МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психология суицида

    . отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;

    . серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с

    родственниками и взрослыми.

    § 9 Источник негативных переживаний подростка

    Накапливание негативных переживаний может создать неблагоприятную

    сферу для срыва у подростков. Исследования, проведенные в 1995 году,

    показали, что негативные переживания у подростков возникают в ответ на

    семейные конфликты, частые наказания, недовольство родителей друзьями

    детей, частое морализование старших и взрослых.

    Согласно данным этого исследования главный источник негативных

    переживаний – семейные конфликты. На это указали 50% мальчиков и 78%

    девочек из группы «трудных» подростков. Среди «благополучных» подростков

    эти показатели 47% и 18% соответственно.

    Важная причина подростковых переживаний – частые наказания детей. В

    группе «трудных» - эту причину указали 35% опрошенных, тогда как среди

    «благополучных» 21% мальчиков и 2% девочек.

    Частые наказания провоцируют развитие лживости как средства скрыть

    проступок. На этот мотив лжи указывают 71% мальчиков и 63% девочек из

    группы «трудных» подростков.

    Досаждает подросткам и неумелое морализаторство родителей. На эту

    причину указали 65% мальчиков и 72% девочек.

    § 10 Роль педагога в работе с суицидальными детьми

    Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются в помощи

    специалистов. Нагружать неискушенного педагога работой с суицидентами –

    значит поставить его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых

    знаний.

    Начнем с того, что отведем педагогу свою роль в работе с такими

    подростками. Эту роль можно обозначить так: помощь в своевременном

    выявлении таких детей и первичная профилактика.

    Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может

    выразиться в том, что – часто общаясь с ребенком – он может увидеть

    признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п.

    Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации

    школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить

    разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и

    советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы

    специалиста.

    Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу

    вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.

    ГЛАВА 3. На грани…

    Если вовремя вызовут «скорую» самоубийцы попадают в больницу, где на

    них смотрят не как на обычных пациентов, которым нужно просто спасти жизнь,

    а как на одного из суицидентов, которому нужно помочь вернуться к

    нормальному существованию. Этим занимается психиатр. Он разделяет своих

    пациентов на совершивших истинное самоубийство и демонстративное.

    Шантажный суицид – это что-то вроде самоубийства понарошку. Когда

    подросток точно знает, что его спасут и цель – не проститься с жизнью, а

    чего-либо добиться своей выходкой. К примеру вернуть парня, вызвав у него

    чувство вины. А если не вернется, то хоть окружающие пожалеют.

    Итог этой игры – реанимация. По счастью для большинства «шантажистов»

    достаточной эмоциональной встряской становится атмосфера больницы. Тех, для

    кого самоубийство было осознанным решением ухода из жизни, больничные ужасы

    убедить не могут. Для таких людей вовремя приехавшая «Скорая» – не подарок

    судьбы, а лишь отсрочка. По статистике, треть самоубийц в течение года

    повторяют свою попытку. И на этот раз – в более жесткой форме.

    Самые частые причины подростковых суицидов – несчастная любовь и

    конфликты в семье. Нет человека, который бы с этим не сталкивался. Из-за

    этого к самоубийцам часто относятся как к психам или слабакам.

    § 1 Ромео без Джульетты

    Ситуация «я его люблю, а он меня нет» набила оскомину не меньше, чем

    подписи на партах «Саша + Маша = Любовь». Надписи типа «Миша + Вася»

    выглядят куда смешнее, правда? Напрасно вы так думаете! Люди с

    нестандартной сексуальной ориентацией – наивысшая группа риска в плане

    разрешения личностных проблем.

    Врачи-суицидологи утверждают: количество суицидов в их среде в

    последнее время резко увеличивается. Одна девочка-лесбиянка совершила пять

    попыток в течение года из-за несчастной любви – ее бросила подружка.

    Впрочем, такие ситуации все-таки встречаются редко.

    Вернемся к обычной ситуации «он и она». «Обычной» не значит легкой. У

    подростков нет еще опыта взрослых, что все проходит, «один бросил, десять

    подберут». Нет и каких-то зацепок, удерживающих в жизни даже после

    серьезной эмоциональной встряски: дети, работа, мнение друзей, коллег.

    Какое все это может иметь значение, когда потерян самый близкий человек?

