МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Работа с детьми Черлакского детского дома

    возбудимость.

    К сожалению, в психологической литературе очень мало публикаций с

    анализом особенностей развития детей в закрытых детских учреждениях.

    Поэтому непреходящее значение для изучения как практических, так и

    теоретических проблем воспитания детей в этих учреждениях, имеют работы

    Я.Корчака. еще в 20-х годах Н.К.Крупская писала: «Я думаю,… что каждому

    педагогу надо прочесть «Как любить детей».Книга эта способна заставить

    задуматься над очень многими вопросами, заставить по внимательнее

    присмотреться к очень многим явлениям жизни детских домов повнимательнее

    отнестись к психике живущих в них ребят»[16]. Именно Я.Корчак столь

    определенно сформулировал: детей нет – есть люди, но с иным запасом опыта,

    иными впечатлениями, игрой чувств, и мы их незнаем. Он советовал

    воспитателю не верит как педагогике запретов и долженствования, так и

    сентиментальному учению о том, что детские болезни исцеляются только

    любовью и терпением воспитателя. Внимательно наблюдая за детьми, Корчак

    пришел к выводу, что в воспитательных учреждениях необходимо прежде всего

    организовать жизнь детей.

    В нашей стране сразу после революции усилие правительства были

    направленны, в первую очередь на помощь детям. 20 декабря 1917 года

    Наркомпрос опубликовал диклорацию «О дошкольном воспитании, где говорилось

    о значении общественного воспитании детей с первых месяцев жизни. Педагоги

    воспитатели стремились спасти жизнь каждого подкидыша, беспрезорника, дать

    детям образование и «путевку в жизнь». У нас в стране в первые в мире была

    создана государственная система воспитания детей, начиная с раннего

    возраста. Хорошо известен, хотя еще недостаточно изучен и уж совсем мало

    внедряется в практику, опыт работы А.С.Макаренко.

    Еще А.К.Крупская отмечала, что «женщина – работница» не может еще

    оценить всех благ общественного воспитания. Материнское чувство заставляет

    ее желать собственного воспитания детей».

    В детском саду дети находятся среди сверстников, старших и младших,

    общения с которыми благоприятно для становления социально цельных сторон

    личности, для воспитания у них коллективизма. Однако особенности

    воспитания в детских учреждениях и его влияния на развитие ребенка,

    нуждаются в специальном изучении, например, пристального внимания

    заслуживает например, уже первоначальный период поступления ребенка из

    семьи в детское учреждение. В первое время после прихода в ясли или детский

    сад дети испытывают трудности привыкания к новым условиям: у них происходит

    социальная адоптация. Исследования медика – биологического характера

    показали, что при этом у детей начинается глубокая перестройка

    функционирования всех систем функционирования организма[34]. У некоторых

    детей социальная адаптация идет очень болезненно и длительно.

    Особенно сложен для ребенка переход из детского дома в школу – интернат,

    который сопровождается резким изменением всех сторон его жизни, сто

    значительно усложняет и замедляет не только процесс адоптации школьному

    обучению, но и психическое развитие в целом.

    В нашей стране мы имеем одно из наиболее серьезных психологических

    исследований по этой теме – изучение детей в школе интернате, проведенное

    под руководством Л.И.Ботович. (1960). В нем разработаны методы изучения

    личности детей, а также методика составления психолога – педагогической

    характеристике как необходимого условия накопления знаний об учащихся для

    диагностических и прогностических суждений о них.

    И.В.Дубровина и М.И.Лисина прежде всего изучали особенности общения

    детей со взрослыми и сверстниками. При этом они основывались на том

    значении, которое предается в советской психологии общению как основному

    контексту «социального присвоения» детьми общественно – исторического опыта

    человечества. Кроме того, они учитывали, что различие в воспитании детей в

    семье и вне семьи связаны, прежде всего, и больше всего с разницей в их

    общении с окружающими людьми. Чем младше ребенок, тем большее значение

    приобретает его общение со старшими, поскольку тем сильнее оно

    опосредствует все остальные связи ребенка с миром. Исследования

    Н.М.Неупокоева (1980) свидетельствуют, что даже поступившие в детский дом

    из самой не благополучной семьи более коммуникативные и восприимчивы к

    воздействию взрослых, чем дети, совсем незнающие семьи.

