МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психолого-педагогические аспекты изучения генетики в школе

    дидактических концепций, отражающих цели и задачи обучения в современной

    школе.

    Они служат средством общего развития учащихся, обеспечивают

    формирование мировоззрения, стимулируют развитие познавательного интереса и

    творческого мышления.

    Этим целям служит раскрытие и подача учебного материала в

    соответствующем методическом и полиграфическом оформлении, а также система

    вопросов и заданий, направляющих ход мыслей учащихся, организующих их

    познавательную деятельность.

    Методически правильно построенный учебник способствует повышению

    качества обучения. В наиболее общем виде учебник должен удовлетворять

    следующим требованиям:

    . сообщать научно-достоверные данные в соответствии с современным уровнем

    развития данной области научных знаний в пределах, обозначенных

    программой;

    . развивать мышление учащихся, формировать системность мышления;

    . обеспечивать подготовку к самостоятельному приобретению знаний в будущем.

    . В методическом плане учебник должен:

    . соответствовать возрастным особенностям учащихся как по содержанию, так и

    по используемым языковым средствам, приемам эмоционального воздействия;

    . иметь четкое структурное членение и графическое оформление (выделение

    выводов, важнейших положений, ключевых понятий и т. п.);

    . содержать достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие,

    понимание и запоминание учебного материала, удобно расположенных и

    увязанных с текстом;

    . обеспечивать постепенное нарастание трудностей, увеличение сложности

    материала;

    . содержать необходимое количество повторений, ссылкой на ранее изученный

    материал по данному предмету (внутрипредметные связи) или по другим

    дисциплинам (межпредметные связи);

    . включать задания, способствующие формированию основных приемом умственной

    деятельности, стимулирующие развитие самостоятельности и творческого

    подхода к поиску средств и методов решения поставленных проблем,

    формированию умений свободного использования запасов имеющихся знаний,

    умений и навыков для решения нестандартных задач;

    . иметь продуманное методическое оформление (рубрикация, оглавление,

    предметно-именной указатель, сноски, ссылки).

    Учебник должен иметь хорошее внешнее оформление (удобный формат,

    красивый переплет, качественная бумага, прочная брошюровка), четкие шрифты,

    ясность воспроизведения рисунков.[8] с. 40 – 42.

    1.4.2. Анализ учебников.

    «Общая биология» Учебник для 10-11 класса школ с углубленным изучением

    биологии.

    / Под ред. Проф. А. О. Рувинского. М. : Просвещение, 1993 г.

    Данный учебник в целом базируется на существующей программе для школ и

    классов с углубленным изучением биологии. Отличие его заключается в

    системно-структурном подходе к изложению материала (от клетки и организма

    до биосферы0, а также освещении не только устоявшихся, но и самых

    современных достижений биологической науки.

    Материалом учебника излагается дедуктивно от общего к частному. Каждый

    параграф строится по стандартной схеме: вначале даются краткие формулировки

    основных положений материала, затем подробно раскрывается его содержание.

    Обращает внимание необычайно большой для учебников объем – 544с. Книга

    включает введение и четыре раздела :

    I. – биологические системы: клетка, организм,

    II. – основные закономерности наследственности и изменчивости,

    III. – эволюция органического мира,

    IV. – экология.

    В кратком введении изложены общие сведения об уровнях организации

    жизни, основных свойствах живых организмов, методах биологической науки,

    раскрывается сущность термина «биология».

    Глубина и новизна изложения отличает содержание II раздела «Основные

    закономерности наследственности и изменчивости». Впервые на страницах

    школьного учебника старшеклассники найдут четкое изложение положений

    хромосомной и мутационной теорий, познакомятся с традиционными и новыми

    методами построения генетических карт и определения пола, прочитают об

    организации генома эукариот, а также свойствах и способах перемещения

    мобильных генетических основах поведения животных.

    Впервые в школьный учебник введена глава по использованию компьютерных

    методов в биологии. Авторы предлагают компьютерные программы по отдельным

    темам курса общей биологии (молекулярная биология и генетика, менделевское

    наследование, молекулярная эволюция, межвидовая конкуренция). Программы

    написаны на языке БЭСИК, наиболее распространенном в курсах школьной

    информатики и ориентированы на персональный компьютер типа IBM –PC. В

    каждой программе вначале формируется биологическая проблема, затем

    описываются математический метод, на основе которого может быть решена

    данная проблема, далее следует изложение принципов работы программы.

    В учебнике рассматриваются также примеры решения биологических задач

    на основе компьютерных программ.

    Положительной стороной учебника является изложение материала по

    практическому применению знаний. При чтении книги видно, что возможность

    показа утилитарного знания использована авторами везде, где это оказывается

    уместным.

    Обращает на себя внимание методический аппарат учебника. В нем

    достаточно хорошо продумана система заданий, вопросов, иллюстративное

    оформление. Основные термины и понятия выделены курсивом. Важные выводы,

    законы и т. п. Отмечены вертикальной чертой. Материал, предназначенный для

    расширения кругозора школьников, напечатан петитом. Разработана система

    лабораторных работ. Приводятся предметный и именной указатели, список

    литературы для дополнительного чтения. Все это, несомненно, облегчает

    самостоятельную работу учащихся с книгой, поможет усвоению учебного

    материала.

