МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Профессиограмма учителя иностранного языка

    Профессиограмма учителя иностранного языка

    Содержание:

    1.

    Введение????????????????????????????????????????????????????????????????????

    ???3

    2.Теоретическая часть

    2.1. Характеристика педагогических функций

    и методических умений?????????????????????????????????????????????????????4

    2.2. Характеристика педагогических функций

    и методических умений?????????????????????????????????????????????????????8

    2.3.

    Вывод???????????????????????????????????????????????????????????????????????

    10

    3.

    Заключение??????????????????????????????????????????????????????????????????

    12

    4.

    Приложение?????????????????????????????????????????????????????????????????1

    3

    . схема1

    . схема2

    . схема3

    5. Список использованных источников??????????????????????????????16

    1.Введение

    Педагог – мастер, зная особенности своей личности и поведения,

    направляет их на целесообразность решения педагогических задач.

    А.С.Макаренко утверждал: «Нет фокусов в педагогике». Но как тогда

    объяснить, что в ситуациях учебно-воспитательного процесса один учитель

    достигает нужного результата, а другой – нет?

    Искусство воспитательной деятельности зависит от меры владения

    педагогической техникой: так в ситуации назревающего конфликта учитель с

    помощью интонации в голосе, мимической маски, позы может устранить пик

    враждебных отношений.

    Проблема совершенствования образования, повышение его качества

    существует уже давно. Важным условием для её решения является создание

    профессиограммы учителя общеобразовательной, и профессиональной школы,

    документа, устанавливающего основные функции его педагогической

    деятельности, а также требования к знаниям, навыкам, умениям и личностным

    качествам учителя, необходимым для осуществления этих функций с учётом

    специфики учебного предмета.

    Профессиограмма – это идеальная модель учителя, преподавателя,

    классного руководителя, педагога. Это образец, эталон, в котором

    представлены основные качества личности, которыми должен обладать учитель;

    знания, умения, навыки для выполнения функции учителя. Профессиограмма

    учителя – документ, в котором дана полная квалификационная характеристика

    учителя с позиции требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и

    навыкам, его личности, способностям, психофизиологических возможностям и

    уровню подготовки.

    Профессиограмма учителя иностранного языка содержит не только общее,

    что типично для педагогической профессии вообще, но и то особенное, что

    характерно только для деятельности учителя иностранного языка. Она содержит

    характеристику основных педагогических функций учителя иностранного языка,

    его личностных качеств, общепедагогических и профессионально- методических

    умений, обеспечивающих реализацию этих функций.

    У студентов педагогических вузов, в период обучения в университете

    формируются лишь основы профессионально значимых умений. Дальнейшее

    развитие должно происходить в их самостоятельной работе в школе.

    2.1.Характеристика педагогических функций и методических умений.

    Профессиональной деятельности учителя любого предмета свойственны

    следующие функции:

    . развивающая;

    . воспитывающая;

    . коммуникативная;

    . гностическая;

    . конструктивно-планирующая;

    . организаторская.

    Так как основной целью обучения иностранному языку в средней

    общеобразовательной и профессиональной школе является овладение учащимися

    иностранным языком, то коммуникативно-обучающая функция педагогической

    деятельности учителя иностранного языка является ведущей, основополагающей,

    она определяет содержание в значительной мере всех других функций.

    Соотношение функций представлено в схеме (см. схема 1).

    Успешное выполнение педагогических функций предполагает владение

    соответствующей им системой общепедагогических и методических умений и

    необходимым объемом знаний.

    Следует помнить, что в профессиограмме обозначены лишь самые важные

    умения, составляющие основу педагогического мастерства, приобретаемого в

    процессе самообразования и совершенствования личного педагогического опыта.

    Важно уметь повышать своё педагогическое мастерство путём систематического

    пополнения своих знаний и применения их в своей работе.

    Перечисленные функции в профессиональной деятельности учителя можно

    разделить на две группы: на группу целеполагающих и операционно-структурных

    функций.

    Целеполагающие функции.

    Исследователи, занимающиеся функциональной структуры педагогической

    деятельности учителя, отмечают ведущую роль коммуникативно-обучающей

    функции и выделяют в ней информационно-ориентирующий, мотивационно-

    стимулирующий и контрольно-коррегирующий компоненты (1).

