МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Работа педагога - музыканта с родителями по эстетическому воспитанию

    Работа педагога - музыканта с родителями по эстетическому воспитанию

    I. Введение.

    Воспитание есть процесс социальный

    в

    самом широком смысле. Воспитывает

    всё: люди, вещи, явления, но прежде

    всего и больше всего – люди. Из них

    на первом месте – родители и педагоги.

    А.С. Макаренко

    В последние годы наше общество в полной мере ощутило издержки

    проводящихся социально – экономических реформ, которые особенно болезненно

    сказываются на неустойчивой психике порастающего поколения. Размытость

    нравственных идеалов, определённый идеологический вакуум, агрессивное

    наступление худших образцов западной массовой культуры, превратное

    понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста

    многочисленных негативных явлений в среде школьников. Причём проблемы эти

    касаются не только старших подростков и юношей (как это было раньше), но и

    детей более младшего возраста.

    Ещё далеко не все отцы и матери в полной мере сознают свою

    родительскую ответственность и тем более проявляют её на деле. В беседах с

    родителями учащихся нередко приходится слышать такое: «Для нас главное –

    накормить и одеть ребёнка да проследить за выполнением школьных заданий».

    Несомненно, что на ряду с другими причинами, подобное отношение родителей к

    детям играет определённую роль в росте среди школьников негативных явлений

    – таких, как потребительство, равнодушие, нигилизм, жестокость и другое.

    Об актуальности дальнейшего повышения ответственности родителей за

    подготовку нового поколения говорят допускаемые ими ошибки в семейном

    воспитании. Причём об этих ошибках говорят сами отцы и матери, сознавая

    их, и тем не менее мирясь с ними. Преодолению ошибок препятствует именно

    недостаточное осознание родителями своей ответственности за подготовку

    подрастающего поколения.

    Семья обязана формировать физически и психически, здоровую,

    нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей

    трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания

    семейного воспитания являются известные направления – физическое,

    нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание.

    Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и

    дарования детей или, как минимум дать им представление о прекрасном,

    существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические

    ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей,

    сбивающих и детей, и родителей столку, разрушающих их внутренний мир,

    заложенную природой гармонию.

    Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное

    участие каждого воспитанника в созидание прекрасного своими руками:

    практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих

    студиях, группах и т.д.

    «Эстетическое общественное сознание выражается в форме искусства,

    которое является важным средством, снимающим у детей напряжение от учёбы,

    труда, спорта. И можно смело утверждать, что искусство осуществляет

    своеобразную психотерапию», так говорил Лихачёв ( ).

    Воспитывая всесторонне развитых людей – физически совершенных,

    духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного

    внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к

    музыке. Музыка является величайшим источником эстетического и духовного

    наслаждения.

    Музыка в нашей стране вошла в каждый дом. Музыку слушают взрослые и

    дети – классическую, народную, духовную, серьёзную и развлекательную.

    Разобраться в этом потоке музыкального звучания бывает порой очень

    трудно, особенно детям. Сама жизнь убеждает нас в том, что мы часто не

    всегда умеем замечать красоту, бываем порой равнодушны к музыке глубокого

    содержания. И всё потому, что в детские годы в семье не уделялось должного

    внимания музыкальному воспитанию.

    Безусловно, школа помогает ребёнку воспринимать те или иные

    музыкальные явления, пробуждает интерес и любовь к музыке, особенно если

    занятия проводит любящий своё дело учитель. Однако старания учителя станут

    более эффективными, если в доме школьника царит дух любви и уважения к

    музыке, поддерживается постоянный интерес к этому источнику радости и

    вдохновения.

    Известный советский скульптор С.Г. Коненков как-то сказал: «Я никогда

    бы не вступил на путь искусства, если бы с детства не полюбил музыку.

    Впечатления детства во многом определяют будущее человека, они – фундамент

    сознательной жизни». ( )

    Но привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который

    сам тонко чувствует музыку, глубоко воспринимает её. Ярко свидетельствуют

    результаты различных социально-психологических исследований о том, что

    семья оказывает значительную помощь школе в воспитании у ребёнка увлечения

    музыкой и подготавливает почву для его формирования.

    Поэтому возникает вопрос о музыкальном воспитании и самих родителей.

    Как организовать работу с родителями по обучению в области музыке,

    как привлечь родителей к совместной работе со школой, какую помощь оказать

    им, чтобы общие усилия в музыкальном воспитании детей дали положительные

    результаты?

    Основные усилия в наделении родителей музыкально-педагогическими

    знаниями должны исходить от школы, ибо она является ведущим воспитательным

    институтом, в котором работают профессиональные педагогические кадры,

    владеющие необходимой методикой, способные использовать не только

    современные научные данные, но и свои ежедневные наблюдения за детьми, опыт

    работы с ними.

