МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие эстетического восприятия природы посредством фотографии

    работе Г.С. Лабковской.

    Главная задача эстетизации среды обитания по ее мнению сводится к

    "достижению гармонии между создаваемой человеком "второй природой" и

    естественной природой. Проблема эстетизации среды обитания органически

    связана с решением одной из сложных и насущных проблем совершенного

    человечества - проблемы рационального использования природных богатств и

    охраны окружающей среды. Когда человек остается наедине с природой, как раз

    и раскрывается истинное лицо его эстетической культуры. Изучение ребятами

    законов развития природы, умение видеть многообразие ее форм, постижение ее

    красоты - это главное, чему должна научить школа".

    Следующий фактор эстетического развития личности - эстетизация быта -

    выделяется в работах А.С. Макаренко, Г.С. Лабковской, К.В. Гавриловец и др.

    А.С. Макаренко в своей педагогической работе уделял огромное внимание

    этому фактору: "Коллектив надо украшать и внешним образом. Поэтому я даже

    тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым делом всегда строил

    оранжерею. И обязательно розы, не какие-нибудь дрянные цветочки, а

    хризантемы, розы". "С эстетической точки зрения быт, можно сказать,

    является лакмусовой бумажкой уровня развития эстетического развития

    личности, группы или коллектива. Материальная среда быта, ее духовность или

    бездуховность, - показатель соответствующих качеств создавших ее людей", -

    отмечает Г.С. Лабковская.

    Особое значение эстетики быта, в развитии эстетического восприятия

    отмечает и К.В. Гавриловец в своей работе «Нравственно-эстетическое

    воспитание школьников». "Эстетика школьного быта - это обстановка классов,

    кабинетов, залов, коридоров и т.д. Убранство вестибюля, оформление

    отрядного уголка, стендов - все это либо молчаливые помощники педагога в

    эстетическом, а, следовательно, и в нравственном воспитании школьников,

    либо его враги". Если ребенка с первого класса и до окончания школы

    окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в

    его жизнь подсознательно входят такие критерии, как целесообразность,

    упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определят его

    вкусы и потребности.

    Если в кабинете месяцами висит небрежно оформленная газета, если

    классный уголок не несет новой, интересной необходимой информации, если не

    уделяется должного внимания чистоте кабинета, у школьников постепенно

    складывается установка на терпимое отношение к излишествам, небрежности.

    Эстетика поведения и внешнего облика, - не менее значимый фактор

    эстетического восприятия. Здесь существенное влияние на детей оказывает

    непосредственно личность учителя. Как отмечает К.В. Гавриловец: "В своей

    работе, учитель влияет на воспитанников всем своим внешним обликом. В его

    костюме, прическе проявляется эстетический вкус, отношение к моде, которое

    не может не влиять на вкусы юных. Модный и в то же время деловой стиль в

    одежде, чувство меры в косметике, выборе украшений помогают формировать у

    подростков правильный взгляд на соотношение внешнего и внутреннего в облике

    человека, вырабатывать у них "нравственно-эстетический критерий достоинства

    человека".

    А.С. Макаренко также уделял большое внимание внешнему виду и

    утверждал, что у учеников "ботинки должны быть всегда почищены, без этого

    какое может быть воспитание? Не только зубы, но и ботинки. На костюме не

    должно быть никакой пыли. И требование прически… серьезные требования надо

    предъявлять к каждому пустяку, на каждом шагу - к учебнику, к ручке, к

    карандашу".

    Об эстетике поведения, или культуре поведения много говорил

    В.А. Сухомлинский. В культуру поведения он включает и "культуру общения:

    общение между взрослыми и детьми, а также общение в детском коллективе".

    "Сила воспитательного воздействия внутриколлективных отношений на развитие

    эстетического восприятие личности заключается в том, что опыт общения, даже

    если он недостаточно осознается, глубоко переживается человеком. Это

    переживание "себя среди людей", стремление занять желаемое положение среди

    них является мощным внутренним стимулом формирования личности".

    Помимо воздействия на ребенка средств окружающей действительности,

    развитие эстетического восприятия осуществляется целенаправленно в школе.