    Информационно ориентирующий компонент коммуникативно-обучающей функции

    обеспечивается следующими умениями:

    1) ориентировать учеников относительно связи между языком и культурой

    страны изучаемого языка, особенностями проявления национальной

    специфики в социокультурном поведении её представителей;

    2) ориентировать учащихся относительно черт сходства и различия в

    культурах родной и чужой страны.

    Мотивационно-стимулирующий компонент коммуникативной функции включает

    умения создать у учащихся внутреннюю потребность пользоваться иностранным

    языком как средством общения в ситуациях опосредственной и непосредственной

    межкультурной коммуникации:

    1) путём включения аутентичных материалов (текстов, стихов, песен,

    видеоматериалов и др.) в процесс изучения языка;

    2) путём использования активных форм обучения (проблемных заданий,

    ролевых игр социокультурной направленности), способствующих более

    эффективному усвоению особенностей иноязычной культуры;

    3) путём привлечения учащихся к различным видам внеклассной работы по

    иностранному языку (культурно-страноведческие викторины и конкурсы,

    переписка с зарубежным другом и др.) для развития интереса,

    повышения мотивации к изучению иностранного языка и реализации его

    коммуникативных, образовательных и воспитательных задач.

    Контрольно-коррегирующий компонент базируется на следующих методических

    умениях:

    1) выделять цели, формы и виды контроля при овладении иностранным

    языком как средством межкультурного общения;

    2) планировать и осуществлять текущий, обучающий и итоговый контроль

    речевых навыков и умений учащихся с целью выявления уровня владения

    иностранным языком как средством межкультурного общения.

    3) объективно и мотивированно оценивать учебно-коммуникативную

    деятельность учащихся.

    Развивающая функция предполагает умение учителя намечать пути

    формирования и развития интеллектуальной, сенсорной, эмоциональной сфер

    личности учащихся, их познавательных способностей с учетом выявленных

    возможностей, специфики содержания и процесса обучения иностранному языку и

    во внеклассной работе, формировать умение учащихся работать самостоятельно.

    Эта функция реализуется учителем в единстве с коммуникативно-обучающей,

    коммуникативно-воспитывающей функциями.

    Воспитывающая функция формируется с нравственным, этическим и

    патриотическим воспитанием учащихся в учебном процессе и во внеклассной

    работе средствами иностранного языка с учетом экстралингвистической,

    страноведческой информации.

    Развивающая и воспитывающая функции реализуются с помощью следующих

    умений:

    1) путём использования аутентичных материалов в учебном процессе для

    расширения кругозора, развития памяти, воображения, интеллектуальных

    способностей учащихся, формирования у них умения анализировать и

    выделять черты сходства и различия в родной и изучаемой культурах;

    2) формировать у учащихся умения самостоятельно познавать незнакомую

    культуру, используя лингвострановедческие словари, разнообразную

    справочную литературу, средства массовой информации;

    3) воспитывать учащихся в духе уважения, симпатии к народу – носителю

    изучаемого языка, а также его социокультурным ценностям;

    4) воспитывать в учащихся глубокое уважение к национальным традициям,

    обычаям, культурному достоянию родной страны.

    Операционно-структурные функции

    В соответствии с логикой и этапами решения педагогических задач в

    деятельности учителя иностранного языка выделяют следующие операционно-

    структурные функции: гностическая, конструктивно-планирующая и

    организаторская.

    Успешное осуществление гностической функции опирается на глубокое

    осознание конечных целей обучения иностранному языку в школе, на знание

    особенностей овладения разными видами речевой деятельности, а также на

    знание познавательных возможностей учащихся и источников трудностей

    усвоения ими учебного материала. Именно гностические умения позволяют

    творчески осуществлять все другие структурно-операционные функции.

    Гностическая функция реализуется через умения:

    1) анализировать учебный материал, средства обучения с точки зрения

    представленности в них сведений о культуре страны изучаемого языка и

    их использования в учебном процессе;

    2) предвидеть возможные случаи проявления лингвострановедческой и

    социокультурной интерференции в речевой деятельности учащихся;

    3) на основе сопоставления национально-культурных особенностей двух

    лингвокультурных общностей определять наиболее трудные для усвоения

    факты и явления действительности.

    Конструктивно-планирующая функция предполагает планирование и

    конструирование учебного материала в системе уроков, и отдельных уроков

    разного типа, конструирование коммуникативно-обучающей деятельности учителя

    и учебно-коммуникативной деятельности учащихся с учетом условий обучения в

    каждом классе.

