МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

    задачу, но и способность осуществлять контроль ее выполнения.

    Психологической основой самопроверки является умение человека соотнести,

    сличить полученный в процессе выполнения какой-либо деятельности результат

    с заданным образцом. Целью такого соотнесения есть своевременное

    исправление ошибок и недопущение их в последующем.

    Основу самопроверки составляет «воспроизводящее повторение», но она не

    сводится только к нему. Само «воспроизводящее повторение» направлено лишь

    на то, чтобы лучше запомнить материал.

    Самопроверка — это более сложное действие, включающее «воспроизводящее

    повторение» плюс сопоставление воспроизведенного материала с самим

    материалом, который нужно запомнить. При самопроверке очень важно осознание

    цели ее проведения. Тогда она позволяет вносить коррективы в последующие

    повторения, делает этот процесс более избирательным (большее внимание

    уделяется именно тем моментам, которые хуже всего запомнились).

    Овладеть этим умением ребенку гораздо труднее, чем собственно

    «воспроизводящим повторением». Но при целенаправленной тренировке под

    руководством взрослого он в состоянии это сделать.

    КАК НУЖНО ПОВТОРЯТЬ?

    К 5—6 годам значение приема «повторения» как способа запоминания дети

    могут осознать и сами, без помощи взрослых. Однако организованное обучение

    этому приему значительно расширяет возможности и эффективность его

    использования. В частности, важно научить малыша распределять повторения во

    времени, делать их разнообразными, осуществлять их не только во внешнем

    плане (повторение вслух, шепотом, или беззвучно, лишь шевеля губами), но и

    во внутреннем (мысленно, без каких-либо внешних проявлений).

    Итак, как обучать приему «повторение»? Рассмотрим этот процесс на примере

    игры «Запомни предметы». Суть игры простая: вы показываете ребенку на

    короткое время определенное количество знакомых ему предметов, он должен их

    запомнить, а потом воспроизвести.

    Первое, чему следует обучить малыша, — это называнию вслух предметов,

    которые необходимо запомнить. Это важно для того, чтобы ребенок

    сконцентрировал свое внимание на этих предметах и разобрался в них. Ведь

    сказать, как называется предмет можно только после того, как проведен хотя

    бы элементарный анализ по его распознаванию. Кроме называния предмета вслух

    предложите малышу взять его в руки, потрогать, изучить его форму. Данный

    прием тоже способствует повышению эффективности запоминания, так как

    используется еще один канал поступления информации — тактильный. Объясните

    малышу, что лучше запоминается то, что удается не только увидеть и

    услышать, но еще и пощупать.

    Второй этап — обучение простому повторению запоминаемой информации. В

    данном случае — повторное называние каждого предмета. Пусть ребенок назовет

    все предметы два-три раза, но не подряд один и тот же, а как бы по кругу:

    сначала каждый предмет называется по одному разу, затем по второму разу и

    т.д. (например, первое повторение: «санки», «вилка», «портфель» ...

    «помидор»;

    второе повторение: «санки», «вилка», «портфель» ... «помидор»). Такое

    повторение хоть и улучшает запоминание, но еще не является самым

    эффективным. Овладение им важно для подготовки к следующему этапу.

    Третий этап — обучение повторению с выделением различных особенностей

    запоминаемого предмета. Чтобы сделать повторения более разнообразными,

    попросите малыша каждый раз, когда называется предмет, направлять внимание

    на какую-нибудь другую его деталь (например, при первом повторении — на

    ручку портфеля, при втором — на его замочек и т.д.).

    Наконец, четвертый, самый важный и самый сложный для ребенка этап —

    обучение самопроверке того, что удалось запомнить. После того как сделано

    повторение, предложите малышу проверить себя — насколько хорошо он запомнил

    предметы. Пусть закроет глаза и попробует назвать их. Если все будет

    воспроизведено без ошибок, значит, запомнил хорошо (с целью закрепления

    такое воспроизведение (с закрытыми глазами) можно повторить еще раз). Если

    же были допущены какие-то ошибки или что-то не было воспроизведено, то

    предложите малышу еще раз посмотреть на предметы, самостоятельно

    определить, какие из них были забыты, и назвать их. Это является фактически

    еще одним повторением, однако в этом случае оно отличается уже

    избирательностью, так как повторяется прежде всего то, что хуже

    запомнилось. Как только забытое восстановлено, самопроверку следует

    провести еще раз.