    По мере взросления детей все более важное место в их жизни завоевывает

    их общение со сверстниками. В закрытых учреждениях ребенок пребывает в

    группе своих сверстников постоянно. Если в семье обычно имеются два – три

    ребенка разного возраста, то в закрытых учреждениях в одной группе бывает

    от 10 – 12 до 25 воспитанников одного и того же возраста.

    По этому становление дружеских отношений у воспитанников детских

    учреждений также имеет свою специфику.

    «Рядом с ребенком, где бы он не находился – в полной семье, неполной, в

    детском учреждении любого типа, - должен быть человек, который мог бы с

    самого раннего возраста замечать и «оценивать» его первые успехи в жизни.

    Умный и добрый воспитатель в принципе может организовать с малышом тесные

    доверительные отношения, полностью обеспечивающие глубокое удовлетворение

    социальных потребностей ребенка и его гармоническое развитие. Но не редко

    воспитателю на много труднее наладить личные эмоциональные связи со своим

    подопечным, чем матери: в его группе слишком много детей, он проводит,

    сними лишь часть дня и т.д. А это ведет к серьезным нарушениям в

    психическом и личностном развитии ребенка».

    Чехословацкие авторы справедливо отмечают, что кто-то должен радоваться

    первой улыбке ребенка, его первым шагам, первым словам, давать определенный

    смысл его изобретениям и открытиям[4]. Без этого ребенку будет очень трудно

    не только физически, но и морально. Он будет меньше знать и уметь, нежели

    его сверстники, имеющие радом таких взрослых, будет ограничен в самой

    важной способности, – учиться[9].

    Было бы крайне полезно прислушаться также к голосу мудрых педагогов и

    врачей, утверждающих, что связи персонала с детьми в детских учреждениях

    «не имеют и не должны иметь характер семейных», что воспитание вне семьи не

    следует строить как имитацию воспитания в семье, как его ухудшенный

    вариант. Любая имитация человеческих отношений приносит вред формированию

    личности ребенка. И.В.Дубровина и М.И.Лисина считают, что нужно найти

    свойственные только ему (воспитанию детей вне семьи) качественную

    специфику, которая бы обеспечивала благоприятное эмоциональное самочувствие

    и развитие способностей каждого ребенка, осознание им своей

    индивидуальности и нужности людям[31].

    У детей, воспитывающихся вне семьи, в сфере общения обнаруживаются

    существенные различия воспитание ребенка в семье и вне ее, но, несомненно

    одна из основных. А главная, общение – фактор, который определяет многие

    вторичные различия, его дефицит порождает отставание или отношение в

    психическом развитии.

    К сложнейшим проблемам психологии общения относится вопрос о

    коммуникативных потребностях. Характер потребностей решающим образом

    определяет поведение ребенка при общении с людьми, динамику и, главное,

    содержание развертываемой им деятельности.

    Ранее и дошкольное детство, в крайне не благополучной семье или доме

    ребенка, а затем в детском доме, безусловно, оказывает влияние на

    особенности формирования личности ребенка. Общение воспитанников со

    взрослыми и друг с другом, содержание и формы взаимоотношений, сложившиеся

    в детском доме, во многом определяют особенности формирования одного из

    центральных формирований личности – образа Я ребенка, его отношения к себе

    и представления о себе.

