | |хороший собеседник, не | | | | | | |

    | |перебивающий и умеющий | | | | | | |

    | |слушать. | | | | | | |

    |10|Сила воли: упорство, |10 |10 | |6 | |8 |

    |. |самообладание, терпение, | | | | | | |

    | |твердость, настойчивость. | | | | | | |

    |11|Верность: доверие, |9 |6 |1 |1 |1 |0 |

    |. |преданность, дружелюбие. | | | | | | |

    |12|Общность интересов. |5 |11 |1 |1 |1 |1 |

    |. | | | | | | | |

    |13|Приятная наружность |14 |2 |1 |2 |1 |2 |

    |. |(внешность): аккуратность, | | | | | | |

    | |опрятность. | | | | | | |

    |14|Чувство юмора. |3 |3 | |7 | |3 |

    |. | | | | | | | |

    |15|Индивидуальность. |8 |5 | |9 | |7 |

    |. | | | | | | | |

    Таблица 4. Качества идеального собеседника, выбранные испытуемыми.

    У одних одиннадцатиклассников на первом месте качества личности,

    объединенные в группу с ключевым для нее словом «ум». Это также

    талантливость, изобретательность, находчивость и т.д. Для других, на первом

    месте оказалось достаточно близкое по смыслу к доброте качество личности –

    отзывчивость (чуткость, внимательность, понимание и т.д.).

    На второе место некоторые восьмиклассники поставили два качества (по

    просьбе учащихся из-за невозможности определить большую значимость одного

    из них) – отзывчивость и воспитанность. У других, на этом месте так же два

    качества – ум и приятная наружность (элегантность, опрятность и т.д.). В

    одиннадцатых классах на втором месте - эрудиция и воспитанность. На

    третьем месте в восьмых классах – чувство юмора и такие качества, как

    общительность и отзывчивость. На этом же месте в одиннадцатых классах

    следующие качества – воспитанность, эрудиция и чувство юмора. У

    восьмиклассников на четвертом месте – доброта и эрудиция. А у

    одиннадцатиклассников – общительность и ум. На пятом месте в восьмых

    классах – общность интересов и индивидуальность. В одиннадцатых –

    отзывчивость и общительность.

    На шестом месте восьмые классы поставили ум и доброту, а у

    одиннадцатых – сила воли и доброта.

    На седьмом месте в восьмых классах – общительность, скромность,

    верность, а в одиннадцатых – чувство юмора, доброта и индивидуальность.

    Настораживает то, что на последнее место и в восьмых и в одиннадцатых

    классах ребята поставили такие качества как: честность, сила воли,

    трудолюбие. Эти качества стали менее значимы для сегодняшней молодежи.

    Наряду с оценкой идеального собеседника, нами было предложено учащимся

    оценить себя, как собеседника.

    В своих самооценках учащиеся практически во всех случаях распределили

    качества так же, как описано выше. В некоторых случаях, на первое место

    ставились отзывчивость, общительность, чувство юмора, воспитанность.

    Интеллектуальные способности на 2-3 места. Последние места занимают все те

    же качества: честность, доброта, сила воли (стойкость, самообладание,

    терпение, упорство, настойчивость), трудолюбие.

    Характерная черта, отличающая учащихся восьмых классов, единообразие

    самооценок. Самооценки развитости значимых качеств личности у

    одиннадцатиклассников как бы образуют две подгруппы: первая – качества

    наиболее развитые (отзывчивость, общительность, чувство юмора,

    воспитанность); вторая – качества менее развитые – способности, эрудиция,

    интеллектуальные способности.

    Данные, полученные нами в ходе исследования в 8 –х и 11 –х классах,

    значительно отличаются от литературных, полученных в ходе исследований в 80

    –е годы учащихся (Л.И. Мнацаканян, (1993)).

    Учащиеся всех классов на первое место поставили честность и, входящую

    в это понятие подгруппу качеств, на второе – доброту и соответствующие ей

    другие достоинства. На третьем месте оказались трудолюбие вместе с такими

    качествами, как старательность, усердие, прилежность. Причем, значимость

    этих качеств постепенно повышается с возрастом.

    Четвертое, пятое и шестое место занимают, соответственно,

    отзывчивость, воспитанность (культура, вежливость) и эрудиция

    (образованность, знания, кругозор).

    Исследования Мнацаканян Л.И., позволили ей сделать следующие выводы:

    наиболее ценимы старшими школьниками такие качества личности, как доброта,

    трудолюбие, отзывчивость, а так же качества, близкие к ним по смыслу:

    прямота, искренность, порядочность, откровенность, справедливость,

    правдивость, принципиальность, дружелюбие, сердечность, человечность,

    чуткость, внимание к людям, способность понимать людей, старательность,

    усердие, прилежание.

    Последние места по значимости занимают у них приятная внешность

    (элегантность, опрятность) и скромность. С возрастом возрастает значимость

    для школьников эрудиции (образованность, начитанность) и волевые качества

    (твердость, терпеливость, упорство, настойчивость). В то же время,

    снижается ценность воспитанности, культуры, вежливости, тактичности.

    Анализ литературных данных с нашими позволяет сделать следующие

    выводы: на сегодняшний день, качества личности, ценимые старшеклассниками,

    претерпели изменения в плане значимости.

    Если в 80 –е годы, первые места занимали такие качества личности как,

    честность, доброта и трудолюбие, то сегодня, эти качества уходят на

    последние места, первые места занимают такие качества, как воспитанность,

    отзывчивость, эрудиция.

    Мы предполагаем, что такая перемена в значимости качеств личности

    может быть связана с сегодняшней социальной ситуацией, а именно изменение

    критериев, ориентиров, принятых в обществе.

    2.5. ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА.

    Следующей методикой в нашем исследовании стала методика

    «Коммуникативная дистанция» (А.Н. Андреева, М.О. Мдивани, Ю.Я. Рыжонкин).

    Данная методика помогла нам определить, на сколько испытуемые хотят

    «принимать» и «делиться информацией» со взрослыми и сверстниками. Методика

    проводилась с учащимися 11 –х классов. Нами получены следующие результаты:

    на первое место в желании высказать свое мнение, свою точку зрения, оказать

    информационное влияние оказались друзья вне школы; на 2 –ом родители; на 3

    –м одноклассники и на 4 –ом – учителя.

    Для наилучшей наглядности, полученные нами результаты, представлены

    графически на рисунке 1 (а, б). На нем вы видим процентное соотношение

    открытости (доверительности) старшеклассников по

    отношению к родителям.

    Результаты, представленные нами на рисунке 1 (а и б) показывают, на

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.