МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Работа с детьми Черлакского детского дома

    никогда не видели своих родителей. В том случае влияние на них оказывают

    только окружающие люди: воспитатели, дети и т.д. У детей, которые

    воспитывались в семье, но их родители умерли, сохраняются добрые отношения

    к семье и опосредовано пример членов семьи, в которой они были, оказывает

    на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родителей. Которые

    живы. Это социальные сироты, до которых до сих пор оказывает влияние семья,

    хотя они и не живут в ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в

    которой обстановка, условия не допустимы для воспитания ребенка. Но в то же

    время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой-то степени

    создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих

    родителей, ищут то, сто дает им возможность сформировать искаженное

    впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, хотя вся

    сложность и противоречивость этой ситуации заключается в том, что, с одной

    стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны,

    они как бы ощущают, что у них есть все-таки родители, те люди, которые

    родители их, которые хотя бы словами выражают свое отношение к своим детям.

    Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой

    детский дом, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно

    создаваемые условия.

    Особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени

    обеспечивает усвоение социальной роли семьянина, при этом важно, чтобы не

    создавалось искаженное представление о семье. Отношение заботы,

    сотрудничества, поддержки взаимной ответственности должны становиться

    основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом

    учреждении.

    Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных

    отношений могут быть совершенно различные. Прежде всего они связаны с

    неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые

    предъявляет окружающий социум.

    В связи с ограничением социальных контактов детей-сирот процесс их

    социализации затруднен. Существенным образом он зависит от тех норм,

    принятых в социальном окружении ребенка, которые регулируют требования к

    нему и обеспечивают формирование его личности. Воспитанник детского дома

    прежде всего воспринимает складывающиеся отношения между детьми и взрослыми

    в этом типе воспитательного учреждения как эталонные нормы отношений, при

    этом в качестве такой нормы выступает особое положение детей-сирот в

    обществе, что в какой-то степени деформирует восприятие этими детьми других

    социальных норм и создает трудности для адекватного социального развития.

    Особое значение для социального развития ребенка имеет процесс

    формирования его ценностных ориентаций, которые отражают внутреннюю основу

    отношений человека к различным ценностям материального, морального и

    духовного порядка. Ценностные ориентации обнаруживаются в идеалах,

    убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Ценностные ориентации

    у детей-сирот существенным образом отличаются от ценностных ориентаций

    детей, обучающихся в обычной школе.

    Исследование советских психологов свидетельствуют о том, что главной

    ценностью они считают силу, которая способна его защитить.

    Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности:

    деятельность, общение, самосознание. В деятельности личность имеет дело с

    освоением все новых и новых ее видов, что предполагает ориентировку в

    системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее

    различными видами. Речь идет о лично значимой доминанте, т.е. об

    определении главного, сосредоточении внимания на нем.

    В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление

    их значимости.

    Включение детей-сирот в социальную деятельность является процесс, в ходе

    которого происходит следующее:

    + выработка критериев, обслуживающих выбор деятельности;

    + формирование своего отношения к деятельности и участие в

    ней;

    + приобретения опыта деятельности.

    Наибольшую трудность для детей-сирот имеет решение первой задачи, так как у

    них ограничены возможности как выбора деятельности, так и способов ее

    осуществления.

    Социальное самоопределение ребенка зависит от реализации двух важнейших

    условий. Первым из них является обеспечение включенности детей-сирот в

    реальные социальные отношения, т.е. возникновение у них личностного

    состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и

    субъективный компоненты.

    Объективным компонентом является собственно деятельность личности,

    субъективным – отношение личности к данной деятельности.

    Вторым условием является самореализация детей в процессе социального

    взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку

    более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

    Важнейшей стороной, обеспечивающей социализацию ребенка, является также

    общение. Для воспитанника учреждения круг общения и его содержание

    значительно уже, беднее, чем у воспитанников обычной семьи.

    Третья сфера социализации – самопознание личности, которое предполагает

    становление в человеке «образа его Я», возникающего у него не сразу. Этот

    образ складывается на протяжении всей жизни человека под воздействием

    многочисленных социальных влияний.

    Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три

    компонента: познавательный (знания себя); эмоциональный (оценка себя);

    поведенческий (отношение к себе). Процесс социализации предполагает

    единство изменений всех трех обозначенных сфер.

    Самым сложным для ребенка, оставшегося без семьи, является оценка самого

    себя. Семья представляет своего рода зеркало, в котором человек видит свое

    отражение. Отсутствие семьи приводит к искаженному представлению ребенка о

    себе. Дети-сироты завышают или занижают свои возможности в решении

    социальных проблем.

    Исследования особенностей психологического развития воспитанников

    детского дома традиционно основывается на лежащей в русле психоанализа идее

    психической депривации. Депривация рассматривается как основной фактор,

    препятствующий полноценному психическому развитию. Идея «дефицитарности»

    вследствие депривации обуславливает выбор форм оказания помощи детям-

    сиротам: ребенок нуждается в том, чтобы ему создали ситуацию, максимально

    приближенную к семейной, т.е. компенсировали дефицит. Безусловно, полностью

    достичь этого не удается, чем и объясняется реально выявляемая в

    большинстве исследований проблем сирот их меньшая социальная

    адаптированность как в детстве, так в последующей взрослой жизни.

