МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • РАЗВИТИЕ И ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

    Один из видов необычного мышления получил название аутизма (один из его

    исследователей – Э. Блейер). Аустическое мышление тенденциозно. Цель в нем

    достигается благодаря тому, что для ассоциаций, соответствующих

    потребностям, открывается свободная, неограниченная рамками строгой логики

    дорога. Те из ассоциаций, которые противоречат актуальным потребностям,

    тормозятся, другие соответствующие им, получают простор даже в том случае,

    если порождают логические несоответствия. Во многих отношениях Аустическое

    мышление противоположно реалистическому. Реалистическое мышления правильно

    отражает действительность, делает поведение человека разумным, в то время

    как аустическое мышление представляет в основном то, что соответствует не

    объекту, а аффекту. Целью операций реалистического мышления является

    создание правильной картины мира, нахождение истины. Последняя из задач

    перед аустическим мышлением не стоит, его направленность – удовлетворение

    потребности, снятие вызванного ею напряжения. Аустическое мышления

    порождает иллюзии, а не истины.

    Кроме описанных, есть и индивидуально своеобразные типы мышления. Одну

    из классификаций мыслительной деятельности людей предложил К. Юнг. Он

    выделил следующие типы людей по характеру мышления:

    Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций над логикой и

    доминированием правого полушария головного мозга над левым.

    Мыслительный тип. Ему свойственны рациональность и преобладание левого

    полушария над правым, примат логики над интуицией и чувством.

    Критерием истинности для интуитивного типа выступают ощущение

    правильности и практика, а критерием правильности для мыслительного типа

    является эксперимент и логическая безупречность вывода. Познание

    мыслительного типа существенно отличается от интуитивного типа.

    Мыслительный тип обычно интересуется знанием как таковым, ищет и

    устанавливает логическую связь между явлениями, в то время как интуитивный

    тип ориентирован на прагматику, на практически полезное использование

    знаний вне зависимости от истинности и логической противоречивости.

    Истинно то, что полезно, – вот его жизненное кредо.

    Давая характеристику основным видам мышления, важно упомянуть о

    творческом мышлении и интеллекте человека.

    Творческое (продуктивное) мышление направлено на создание новых людей,

    на открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. Все

    творческие задачи имеют одну особенность: необходимость использования

    нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода

    мысли за пределы привычного способа рассуждений.

    При решении творческих задач необходимо направлять мысль необычным путем.

    Применять творческий способ решения (особый вклад в изучение творческого

    мышления внесли ученые: Дж. Гилфорд, Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон.).

    Есть два конкурирующих между собой способа мышления: критический и

    творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в

    суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием

    принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а

    не с оцениванием чужих мыслей. Чтобы сгладить эту конкуренцию, необходимо у

    ребенка с самого детства развивать как критическое, так и творческое

    мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и

    периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте. В жизни

    большинства людей, для того, чтобы их творческая отдача была максимальной

    необходимо разумное сочетание творческого и критического

    мышления.

    С понятием творчества неразрывно связано понятие интеллекта. Под ним

    понимается совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих

    человеку успех в решении разнородных задач.

    Отметим наиболее важные качества ума:

    а) глубину мысли, т.е. умение проникнуть в сущность труднейших вопросов

    теории и практики, разобраться в них, понять причины явлений, предвидеть

    дальнейший ход событий. Качеством, противоположным глубине ума, является

    поверхность суждений и умозаключений, когда человек обращает внимание на

    мелочи и не видит главного;

    б) широту мысли, заключающуюся в способности охватить вопрос в целом,

    когда не только вникают в существо данного дела, но и думают о том, что с

    ним связано, и в тоже время не упускают из виду детали процесса или

    явления;

    в) гибкость ума, т.е. — умение пересматривать свои выводы и решения в

    зависимости от изменившихся условий, отсутствие трафаретов в решении

    задачи, предвзятых мнений. Люди не отличаются этим качеством, умеют думать

    и действовать только по шаблону, проявляют инертность мысли, боятся нового;

    г) критичность ума, т.е. умение не принимать на веру любое

    положение (как свое, так и чужое), а подвергать его критическому

    рассмотрению, взвешивать все доводы за него и против и лишь

    после этого соглашаться с определенным положением или отвергать его.

