МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблемы одаренности детей младшего школьного возраста

    детей ситуация осложняется тем, что трудности, которые испытывают дети в

    установлении и поддержании хороших отношений со своими сверстниками,

    усиливается из-за их высокого умственного и речевого развития. Иными

    словами, способности одаренных детей являются своеобразным барьером,

    отделяющим их от «средних» сверстников. Нередки случаи, когда общая масса

    школьников не воспринимает неординарных сверстников, изгоняет их из своих

    рядов, навешивая обидные ярлыки. Начинают активно отторгать от себя такого

    ученика, стараются поставить его в неловкое положении. А тот, что бы не

    оказаться отверженным, стремится быть «как все»: избегает обнаруживать себя

    самым знающим или, тем более, самым старательным, уходит в себя,

    замыкается.

    Очень часто источником своих проблем являются сами одаренные дети. Ни

    для кого не секрет, как бывают сложны отношения между одаренными детьми и

    их сверстниками. Правда, в большинстве источников они описываются в

    основном в одной плоскости: успехи одаренных детей – предмет зависти их

    сверстников и долговременно основание для высокомерного отношения и

    зазнайства со стороны этих детей. Считается, что отсюда и протекают

    конфликты и проблемы. Немало дополнительных переживаний достается на долю

    одаренного ребенка, если ему не почему-то не даются физкультура, занятия по

    труду. И другие ученики здесь могут быть не лучше, но они не привлекают к

    себе такого пристального внимания. А физическая неумелость, робость у

    ученика, далеко опережающего других в умственном отношении, непременно

    становятся поводом для насмешек, издевок. Трения с товарищами бывают

    вызваны и тем, во что играют дети: юные интеллектуалы тянутся к различным

    словесным играм, к шахматам в те годы, когда их сверстники – по

    преимуществу к подвижным и более веселым играм.

    Уровень интеллектуального развития позволяет одаренным детям

    анализировать собственно поведение, но в силу нормального возрастного

    эгоцентризма они нуждаются в помощи взрослых. Для одаренных детей

    характерна довольно стандартная совместимость поведенческих моделей,

    поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками. В этой связи учителя

    одаренных детей часто отмечают их стремление прерывать собеседника,

    поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих

    в предмет насмешек.

    Причина стремления таких детей прервать собеседника кроется в том, что

    они уже в курсе того, о чем говорится, и готовы завершить мысль собеседника

    за него, предлагая свой ответ, хотя собеседник еще не готов его воспринять.

    Такие дети схватывают мысль на лету, даже если им сообщается что-то

    новое, и стремятся продемонстрировать свое понимание. Такой «перебивающий»,

    преждевременный ответ является отражением стандартной скорости восприятия

    собеседников.

    В каждом таком случае ребенок, очевидно, полагает, что и все другие

    слушатели, участвующие в данной беседе, воспринимают и обрабатывают

    информацию с такой же скоростью. Здесь ребенку не хватает терпения, которое

    имеет место не только в общении со сверстниками, но и на уроках в школе, в

    общении со взрослыми.

    Еще одна форма неумения слушать также встречается довольно часто.

    Например, когда кто-то в компании рассказывает анекдот, а одаренный

    ребенок, не дождавшись, пока рассказчик закончит, вдруг выдает всю соль -

    не потому, что анекдот этот уже слышал, а потому, что уже понял шутку и она

    кажется ему смешной. Вряд ли такое понравится тому, кто рассказывал

    анекдот, да и другим тоже. Изменить такое поведение трудно именно в силу

    его спонтанности. Результатом может явиться потеря друзей. Здесь должны

    вмешаться взрослые, которые должны привить ребенку привычку контролировать

    себя. Тогда он сможет сдерживать себя и не портить общего веселья.

    Еще один негативный эпитет, который присваивается одаренным детям –

    это «всезнайка». Сверстникам кажется, что этот «умник» непременно хочет

    выделиться на их фоне, поэтому его примечательные или остроумные замечания

    игнорируются. Здесь вырисовывается весьма четкая причинно-следственная

    связь. Всем детям присуща сильная потребность в признании, общности с

    коллективом. Услышав чей-нибудь взволнованный и интересный рассказ,

    одаренный ребенок в своем стремлении быть вместе со всеми часто хочет

    поделиться чем-то похожим из своего собственного опыта. И что получается?