    По словам Д.К. Ушинского каждый предмет в школе может эстетически

    восприниматься: «в любом предмете есть более или менее эстетический

    элемент». Любой предмет, будь то математика, физкультура, природоведение

    вызывает в школьнике определенные эмоции посредством своего материала.

    Чтобы стать средством эстетического восприятия учителю достаточно творчески

    подойти к предмету своей науки, пробудить творческий интерес к нему

    школьников. «Многие естественнонаучные понятия (гармония, пропорция, мера

    симметрия и другие) имеют непосредственное эстетическое содержание. Можно

    рассматривать пропорциональность различных прямоугольников, гармонические

    колебания, формы кристаллов, типы математических доказательств, физические,

    химические и математические формулы, - во всех этих случаях можно

    обнаружить красоту и гармонию, то есть проявление эстетического». Кроме

    того, опытные педагоги отмечают, что «объяснение нового естественнонаучного

    термина и одновременное определение в нем эстетического элемента является

    одним из способов развития познавательной активности школьников. Процесс

    обучения приобретает для школьников привлекательные черты, абстрактный

    научный термин становится понятным. Все это способствует развитию интереса

    к самому предмету».

    Одним из важных источников эстетического опыта школьников является

    разнообразная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяются

    насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности.

    На внеклассных мероприятиях дети имеют большие возможности для

    самопроявления. Отечественная школа накопила большой опыт по эстетическому

    воспитанию с целью развития восприятия школьников в процессе внеклассной и

    внешкольной деятельности. Большой практический опыт в этом деле принадлежит

    А.С. Макаренко и С.Т. Шацкому. В организованных ими воспитательных

    учреждениях ребята принимали широкое участие в подготовке самодеятельных

    спектаклей, творческих драматических импровизаций. Воспитанники часто

    слушали художественные произведения и музыку, посещали и обсуждали

    театральные постановки и кинофильмы, работали в изо кружках и студиях,

    проявляли себя в различных видах литературного творчества. Все это служило

    действенным стимулом развития лучших черт и качеств личности.

    Таким образом, средства и формы развития эстетического восприятия

    весьма разнообразны начиная от предметов естественно-математического цикла

    в школе и заканчивая «шнурками на ботинках». Эстетически воспринимается

    буквально все, вся окружающая нас действительность. В этом смысле к важным

    источникам эстетического опыта детей относится и искусство, так как:

    "Искусство является наиболее концентрированным выражением эстетического

    отношения человека к действительности и поэтому играет ведущую роль в

    эстетическом восприятии".

    1.6. Влияния природы на развитие эстетического восприятия, (по Смольянинову

    И.Ф.)

    В этом параграфе мы расскажем о влиянии природной среды на развитие

    эстетического восприятия. О взаимосвязи природы и педагогических процессов

    обучения, с целью развития эстетического восприятия.

    Если флора Земли предстанет перед человеком в живом показе и не менее

    живом рассказе о ней с использованием всех историко-культурных данных, то

    он охватит ее не только умом, но и воображением, образной памятью, закрепит

    в своей голове эстетическим переживанием и интересом. Каждый человек должен

    знать, с детства научиться понимать, что и почему надо беречь в природе как

    невосполнимую эстетическую ценность, как драгоценное общественное

    достояние. Здесь уместно вспомнить слова Плиния Старшего: «Незнание природы-

    величайшая неблагодарность». Эстетическое незнание есть неблагодарность

    вдвойне, поскольку оно оставляет природу беззащитной, а человека лишает

    высокого духа оптимизма и жизнелюбия.

    Эстетическое богатство леса состоит не в красоте отдельных деревьев, а

    в величавом скоплении множества деревьев, которые поражают своим масштабом,

    связью времен, которую они собой являют. Лес с его изумляющим глаз и

    воображение творчеством красоты предстает как эстетическое совершенство в

    котором содержится глубокий философский смысл. Культурно эстетическая

    ценность леса заключается также в уникальном сочетании царства листвы,

    цветов, ароматов, мхов , ягод, грибов, речек, озер, насекомых, птиц и

    зверей. И все это удивительным образом соединено вместе и звучит великой

    музыкой бытия. Лес, подобно храму, является замкнутым в себе миром

    гармонии. Культурно эстетическая ценность леса состоит в этой его

    первозданности, она привлекает людей, подталкивает их к созданию

    национальных парков и заказников- островков великой природы, которыми

    человек мог бы эстетически любоваться.