    Если обозначить такой подход в медицинской парадигме, то можно говорить

    о сиротстве как о хронической болезни, в случае которой организм

    оказывается неспособным к самостоятельному функционированию без поддержки

    извне в виде лекарственных средств и щадящего режима.

    Однако в современной медицине, особенно в психотерапии и клинической

    психологии, все больше внимания уделяется уже не патогенным, а защитным

    факторам, противодействующим заболеванию или дезадаптации. Центр тяжести

    смещается с лечения на профилактику, т.е. на усиление возможностей

    организма, а не на устранение уже произошедшего сбоя. Развитие при таком

    подходе понимается не как приспособление или восстановление нарушенного

    равновесия, а как нарушение ранее сложившегося равновесия за счет появления

    новых качеств и возможностей.

    Рассматривая ситуацию сиротства как стрессовую необходимо учитывать

    принципиальной важности факт состоящий в том, что любая стрессовая ситуация

    способна пробуждать личностные ресурсы и таким образом способствовать

    формированию продуктивных механизмов совладения с жизненными трудностями.

    Механизмы эти не универсальны и не могут быть предложены в качестве

    одинаковых для всех образцов поведения в социуме, что, очевидно, заложено в

    систему воспитания в детских домах. Это обстоятельство приводит к тому, что

    воспитанники детского дома характеризуется некоторой "унифицированностью"

    личностной структуры, отсутствием индивидуальных стратегий поведения в

    различных жизненных ситуациях. Отсутствие гибких стратегий поведения в тех

    ситуациях, когда имеющиеся стратегии оказываются неэффективными, вызывает

    агрессивное и деструктивное поведение, которое может быть направлена как во

    внешний мир, так и на собственную личность.

    1.5. Трудности социализации детей-сирот.

    В процессе социализации решаются три группы задач: адаптация,

    автомизация и активизация личности. Решение этих задач, по сути

    противоречивых и в тоже время диалектически единых, существенно зависит от

    многих внешних и внутренних факторов.

    Социальная адаптация предполагает активное приспособленние индивида к

    условиям социальной среды, а социальная автомизация - реализацию

    совокупности установок на себя; устойчивость в поведеннии и отношениях,

    которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение

    задач социальной адаптации и социальной автомизации регулируется кажищимися

    противоречивыми мотивами "Быть со всеми" и "Оставаться самим собой". В тоже

    время человек с высоким уровнем социальности должен быть активным, т.е. у

    него должна быть сформирована реализуемая готовность к социальным

    действиям.

    Процесс социализации (включения ребенка в систему социальных отношений),

    даже при благоприятным стечением обстоятельств, разворачивается

    неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков,требующих

    совместных усилий взрослого и ребенка. Если сравнить процесс социлизации с

    дорогой, по которой должен пройти ребенок из мира детства в мир взрослых,

    то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается четкими

    дорожными указателями, на ней есть участки с оврагами и сыпучими песками,

    шаткими мостиками и развилками.

    Под трудностью социлизации понимается комплекс затруднений ребенка при

    овладении той или иной социальной ролью. Чаще всего причинми возникновения

    этих трудностей является несоответствие требований к ребенку в процессе

    его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям.

    Трудности овладения социальной ролью возникают чаще всего тогда, когда

    ребенок не информироан об этой роли, либо информация носит ложный характер,

    либо у ребенка нет возможностей попробовать себя в данной роли (отсутствуе

    условий для социальных проб).

    Трудности социлизации могут быть связаны и с тем, что внутри социума

    наблюдается "размытость" образов ролевого поведения (например, стираются

    границы между представлениями об уверенности и агрессивном поведении, между

    мужским и женским образом жизни).

    В связи с этим у ребенка периодически с необходимостью встает задача

    самоопределения, как по поводу содержания самой социальной роли, так по

    поводу способов ее воплощения.

    В условиях воспитания в детском доме трудности, с которыми сталкивается

    ребенок в процессе социализации, удваивается. Это происходит потому, что

    сама организация жизнеспособности детей в детском доме устроена таким

    образом, что у ребенка формируется преимущественно только одна ролевая

    позиция - позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта

    роль удерживает ребенка в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует

    проявление потенциальных возможностей.

    Иными словами, воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют

    "быть сиротой", т.е. надеяться на покровительство, обладают "выученной

    беспомощностью", не подозревая о том, что можно опереться на собственные

    внутренние ресурсы.

    У детей практически нет собственного личного пространства, где ребенок

    мог бы уединиться. В редких случаях личным пространством может считаться

    стена над кроватью, которую ребенок может украсить по собственному

    усмотрению, и тумбочка с личными вещами, порядок и содержимое которой

    контролируется воспитателем. Жизнь в детском доме, устроена таким образом,

    задает вынужденную публичность проживания. Даже сама планировка помещения

    детского дома не предусматривает личной территории, имеющей четко

    обозначенные для других границы, проникновение за которые может происходить

    только с согласия "владеющего" ею человека.