    Каждый этап направлен фактически на обучение определенным приемам,

    поэтому пропускать никакой из них нельзя. Прием «называние вслух» предмета

    следует постепенно перевести из внешней, громкой речи во внутреннюю

    (называние про себя). Не стоит стремится, однако, к тому, чтобы ребенок

    быстро проскочил этап «громкой речи» и перешел к действию в уме. Для

    успешного овладения этим приемом крайне необходимы оба этапа. Переход к

    мысленному повторению имеет очень важное значение, поскольку делает

    возможным дальнейшую интеллектуализацию процесса запоминания. Такой переход

    является фундаментом, на котором можно формировать более сложные, но и

    более эффективные логические приемы запоминания.

    Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не ограничивался только «простым

    повторением». У него может закрепиться стереотип использования этого

    приема, и в последующем он будет ориентироваться только на него. А это —

    предвестник зубрежки, которая, как известно, отрицательно влияет на память,

    засоряя мозг ненужным, неосмысленным материалом.

    По мере овладения приемом «самопроверки» можно стремиться к сокращению

    количества простых повторений. Например, сразу после первого повторения

    проводить самопроверку и, в зависимости от ее результатов, осуществлять

    следующее повторение.

    Опыты Эббингауза показали, что через полчаса после механического

    (недостаточно осмысленного) заучивания забывается до 40% материала. На

    следующий день остается 34% информации, через 3 дня — 25%, через 30 дней —

    21%. При логической обработке запоминаемого материала информация

    сохраняется значительно лучше.

    Психологами было установлено, что разные виды памяти развиваются у детей

    с разной быстротой. Так, у мальчиков следующая последовательность: вначале

    лучше развита память на предметы, затем на слова со зрительным содержанием,

    со слуховым содержанием, потом на звуки, на числа и отвлеченные понятия и,

    наконец, последнее — память на пережитые эмоции. У девочек несколько иначе:

    сначала сильней проявляется память на слова со зрительным содержанием,

    потом на предметы, далее на звуки, на числа и отвлеченные понятия и на

    последнем месте, как у мальчиков, память на эмоции.

    Зрительная память у девочек развита лучше, чем у мальчиков.

    Через какие промежутки времени следует делать повторения? Оптимальным

    считается повторение через 15— 20 минут, через 8—9 часов и через 24 часа.

    Очень полезно делать повторения перед сном, за 15—20 минут до сна, а также

    утром на свежую голову.

    ОБУЧЕНИЕ МНЕМИЧЕСКОМУ ПРИЕМУ «ГРУППИРОВКА»

    Начинать обучение мнемическому приему «группировка» можно только тогда,

    когда ребенок овладеет мыслительным приемом «обобщение». Этапы обучения:

    - первый этап — обучение запоминанию уже сгруппированных предметов.

    Показываются картинки, заранее разделенные на 2 группы, например, яблоко,

    груша, слива, банан, апельсин (группа «фрукты»), собака, медведь, тигр,

    коза, антилопа (группа «животные»), ребенок должен назвать эти группы

    соответствующими обобщающими словами («фрукты» и «животные»), запомнить

    сами картинки и отвернуться. После этого убирается одна группа и

    предлагается малышу вспомнить, какая это была группа и какие картинки в нее

    входили. Здесь дети еще не осуществляют самостоятельной группировки

    картинок, так как группы даны им в готовом виде. Однако для того, чтобы

    назвать группу, они должны сопоставить между собой элементы материала

    внутри группы, найти общий признак в предметах, изображенных на картинках,

    и отразить его в обобщающем слове. Эта мыслительная работа облегчает

    запоминание материала. Осознавая ' смысловые связи между картинками внутри

    группы и различия между элементами материала разных групп, дети легче

    понимают значение группировки материала в целях лучшего его запоминания.

    Второй этап — обучение запоминанию с предварительной группировкой

    предметов, осуществляемой совместно со взрослым. Здесь раскладыва-

    ются картинки вперемежку так, чтобы группы не были разделены. Затем вместе

    с ребенком определяются и называются обобщающими словами имеющиеся группы

    картинок, и малыш их запоминает. После этого убираются 2-3 картинки одной

    группы и предлагается ребенку вспомнить, какие это были картинки. На этом

    этапе ребенок учится непосредственно перед запоминанием картинок проводить

    их группировку. Правда, пока с вашей помощью.

    Третий, заключительный, этап — обучение запоминанию с предварительной

    самостоятельной группировкой предметов. Здесь вы делаете все то же самое,

    что и на втором этапе, только предоставляете ребенку возможность проводить

    группировку картинок самостоятельно. И делать это он должен обязательно

    вслух, называя обобщающие слова и картинки, входящие в группы. Сначала,

    если малыш будет забывать о проведении группировки, можете ему об этом

    напоминать. Однако в конечном итоге он должен научиться делать это без

    напоминания. Когда у него уже все будет получаться, можно переходить к

    проведению группировки «в уме», т.е. без называния обобщающих слов и

    картинок.