    Лес монументален, декоративен и красочен, в нем нет пределов

    эстетическому насыщению. Лес учит нас понимать прекрасное, одаривает нас

    радостью и великой духовной силой, побуждая к творческой деятельности. Лес

    обладает чудодейственным духовным влиянием на человека, является

    эмоциональным содержанием и стимулом творчества. Природа произвела одно из

    самых замечательных творений, эстетическое созерцание которого поистине не

    знает границ и рамок. В нашем восприятии леса она утверждает эту свою

    красоту.

    Каждому человеку важно сформировать содержательное отношение к

    природе, воспитать в себе эстетическую зоркость и заинтересованность,

    научиться понимать красоту леса и отдельного кленового листа, цвета,

    рисунка и пластических свойств древесины.

    Способность открывать и ценить совершенство природных явлений,

    наслаждаться их красотой- родовое свойство человечества; невосприимчивость

    к красоте природы или редуцированность «чувства природы» следует поэтому

    рассматривать как аномалии. Люди, страдающие эстетической слепотой и

    глухотой по отношению к природе, часто наносят вред, вытаптывают, рубят,

    уродуют, убивают ради своего охотничьего инстинкта сами не замечая этого.

    Такая атрофия ценностного отношения к природе- предельный случай,

    свидетельствующий о потребительской ориентации сознания.

    Эстетическое познание животного мира.

    Животные во всех их разновидностях являются по сравнению с растениями

    более высоким природным образованием. Путем длительного естественного

    отбора создавались все новые структуры и архитектурные конструкции этой

    разновидности живого. От самых простейших живых существ- к человеку, как к

    существу духовно организованному, - таков путь этой изумительной

    модификации жизни.

    В основе объективно прекрасного в мире живой природы лежит

    органическая целесообразность. Эта красота заключается в единстве живого

    организма, в симметрии его строения. Многообразные формы симметрии,

    являющие собой анатомо- морфологическую, функцию, приспособительную

    целесообразность, имеют в живой природе непреходящее эстетическое значение.

    Эстетические отношения человека к животным во многом определялись

    отношениями животных к человеку. Эстетическое отношение к животным

    неуклонно пробивало себе дорогу через множество преград, которые были

    обусловлены различными причинами объективного (человеческого) порядка. Были

    периоды когда чистый прагматизм заслонял от людей красоту мира, и на против

    животную природу эстетически и нравственно боготворили. Человечество,

    однако же, находило оптимальное решение вопроса, разумно сочетая

    практически полезный подход и эстетическое отношение к ним. Эстетическое

    отношение к животным расширялось вместе с успехами науки. Остается

    справедливым мнение, что люди видят вещи с точки зрения того, что знает о

    них эпоха. В век НТР это стало особенно заметно. После того как наука

    раскрыла непостижимо совершенное строение животных, давно и

    пренебрежительно названных «тварями», раскрылась собственная эстетическая

    красота этих «шедевров» природы, раздвинулись наши эстетические горизонты,

    в какой-то степени сблизились эстетическая и научная картины мира. Много

    способствует этому процессу бионика, изучающая живые структуры с целью их

    технического моделирования.

    Многие сооружения насекомых , служат образчиком для человеческой

    деятельности, и привлекают эстетическое внимание людей. Это значит, что, не

    обладая эстетическим пониманием и чувством, животное обнаруживает

    психофизическую способность творить целесообразно без представления цели.

    Такое творчество является упорядоченным материальным выражением сущности

    данного вида. Оно прекрасно!

    Тоже можно сказать о птицах, в этой летающей материи природа достигла

    высочайшего уровня развития. При виде птиц мы интуитивно угадываем или

    осознанно чувствуем простор, свободу!

    Используя живую силу природы. Люди помогают ей в создании красоты.

