МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие графических образов в рисунках детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой

    поддержать тенденцию к развитию оригинальности изображения окружающего как

    показателя творчества, следует принимать все, что делает в рисунке малыш,

    лишь стимулируя в интересной для него форме упражнение в способах действия.

    Такой подход взрослых к детской деятельности сочетает в себе сохранение,

    поддержание инициативной активности ребенка, рождающей оригинальность

    образов, с обучением способам действия.

    В подготовительной группе оригинальность продуктов детского

    воображения можно объяснить рядом причин: ребенок к 7 годам освоил (в

    основном в игре) нормы, правила, ценности жизни взрослых. Поэтому произошли

    изменения в его мотивационно-потребностной сфере личности, а именно:

    появилось основное психологическое новообразование, характерное для этого

    возраста, - стремление к социально значимой, социально оцениваемой

    деятельности. Применительно к изобразительному творчеству этот мотив

    конкретизируется в стремлении ребенка создать образ, который поняли бы и

    приняли дети и взрослые, т.е. выразительный, интересный, оказывающий

    эмоциональное воздействие на других людей. Это одна из причин появления

    оригинальных образов. При наличии такого общественно направленного мотива

    важно, чтобы у ребенка была развита и операционно-техническая сторона

    деятельности, т.е. был сформирован соответствующий изобразительный опыт.

    Как правило, к 7 годам у детей есть определенный опыт. При наличии же

    обобщенных, а значит, гибких, вариативных умений ребенку легче реализовать

    любые, в том числе оригинальные замыслы. Это еще одна причина создания

    семилетками оригинальных образов.

    Безусловно, один из важнейших факторов успехов 7-летнего ребенка в

    поиске адекватных средств создания образа является разумное обучение с 4 до

    6 лет. В этот период "стабильного" (не кризисного) развития дети

    ориентированы в основном на усвоение норм, правил, образов деятельности,

    взаимоотношений взрослых (в первую очередь через игру). Их склонность к

    подражанию используется и в организованном обучении. В это период

    развивается операционно-техническая сторона деятельности как одно из

    условий создания оригинальных образов в 7-летнем возрасте. Поэтому

    определенная потеря оригинальности в работах детей средней, старшей групп

    по сравнению с младшей и подготовительной как бы закономерна, объяснима

    (хотя тенденция эта не абсолютная, а относительная).

    Как показали исследования О.М.Дьяченко, наибольшее количество детей

    с "эмоциональным" воображением относится к младшему дошкольному возрасту, в

    средней и старшей группах их число уменьшается и вновь возрастает в

    подготовительной группе [11].

    Учитывая индивидуальные особенности детей, педагоги могут более

    целенаправленно строить работу по формированию творческих замыслов у

    дошкольников (особенно с "эмоциональным" воображением), организовывать

    индивидуальную работу с детьми в момент реализации или замысла,

    стимулировать смелость, чувство уверенности в себе у детей, сосредоточенных

    на своих переживаниях. Нужно помнить, что эти дети нуждаются в особом

    подходе при оценке результатов их деятельности и при предъявлении заданий.

    Соотношение ожидаемых ими оценок со стороны окружающих, самооценка и

    уровень притязаний у них специфичны. У этих детей отмечается

    рассогласование между самооценкой и уровнем притязаний. Самооценка может

    быть высокой, а задание такой ребенок выбирает более легкое. Это говорит о

    том, что ребенок сомневается в своих возможностях, но хочет считать себя

    самостоятельным, умеющим, знающим. Педагогу следует учитывать, что

    самооценки у таких детей могут быть как завышенными, так и заниженными.

    В работе с детьми с превалирующим "познавательным" воображением

    следует больше стимулировать поиск своеобразия, оригинальности содержания и

    способов воплощения образа, обращать на это внимание при анализе работ.

    Нужно радоваться оригинальности, своеобразию рисунка ребенка с

    "познавательным" воображением.