    Методические указания, обеспечивающие конструктивно-планирующую

    функцию, выглядят следующим образом:

    1) производить отбор, методическую обработку аутентичных материалов с

    учетом возрастных особенностей и интересов учащихся и распределять

    данные материалы по этапам обучения;

    2) выбирать наиболее эффективные приемы и способы ознакомления

    учащихся с культурой страны изучаемого языка;

    3) готовить, подбирать, использовать различные средства наглядности с

    целью семантизации тех или иных реалий.

    Организационная функция реализуется на базе умений выбирать

    оптимальные способы организации своей деятельности и деятельности учащихся,

    с целью наиболее эффективного усвоения фактов иноязычной культуры.

    Сформулированные выше профессиональные умения представляют собой

    дидактический компонент лингвострановедческой компетенции учителя

    иностранного языка и являются содержательными ориентирами для организации

    подготовки высококвалифицированных учителей на языковых факультетах

    педагогических вузов.

    2.2.Характеристика профессиональных и личностных качеств учителя

    Профессионально важные качества личности учителя иностранного языка

    проявляются в профессионально-педагогической и познавательной

    направленности его личности, в его нравственной, эстетической

    воспитанности.

    Психолог В.А.Крутецкий предлагает следующую структуру профессионально-

    значимых качеств личности:

    1. Мировоззрение личности;

    2. Положительное отношение к педагогической деятельности;

    3. Педагогические способности;

    4. Профессионально-педагогические знания, умения, навыки.

    Т.И.Руднев предлагает профессиограмму учителя, содержащую когнитивный

    компонент (знания, эмоциональность (направленность), практические

    способности и профессионально-значимые качества)(2) (см. схема2).

    1. Педагогическая направленность может сформироваться ещё в школе под

    влиянием мучителей и активной школьной жизни. В основе направленности

    находятся мотивы выбора педагогической профессии: стремление работать с

    детьми,

    учить и воспитывать, интерес к предмету. Очень важно и осознание наличия у

    себя возможностей успешного овладения профессией.(2)

    2. Научные знания, содержащие систему закономерностей в области

    специального предмета, блок психолого-педагогических и методических знаний,

    знаний смежных предметов, продолжают на протяжении всего времени обучения в

    вузе влиять на мотивы, углубляя их, либо вызывая переоценку правильности

    выбора профессии.

    3. Уровень развития педагогических способностей проявляется в период

    педагогической практики, сигнализируя об их сформированности и при наличии

    педагогической направленности обращая студента к работе над собой.

    4. Педагогические способности тесно связаны с особенностями характера

    учителя и спецификой педагогической системы.

    Уместно обратиться к самодиагностике личностных качеств в структуре

    профессиограммы. Предлагаемый оценочный лист построен по принципу

    функциональной группировки личностных качеств. (см. Схема 3)

    Первая группа качеств характеризует отношение к работе;

    Вторая – активность в деятельности;

    Третья – коммуникативность учителя.

    2.3.Вывод

    Приведенные классификации показывают, что педагогическая деятельность

    всегда соотносится с умениями. К основным умениям педагогической

    деятельности, обеспечивающим учителю квалифицированное осуществление

    учебного процесса, можно отнести:

    V ориентационные;

    V академические;

    V перцептивные;

    V мобилизационные;

    V организационные;

    V коммуникативные;

    V гностические;

    V дидактические;

    V конструктивные;

    V прикладные;

    V умения педагогического мышления;

    V умения педагогической техники;

    V речевые;

    V исследовательские умения.

    Ориентируясь на перечисленные профессиональные компетенции учителя можно

    составить профессиограмму.

    Психолого-педагогические умения

    читать и анализировать специальную психолого-педагогическую

    литературу.

    самостоятельно анализировать педагогические явления

    анализировать передовой педагогический опыт.

    проводить самоанализ

    проявлять эмпатию к учащимся

    организовать себя, управлять своим состоянием

    I. Профессионально-личностные качества

    1. потребность в самопознании

    2. самостоятельность

    3. трудолюбие и прилежание

    4. самокритичность

    5. дисциплинированность

    6. культура поведения и общения

    II. Частно-методические умения

    1. планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный

    материал по специальности

    2. стимулировать и организовывать разные формы внеклассной

    воспитательной работы

    3. анализировать уроки и внеклассные мероприятия

    4. оценивать действия школьников и свою работу

    5. разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям

    6. мобилизовывать учащихся на познавательную деятельность

    III. Коммуникативно-организаторские умения

    1. устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с

    отдельными учениками, группами, ученическими коллективами;

    2. создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников;

    3. регулировать внутриколлективные отношения школьников;

    4. ориентироваться в изменившихся условиях, перестраивать своё

    поведение;

    5. уметь декламировать, петь, танцевать, поддерживать беседу.