    По мере перехода от одного этапа к другому понемножку увеличивайте общее

    количество картинок (до 15—20) и количество групп, в которые они могут быть

    объединены (до 4—5). После того как «группировка» будет освоена на

    материале реальных предметов или картинок, рекомендуется перейти к

    использованию этого приема для запоминания слов.

    ОБУЧЕНИЕ МНЕМИЧЕСКОМУ ПРИЕМУ «СМЫСЛОВОЕ СООТНЕСЕНИЕ»

    Как и в случае с «группировкой», обучение мнемическому приему «смысловое

    соотнесение» следует начинать только тогда, когда ребенок овладеет

    смысловым соотнесением как мыслительным действием. Начать нужно с того,

    чтобы научить малыша использовать одни картинки для запоминания других.

    Сделать это можно так. Показываются ему сначала 5 «основных» картинок, а

    когда он их внимательно рассмотрит — еще 5 «дополнительных» картинок,

    каждая из которых имеет определенную смысловую связь с какой-нибудь

    «основной» картинкой (например, лыжи — лыжные палки, яблоко — груша, и

    т.п.). Затем идет подбор к «основным» картинкам «дополнительные» так, чтобы

    образовались сходные по смыслу пары. Когда малыш это сделает, убираются

    «дополнительные» картинки и предлагается ему вспомнить их, используя

    «основные» (они остаются перед ним). Таким образом, ребенок учится по

    «основным» картинкам воспроизводить «дополнительные». Это — первый этап

    обучения.

    На втором этапе решаются те же задачи, что и на первом, только вместо

    «основных» картинок используются слова. Называются 7-8 слов и предлагается

    столько же «дополнительных» картинок. При этом картинки подбираются малышом

    сразу по ходу называния слов (вы назвали слово, он подобрал к нему

    картинку, сходную по смыслу). Затем картинки убираются, опять зачитывается

    последовательно каждое слово, а ребенок должен вспомнить, какую картинку к

    этому слову он подбирал. На этом этапе ребенок закрепляет навык

    использования одного объекта (слов) для воспроизведения другого (картинок).

    Следует отметить, что для дошкольников запоминание и воспроизведение слов

    труднее, чем картинок.

    Следующий, третий, этап посвящен обучению обратной, в сравнении с

    предыдущими случаями, операции, а именно: использованию «дополнительной»

    картинки для воспроизведения «основной». Здесь сразу ставится перед

    ребенком задача — запомнить «основные» картинки, использовав для этого

    «дополнительные». Так, раскладывается на столе 8-9 «основных» картинок, а

    затем столько же «дополнительных». Ребенок к каждой «основной» картинке

    подбирает похожую по смыслу «дополнительную», после чего убираются все

    «основные» картинки и ребенок вспоминает их, ориентируясь на оставшиеся на

    столе «дополнительные». Этот этап является очень важным для обучения, так

    как он моделирует уже реальную ситуацию, в которой обычно применяется

    мнемический прием «смысловое соотнесение», — когда запоминание и

    воспроизведение основного материала происходит с опорой на смысловые связи,

    установленные с материалом дополнительным.

    Четвертый этап аналогичен третьему, с той лишь разницей, что вместо

    «основных» картинок ребенок должен запоминать слова. Вы последовательно

    читаете 10 слов. После каждого слова ребенок подбирает «дополнительную»

    картинку, которая подходит по смыслу, и может облегчить запомнинание этого

    слова. Через 1-2 минуты после того, как подобраны все картинки, малыш

    назвает те слова, которые он запомнил. При воспроизведении слов он должен

    опираться на наглядно представленные «дополнительные» картинки.

    Пятый этап — заключительный. В нем продолжается обучение ребенка

    использовать «дополнительные» картинки в качестве опоры для запоминания и

    воспроизведения слов. Однако здесь появляется еще одно усложнение. После

    того как зачитываются все слова (а их количество на этом этапе можно

    довести до 15) и ребенок подобрал к ним картинки, эти картинки со стола

    убираются и ребенок восстанавливает слова. Таким образом, на этом этапе

    ребенок учится воспроизводить слова уже не с реальной, а с осмысленной

    опорой на картинки.