    Мышление тесно связано с памятью, с обладанием определенного запаса

    знаний. Попытки развить свой ум, не приобретя знаний бесплодны. Встречаются

    люди, охотно рассуждающие о предметах, которые они не знают, но рано или

    поздно таких людей разоблачают, и их мышление, их доказательства без

    конкретных знаний оказываются пустыми словами. Вели значение мышления для

    памяти, выражающиеся в организации заучивания, в осмысливании заучиваемого

    материала. Есть связь мышления и с воображением. Всякое планирование

    требует совместной работы мышления и воображения, так как надо в какой-то

    мере представлять с помощью воображения то, что планируется, намечается

    осуществить. Творческая деятельность продуктивна в том случае, если в ней

    есть достаточный полёт воображению, регулируемый мыслью.

    Исключительно важная особенность мышления — его неразрывная связь с

    речью. Выделяя нечто, общее в предметах и явлениях окружающего мира,

    человек обозначает его словами. Через слово человек впервые узнает о том,

    чего еще не видел (а возможно, никогда и не увидит!)

    В замечательной книге «Слово о словах» Л. Успенский пишет: «С самого

    раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно

    связана с языком. Ребенок еще не научился, как следует говорить, а его

    чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок. Подросток идет в школу.

    Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи

    подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей,

    сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятно-

    сложная вселенная. Новый человек роднится с древними мыслями, с теми, что

    сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обретает

    возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после

    его кончины. И все это только благодаря языку».

    В системе языка за каждым, словом исторически закреплено определенное

    значение. Значение слова — это всегда обобщение. Человек мыслит при помощи

    языка, пользуясь словами. Речь есть форма мышления. Мысли всегда облекаются

    в речевую форму. В тесной связи речи и мышления может убедиться каждый,

    если поставит перед собой вопрос: На каком языке думают?

    Речь является не только формой, но и орудием мышления. Выражая мысли в

    развернутой словесной форме, мы способствуем успеху мыслительной

    деятельности. Речь помогает мыслить. Необходимость выразить мысль словами,

    сообщить ее другому часто требует дополнительного, тщательного продумывания

    ее. В этих случаях мы замечаем, что кое-что из того, что нам казалось уже

    ясным, понятным, нуждается в уточнении, в более глубоком и основательном

    обдумывании. Подбор слов и выражений, необходимых для сообщения, побуждает

    нас вдумываться в детали мысли, иногда даже в тончайшие оттенки ее

    содержания. Рассказ о чем-либо другому человеку часто является лучшим

    способом уяснить себе собственную мысль, до конца продумать ее содержание.

    Неразрывная связь мышления с речью не означает, однако, что мышление

    сводится к речи. Мышление и речь, мысль и слово — не тождественны друг

    другу. Одну и ту же мысль можно выразить на разных языках. Одно и то же

    слово может выражать разные понятия это омонимы, например, ключ, коса,

    ручка и др. И одно понятие может быть выражено разными словами — это

    синонимы; например, путь — дорога, задира—забияка, граница—рубеж и др.

    Как и все психические процессы, мышление представляет собой

    деятельность мозга. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность,

    осуществляемая совместной работой обеих сигнальных систем. При этом,

    поскольку мышление — это обобщенное при помощи слова отражение

    действительности, ведущую роль в этой деятельности играет вторая сигнальная

    система. Ее постоянное и тесное взаимодействие с первой с/с обусловливает

    неразрывную связь обобщенного отражения действительности, каким является

    мышление, с чувственным познанием объективного мира путем ощущений,

    восприятий, представлений.

    Физиологические механизмы собственно речи — это второсигнальная

    деятельность коры, которая является сложной координированной работой многих

    групп нервных клеток коры головного мозга.