    В детском доме жестко регламентирован режим проживания (когда следует

    вставать, принимать пищу, играть, учиться, спать и т.д.), не позволяющий

    учитывать индивидуальные особенности ребенка.

    Таким образом, условия проживания ребенка в детском доме не дают ему

    возможности самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой

    в соответствии с динамикой собственных потребностей. Это может приводить к

    затруднениям в формировании способностей. Это может приводить к

    затруднениям в формировании способностей к осознанию собственных актуальных

    состояний. Такой ребенок с трудом будет отвечать на такие важные для

    развития самоопределения вопросы, как: "чего я сейчас хочу?", "какой я

    сейчас?". В качестве компенсаторного механизма в данном случае начнет

    функционировать психологического слияния со средой ("Я хочу того, чего

    хотят от меня другие"), что ведет к утрате границ собственного "Я".

    Постоянное включение ребенка в систему вынужденных контактов размывает

    границы личного пространства, что делает принципиально невозможным уход

    ребенка в собственный мир для восстановления психоэмоционального ресурса.

    Для детей с инвертированной направленностью психики (замкнутых,

    малообщительных, истощающихся от постоянных контактов с другими)

    возможность ухода в свое пространство является единственным способом для

    полноценного энергетического восстановления. Не имея возможности социально

    приемлемым путем добиться автономии, ребенок становится плаксивым,

    раздражительным, агрессивным. В качестве основного способа разрешения своих

    проблем такой ребенок выбирает уход от контакта в доступных от него формах:

    противодействие режиму, бегство, болезнь, травмирование себя, бунт и т.д.

    Организация жизни в детском доме задает ребенку четко очерченные

    социально-ролевые позиции (ученика воспитанника). Ограничен как сам набор

    этих ролей, заданных извне, так и вариативность действий внутри этих ролей.

    Находясь, длительное время только в рамках этих позиций, ребенок теряет

    возможность к проявлению индивидуальности и свободному самовыражению, что и

    не позволяет ему в конечном итоге обрести опору в самом себе. Для овладения

    всем спектром собственной "самостоятельности" ребенку необходимо освоение

    ролевых ролей, которые задаются ситуацией свободного спонтанного

    взаимодействия, где снимается страх оценки, страх несоответствия и

    провоцируются творческие потенции.

    В детском доме игровая деятельность детей организуется воспитателями и

    чаще всего носит тот же регламентированный характер. Большинство между

    взрослым и ребенком, где взрослый задает правила игры, сюжет, распределение

    ролей и сам вступает в качестве оценивающей фигуры, владеющей критериями

    для определения результатов игры. Присутствие воспитателя, выступающего в

    роли арбитра, смещается мотив игры с процесса на результат, выхолащивая

    смысл играния, фактически превращая его в обычную обучающую процедуру.

    Застреванию ребенка в инфантильной позиции способствует особый тип

    взаимодействия с ним взрослых (воспитателей, педагогов), преобладающий в

    большинстве детских домов. Такой тип взаимоотношений может быть обозначен

    как чередование опеки и подавления.

    В одном случае при контакте с ребенком у воспитателя преобладает

    позитивная эмоциональная поддержка любого действия ребенка. Воспитатель

    использует очень много уменьшительных, ласкательных обращений, присутствует

    слащавая похвала, чересчур бурная радость по типу: "О! Да! Как хорошо!

    замечательно! Молодец! Умница!".

    Такой стиль взаимодействий может восприниматься педагогами как

    проявление милосердия, гуманистического подхода в воспитании компенсации

    недостатка эмоционального тепла и т.п. Однако все это ведет к вытеснению

    негативных чувств (главным образом агрессии) при естественном недовольстве

    результатом, полученным ребенком, а вытесненная агрессия по всем

    психодинамическим законам, в конце концов наедет ту или иную форму

    проявления - от психосоматических симптомов до реального неконтролируемого

    поведения самого воспитателя. Ребенок же застревает в инфантильной

    эгоцентричной позиции. При смене данного типа отношений на противоположный,

    например, отношения доминирования взрослого, возрастает критика действий

    ребенка и тотальное подавление любой инициативы. Смена отношений с

    тотального умиления на тотальное подавление неизбежно создает своеобразные

    качели, что поражает эмоциональную и когнитивную зависимость ребенка-сироты

    от значимого взрослого в детском доме.

    Условия организации жизни деятельности детей в детских домах создают

    внешние трудности для успешной социализации, однако, у данной группы детей

    существуют внутренние трудности, которые связаны с особенностями их

    психического развития.

    Наиболее серьезным следствием сиротства является утрата "базового

    доверия к миру", без которого становится принципиально невозможным развитие

    таких важнейших новообразований личности как: автономия, инициативность,

    социальная компетентность, умелость в труде, половая идентичность и др.

    Без этих новообразований ребенок не может стать собственно субъектом

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.