МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблемы профессионально-психологической компетентности и профессионально-личностного роста

    Проблемы профессионально-психологической компетентности и профессионально-личностного роста

    Проблемы профессионально-психологической компетентности и профессионально-

    личностного роста.

    Качество образования, как известно, во многом определяется

    компетентностью и уровнем профессиональной деятельности учителя. На

    сегодняшний день современные проблемы высшего профессионального образования

    находятся не только в плоскости экономической политики государства, но и в

    необходимости нормативно-правовой обеспеченности социально адекватной

    образовательной деятельности.

    Понятие «компетентность» применительно к характеристике уровня

    профессиональной подготовки используется относительно недавно. В. И. Даль

    под компетентностью понимает полноправность и использует её в основном в

    юридической сфере: «Компетентный судья, кто может и вправе судить о ком, о

    чём или кого-либо… судья полноправный». Компетентность и компетенция

    составляют у В. И. Даля единое понятие. В современном понимании компетенция

    рассматривается в следующих 2-х аспектах:

    . обладающий компетенцией;

    . обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо.

    Содержание понятия «компетентный» также выражается в 2-х аспектах:

    . обладающий компетентностью, правомочный;

    . знающий, сведущий в определённой области.

    Из этого следует, что компетентность и компетенция являются

    взаимодополняемыми и взаимообуславливаемыми понятиями. Компетентный

    человек, не обладающий правомочиями (компетенцией), не сможет в полной

    мере и в социально значимых аспектах её реализовать. На этой основе у

    специалиста развиваются предпосылки к возникновению ролевого конфликта,

    который весьма разрушительно воздействует на самого человека и создаёт

    конфликтные ситуации в группе и коллективе. Ещё более асоциальна

    деятельность компетентного человека, обладающего компетентностью

    (правомочиями). В этой связи компетентность обучаемых является основным

    качественным показателем образовательного процесса в ВУЗе и, следовательно,

    её достижение можно считать педагогической целью.

    В. С. Безрукова под компетентностью понимает «владение знаниями и

    умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения,

    оценки, мнения».

    Э. Ф. Эсер и О. Н. Шахматова под профессиональной компетенцией

    подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также

    способы выполнения профессиональной деятельности.

    В словаре практического психолога социально-психологическая

    компетентность определяется как «способность индивида эффективно

    взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений».

    Компетентность формируется в ходе освоения человеком систем общения и

    включения в совместную деятельность. В состав соц.-псих. компетентности

    входят следующие компоненты – умение ориентироваться в социальных

    ситуациях, умение правильно определять личностные особенности и

    эмоциональные состояния других людей, умение выбирать адекватные способы

    общения с людьми и реализовывать их в процессе взаимодействия, умение

    поставить себя на место другого. Ключевым компонентом компетенции являются

    умения.

    Компетентность – это уровень умений личности, отражающий степень

    соответствия определённой компетенции и позволяющий действовать

    конструктивно в изменяющихся социальных условиях.

    Профессиональная компетентность специалиста должна состоять из таких

    компонентов, как духовно-нравственного, познавательно-творческого,

    институционального, коммуникативного.

    Морально-нравственный компонент профессиональной компетентности

    Моральные категории:

    1. категория собственного морального сознания (моральный принцип,

    моральная норма, этическая категория, моральное убеждение,

    нравственная цель, моральный выбор и т. д.);

    2. нравственные отношения (нравственное взаимодействие, нравственный

    конфликт, моральный авторитет, моральная репутация и др.);

    3. категории моральной практики или функционально-поведенческие. В

    них находит выражение процесс реализации личностью тех или иных

    нравственных качеств на практике, в обыденном, повседневном

    поведении (моральный-аморальный поступок, моральное воздаяние,

    моральные последствия и санкции).

    Анализируя причины возникновения нравственной деформации, Г. В. Дубов

    разделяет их на внутренние и внешние. К внутренним причинам нравственной

    деформации относятся следующие: негативный пример руководства;

    перегруженность работой; наличие «потолка» (предельного звания по

    должности); низкая нравственная воспитанность коллектива; низкая правовая

    культура коллектива;

    правовой нигилизм; низкий уровень воспитательной работы; негативное

    «воспитательное» воздействие преступной среды; негативное воздействие

    семьи; изолированность; ограниченность общения с культурной средой;

    определённая «кастовость» органов; неудовлетворённость материальной оплатой

    и другими формами материального стимулирования труда; неудовлетворённость

    условиями труда»; несоответствие уровня квалификации занимаемой должности;

    конспиративность служебной деятельности (отсутствие общественного

    контроля).