    На своеобразие образов, создаваемых детьми, влияют и особенности

    обучения. Обучение, основанное на копировании готовых образцов,

    способствует образованию шаблонов. Образ предмета, складывающийся у детей

    на основе эмоционально-интеллектуального опыта, формируемого в процессе

    специальной работы через наблюдение, обследование, художественную

    литературу и т.п., моментально вытесняется готовым графическим образом.

    Ребенок начинает смотреть на мир, по образному выражению Б.М.Неменского,

    через очки, взятые на прокат у взрослого [35].

    Обучение должно быть направлено на совершенствование способов

    передачи свойств объекта в изображении. Использование методов наблюдения,

    обследования, рассматривания иллюстраций способствует обогащению

    изображения, совершенствованию графической формы рисунков [33].

    В контексте развивающего обучения важна формулировка творческих

    заданий, не имеющих однозначного решения. Как показали исследования

    детского воображения, формулировка прямой задачи на творческое решение

    –позволяет наиболее полно актуализировать творческие возможности детей.

    Уровень креактивности выше, если дано задание найти творческое решение

    [10]. Акцент на возможность и необходимость вариативного решения задачи

    должен быть постоянным.

    Создание оригинальных образов возможно при наличии свободы,

    поощрения смелости, отсутствии жестких регламентирующих оценок, когда

    ребенок смело варьирует свой опыт, экспериментирует, находит новое в темах,

    замыслах, способах исполнения.

    Итак, своеобразие образов, создаваемых детьми, определяется:

    - личностными особенностями ребенка (уровень развития воображения,

    доминирование того или иного вида воображения – "познавательного" или

    "эмоционального");

    - возрастными особенностями (в младшей и подготовительной группах

    детского сада уровень оригинальности детской продукции выше, а в средней и

    старшей – несколько снижается);

    - особенностями обучения.

    Наиболее целесообразно в работе, направленной на развитие

    графического образа в рисунках детей, использовать следующие методы:

    - наблюдение;

    - обследование предметов,

    - метод творческих заданий;

    - рассматривание картин и иллюстраций.

    Использование образца как метода обучения предметному и сюжетному

    рисованию не эффективно, так как ведет к "застою" в развитии

    изобразительного творчества детей.

    1.3. Книжная иллюстрация как средство развития графического образа

    в рисунках детей

    Книжная графика относится к изобразительным видам искусства. Как и

    все эти виды искусства (живопись, графика, скульптура), она отражает

    действительность через образное, наглядное воспроизведение ее зримых форм,

    передает облик предметов и явлений окружающего мира, все многообразие

    воспринимаемых зрением событий. Изобразительное искусство выражает также

    мысли художника, его отношение к изображаемому. Это единство изображения и

    выражения, особенного и общего, объективного и субъективного, рационального

    и эмоционального определяет собой сущность художественного образа.

    Наряду с общими свойствами каждый вид изобразительных искусств имеет

    свои специфические особенности [26; С.5-6].

    Графика (от греческого grapho – пищу) более других видов

    изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку,

    так как важным ее графическим средством является сама плоскость белого

    листа бумаги с нанесенными на нее линиями, точками, штрихами и пятнами.

    Графика близка живописи, но если там цвет является основным

    средством художественного выражения и выступает в неразрывной связи с

    линией, которая не всегда отчетлива, может быть приглушена, стушевана

    светотенью, порой еле угадывается, то в графике линия является основным

    выразительным средством.

    Графика больше, чем живопись, схематизирует, рационализирует и

    конструирует предмет. Она в большей мере условна, чем остальные виды

    изобразительного искусства. Это чувствуется хотя бы потому, что рисунок

    может быть выполнен почти на любой плоскости, любом фоне. Его можно

    представить себе даже в отрыве от фона, в мыслимой плоскости или

    пространстве.

    Живопись требует, чтобы на нее смотрели издали, откуда мазки

    неразличимы, сливаясь в естественную гармонию, подобную гармонии натуры.

    Графический же лист мы смотрим вблизи и видим условные штрихи, зигзаги,

    линии, то есть всю "технику" рисунка.

    Если в живописи пространство передается с помощью всех возможных

    средств, включая светотень и воздушную перспективу, то в графике

    пространство передается обычно линейной перспективой и построением планов,

    а также самим цветом белого листа.