    К сожалению, учебник не лишен недостатков. Отдельные лабораторные

    работы, предложенные в учебнике, слишком легки для познавательных

    возможностей старшеклассников, другие тру4дно выполнимы (лабораторные

    работы 1,7; 5, 12-15).

    Приложение в учебнике включает всего лишь 3 таблицы.

    Последовательность подачи таблиц не приведена в строгое соответствие с

    логикой изложения основного содержания учебника.

    Школа впервые получила добротный учебник для углубленного изучения

    биологии. Учитель приобрел возможность дифференцированно организовывать

    работу с учащимися, а ученик – настольную книгу, которая позволит ему более

    глубоко разобраться в проблемах биологии, а также окажет существенную

    помощь при подготовке к выпускным экзаменам в школе или к вступительным

    экзаменам в институт. [43]

    Учебник для 10-11 классов средн. Школы / Под ред. Д. К. Беляева, Ф. О.

    Рувинского. М.: Просвещение, 1991 г.

    Расположение материала в данном учебнике иное, чем в учебнике «Общая

    биология» Под ред. Ю. И. Полянского.

    Учебник начинается методической статьей, в которой даны общие

    рекомендации по работе с книгой, а также условные обозначения, используемые

    в тексте.

    Во «Введении» приводится определение биологии как науки, выделены

    основные признаки живого, разобраны уровни организации жизни, важнейшие

    методы изучения биологии. В заключительной части «Введения» кратко

    рассказывается о значении биологии в жизни человека.

    Раздел III – «Основы генетики и селекции» - включает 3 главы. Следует

    отметить четкое описание гибридологического метода исследования,

    разработанного Г. Менделем. Основные закономерности наследования изложены

    достаточно традиционно. Понять причины сцепленного наследования признаков

    помогают приведенные на рисунке генетические карты двух хромосом томата. В

    самостоятельный параграф выделены вопросы взаимодействия генов и

    цитоплазматической наследственности. Главы заканчивается параграфом,

    посвященным взаимодействию организма и среды при формировании признака. В

    нем рассматриваются особенности наследования качественных и количественных

    признаков, дается определение нормы реакции.

    Классификация изменчивости приведена в отдельной главе. Здесь кратко

    описана модификационная изменчивость, введено понятие генотипической

    изменчивости с подразделением ее на мутационную и комбинативную, показаны

    источники рекомбинаций генов при половом размножении.

    В этой главе рассматриваются также вопросы медицинской генетики.

    Представляется оправданным выделения самостоятельного параграфа «Лечение и

    предупреждение некоторых наследственных болезней человека», в котором

    показаны генетические основы ряда заболеваний, нежелательность

    близкородственных браков, роль медико-генетического консультирования в

    профилактике наследственных болезней.

    Заключительная глава раздела посвящена успехам советской селекции.

    Здесь кратко изложено происхождение культурных растений и домашних

    животных, разобраны основные методы селекции, в самостоятельном параграфе

    показаны современные достижения ответственных селекционеров.

    В конце учебника имеется указатель терминов и лабораторной практикум.

    Практикум включает 9 лабораторных работ. Лабораторные работы

    «Каталитическая активность ферментов в живых тканях» и «Изменчивость,

    построение вариационного ряда вариационной кривой» представлены в двух

    вариантах.

    Несомненными достоинствами являются удачное расположение тем, наличие

    большого методического и справочного материала, лабораторного практикума,

    ясность и краткость изложения многих сложных вопросов.

    В тоже время в учебнике есть недостатки и неточности, которые

    необходимо исправить в следующих изданиях. Прежде всего, не всегда четко

    разграниченные понятия [13].

    Глава 2. Особенности обучения и психического развития старшеклассников.

    1. Общая характеристика учащихся старшего школьного звена.

    Возрастные психологические особенности определяются конкретно

    историческими условиями, в которых развивается человек, наследственностью и

    в некоторой степени характером воспитания, особенностями деятельности и

    общением индивида, оказывающими влияние на временные сроки перехода от

    одного возраста к другому.

    Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные

    психологические особенности, общие для людей одного возраста [31].

    Старший школьный возраст или возраст ранней юности - период жизни

    человека от 15 до 17 лет, который приходится на 10-11 классы средней школы.

    В этот период приобретается та степень психической, идейной и гражданской

    зрелости, которая позволяет человеку в известной мере быть способным к

    самостоятельной трудовой жизни и деятельности и служит надежной основой его

    дальнейшего развития. Говоря об учащихся этого возраста, Н.С. Лейтес

    отмечает: «В их психологическом облике чаще всего сочетаются, активность

    анализирующей мысли, склонность к рассуждениям и особая эмоциональность,

    впечатлительность. Такое совмещение черт «мыслительного» типа характеризует

    неповторимое своеобразие возраста и, по-видимому, представляет собой залог

    многостороннего развития в дальнейшем» [24].