    Подласый И.П. отмечает, что в работе с родителями популярно формой

    остаются: родительские собрания, также приглашение родителей в школу для

    беседы, посещение семей своих учеников, изучая на месте не только бытовые

    условия, но и характер организации семейного воспитания. Нетрадиционно

    подошла к родительским собраниям Дереклеева Н.. В своей статье

    «Нетрадиционная форма проведения собраний», опубликованной в научно -

    методическом журнале «Воспитание школьников», она предложила такие формы

    проведения собраний, как: родительский тренинг, дискуссия, круглый стол.

    Крупинина И. Затронула вопрос о педагогическом просвещении родителей:

    семейному воспитанию помогут такие организационные формы как школьные и

    классные лектории, групповое и индивидуальное консультирование.

    Лаврентьев В.В. рекомендует такое направление в работе с родителями:

    привлечение их к участию в общешкольных делах.

    Бордовская Н.В. и Реан А.А. предлагает формы помощи в работе с

    родителями: организационно педагогическую работу с родителями,

    осуществление их педагогического просвещения и проведения систематической,

    индивидуальной работы по улучшению обучения и воспитанию учащихся.

    Анализируя и обобщая литературу, мы пришли к выводу, что работой

    педагога – музыканта с родителями по эстетическому воспитанию практически

    никто не занимается хотя это очень важно и актуально в наше время. В

    основном в литературе затрагивается вопрос о работе классного руководителя

    общеобразовательной школы. Отсутствие научно – методической литературы,

    которая бы чётко сформулировала функции педагога-музыканта, что является

    важной причиной для решения этой проблемы.

    В своей работе мы опирались на опыт других преподавателей-музыкантов,

    на их неудачи и положительные результаты. Что позволило нам разработать

    свою методику по работе с родителями. Эту работу мы провели работая с

    группой родителей одной из музыкальных школ города Альметьевска.

    Объектом нашего исследования стали родители учащихся в музыкальной

    школе.

    Предметом – воздействия педагога-музыканта на родителей посредством

    рекомендаций, приобщения к музыкальному искусству. Целью нашей работы

    является достижение определённого уровня понимания задач. Отсюда вытекает

    ряд моментов:

    - информирование родителей учащихся о значимости эстетического

    воспитания;

    - привлечение родителей к тесному сотрудничеству. Родители и

    преподаватель-музыкант партнёры единомышленники, отсюда вытекает

    связь: педагог > родители > дети;

    - создание в семье ученика благоприятного музыкального микроклимата;

    - приобщение родителей к музыкальному искусству;

    - понимание родителями о значимости того, что они имеют большое влияние

    на детей в поддержке интереса и уважения к музыке, к этому источнику

    радости и вдохновения;

    - понимание ответственности родителей за подготовку подрастающего

    поколения;

    Если педагог-музыкант в своей работе с родителями по эстетическому

    воспитанию будет использовать такие формы работы, как: совместные

    концерты учащихся и родителей; лекции, семинарские занятия,

    педагогические практикумы; встречи с артистами, певцами,

    композиторами; музыкально-педагогическое самообразование (чтение книг

    о музыке, чтение музыкальных журналов); домашние концерты; совместные

    походы в театр, филармонию, то мы предполагаем, что родители

    передадут свой опыт детям и эстетическое воспитание детей будет более

    эффективным.

    Основная часть.

    Глава I.

    §1.Взаимодействие классного руководителя и семьи.

    Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том,

    что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и

    развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия

    лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и

    терпимости по отношению друг к другу. Это поможет к педагогу и родителям

    объединить свои усилия для формирования у ребёнка тех качеств и свойств,

    которые необходимы для его самоопределения и самореализации

    в случае неудачи.

    Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и

    длительной работы классного руководителя, которое, прежде всего,

    предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание

    особенностей и условий семейного воспитания ребёнка.

    Семья рассматривается, как начальная структура членов общества,

    связанных между собой родственными отношениями, совместно живущих и несущих

    друг за друга моральную ответственность.

    Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и

    сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании

    усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:

    однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях. Воспитываясь

    в таких условиях, дети не получают практических навыков по воспитанию и

    уходу за младшими сёстрами и братьями;

    молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей. Влияние

    старшего поколения снижается, остаются не востребованными их жизненный

    опыт, мудрость. Дети лишаются ласки, внимания бабушек и дедушек;

    основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отличают, что

    воспитывать ребёнка надо, пока он маленький, и «лежит поперёк лавки, а не

    вдоль»;

    происходящая урбанизация общества усилила анонимность общения детей и

    взрослых, особенно в крупных городах;

    осложнение семейного воспитания из-за обострения социальных и экономических

    трудностей (низкая зарплата, безработица, низкий прожиточный минимум

    и.т.д.);

    гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются

    просмотром телепередач политического или художественного характера (в виде

    различных сериалов), а на общении с детьми, то есть на их воспитание не

    остаётся времени;

    Классный руководитель должен быть заинтересован в том, чтобы

    оказывать помощь молодым родителям в овладении содержанием и организацией

    воспитания детей в семье. Для этого важно знать типы семей, которые

    классифицируются:

    по количеству детей: многодетные, малодетные, однодетные и бездетные;

    по составу: однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и

    дети), межпоколенные (дети, родители и родители родителей);

    неполная семья: только один из родителей воспитывает ребёнка;

    внебрачная семья: когда женщина рождает и воспитывает ребёнка, не

    зарегистрировав брак. Исследование психологов, социологов, педагогов

    показывает, что семейные обстоятельства и условия, в которых родились и

    выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют

    их судьбу.

    В педагогике рассматривается классификации семьи и по характеру

    взаимоотношений. Ю.П. Азаров делит семьи на три типа:

    идеальная;

    средняя;

    негативная или скандально- раздражительная.

    Исследователь М.И. Буянов называет следующие типы семей:

    гармоничная;

    распадающаяся;

    распавшаяся;

    неполная.

    У педагогов - практиков деление семей принято на «благополучные» и

    «не благополучные». Их признаки:

    в «благополучной» семье оба родителя: работают, имеют достаточно

    благополучное материальное положение, занимаются вопросами воспитания

    детей;

    «формально-благополучные» : благополучие нередко носит видимый характер и

    определяется лишь анкетными данными, семья не занимается воспитанием детей;

    «неблагополучные» семьи, где явно просматриваются дефекты воспитания-

    постоянные окрики, наказания детей. Создаёт надлом в душе ребёнка, это

    делают его ущербным, он не может найти своё место в семье, а потом и в

    жизни;

    рождается новый тип семьи «новых русских»: высоко обеспеченные и сверх

    обеспеченные. Социологи и психологи фиксируют в этих семьях наивысший

    кризис в семейных отношениях и воспитании детей.

    Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть

    успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют

    сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги

    деятельности.

    Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребёнку и

    организацию совместной деятельности, изучение ребёнка в семье и в школе с

    помощью специальных методик и составления программ его развития.

    Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть

    дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы

    взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей,

    особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам школы,

    класса.

    Основными формами работы с семьёй являются: групповые и индивидуальные.

    К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями по

    вопросам воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи.

    Классному руководителю необходимо помнить, что к любой беседе,

    консультации (если они заранее обговорены и спланированы), необходимо

    готовиться.

    Посещение семьи, как форма работы с родителями, на сегодня в

    педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнаёт

    условия, в которых живёт ребёнок, по возможности может влиять на их

    улучшение. А с другой стороны, эту формы работы можно рассматривать как

    вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношения

    педагога с семьёй.

    Такая форма может использоваться в зависимости от условий,

    особенностей и специфике ситуации. Если в своей практике классный

    руководитель, воспитатель, педагог использует эту форму с семьёй,

    желательно соблюдать следующие условия:

    не приходить в семью без предупреждения и согласования времени визита;

    не планировать свой визит более чем на 5 - 10 минут (чтобы не быть

    обременительным);

    не вести беседу стоя у входа, в верхней одежде родители могут растеряться,

    придите им на помощь примерно следующими словами: «Разрешите раздеться. Где

    у вас можно присесть и поговорить»;

    не поучайте родителей, а советуйте;

    желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящую для него форму и

    содержание (если беседа проходит без ребенка, то зачастую родители,

    пересказывая беседу, с умыслом искажают ее в свою пользу).

    Предметом педагогического консультирования могут стать рекомендации

    по самостоятельному изучению соответствующей литературы, раскрывающей

    различные аспекты семейного воспитания детей (традиционные приемы и

    методы воспитания, специфика воспитательной работы с учетом современных

    условий и др.). Родителям следует рекомендовать публикации о

    закономерностях психического развития, о факторах способствующих

    личностному росту, о саморазвитии и самовоспитании личности. Родителям

    желательно знать особенности детей с отклонениями в развитии, так как

    именно они нередко являются причиной их девиантного поведения. Система

    знаний о ребенке как о субъекте воспитательного процесса, его возрастных,

    индивидуальных особенностях с учетом социальных факторов развития, о

    закономерностях общения и способах проявления эмоций поможет родителям

    оптимально строить отношения со своими детьми.

    Родителям необходимо знать и правовые основы, регламентирующие

    отношения в семье детей и родителей, существующую систему

    образовательных учреждений России, для того чтобы помочь детям

    сориентироваться в выборе учебного заведения, воспользоваться услугами

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.