    Цвет в графическом изображении используется, но он ограничен,

    условен.

    Многими исследователями подтверждается положение о том, что ряд

    выразительных средств, используемых художником в графике, в определенной

    степени доступен дошкольнику [18]. Ребенок осваивает карандаши, и с их

    помощью создает реальные образы. Линия, форма, цвет, композиция – эти

    средства выразительности доступны детям в рисовании. Изображение ребенок

    создает по частям, используя разнообразие форм. Выразительность достигается

    с помощью характерных деталей, черт. При этом иногда выразительность

    появляется случайно, неожиданно для ребенка.

    Как отмечают исследователи, цвет особенно привлекает внимание

    ребенка. В рисунке он часто использует его декоративность, стараясь сделать

    рисунок наряднее, ярче, при этом стремится к конкретности цветов.

    Ребенок может нарушить пропорции частей, выделить отдельные детали,

    выразить движение, причем передача движения в рисунке наиболее сложна для

    дошкольника.

    Композиция рисунка организуется ритмом, который уравновешивает все

    части, предметы, фигуры, цветовые контрасты. В процессе обучения дети

    начинают осваивать различные композиционные задачи, у некоторых детей

    появляется композиция по диагонали, по кругу, заслоняются предметы.

    Степень выразительности рисунка зависит от того, развито ли у

    ребенка воображение, образное восприятие; она зависит также от особенностей

    обучения.

    Рассматривание книжных иллюстраций – широко используемый метод в

    обучении детей изобразительной деятельности. Этот метод рассматривался в

    исследованиях Е.А.Флериной, В.А.Езикеевой, Р.А.Мирошкиной и др. [12, 31,

    48].

    Иллюстрация – рисунок, образно рскрывающий литературный текст,

    подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно

    украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй [26; С.185].

    Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей

    является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни,

    смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского

    мышления.

    С детской книгой малыш встречается уже в самые первые годы своей

    жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которым он

    знакомится.

    Художник приходит к ребенку, когда тот еще не умеет говорить, и,

    наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым

    воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие

    эстетические чувства, художественный вкус. Е.А.Флерина писала, что

    картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным

    педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово,

    благодаря своей реальной зримости [48].

    В ряде работ психологов и педагогов анализируются особенности

    восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге.Так,

    Е.А.Флерина, В.А.Езикеева подчеркивают, что малыши радуются яркому,

    красочному изображению, им свойственно действенное, игровое отношение к

    картинке. Однако они с трудом выделяют главное в изображении, чаще

    перечисляют детали, не могут подчинить воспринимаемое поставленной задаче

    [12, 48].

    Некоторые приемы художественной выразительности вызывают непонимание

    изображенного (неоконченность, набросочность, передача объема темным

    пятном, сложные ракурсы, резкая деформация предмета, сложные перспективы).

    Схематичные картинки не удовлетворяют ни младших, ни старших детей: дети

    хотят видеть в картинке все существенные признаки предмета.

    Исследователь И.Котова установила некоторые особенности узнавания

    детьми изображенного образа. Так, для детей 3-4 лет основным признаком

    узнавания изображенного образа является форма, цвет же имеет второстепенное

    значение. Для детей пятого года жизни цвет начинает играть основную роль в

    узнавании, а для детей шестого года жизни цвет является таким же важным

    признаком при узнавании изображенного образа, как и форма [24].

    Ученые В.А.Езикеева, Р.Н.Чуднова, В.Я.Кионова и др. [12, 26]

    отмечают, что если с детьми не ведется специальная работа, то у них

    наблюдается слабый, односторонний интерес к иллюстрациям в книге.

    Педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с

    содержанием, но и с художественно-выразительным средствами книжной графики,

    значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует

    появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает

    эмоциональный отклик на них.

    Рассматривание книжных иллюстраций позволяет обогатить

    изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами

    изображения. В тех случаях, когда невозможно познакомить ребят с предметом

    или явлением в процессе непосредственного восприятия, используют картины

    или иллюстрации. Их можно использовать и после наблюдения с целью

    оживления, уточнения, обогащения представлений. Фиксированный способ

    изображения на картине дает возможность рассмотреть детали, которые трудно

    воспринимать в натуральном предмете.