    К внешним причинам нравственной деформации Г. В. Дубов относит:

    соц. нестабильность, кризис социальных, идейных и нравственных идеалов,

    коррумпированность чиновников, сотрудников управленческого аппарата,

    правовой беспредел в обществе, война законов, расхождение в толковании

    законов, неисполнение законов, низкая социально-правовая защищённость

    сотрудников правоохранительных органов в СМИ и в произведениях литературы и

    искусства, выполнение сотрудниками органов несвойственных им функций.

    В современной педагогической науке и практике имеется значительное

    количество подходов к духовно-нравственному воспитанию. В настоящее время

    педагог для достижения профессиональной компетентности должен:

    1. уметь рефлексировать личностную аксеологическую систему;

    2. уметь диагностировать систему ценностных ориентиров группы и

    вырабатывать индивидуальную траекторию духовно-нравственного

    поведения;

    3. уметь анализировать общекультурную и профессиональную

    составляющие социальной среды;

    4. уметь проводить морально-правовую оценку событиям и влияниям

    социальной действительности.

    Познавательно-творческий компонент профессиональной компетентности.

    Должен отражать уровень умений в получении знаний и степень развития

    автодидактических способностей обучающихся. Динамизм происходящих социально-

    экономических процессов выводит на первый план не самообразование, как

    способ получения знаний, а автодидактику, как составляющую миропонимания

    человека: «я учусь, потому что не могу не учиться».

    Вопросам развития творчества в процессе профессиональной подготовки

    посвящено большое количество педагогических и психологических исследований.

    К. А. Абулыхонова, Н. В. Васина, Л. Т. Лаптев, В. А. Сластёнин считают

    существенными признаками профессионального творчества следующее:

    . использование нестандартных, оригинальных, оптимальных,

    рациональных проёмов, приёмов, средств и т. п. и их сочетание;

    . направленность, нацеленность, сосредоточенность субъекта

    профессиональной деятельности на поиск нового способа, приёма

    решения возникающих творческих спец. задач и их реализацию в

    профессиональной деятельности и т. д..

    Критерии профессионального творчества:

    . философские (мировоззренческая позиция, творческое

    профессиональное познание);

    . психолого-педагогические (содержание и уровень мотивации,

    профессиональная направленность личности на творчество, соц.

    установка личности, особенности самооценки в системе отношений её

    к различным сторонам деятельности, уровень развития творческого

    профессионального мышления, воображения и способностей к

    классификации и систематизации, уровень подготовленности к

    профессиональной деятельности, уровень умений использовать методы

    творческого мышления в процессе профессиональной деятельности);

    . аксиологические (стремление к творческому профессионализму,

    саморазвитие и самосовершенствование, профессионально-нравственная

    активность).

    Коммуникативный компонент профессиональной компетентности.

    Педагог должен уметь:

    1. вести вербальный и невербальный обмен информацией, проводить

    диагностирование личностных свойств и качеств собеседника;

    2. вырабатывать стратегию, технику и тактику взаимодействия с людьми,

    организовывать их совместную деятельность для достижения

    определённых социально-значимых целей;

    3. идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам

    воспринимается партнёром по общению и эмпатийно относится к нему.

    Понятия и факторы, определяющие соц.-психологическую компетентность

    личности.

    Компетентность означает доскональные знания в какой-либо области.

    Компетентный человек – это знающий, хорошо осведомлённый о чём-либо

    человек, т. е. компетентность, как правило, связывают с квалификацией

    специалиста, имеющего исчерпывающие знания о какой-либо профессиональной

    области.

    Соц.-психологическая компетентность личности представляет собой

    специальные знания об обществе, о политике, экономике, культуре и т. д.