    Первый человек, который тебя понимал, был рядом, был тебе нужен. Брошюрки

    советуют: отвлекитесь, займитесь чем-то другим. А чем: учеба – тоска,

    предки достали, а у лучшего друга опять свидание. А у тебя ничего.

    Здесь важно осознать одно – насильно мил не будешь. Нельзя заставить

    любить себя под страхом вскрытия вен. Очень трудно свыкнуться с мыслью, что

    ты перестал быть нужен и все кончено. Но толку от зацикливания на этой теме

    не будет никакого. Придется свыкнуться. Поверьте, любовь Ромео и Джульетты

    встречается в книжках значительно чаще, чем в жизни.

    Зачастую наиболее сильную боль доставляет не сам уход человека, а его

    предательство. Иногда это заостренное, инфальтивное восприятие жизни

    доходит до нелепости. Парень был влюблен в девушку, пригласил ее к себе в

    гости на вечеринку. Вышел на кухню покурить, возвращается в комнату и видит

    – она с его другом обнимается. Он побежал вешаться. Хорошо, что гости

    вовремя из петли вынули.

    Это пример поступка импульсивного человека, который сначала делает,

    потом думает – то, что врачи называют «подвижным типом нервной системы».

    Впрочем, подростковому возрасту вообще свойственно сначала делать, а думать

    в лучшем случае потом. Мысли о завтра приходят с возрастом. Нормально

    плюнуть на домашнее задание и отправиться в гости. Подумаешь, двойка – не

    первая и не последняя. Но собственная жизнь-то, наверное, более значимая

    вещь. Я не призываю к рассудочному взвешиванию всех «за» и «против». Сам

    так не умею. Но посчитать до тридцати перед тем, как намыливать веревку, –

    это не прагматизм. Это простой способ принять правильное решение.

    § 2 Дочки-матери (обращение к родителям)

    Эту главу я пишу специально для родителей. Вспомните, пожалуйста, кто

    кого чаще упрекает в черствости и неблагодарности: вы ребенка, или он вас?

    Вот то-то. А между тем, именно вы, родители, – неизбежные участники

    самоубийства собственного ребенка. В семьях с нормальными взаимоотношениями

    суицида не происходит. Ни на любовной почве, ни на какой другой. Потому что

    ребенку есть с кем поговорить. Вы давно разговаривали с сыном или дочкой?

    Иногда родители становятся главной причиной самоубийства. Дом

    подростка – это модель мира. А если мир так ужасен, как бывает иногда

    обстановка в семье, то зачем жить?

    Один мальчик не смог вынести регулярного зрелища, как пьяный отец

    избивает мать. Как ей помочь, он не знал, а оставить все как есть, не мог.

    Для него самоубийство казалось единственным возможным выходом из

    создавшейся ситуации.

    Одна девочка наглоталась таблеток во время очередной гулянки

    родителей. В течение нескольких дней она оставалась без помощи – родителям

    было не до дочки. В конце концов, ей удалось самой добраться до телефона и

    вызвать «Скорую».

    Иногда трагедией оборачивается ситуация, которая внешне выглядит

    вполне нормально. В больницу с острым отравлением доставили девочку. Мать,

    воспитывающая ее без мужа, хотела для дочери «лучшего будущего». Оно, по ее

    мнению, целиком зависело от учебы. Девочку отдали в спецшколу, все время

    переводили из класса в класс повышенной сложности. В итоге, ничего, кроме

    постоянной зубрежки, у нее в жизни не было. Никаких друзей, потому что

    только она успевала приспособиться к одному коллективу, как он тут же

    менялся. Постоянное напряжение, дикая опека со стороны матери – и в

    результате долгие беседы с психиатром. Ему пришлось потратить не один час,

    чтобы убедить девочку, что есть и другие способы объясниться с матерью, чем

    подобный акт протеста.

    § 3 Не убий самого себя

    Самоубийство есть убийство – неважно, что действие совершается

    собственной рукой. Нормальному человеку трудно переступить запрет на

    убийство себе подобного (хотя запрещает закон, на самом деле табу находится

    внутри нас) – и слава Богу! Но направить орудие убийства против себя самого

    оказывается гораздо легче, чем против другого – это так называемая

    переадресованная агрессия.

    В повседневной жизни самоубийство чаще всего – просто реакция слабой

    натуры на сложности жизни, и ничего героического и тем более,

    романтического в нем нет. Каждый имеет формальное право распоряжаться своей

    жизнью, как ему хочется. А в реальности он связан с окружающими его людьми

    и добровольно покидать их не может и не должен.