    Нами рассмотрены, с точки зрения эстетической, некоторые царства природы.

    Каждое из них по своему привлекательно- прекрасно, возвышенно. Разные

    царства природы в совокупности образуют конкретный ландшафт, естественно-

    эстетическое целое, представляющее собой пейзаж. Его духовный потенциал

    огромен, так как любой элемент пейзажа не просто обогащает другие, а

    эстетически усиливает их. Такой пейзаж есть прекрасная картина и вид

    природы в целом, пейзаж есть эстетический комплекс естественных факторов.

    Созерцание прекрасного пейзажа является эстетическим открытием

    непосредственной жизни природы в ее пластических образах, формах, цветах и

    звуках. Природа реализует способность любить и радоваться, духовно

    светлеть, насыщаться тем высоким смыслом и чувством, которые делают

    человека счастливым. Прекрасный пейзаж формирует эмоциональное равновесие,

    побудительным образом влияет на образ жизни и поведение человека, напоминая

    ему о возможности и необходимости быть лучше.

    Все пейзажи- первозданные или рукотворные, представляют собой

    невесомую ценность природы, сокровенное общественное богатство. И человек

    должен организовывать надлежащее использование эстетических ресурсов

    природы.

    Глава 2. Фотография как средство эстетического восприятия. Взаимосвязь

    искусства и фотографии.

    2.1. Фотография как вид искусства.

    Во время зарождения фотографии в эстетике господствовало мнение о том,

    что искусством может быть лишь рукотворное произведение. Изображение же

    действительности, полученное с помощью технических физико-химических

    методов, не могло даже претендовать на подобный статус. И хотя уже первые

    фотографы, тяготевшие к художественности изображения, проявляли немалую

    композиционную изобретательность для отображения реальности (порой изменяя

    её до неузнаваемости), в систему общественных ценностей и приоритетов в

    роли одной из муз фотография долго не вписывалась. Впрочем, все современные

    виды "технических искусств" - фотография, кино, телевидение - пережили

    подобную эволюцию: в начале своего существования были своего рода забавными

    аттракционами, затем техническими средствами передачи информации и лишь в

    процессе создания нового художеств, языка в рамках этих информативно-

    коммуникационных систем произошёл переход к коммуникативно-художественным

    функциям. Это не означает, однако, что проблема взаимоотношения фотографии

    и искусства не обсуждалась. Французский фивописец Деларош (1797- 1856),

    подчёркивая возможности, открываемые фотографией, писал: "Живопись умерла с

    этого дня". В противовес этому один немецкий журнал утверждал

    противоположное: "...Открытие фотографии имеет высокое значение для науки и

    весьма ограниченное для художества". В 1913 г. рижский журнал по

    практической и художественной фотографии "Лучи" ("Stari") опубликовал спец.

    статью "фотография и искусство", обсуждавшую вопрос о том, является ли

    фотография искусством или же только практическим, прикладным умением, в

    котором основную роль играет владение техникой. Автор этой статьи пришёл к

    выводу, что вопрос о том, является ли фотография искусством, будет иметь

    силу до тех пор, пока будет существовать фотография. Вопрос о технической

    стороне не нов для искусства, только в фотографии он проявился с

    исторически новой стороны. Владение фототехникой, овладение мастерством

    здесь выглядят более лёгкой задачей, чем, например, овладение техникой игры

    на музыкальном инструменте. Эта лёгкость и вводит в заблуждение критиков

    фотографии как искусства. Художник Деларош увидел в новом явлении его

    художественные особенности и его мощный художественный потенциал.

    Развитие фотографии во многом определяли общественные потребности.

    Возникновение газетной индустрии направило фотографию в русло

    репортажности. В то время, когда на основе фотографии появились первые

    "движущиеся картинки" (кино), сам фотоснимок представлял собой скромное

    документальное свидетельство, уступая в выразительности и изысканности

    живописи и графике. Вокруг фотографии постоянно возникали теоретические

    споры: можно ли сравнивать фотографию с живописью в плане художественной

    ценности? Не является ли фотография вырождающейся живописью, для которой

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.