    Иными словами, соц.-псих. компетентность по своему содержанию напоминает

    то, что в своё время называлось мировоззрением. Она позволяет личности

    ориентироваться в любой соц. ситуации, принимать верные решения и достигать

    поставленных целей.

    Антиподом соц.-псих. компетентности является некомпетентность,

    неграмотность, невежество, суеверие, мистика, оторванная от жизни фантазия.

    Соц.-псих. компетентность складывается из коммуникативной, перцентивной

    (когнитивной) компетентности и знаний в области взаимодействия, поведения.

    Коммуникативная компетентность (Л. А. Петровская) имеет двоякий смысл –

    это и эмпаническое свойство (сопереживание), и знания о способах ориентации

    в различных ситуациях, свободном владении вербальными и невербальными

    средствами общения.

    Перцинтивная компетентность означает степень соответствия

    сформировавшихся картин мира, стереотипов, образов научным картинам мира.

    Компетентность в области взаимодействия сводится к знаниям о природе

    социальных влияний.

    Особое значение для соц.-псих. компетентности имеет эмпатия,

    оказывающая влияние на когнитивную сферу, глубину проникновения в ситуацию,

    идентификацию. При этом соц.-псих. компетентность проявляется на разных

    уровнях: макроуровне (политика, деятельность верхних эшелонов власти);

    среднем уровне (соц. институты и общности) ; микроуровне (межличностное

    общение).

    Соц.-псих. компетентность делится на 2 вида:

    1) Житейская соц.-псих. компетентность – результат социализации, т. е.

    адаптации к конкретным условиям. Быть на высоте в вопросах общения,

    познания заставляет жизнь. Соц.-псих. компетентность в нормальном обществе

    выгодна, потому как ценятся улыбка, вежливая манера общения, культура

    общения. В основе этой компетентности лежат бытовые картины мира,

    стереотипы, худ. образы, многолетние наблюдения, народный опыт, знания в

    той или иной области. Её называют народной мудростью, которая получила своё

    выражение в мифологии, фольклоре, пословицах, поговорках, традициях,

    событиях, укладе жизни, наблюдениях в виде примет, т. е. в менталитете.

    Нередко на соц.-псих. компетентность оказывают влияние предрассудки

    (суеверия), особые психологические способности, на которых спекулируют

    разного рода шарлатаны (чревовещатели, предсказатели судеб, ясновидцы).

    Современная соц.-псих. компетентность связана с необходимостью

    адаптации к рыночным отношениям.

    Житейская соц.-псих. компетентность проявляется в различных сферах:

    семейной (в виде своеобразной науки «ладить»), услуг (круга связей), в

    общественных местах (транспорт, дискотеки, стадионы, клубы, театры), в

    межнациональных отношениях и т. д. Однако в названных сферах часто

    наблюдаются антиподы соц.-псих. компетентности. Так, в сфере услуг

    вежливость и внимание проявляются только по отношению к «нужным» людям, а

    ко всем остальным – равнодушие, в общественных местах вместо

    доброжелательности –агрессия, беспардонность, почтительность – только по

    отношению к начальству, а по отношению к остальным – хамство.

    2) Профессиональная соц.-псих. компетентность складывается из научных

    картин мира и знаний в области общения.

    Рассматривая соц.-псих. компетентность, нельзя не сказать о кастовой и

    профессионально-преступной компетентности. Первая представляет собой знания

    специфической системы общения в замкнутых общностях: политическая элита,

    аристократические круги, масонские ложи. Здесь используется свой язык,

    основанный на особых нормах, понятных узкому кругу лиц. Вторая говорит о

    наличии знаний, используемых преступниками для совершения противоправных

    действий. В этой связи следует отметить т. н. соц.-псих. компетентность

    мошенников. Представители этой преступной квалификации обладают знаниями и

    способностями «работать» на доверии, т. е. входить в доверие к людям и

    совершать кражи и афёры.

    Соц.-псих. компетентность связана с этическими проблемами, т. к.

    базируется на доскональных знаниях о технике овладения «ролевыми масками»,

    позволяющими личности скрывать истинное лицо, вести двойной образ жизни,

    хитроумною игру, заниматься интригами, даже перейти на нелегальное

    положение. В одних случаях это оправдано необходимостью выполнения

    служебных функций (деятельность дипломатов, сотрудников спецслужб,

    актёров); в др. – ситуациями, которые отрицают прямолинейность и требуют

    «святой лжи».