    Его рассказ оказывается интереснее, живее, ярче, так как он обладает лучшей

    памятью, более живым воображением, богатым словарным запасом и острым

    чувством юмора. Первый рассказчик уходит в как бы тень, считая, что второй

    имел единственную цель – продемонстрировать свое превосходство.

    В результате одаренный ребенок наталкивается на отчуждение. Он не

    понимает негативной реакции на свой поступок, который, по его мнению,

    должен был показать общность, а отнюдь не превосходство. Такой ребенок

    гораздо более преуспел в речевом развитии, нежели в искусстве общения.

    Также причиной отсутствия взаимопонимания служат издевка, высмеивание

    окружающих.

    Одаренные дети стремятся сделать больно в ответ, используя разящее

    оружие двух видов – богатый языковой запас и острое восприятие уязвимых

    сторон друзей или членов семьи. В силу этого их ответные выпады часто более

    болезненны, нежели то, что их спровоцировало.

    Одаренный ребенок знает, что физическое возмездие не поощряется, что

    его интеллектуальные способности значительно опережают физические, и в

    качестве своего оружия выбирает слово.

    Это своеобразная демонстрация силы, выражающаяся в насмешках,

    издевках, безжалостном сарказме по отношению к другим детям.

    Так, учитывая все выше перечисленное, можно сделать вывод, что

    отсутствие хороших, здоровых отношений между одаренными детьми и их

    сверстниками не безосновательны, где виноваты сами одаренные дети.

    Помочь ребенку обрести нормальное самовосприятие и изменить ту или

    иную нежелательную модель полведения должны родители.

    А может быть наоборот.

    Учитывая все выше перечисленное можно сделать вывод, что каждый в

    данных отношениях имеет неприятные ощущения, независимо от того какую

    позицию они занимают. Но этого всего можно было или ложно избежать. О том

    каким способом и с помощью чего пойдет речь дальше.

    Так как одаренные дети имеют более высокий уровень умственного

    интеллектуального развития, в следствие которого у них возникают

    определенные трудности, которые связаны с их особыми потребностями

    одаренных детей: они могут быстрее и глубже усваивать материал, чем

    большинство их сверстников; они также нуждаются в несколько иных методах

    преподавания.

    Одним из способов решения этих проблем может быть обогащение и

    ускорение.

    В условиях обычной школы ускорение принимает форму более раннего

    поступления ребенка в первый класс и последующего «перепрыгивания» через

    классы.

    Ускорение имеет как положительные, так и отрицательные черты. С одной

    стороны, одаренный ребенок получает адекватную своим способностям нагрузку

    и избавляется от утомительной скуки медленного продвижения по материалу,

    необходимого его менее развитым сверстникам. С дугой стороны, однако,

    большие нагрузки и не соответствующая возрасту социальная ситуация иногда

    оказывается слишком трудными для рано развившегося ребенка.

    Другой метод поддержки обучения одаренных детей – обогащение – чаще

    всего в нашей стране принимает форму дополнительных занятий в разнообразных

    кружках (по математике, физике, моделированию и т.д.), секциях, школах

    специальных дисциплин (музыки, рисования и т.д.). В этих кружках обычно

    есть возможность индивидуального подхода к ребенку и работы на достаточно

    сложном уровне, не позволяющем скучать. Таким образом, создается

    достаточная мотивация и хорошие условия для прогресса одаренного ребенка.

    Проблема здесь заключается в том, что ребенок, посещающий кружок (или

    кружки), продолжает заниматься по общеобразовательным предметам по той

    схеме, которая не соответствует особенностям его интеллекта.

    Более систематический и теоретически обоснованный метод обогащения

    разработан известным специалистом в области психологии одаренности Дж.