    Вполне возможно, что достичь абсолютного успеха на пятом этапе ребенку

    6—7 лет будет не просто. Тогда обучение и тренировки следует продолжать и в

    более старшем возрасте, поскольку без овладения данным приемом трудно будет

    освоить другие, более сложные приемы запоминания, обучение которым

    предполагается в 8—10 лет.

    КАК ЛУЧШЕ УЧИТЬ СТИХИ?

    Научиться запоминать стихи очень важно. И не только для того, чтобы

    хорошо подготовиться к обучению в школе, где это придется делать довольно

    часто, но и потому, что поэзия способствует обогащению духовного мира

    ребенка, развитию у него чувства прекрасного, а сам процесс заучивания

    стихотворений является хорошим методом тренировки памяти.

    Если ребенок испытывает трудности в заучивании стихов, а это явление

    довольно распространенное, необходимо научить его нескольким методам,

    облегчающим этот процесс.

    Первый метод — это метод постепенного увеличения объема заучиваемого

    материала. Он позволяет сделать процесс заучивания легким и непринужденным.

    Каждый раз должен заучиваться такой объем информации, который можно

    запомнить чуть ли ни с первого его предъявления. Вместе с тем, начинать

    нужно всегда с прочтения стихотворения от начала и до конца. Затем

    заучивается первая строка стихотворения. Взрослым читается строка и он

    просит ребенка ее повторить. Строку из 4-5 слов не сложно повторить даже 5-

    летнему малышу. Желательно повторить ее несколько раз подряд, затем сделать

    небольшую паузу и повторить еще раз. При выполнении повторений предложите

    малышу делать их каждый раз по-новому: с новой интонацией, с акцентом на

    другом слове, с другим эмоциональным фоном (весело, спокойно, восторженно,

    грустно и т.д.). Для запоминания это очень важно, поэтому было бы хорошо,

    если бы взрослый сам показал малышу, как это делать.

    Далее взрослый читает вторую строку и просит сделать то же самое. Однако

    после паузы просите малыша повторить обе строки — первую и вторую. Эти

    строки также повторяются несколько раз. Затем читается следующая строка и

    т.д. Лучше всего овладевать этим способом на стихотворениях, состоящих из 4

    строк. Тогда ребенок просто «обречен» на успех, ему понравится и запомнится

    способ запоминания, и он не побоится взяться за более «твердый орешек».

    Второй метод предназначен для «перевода» словесной информации в образную

    форму. Стихи сотканы из образов и метафор, поэтому делать это не очень

    трудно. Этот метод может применяться одновременно с первым методом или без

    него. В обоих случаях важным является следующее. Попросите малыша во время

    прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе ее

    смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Чтобы

    эти образы были максимально яркими и конкретными, используйте для этого

    какие-нибудь реальные рисунки. По мере увеличения количества заучиваемых

    строк образы должны постепенно выстраиваться в соответствующей сюжету

    последовательности. Пусть малыш попробует поэкспериментировать с этими

    образами, например, что-то изменить во внешнем виде главного героя,

    перевернуть его с ног на голову и т.п. Неизменной, однако, должна

    оставаться последовательность образов и их основное содержание. Такое

    экспериментирование является очень интересным, эмоционально насыщенным и,

    безусловно, крайне полезным упражнением, способствующим развитию не только

    образной памяти, но и репродуктивного воображения.

    Третий метод — это метод «пересказа» стихотворения своими словами.

    Читается все стихотворение и ребенк рассказывает, о чем в этом

    стихотворении говорится, кто действующие лица, что они делают, как

    выглядят. Можно помочь малышу наводящими вопросами. Цель такого «пересказа»

    состоит в том, чтобы ребенок как можно глубже проник в смысл того, о чем

    говорится в стихотворении, установил различные смысловые связи между

    элементами текста. Такая смысловая обработка материала тоже значительно

    облегчает его последующее запоминание.

    В заключение еще несколько советов. Желательно обучить ребенка всем трем

    методам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их одновременно. При

    одновременном применении этих методов лучше соблюдать такую

    последовательность: сначала читается все стихотворение, потом оно

    «пересказывается» и только после этого заучивается по строкам с

    параллельным «переводом» текстовой информации в образную форму.

    При заучивании стихотворения обращайте внимание ребенка на мелодию рифмы,

    а также на настроение и чувства персонажа, который в нем описан.

    Обязательно надо делать перерывы для отдыха. Необходимо создать такой

    режим работы, чтобы она приносила только радость, а не мучения. Ни в коем

    случае не надо заставлять ребенка учить стихотворение, если он этого не

    хочет.

    Если взрослому интересно знать, есть ли какой-то прогресс в развитии

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.