    Соц.-псих. компетентность определяется следующими факторами:

    1. индивидуальными особенностями ( большую роль при этом играет тип

    личности, в частности, является ли она интро- или экстравертной,

    аутичной или неаутичной, а также её интеллект);

    2. психологическими состояниями (астеническое и атеническое) и

    типичными настроениями;

    3. эффективностью социализации;

    4. влияние культурных различий;

    5. специальной соц.-псих. подготовкой.

    Когнитивная сложность личности оказывает существенное влияние на соц.-

    псих. компетентность. Имеются когнитивно простые и когнитивно сложные люди.

    В основе когнитивной простоты лежит одномерное восприятие мира: или в

    чёрном, или в белом свете без полутонов и оттенков. Когнитивно простая

    личность подразделяет людей на «своих» и «чужих»: кто не с нами, тот против

    нас. Когнитивно сложная личность воспринимает мир во всём его многообразии

    и положительно влияет на соц.-псих. компетентность.

    Социально-психологическая компетентность как ведущее свойство

    профессионала.

    Соц.-псих. компетентность следует отличать от психологической

    готовности и профессионального мастерства. Природа соц.-псих.

    компетентности состоит из соответствующих знаний, представлений и

    стереотипов. Психологическая готовность к мастерству включает в себя не

    только знания, но и умения, и навыки, и др. компоненты. Соц.-псих

    компетентность сводится к знаниям, но это не значит, что она не играет

    никакой практической роли в профессиональной деятельности.

    Соц.-псих. компетентность имеет самое прямое отношение к теории «Я –

    концепции». Различают как психофизиологическое и психическое, так и

    социально-психологическое «Я». К наиболее известным теориям соц.-псих. «Я»

    относятся теории зеркального «Я», соц. сравнения и самовосприятия.

    Складываясь из отражения социальных оценок (мнений др. людей), соц.-псих.

    «Я» регулирует поведение и деятельность личности. Иначе говоря, известная

    схема «внешнее преломляется через внутреннее» означает формирование

    когнитивной сферы личности в результате внешнего воздействия и затем

    указывает на её роль в регулировании поведения и деятельности.

    Сформировавшаяся под внешним воздействием когнитивная сфера (картины мира,

    образы) приобретает самостоятельное значение и выступает в качестве

    регулятора. Внутренний образ зависит не только от соответствия научным

    картинам мира, но и от ущербности, психотравмированности «Я» в процессе

    социализации.

    Самооценка и самоуважение – наиболее важные регулятивные функции «Я».

    Следовательно, то, как человек рассматривает самого себя, должно быть

    отражением того, что, по его мнению, думают о нём другие, хотя совершенно

    не обязательно, чтобы они действительно так думали.

    Соц.-псих. компетентность предотвращает деформирование «Я» и поэтому

    положительно воздействует на адекватность картины мира, самооценку,

    регуляцию профессиональной деятельности личности. Чем выше соц.-псих.

    неграмотность, тем выше вероятность деформирования «Я» со всеми вытекающими

    последствиями.

    Профессиональная «я-концепция» содержит представления личности,

    организует процесс её познания и взаимодействия, т. е. влияет на соц.-псих.

    компетентность субъекта.

    Школьный психолог.

    Какую же помощь ждут учителя и учащиеся, и их родители от психолога?

    …Администрация школы и учителя: психолог может им помочь в выявлении

    причин неуспеваемости и недисциплинированности отдельных учащихся, в

    составлении программ работы с «трудными» классами, прежде всего с

    подростковыми, в определении уровня подготовленности к обучению в школе

    детей при наборе в 1 класс. Они хотели бы помощи в выборе средств и методов

    работы с детьми их неблагополучных семей, в преодолении конфликтов

    отдельных учащихся с родителями, в налаживании взаимодействия между школой

    и семьёй, в организации продлённого дня с средних классов школы, в развитии

    ответственности учащихся, их интереса к учебной и иной деятельности и др.

    Начинающие учителя хотели бы, чтобы психолог помог им приобрести

    профессиональные умения и навыки, сформировать личностные качества,

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.