    Рензулли. Этот метод предполагает три уровня. Первый уровень включает

    занятия по общему ознакомлению с широкими, порой мировоззренческими темами,

    выходящими за рамки обычной школьной программы. Задача работы в рамках

    первого уровня, охватывающей всех, а не только особо одаренных детей,

    заключается в том, чтобы помочь ученикам найти интересующую их область

    занятий. Второй уровень направлен на развитие когнитивных и эмоциональных

    процессов. Особенностью метода Резнули является попытка совместить

    когнитивное обучение с интересами ребенка, проявившимися на основе занятий

    первого уровня. Два первых уровня рассчитаны на всех детей, но в ходе этих

    занятий из общего числа выделяются те, кто может считаться особенно

    одаренным в каких-то областях. Эти дети допускаются к третьему, наиболее

    высокому в системе Резнули уровню обогащения. Работа в рамках этого

    третьего уровня предполагает самостоятельные индивидуальные исследования

    ученика в той области, которая представляет для него наибольший интерес,

    тем самым ребенок получает опыт собственно творческой работы: не просто

    усвоения накопленного людьми знания, но производства своего продукта.

    Система Резнули включает, таким образом, не просто методы интеллектуального

    обогащения учеников, но и методы выявления наиболее одаренных из них на

    основании самого учебного процесса, а не психологических тестов. Тем самым

    обеспечивается определенная «демократичность» работы, подчеркиваемая и тем

    обстоятельством, что два из трех ее уровней предоставляются всем ученикам,

    а не только избранным. Кроме того, три уровня позволяют включить перед

    самостоятельной работой очень важный момент формирования интересов.

    Второй способ – специальные школы для одаренных детей: лицеи,

    гимназии. В наши дни эти виды учебных заведений пользуются большой

    популярностью.

    Что же – не плохое решение проблемы, тем более деятельность таких

    учреждений основана на ряде научных принципов.

    Найти точку роста. Для успешной работы с одаренным ребенком школа

    обязана найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее,

    почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Тогда и только

    тогда у ученика появится интерес, разовьется мотивация, что является

    необходимым условием успеха.

    Выявление индивидуальных особенностей. Одаренность ее лежит на

    поверхности, она может быть незаметна для «невооруженного глаза».

    Занятия по индивидуальному расписанию. Цель поддержания ребенка в его

    точках роста предполагает возможность индивидуальной скорости продвижения

    по различным дисциплинам. Ребенок должен иметь возможность заниматься

    математикой, родным или иностранным языком и т.д. не со своими

    сверстниками, а с теми детьми, с кем он находится на одном уровне знаний и

    умений.

    Малые размеры учебных групп. Желательно, чтобы учебные группы не

    превышали 10 человек. Только в это случае можно достичь подлинно

    индивидуального подхода и обеспечить индивидуальное расписание ученикам.

    Специальная помощь. Условием успешной педагогики одаренности является

    оказание помощи при этих расстройствах. Помощь предполагает как

    индивидуальные занятия со специалистами, так и специальные средства на

    занятиях.

    Воспитание лидерских качеств. Творческая активность характеризуется

    умением самостоятельно, без оглядки на других выбирать сферу своей

    деятельности и двигаться вперед.

    Учебные программы, открывающие простор для творчества. Программы для

    одаренных детей должны открывать возможности для самостоятельной работы и

    рассмотрения сложных мировоззренческих проблем.

    Организация занятий по типу «свободного класса». Этот тип занятий,

    допустимый при небольших размерах учебных групп, предполагает возможность

    перемещения учеников по классу во время занятий, образования групп, занятых

    различными вопросами, и относительно свободный выбор работ детьми.

    Стиль учителя – совместное творчество с учениками. Учитель в работе с

    одаренными детьми должен стремиться не столько к тому, чтобы передать

    определенную совокупность знаний, сколько помочь ученикам делать

    самостоятельные выводы и открытия. Такой подход связан и с тем, что учитель

    не устанавливает однозначных оценок правильности, эталона правильного

    ответа. Ученики сами спорят друг с другом и оценивают разные возможности

    ответов.

    Подбор учителей. Подбор учителей должен основываться не только на их

    компетентности и умении находить подход к ученикам. Следовательно, подбор

    учителей должен учитывать и фактор личной творческости, яркости кандидата.