    IV. Исследовательские умения

    1. выявлять проблему, определять объект, предмет, цель, задачи, методы

    исследования;

    2. подбирать и применять методы и методики изучения личности

    коллектива;

    3. иметь представление об инновационных технологиях по своей

    специальности;

    4. организовать эксперимент;

    5. обобщать, описывать, литературно оформлять результаты исследований.

    3.Заключение

    Часто профессиограмма используется как форма анкетирования при

    организации констатирующего эксперимента. Целью эксперимента является

    диагностика готовности к профессиональной деятельности.

    Исходя из этого понимания смысла понятия «профессиограмма», можно

    говорить о профессиографическом методе изучения личности, при котором

    осуществляется сравнение имеющихся у студента знаний, умений и навыков с

    теми, которые могли бы у него быть в соответствии с идеальной моделью.

    Здесь профессиограмма выступает как форма мониторинга качества

    профессиональной подготовки студента к педагогической деятельности.

    Профессиографический метод позволяет проектировать личностный и

    профессиональный рост студента – будущего педагога и может стать одной из

    методик самовоспитания.

    Не стали бы люди такими колоссами,

    Нет, не обрели бы такого величия,

    Когда бы над каждым из них – непоседою,

    Румяным невеждой, беспамятным олухом

    Не бдил с ежедневной неспешной беседою

    Всемудрый учитель, всебудящий колокол.

    Достойно восторга его всетерпение!

    За все, что прекрасно, за все, что значительно,

    Пора человечеству в Храм Поклонения

    Внести на руках Рядового Учителя. (2)

    4.Приложение

    Схема1

    Педагогические функции учителя иностранного языка

    Схема 2

    Схема 3

    |№ |качества личности |оценка |качества личности |

    |1 |Целеустремленность |54321 |Непосредственность |

    | |Ответственность |54321 |Безответственность |

    | |Собранность |54321 |Разбросанность |

    | |Организованность |54321 |Неорганизованность |

    | |Требовательность |54321 |Безвольность |

    |2 |Инициативность |54321 |Пассивность |

    | |Решительность |54321 |Сомнительность |

    | |Импульсивность |54321 |Заторможенность |

    |3 |Общительность |54321 |Замкнутость |

    | |Эмоциональность |54321 |Рациональность |

    | |Заразительность |54321 |Скованность |

    | |Принципиальность |54321 |Беспринципность |

    | |Выдержанность |54321 |Несдержанность |

    | |Тактичность |54321 |Бестактность |

    | |Обаятельность |54321 |Непривлекательность |

    5.Список использованных источников:

    1) Профессиограмма учителя иностранного языка (рекомендации) /

    отв.ред.С.Ф.Шатилов, К.И.Соломатов, Е.С.Рабуновский.-Л.: ЛГПИ,1985

    2) Руднева Т.И. Основы педагогического профессионализма, Самара:СИУ,1996

    3)Словарь лингвистических терминов./Сост. О.С.Ахманова.

    -М.: Советская энциклопедия, 1969

    4) Теоретические основы подготовки учителей иностранного языка средней

    школы/ отв.редактор Пицкова Л.П.,М.:МОПИ, 1989

    5) Воробьёва И.Е. Содержание и структура понятия «лингвострановедческая

    компетенция учителя иностранного языка» www.pomorsu.ru

    6) Непокрытых Н.И. Профессиографический метод как способ вхождения в

    педагогическую деятельность www.pomorsu.ru

    -----------------------

    Профессиональная деятельность учителя иностранного языка

    Целеполагающие функции

    Операционно-структурные функции

    Информационно-ориентировочный компонент

    Мотивационно-стимулирующий компонент

    Контрольно-коррегирующий компонент

    2

    Раз-

    ви-

    ваю-

    щая

    3

    Вос-питываю-щая

    4

    Гно-

    сти-

    ческая

    5

    Кон-струк-

    тивно-

    плани-рующая

    6

    Орга-низа-тор-ская

    1

    Комму-ника-

    тивно- обучающая

    Учебная деятельность учащихся

    структурные компоненты профессиограммы

    учителя

    знания

    педагогическая направленность

    качества

    личности

    способности


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.