    Итак, среди процессов умственного или познавательной деятельности

    процесс мышления занимает особое место. Когда говорят об умственном

    развитии человека, то имеют в виду главным образом то, как этот человек

    мыслит. Все познавательные процессы – ощущение, восприятие, память и

    воображение получают эффективность прежде всего благодаря тому, насколько

    они осмысленны. Рассмотрим же процесс мышления как один из основных

    познавательных процессов личности подростков.

    § 2. Мышление как один из основных познавательных

    процессов личности подростков

    На протяжении отрочества продолжается развитие мыслительных

    способностей и как следствие — расширение сознания происходящего, границ

    воображения, диапазона суждений и проницательности. Эти возросшие

    возможности познания также способствуют быстрому накоплению знаний,

    открывающих перед подростками ряд вопросов и проблем, которые могут

    осложнить — и обогатить — их жизнь.

    Если говорить более конкретно, то когнитивное развитие в этом

    возрастном периоде характеризуется развитием абстрактного мышления и

    использованием метакогнитивных навыков. Оба эти фактора оказывают

    существенное влияние как на широту и содержание мыслей подростка, так и на

    его способность к моральным рассуждениям.

    Исследование когнитивного развития в отрочестве занимает скромное место

    среди множества работ, посвященных многочисленным аспектам

    интеллектуальной жизни в данном возрасте. Относительная бедность

    исследований в области когнитивного развития объясняется сложностью

    подросткового мышления, требующей применение разнообразного и сложного

    методического инструментария. Несомненно, к этому следует добавить тот

    факт, что в отрочестве все труднее становится определить эффекты созревания

    от влияния школьного обучения на развитие мышления.

    Поставив вопрос о специфике подросткового мышления и о мышлении как об

    основном познавательном процессе личности подростка, нельзя не упомянуть о

    возникновении новых отличающихся от свойственных ребенку способов познания

    окружающей действительности. В этом вопросе авторы издавна едины и если мы

    проанализируем специфику учебных программ средней школы, переход в которую

    совпадает с началом отрочества, то увидим, что их содержание претерпевает

    значительные изменения. Например, в математических науках переходят к

    изучению алгебры, что необходимо предполагать способность оперировать

    исключительно символами; на уроках литературы учат выделять «замысел

    автора», что предлагает возможность абстрагироваться от текста как от

    такового. Психологические исследования подтверждают, что подобные изменения

    содержания школьных программ опираются на определенные качественные и

    количественные новообразования, характеризующие мышление подростка и его

    способ видения мира.

    Пиаже определил абстрактное мышление подростков как мышление на уровне

    формальных операций. Он считает, что развитие мышления до стадии

    формальных операций не только является основным когнитивным

    новообразованием, данного возраста, но и лежит в основе всей эволюции

    психической жизни в отрочестве. Большинство современных работ по изучению

    когнитивного развития исходят из идей Пиаже.

    Развитие формального мышления в отрочестве

    Согласно Пиаже, интеллект представляет собой частную форму

    адаптации организма, Взаимодействие индивида и среды характеризуется

    единством процессов ассимиляции и аккомодации и продиктовано поисками

    равновесия между реалиями внешнего мира и вырабатываемыми интеллектом

    «формами» его освоения и понимания. По мере развития мышление постепенно

    претерпевает все более и более сложные системные и структурные изменения, и

    задачей генетического исследования интеллекта является определение

    различных стадий, характеризующих этот постоянный поиск равновесия. В

    когнитивном развитии было выделено 4 стадии: сенсомоторная (от 0 до 2 лет),

    интуитивная, или дооперациональная (от 2 до 7—8 лет), стадия конкретных

    операций (от 7 - 8 до 11 – 12 лет), наконец, стадия формальных операций

    (от 11 - 12 до 14 - 15, лет).