    Работа с родителями. Родителям должна предоставляться небанальная

    информация об их детях, их сильных и слабых сторонах и перспективах

    развития.

    Формирование корректных отношений между учениками. Установка на

    лидерство и на соревнование не должна переходить в агрессивные формы

    поведения учеников. Решительное табу должно быть наложено на любую

    вербальную ли физическую агрессию.

    Индивидуальная психологическая помощь. Даже при самой рациональной

    организации учебного процесса нельзя исключить возникновение личностных

    проблем у одаренных учащихся. В этом случае им должна быть оказана помощь

    профессиональным психологом.

    Нетрудно видеть, что изложенные принципы образуют своего рода

    программу-максимум, осуществить которую в полном объеме непросто. Однако

    опыт их применения показывает их большой развивающий эффект. Позитивные

    результаты могут быть достигнуты уже при частичной реализации этих

    принципов.

    Третий способ – библиотерапия – лечение книгой. Давно признано, что

    книги являются ценным и эффективным средством помощи детям и взрослым в

    решении личностных проблем, а также проблем, связанных с учебой; средством

    развития умений, необходимых для достижения успеха в жизни. Их благотворное

    влияние объясняется тем, что при надлежащем использовании они могут

    изменять ценностные ориентации, способы толковании жизненных событий и

    межличностных отношений.

    Библиотерапия особенно эффективна при работе с одаренными благодаря

    тому, что: 1) они рано начинают читать и интересуются книгами; 2) книги

    предоставляют возможность общаться с талантливыми людьми всех времен

    народов, прошедшими и преодолевшими подобные проблемы. В романах и пьесах,

    биографиях и автобиографиях, поэмах и дневниках одаренный ребенок может

    найти ключи лучшему пониманию того, что происходит с ним и с миром. Через

    отождествление себя с героями, сталкивающимися со знакомыми конфликтами,

    мучающимися теми же вопросами, одаренные находят пути разрешения своих

    проблем.

    Библиотерапию в классе можно использовать в зависимости от

    потребностей класса и/или отдельных учащихся. Например, это может быть

    проблема всего класса – скука на каких-то уроках из-за учебной программы,

    не учитывающей особенности конкретной аудитории; проблема отдельной ученицы

    или ученика – например, трудности взаимоотношений с одноклассниками;

    личностные трудности – например, в развитии положительного самовосприятия.

    Успешная библиотерапия требует: 1) прочтения специально подобранной книги,

    отражающей в той или иной мере аналогичную проблему; 2) последующего

    обсуждения прочитанного. Чтение книги без обсуждения может не привести к

    желаемому результату. Важно, что бы одаренный ребенок принял участие в

    обсуждении прочитанного, имел возможность высказаться. В зависимости от

    проблемы обсуждение может быть проведено во всем классе, в малых группах,

    только с одним человеком. В дополнение к обсуждению, основываясь на книге,

    можно использовать ролевые игры, драматизацию, поиск новых вариантов

    решения проблем.

    Библиотерапия не может решить всех проблем, с которыми встречаются

    одаренные дети, однако при хорошей организации она предлагает широкие

    возможности для решения многих существующих трудностей и предотвращения

    будущих.

    Глава 2. Исследования одаренности детей младшего школьного возраста.

    2.1 Методы, организация исследования.

    Методы.

    Существует много способов проведения исследований, но в силу

    диагностики такие традиционные методы, как беседы, вопросники, оказываются

    неэффективными. Поскольку дети этого возраста испытывают трудности

    связанные с недостаточным умением осознавать, анализировать, выражать

    словами свои проблемы. Здесь необходимо установление длительного

    доверительного контакта, в ходе которого становится возможным свободное,

    откровенное обсуждение конкретных переживаний ребенка. Таким образом, не

    имея необходимых условий для продолжительного контакта, мне пришлось

    использовать графические методы исследования. Что в свою очередь дало

    хорошие результаты. Итак, проведены следующие исследования.

    Изучение гибкости построения графического образа.

    В основе этого метода лежит способность строить различные изображения

    на основе одного и того же повторяющегося графического контура. Данный тест

    был в 1962 году предложен американским психологом Е. П. Торрансом. Для

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.