    Общение со взрослыми, являясь общественным фактором общего важнейшего

    развития ребенка, на каждом возрастном этапе имеет свои специфические

    особенности, обнаруживающиеся в содержании общения и его значении для

    формирования личности. Эффективность общения подростков со взрослыми

    связанно прежде всего с тем, что оно дает такие знания, которые необходимы

    им для будущей самостоятельной жизни. К.Маркс писал, что «развитие индивида

    обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в

    прямом или косвенном общении, и сто различные поколения индивидов,

    вступающие в отношение друг с другом, связаны между собой, что физическое

    существование позднейших поколений определяется их предшественниками, что

    эти позднейшие поколения наследуют накопленные предшествовавшие поколения

    производительные силы и формы общения»[21].

    1.3. Специфические особенности формирования личности.

    В плане изучения специфических особенностей формирования Личности

    ребенка воспитывающегося вне семьи имеют не мало важное значения его

    стремления, желания, надежды, профессиональные и другие намеренья, т.е. его

    отношение к своему будущему. Одна из обязательных потребностей человека –

    определения своего места в жизни, осознание своей личной значимости,

    собственного Я. Многие психологи подчеркивают, что развитию личности прежде

    всего способствуют осуществлению задач будущего «Направленность личности на

    чрезмерно конкретное будущее может с большой долей вероятности вызвать

    развитие депрессивного состояния – либо в результате недостижимости цели,

    поставленной в столь конкретной форме, либо в следствии внутренней

    опустошенности после достижения узенькой мечты жизни[24].»

    На каждом возрастном этапе жизни ребенок требует особого подхода.

    Переход от одного возрастного этапа к другому характеризуется прежде всего

    сменой ведущей деятельности и возникновением на базе этого новых личностных

    образований, с которыми связаны все другие особенности данного периода

    развития[5]. В подростковом возрасте формируются такие психологические

    новообразования, как подсознательная регуляция своих поступков, умение

    учитывать чувства, интересы, желание и характер других людей и

    ориентироваться на них при организации своего поведения. Но эти

    новообразования не возникают сами по себе, они – результат обучения и

    воспитания ребенка на предшествующих ступенях онтогенеза. Для того, чтобы

    ребенок мог учитывать в своем поведении чувства, интересы и желания других

    людей, он должен научиться сначала сопереживать близким, окружающим его.

    1.4. Особенности социализации детей - сирот.

    Рассматривая особенности социализации детей сирот, необходимо разобраться

    прежде всего в наиболее общих подходах к этому явлению.

    Под социализацией понимают процесс становления человека в системе

    социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек

    становится частью социальной общности, какой – либо группы людей,

    организации. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных

    норм и ценностей, на основе которых формируется качества личности.

    Для человека социальные отношения является той средой, в которой он

    реализует свои потребности, где он приобретает главные черты, отличающие

    его от других обитателей Земли.

    Рождается человек как биологическое существо. Он имеет все задатки для

    того, чтобы стать существом социальным, но это возможно, если он будет в

    социальной среде, в полноценном обществе людей. История Маугли – это

    сказка. Человек выросший среди зверей, как показывают многочисленные случаи

    не может стать человеком в полном смысле этого слова.

    Существует два подхода к понимании сущности социализации, различающими

    представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так

    одни исследователи указывают, что содержания процесса социализации

    определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно

    овладевали общественными ролями, могли участвовать в производственной

    деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и

    т.д. Это характеризует человека как объект социализации.

    Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом

    общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как

    субъект он усваивает социальные нормы, культурные ценности общества в

    единстве с проявлением своей активности, саморазвитие, самореализации в

    обществе, то есть не только адаптируется к обществу, а активно участвует в

    процессе социализации, а влияет на самого себя и свои жизненные

    обстоятельства. Именно второй подход наиболее соответствует современному

    гуманистическому мировоззрению. Социализируясь, человек не только

    обобщается опытом, но реализует себя как личность, влияя на жизненные

    обстоятельства и на окружающих людей.