    ГЛАВА 4

    § 1 Подростки о суициде

    Все изложенное мной выше – научная сторона проблемы, а что думают

    подростки, которые нередко сами подходят к этой черте, а некоторые и

    переступают ее.

    Клюшкина Наталья, 10 класс.

    Наташа, знакома ли ты с такой проблемой, как суицид?

    Нет.

    Как ты думаешь, почему вообще человек может покончить жизнь

    самоубийством?

    Я думаю, может быть, он хочет стать счастливее…

    А например ты смогла бы это сделать?

    Нет.

    Если можно поподробнее, какие причины толкают человека, например, на

    то, чтобы спрыгнуть с крыши девятиэтажного дома?

    Может быть безысходность…

    Лазарева Алина, 8 класс.

    Скажи, пожалуйста, Алина, знаешь ли ты что такое суицид?

    Нет.

    Может быть ты встречала понятие самоубийство где-то в литературе, …

    Да, по телевизору.

    Что ты вообще об этом думаешь? Актуальна ли эта проблема на

    сегодняшний день или нет?

    Конечно нет, так поступают только больные люди, у них нет будущего…

    Как ты думаешь, что на сегодня толкает людей, например выпрыгнуть с

    девятого этажа?

    Это, наверное, какое-то горе, они, наверное, ушли сами в себя, во-

    первых, у них, наверное, что-то с нервами, у них стрессовая ситуация…

    Как ты думаешь, ты могла бы попасть в такую ситуаццию, чтобы покончить

    жизнь самоубийством?

    Нет, нет, я – точно нет. Я себя до такого никогда не довожу! Я хочу

    жить! Нет.

    Белякова Ольга, 10 класс.

    Скажи, пожалуйста, знакома ли ты с проблемой суицида?

    Да.

    Ты сталкивалась с этим на TV, в газетах, где-то еще…

    Практически каждый день.

    Где?

    И на телевидении, и в газетах сейчас слишком много об этом пишут и

    говорят.

    Как ты думаешь, что толкает людей спрыгнуть с девятого этажа, или

    вообще покончить жизнь самоубийством?

    Мне кажется, у всех людей по-разному: кто-то, например, от

    безденежья, безвыходное положение и человек кончает жизнь самоубийством, а

    кто-то… например, есть такие люди, которым очень трудно жить на земле и они

    стремятся куда-то…

    Как ты думаешь, актуальна на сегодняшний день эта проблема?

    Думаю, что да.

    Тебя не пугает, что суицид чаще встречается в подростковой среде, а не

    у взрослых, и с чем это связано по твоему?

    Не знаю, может быть, неопытность.

    Ты думаешь, что над решением проблемы суицида стоит работать

    психологам?

    Думаю – стоит.

    Мещерякова Елена, 10 класс.

    Скажи, пожалуйста, сталкивалась ли ты с проблемой суицида?

    Лично – нет.

    Ну может быть в прессе, на телевидении?

    Конечно, да.

    Скажи, а актуальна ли на сегодняшний день проблема суицида?

    Да. Особенно среди молодежи.

    Стоит ли психологам работать над этой проблемой в подростковой среде и

    почему?

    Я считаю, что психологам стоит работать над этой проблемой, так как

    подростковый возраст – это переходный возраст, и когда личность еще не

    совсем сформировалась и каждый подросток еще не знает, что он хочет от этой

    жизни и он думает, что он не нужен в этой жизни, и по-этому он кончает

    жизнь самоубийством.

    Как ты думаешь, ты бы смогла совершить акт суицида?

    Мне часто приходят такие мысли, но думаю, мне не хватит на это

    смелости.

    Почему?

    В первую очередь, наверное, мне жалко своих родителей.

    Томилов Дмитрий, 10 класс.

    Сталкивался ли ты с проблемой суицида?

    Нет, никогда.

    Возможно по TV, читал в газетах, может быть в какой-то специальной

    литературе?

    В специальной литературе – нет, а так – попадалось…

    Как ты думаешь, актуальна ли проблема суицида сегодня?

    Да.

    Нужно ли психологам заниматься этой проблемой?

    Мне кажется нужно.

    А как ты думаешь, почему суицид находит особенно частое проявление в

    подростковой среде, а не среди взрослых?