    Ребята с трудом осваивают способы передачи движения в рисунке. Есть

    картины, иллюстрации, на которых можно увидеть достаточно простые способы

    изображения движения, легко понимаемые и принимаемые детьми. На картине

    можно показать и доступный способ изображения пространства, земли и неба,

    способ передачи трехмерного пространства на двухмерной плоскости листа;

    элементарное построение рисунка с выделением композиционного центра

    (главное изображается более крупно, то, что расположено ближе, изображается

    внизу листа, а дальше – наверху).

    На иллюстрациях можно увидеть разные способы изображения домов,

    деревьев, пространства земли, животных в движении и т.п. Однако

    использовать их рекомендуется после наблюдений как дополнительный прием,

    помогающий перевести наглядные образы, сложившиеся при непосредственном

    восприятии, в графические или как прием, обогащающий запас графических

    образов, разрушающий стереотипы, шаблоны. Иллюстрацию нельзя предлагать

    детям для прямого подражания. Самые яркие представления, сложившиеся в

    наблюдении, вытесняются последним, более свежим восприятием готового

    образа. Поэтому применять этот прием нужно в предварительной работе.

    Итак, книжная графика – один из видов изобразительного искусства,

    средства выразительности которого (линия, форма, цвет, композиция) доступны

    детям дошкольного возраста.

    Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает эстетические

    чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и

    собственному творчеству детей.

    Рассматривание иллюстраций – косвенный метод обучения детей

    изобразительной деятельности, который позволяет обогатить изобразительный

    опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, помогает

    преодолеть стереотипность в рисовании.

    ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

    РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА В РИСУНКАХ СТАРШИХ

    ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КНИЖНОЙ

    ГРАФИКОЙ

    2.1. Задачи и методика проведения эксперимента

    Изображение домика в виде маленькой избушки – один из

    распространенных графических шаблонов, присущих детскому рисованию [34].

    Образы, создаваемые детьми, часто схематичны, не отличаются разнообразием,

    что снижает заинтересованность детей в изобразительной деятельности.

    Необходима специальная работа, направленная на знакомство детей с

    вариативностью архитектурных образов. Такое знакомство, по нашему мнению,

    возможно на примере сказочных архитектурных сооружений.

    Нами были поставлены следующие задачи экспериментального

    исследования:

    1. Изучить особенности создания детьми графических образов

    архитектурных сооружений;

    2. Провести работу, направленную на обогащение художественного

    опыта детей путем ознакомления с литературными произведениями и

    рассматривания иллюстраций;

    3. Разработать серию занятий, которые могут быть использованы в

    практической работе.

    Исследование проводилось в ДОУ №...г. Москвы в феврале-марте 2002

    года. В эксперименте принимало участие 18 детей подготовительной группы.

    Эксперимент состоял из 3-ех этапов: констатирующего, формирующего и

    контрольного.

    2.2. Развитие графического образа в рисунках детей старшего

    дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной

    графикой

    В процессе констатирующего эксперимента нами были выдвинуты следую-

    щие критерии оценки рисунков детей и уровни развития изобразительных

    умений:

    1. Оригинальность

    0 баллов – традиционный образ, схематичное изображение;

    1 балл – дополнение традиционного образа некоторыми деталями;

    2 балла – нестандартное решение.

    2. Особенности пропорций

    0 баллов – пропорции не соблюдаются, изображение только на плоскости;

    1 балл – соблюдение пропорций только при изображении отдельных предметов,

    выделение "фигуры" и "фона";

    2 балла – соблюдение пропорций при использовании некоторых приемов

    изображения перспективы.

    3. Выразительность

    0 баллов – несоответствие образа поставленной цели, отсутствие

    выразительных черт, деталей 4

    1 балл – дополнение образа несколькими выразительными деталями ;

    2 балла – образ полностью соответствует поставленной цели, разнообразие

    деталей.

    Низкий уровень - 0-2 балла ;

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.