    Человек не играет пассивной роли в своем социальном становлении. Он

    имеет определенные задатки, у него формируется индивидуальность, он активен

    в освоении своего социального опыта. По – этому можно говорить о том, что

    все люди, усваивая вроде бы одновременно общий для всех социальный опыт,

    делают это каждый по своему.

    Процесс социализации существенным образом зависит от тех норм, принятых

    в обществе, которые регулируют требования предъявляемые обществом человеку,

    и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность.

    В процессе социализации формируется личность, которое определяется тем,

    какое место занимает человек в системе социальных отношений: дружеских,

    любовных, семейных, производственных, политических и т.д. Личность –

    сложная система социально значимых фактов, проявлением способностей в

    социальном мире. Известно, что социализация человека осуществляется широким

    набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного

    возраста социализируемого. Особое значение для педагогического понимания

    сущности социализации и личности ребенка имеет изучение факторов и

    механизмов социализации личности.

    На социализацию человека влияют ряд факторов, требующего от него

    определенного поведения и активности. Первая группа – макрофакторы (космос,

    планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на

    социализацию всех жителей планеты, а также больших групп людей, живущих в

    определенных странах. Вторая – мезофакторы, условия социализации больших

    групп людей, выделяемых по национальному признаку, по месту и типу

    поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село), по

    принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио,

    телевиденье, кино и др.) Эти факторы влияют на социализацию как прямо, так

    и опосредованно через микрофакторы; к ним относятся: семья, группы

    сверстников, микросоциум, организации, в которых происходит социальное

    воспитание (учебные, профессиональные, общественные, частные и др.).

    Влияние микрофакторов на развитие человека осуществляется через агентов

    социализации, т.е. лиц, во взаимодействии, с которыми протекает его жизнь

    (родители, братья, сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя).

    Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений – мир

    отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей.

    Это роль семьянина, политика, роль жителя села, города и т.д. Осваивая эти

    роли, человек социализируется, становится личностью. Окружение человека

    играет громадную роль. От того, в каких отношениях с окружающей средой он

    находится, зависит формирование личности. Только активно и полноценно

    участвуя в системе социальных отношений, усваивается роли, которые

    приходится исполнять в жизни, вырабатывается свое отношение к этим ролям,

    появляется человек как социальный феномен.

    Подготовка человека к реализации той или иной роли может быть

    осуществлена только после представления человека об этой роли («образ»

    роли). Такие представления формируются на основе реальных жизненных

    наблюдений, в процессе общения, а также в процессе восприятия произведений

    искусства, под влияние средств массовой информации и других источников.

    Для ребенка, который воспитывается вне семьи, микрофакторысоциализации

    имеют другую иерархию, чем микрофакторы для ребенка, воспитывающегося в

    традиционных условиях семьи. Наиболее значимыми агентами социализации для

    него выступают коллектив, сверстники, воспитатели детского дома и т.д. При

    этом должно происходить социальное самоопределение – выбор детьми –

    сиротами своей роли и позиции в общей системе социальных отношений,

    предполагающей их включенность в эту систему на основе сформировавшихся

    интересов и потребностей.

    Очень важен процесс формирования представлений ребенка о той или иной

    социальной роли. Такие представления у детей – сирот часто бывают искажены.

    В зависимости от их индивидуальных особенностей они создают свой образ

    реализации той или иной роли. Отсутствие нормальных для ребенка контактов

    (семья, друзья по улице, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ роли

    создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из

    разных источников. Чаще всего источником информации для ребенка о

    социальных ролях являются средства массовой информации и мнение

    сверстников. В связи с этим часто возникает иллюзионый «образ» социальной

    роли. Это касается не только ролей члена семьи, но и других ролей и те,

    кто с ними взаимодействует. Формируется ложное представление о своей

    социальной роли как сироты. Эта роль должна реализовываться человеком в

    течение всей его жизни.

    Дети попадают в учреждения из различных ситуаций. Есть те, которые

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.