    Мне кажется, что в среде подростков потому, что сейчас сильно

    распространена проблема наркотиков, ну и по разным другим причинам…

    А сам бы ты смог совершить самоубийство?

    Нет.

    Почему?

    Нет причины, и мне кажется я бы не смог.

    А если бы была причина?

    …Нет.

    Мнения подростков по вопросу суицида вообще и в подростковой среде в

    частности, разделились. Может быть, в силу их психологической

    неосведомленности по данной проблеме, но безусловно одно – это их

    собственные позиции и не считаться с ними нельзя. В интервью многие

    признавались, что мысли о самоубийстве возникают, но сам факт, что

    большинство интервьюированных любят жизнь, останавливал и уводил от таких

    мыслей. Мудрость гласит: «Устами младенца глаголет истина». Может это и

    есть великая истина. Люби жизнь! Люби даже в самые мрачные ее моменты, и

    эта любовь не только скрасит их, но и, может быть, спасет тебе жизнь.

    § 2 Мнение будущих педагогов

    Интересно, каковы взгляды на жизнь людей, которые по разным причинам

    пытались совершить самоубийство. Я встретился с таким человеком. Его

    историю, во многом поучительную, я предлагаю в начале этого параграфа.

    Как мне тебя называть?

    Ник.

    Хорошо. Ник, скажи, как давно это было?

    Семь лет назад.

    А что тебя привело к суициду?

    Ну, события, которые произошли, неприятные…

    Это было что-то в личной жизни, или просто какие-то неприятности?

    Ну, скажем, отчасти в личной жизни… Я видел смерть близкого человека

    и был немного виновен в этом.

    То есть чувство вины заставило тебя переступить эту черту?

    Ну да.

    Если не секрет, какой ты избрал для себя путь, как ты решил покончить

    с жизнью?

    Таблетки.

    Сейчас ты живой здоровый нормальный парень. Ты вообще жалеешь, что

    раньше вот такое могло быть и было?

    Ну, в общем-то жалею, хотя, конечно, то, что я это прошел… Я просто

    по-другому начал относиться к смерти и к жизни…

    То есть можно сделать вывод, что раньше тебе жизнь была не в радость,

    а сейчас ты жизнь стал больше любить?

    Ну, в общем-то да, больше радоваться стал, ценить хорошие моменты,

    плохие не замечать.

    Как ты думаешь, вот даже на твоем примере: сейчас ведь много суицида

    среди подростков, насколько актуальна эта проблема сейчас – в России,

    переходящей рубеж двадцать первого века?

    Ну, конкретные цифры я сказать не могу, но она очень актуальна. За

    две недели работы на телефоне доверия, я три звонка принимал, связанных с

    суицидом.

    Скажи, то что ты сейчас пытаешься стать профессиональным психологом,

    это не последствие того, что с тобой случилось раньше?

    Как бы да, хотя бы чтобы просто не дать людям повторить то, что

    сделал я.

    Расскажи подробнее о своей работе на телефоне доверия.

    В общем-то, там, в основном, принимаешь нормальные звонки. Звонят

    люди, которые хотят просто пообщаться. Но вот эти три случая… В двух

    случаях мне удалось помочь людям, они потом пришли на встречу с психологом

    уже, я это проверял потом; один звонок у меня, правда, сорвался, то есть

    человек бросил трубку, не стал со мной дальше разговаривать и я не знаю о

    его дальнейшей судьбе.

    А у тебя уже вот сейчас, по истечении семи лет после того случая, не

    возникает мысли совершить подобное?

    Нет, не возникает.

    Почему?

    (смех) А зачем?

    Можно сказать, что этот случай в твоей жизни – молодой, подростковой –

    закалил тебя?

    Ну, в общем-то, да. Просто, когда суждено умереть, тогда и умрешь, а

    торопить это не стоит.

    Какие вообще ты можешь дать советы, как начинающий психолог,

    подросткам, чтобы не прийти к таким плачевным последствиям, то есть не

    совершить самоубийства?

    Во-первых, не расстраиваться, особенно по пустякам. Конечно, если

    происходят какие-то события, то лучше как раз обратиться к психологу, то

    есть пойти и рассказать обо всем. И еще нужно думать о своих родителях, о

    своих близких: как им будет плохо, если ты уйдешь из жизни.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.