    Стадия формальных операций представляет собой, таким образом, последний

    этап в развитии интеллекта. От рождения и до предподросткового возраста

    когнитивное развитие ребенка делится на два основных периода: моторный

    период, по окончании которого ребенок достигает первой формы

    интеллектуального равновесия, ограниченного тем, что понимание реальности

    подчиняется императивам восприятия, без собственно представлений или мысли,

    и период мышления в преставлениях (дооперациональная стадия и стадия

    конкретных операций), в конце которого ребенок осваивает взаимодействие

    со своим конкретным окружением «а уровне формальных операций — новый

    вид интеллектуальной обработки данных носит абстрактный, умозрительный

    характер и свободен от рабского «здесь и сейчас». Мышление на уровне

    формальных операций включает в себя размышления о возможностях, а также

    сравнение реальности с теми событиями, которые могли бы произойти или не

    произойти. В то время как детям младшего возраста гораздо удобнее иметь

    дело с конкретными эмпирическими фактами, подростки проявляют все большую

    склонность относиться ко всему, как просто к одному из вариантов

    возможного. Мышление на уровне формальных операций требует способности

    формулировать, проверять и оценивать гипотезы. Оно предполагает

    манипулирование не только известными элементами, которые можно проверить,

    но также вещами, противоречащими фактам («Давайте предположим, просто ради

    обсуждения, что…»).

    У подростков также возрастает способность планировать и предвидеть. В

    недавно проведенном исследовании психолог обращался к учащимся 10-х и 12-х

    классов, а также второкурсникам и выпускникам колледжей с просьбой описать

    то, что, по их мнению, может с ними случиться в будущем, и сказать, каком

    возрасте с ними произойдут эти события. Испытуемые старшего возраста могли

    заглянуть дальше в будущее, чем более молодые испытуемые, и рассказы

    старших испытуемых были более конкретными.

    Таким образом, мышление на уровне формальных операций можно

    охарактеризовать как процесс 2-го порядка. Мышление 1-го порядка выявляет и

    исследует связи между объектами. Мышление 2-го порядка включает в себя

    мысли о мыслях поиск связей между отношениями и маневрирование между

    реальностью и возможностью. Собственно, тремя существенными свойствами

    мышления являются:

    1. Способность учитывать все комбинации переменных при поиске решения

    проблемы.

    2. Способность предполагать, какое влияние одна переменная окажет на

    другую.

    3. Способность объединять и разделять переменные гипотетико-дедуктивным

    образом («Если есть X, то произойдет Y»).

    Принято считать, что не все люди способны мыслить на уровне формальных

    операций. Более того, подростки и взрослые, достигающие этого уровня, не

    всегда могут постоянно на нем удерживаться. Например, многие люди,

    сталкиваясь с не знакомыми проблемами в новых для них ситуациях, часто

    возвращаются к более конкретному типу рассуждений. Вероятно, для развития

    формально-операционального мышления необходим определенный уровень

    интеллекта. Культурные и социально-экономические факторы, особенно

    образовательный уровень, также играют здесь некоторую роль. Тот факт, что

    не все люди достигают в своем мышлении уровня формальных операций, привел

    некоторых психологов к предположению, что этот уровень следует

    рассматривать как расширение конкретных операций, а не как самостоятельную

    стадию развития интеллекта. Такую возможность допускал даже Пиаже. Тем не

    менее, он подчеркивал, что элементы мышления такого типа принципиально

    важны для освоения передовой науки и математики.

    Однако, не все специалисты по развитию соглашаются с описанной Пиаже

    концепцией резкого качественного скачка в когнитивных способностях.

    Некоторые психологи считают, что переход является гораздо более

    постепенным, с несколькими возвратами от формально-операционального

    мышления к более ранним способам познания и обратно. Например, Даниель

    Китинг считает, что границы между мышлением детей, подростков и взрослых

    являются искусственными. Он рассматривает когнитивное развитие как

    непрерывный процесс и полагает, что дети могут обладать способностью, в

    некоторой латентной форме, к формальным операциям. Он утверждает, например,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.