    Психологи, изучавшие этот возрастной период (Л.С. Выготский, Л.И.

    Божович, В.А. Крутецкий, Н.С Лейтис, А.В. Мудрик, Е.А. Шумилин, А.В.

    Захарова и др.), подчеркивают рост интеллектуальных сил учащегося. Их

    мыслительная деятельность характеризуется все более высоким уровнем

    обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному

    объяснению явлений, умением аргументировать доказывать положение, делать

    обоснованные выводы, связывать изучаемые явления и факты в систему.

    Интеллектуальная продвинутость позволяет старшеклассникам осуществлять

    глубокий анализ материала, вскрывать закономерности, выявлять широкие

    аналоги, усваивать способы познания общих законов природы и общества.

    У учащихся старших классов развивается умение пользоваться

    разнообразными приемами логического запоминания. Существенные изменения

    наблюдаются в стиле их умственной деятельности, которая приобретает все

    более активный, самостоятельный, творческий характер.

    У старшеклассников, по сравнению с подростками, интерес к школе и

    учению заметно повышается. Учение приобретает непосредственный жизненный

    смысл, так школьники отчетливо сознают, что необходимым условие достойного

    участия в будущей трудовой жизни являются приобретенные знания, умения и

    навыки. Поэтому потребность в самостоятельном приобретении знаний – одна из

    характерных черт современного старшеклассника.

    Развиваются читательские интересы, тесно связанные с направленностью

    познавательных интересов, которые в свою очередь, становятся широкими,

    устойчивыми и действенными. Избирательность интересов у старшеклассников,

    как правило, связано с жизненными планами.

    Самосознание в этом возрасте приобретает качественно-специфический

    характер, определяемый необходимостью оценить способности своей личности, с

    учетом конкретных жизненных устремлений. Происходит стабилизация

    самооценки, рост производительности психических процессов,

    совершенствование механизмов саморегуляции. На этой основе развивается

    потребность в самовоспитании, направленном уже не только на преодоление тех

    или иных недостатков и приобретение отдельных положительных черт и свойств,

    но на формирование личности в целом [36].

    Можно отметить, что в 11 классе по сравнению с предшествующими годами

    обучения, происходит интенсивное развитие и совершенствование мыслительной

    деятельности, приемов логического запоминания, всех интеллектуальных

    явлений и навыков.

    Обращает на себя внимание возросшая зрелость познавательной

    потребности и более содержательные формы ее удовлетворения по сравнению с

    учащимися предыдущих классов.

    2.2. Общая характеристика познавательных процессов старшеклассников.

    Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение)

    входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают

    ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку

    намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности,

    проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение,

    предвидеть результаты своих действий управлять ими по мере выполнения. От

    уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и

    эффективность его учения [54].

    В старших классах школы развитие познавательных процессов детей

    достигаю такого уровня, что они оказываются практически готовыми к

    выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые

    сложные. Познавательные процессы школьников приобретают такие качества,

    которые делают их совершенными и гибкими, причем развитие средств познания

    несколько опережает собственно личностное развитие детей.

    В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс

    познавательного развития. В это время оно происходит в основном в формах

    мало заметных как для самого ребенка, так и для внешнего наблюдателя.

    Подростки и юноши могут мыслить логически, заниматься теоретическими

    рассуждениями и самоанализом. У старшеклассников отмечается способность

    делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к

    частным умозаключениям на базе общих посылок, то есть способность к

    индукции и дедукции. Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового

    возраста – это умение оперировать гипотезами.

    К старшему школьному возрасту, дети усваивают многие научные понятия,

    обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает

    сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления.

    Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных

    процессов.

    Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания

    детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и

    углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие

    самосознания ребенка находит свое выражение в изменении мотивации основных

    видов деятельности: учения, общения и труда. Прежние «детские» мотивы

    характерные для младшего школьного возраста, теряют свою побудительную

    силу. На месте их возникают и закрепляются новые, «взрослые» мотивы,

    приводящие к осмыслению содержания, целей и задач деятельности [32].

    Запоминание тесно связано с деятельностью субъекта, оно

    опосредствуется пониманием, осознанием значительности тех или иных фактов

    для деятельности. С возрастом увеличиваются количественные и качественные

    показатели продуктивности памяти у учащихся.

    К концу школьной жизни любой материал может запоминаться

    опосредованно. Опосредованная память становится доминирующей. Это вовсе не

    означает, что непосредственное запоминание отсутствует и не развивается.

    Эти процессы имеют место в течение всей жизни человека, но элементы

    непосредственного запоминания с развитием памяти вычленить труднее, так как

    развитая память функционирует как единый процесс.

    Итак, процесс развития памяти можно представить как переход от

    непроизвольной к произвольной памяти, от непосредственной к опосредованной

    или, другими словами, от механической к логической. Именно этим обусловлен

    рост показателей продуктивности памяти. Субъект, обладающий развитой

    памятью, может запомнить любой материал [40, c. 78-79].

    Старшеклассники приобретают взрослую логику мышления.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.