МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие и формирование самосознания в младшем подростковом возрасте

    И.И. Чеснокова представляет самосознание как единство 3-х компонентов:

    самопознание, эмоционально - ценностное отношение к себе и

    саморегулирование поведение личности. И.С. Кон включает в структуру

    самосознания 4 компонента: сознание своей тождественности, сознание

    собственного “Я”, осознание своих психических свойств и определенную

    систему социально - нравственных самооценок. Л.Д. Олейник говорит о шести

    компонентах структуры самосознания: самочувствие, самопознание, самооценка,

    самоконтроль, самокритичность, саморегуляция.

    Наиболее последовательная концепция самосознания сформирована В.В.

    Столиным. В соответствии с тремя видами активности, он выделил три уровня в

    развитии самосознания: оргазмический, индивидуальный и личностный.

    Оригинальную концепцию структурирования самосознания предложила В.С.

    Мухина. Согласно этой концепции самосознание развивается внутри следующей

    исторически сложившейся и социально обусловленной структуры: имя собственно

    плюс личное местоимение (за которыми стоят физический облик и

    индивидуальная духовная сущность человека); притязание на признание;

    половая идентификация; психологическое время личности (индивидуальное

    прошлое, настоящее и будущее); долг и права личности.

    Самооценка.

    Разные компоненты структуры самосознания изучены неодинаково. На

    первый план выдвигается проблемы самооценки. Вопросы же самосознания

    остались как бы в стороне от психологических исследований, несмотря на их

    большую актуальность и значение.

    В нашей психологии существует множество работ, посвященных изучению

    самооценки. Большинство из них анализируют самооценку в качестве уже

    сложившегося образования. Эти работы затрагивают в основном школьный

    возраст и рассматривают, с одной стороны, функции самооценки на разных

    этапах этого возраста, а с другой стороны,- роль различных факторов в ее

    развитии и совершенствовании.

    САМООЦЕНКА.

    Исследования, специально посвященные изучению условий развития

    представлений о себе, встречаются очень редко.

    Существует целый ряд исследований, посвященных частным вопросам развития

    самосознания на том или ином этапе детства. Большинство из них относятся к

    школьному возрасту, в основном к подростковому. Менее исследован вопрос

    развития самосознания в дошкольном возрасте. Возможно, это связано с тем,

    что долгое время в психологии появление самосознания относили лишь к

    подростковому. Правда, уже в 50-тые годы появились работы, в которых

    границы возникновения самосознания опускались до 3-х лет, а в настоящее

    время начаты экспериментальные исследования, которые выявляют даже у

    младенцев наличие определенных образований, являющихся генетической

    предпосылкой для развития их самосознания.

    Проследим путь развития самосознания от младенчества до подросткового

    возраста.

    1.4. Развитие самосознания в онтогенезе.

    Большинство зарубежных и отечественных психологов признают врожденным не

    самосознание, а лишь предпосылки к его развитию.

    Проявление самосознания можно проследить у ребенка в начале раннего

    возраста. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале.

    Американские психологи провели такой эксперимент: детей подводили к

    зеркалу, затем незаметно касались носа каждого ребенка, оставляя на нем

    пятнышко красной краски. Снова посмотрев в зеркало, дети до 2 лет никак не

    реагировали на свои испачканный носы, не относя к себе красные пятна,

    увиденные в зеркале. А большинство двухлетних детей, увидев свое отражение,

    дотрагивались пальцами до носа, - следовательно узнавали себя. Узнавание

    себя - простейшая, первичная форма самосознания.

    Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет

    себя - сначала по имени, в третьем лице: “Тата”, “Саша”. Потом, к трем

    годам, появляется местоимение “я”. Более того, у ребенка появляется и

    первичная самооценка - осознание не только своего “я”, но того, что “я

    хороший”, “я очень хороший”.

    В раннем возрасте можно было наблюдать всего лишь истоки самосознания

    ребенка.

    В дальнейшем формировании личности теснейшим образом связано с развитием

    самосознания, имеющего на каждом возрастном этапе онтогенетического

    развития личности свои специфические особенности.

    У дошкольника в ролевой игре формируется стремление к общественно

    значимой и общественно оцениваемой деятельности, развивается социальная

    активность, самосознание. Осознавая свое “Я”, дошкольник стремиться

    проявить себя, свою активность, подражая взрослым. Он видит себя глазами

    взрослых, его воспитывающих.

    Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний - “я

    рад”, “я огорчен”. Для этого периода характерна половая идентификация:

    ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают

    представления о соответствующих стилях поведения. Начинается осознание себя

    во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и

    представляет себя в будущем: “когда я был маленьким”, “когда я вырасту

    большой”.

    Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Учебная деятельность

    становится для него ведущей. В начале младшего школьного возраста ребенок

    приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он

    открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника,

    связанной с выполением высоко ценимой взрослыми учебной работы. И пусть

    желание занять это новое место в жизни появилось у ребенка не в самом

    начале обучения, а на год позже, все равно формирование соответствующей

    внутренней позиции коренным образом меняет его самосознания. Условно этот

    период можно обозначить периодом рождения социального “Я”.

    До подросткового возраста развитие самосознания происходит стихийно,

    преимущественно без участия субъекта в его формировании. Наряду с

    сохранением стихийной линии развития самосознания, появляется еще одна

    основная линия его, предполагающая активность самого субъекта в этом

    процессе. У подростков возникает потребность обернуться на самого себя,

    познать себя как личность, отличную от других людей. Это, в свою очередь

    вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и

    самовоспитанию.

    На каждом возрастном этапе онтогенеза - в годы младенчества, раннего и

    дошкольного детства, в младшем школьном, подростковом и старшем школьном

    возрастах, в ходе становления и развития личности ребенка происходит

    формирование и развитие его активности, самосознания.

    В период от рождения до 1-го года у детей закладывается основные

    потребности и способности к общению. ”В своей основе потребность субъекта в

    общении с другим человеком,- пишет Лисина,- есть потребность в оценке,

    которую субъект от него получает и которую сам дает. Такая взаимная оценка

    обеспечивает наиболее эффективную саморегуляцию индивида... (М.Н. Лисина,

    1974).

    Ребенок начинает обнаруживать готовность во внешних впечатлениях.

    Взрослые регулируют восприятие и действия ребенка, но очень рано младенец

    начинает проявлять во взаимодействии со взрослым и свою инициативу.

    В раннем детстве роль взрослого по-прежнему остается ведущей, однако

    ребенок уже стремиться действовать без помощи взрослого, самостоятельно.

    Новые тенденции усиливают активность ребенка (“я сам”) и приводит к

    возникновению новых взаимоотношений со взрослыми. Л.И. Божович отмечает: “В

    этот период познавательная деятельность ребенка обращается уже не только на

    внешний мир, но и на самого себя (Л.И. Божович, 1978, с.31).

    По замечанию Л.И Божович, процесс формирования ребенка раннего возраста

    завершается возникновением центрального личностного образования в виде

    “системы “Я”. В эту систему входит не только некоторое знание, но и

    отношение к себе.

    В дальнейшем формировании личности теснейшим образом связано с развитием

    самосознания, имеющего на каждом возрастном этапе онтогенетического

    развития личности свои специфические особенности.

    В дошкольный период рост активности и желание действовать, пробовать

    себя в различных начинаниях проявляется особенно ярко. Ребенок испытывает

    настоятельную потребность в применении и развитии своих новых возможностей.

    Ему нравится достигать какой-нибудь цели, получать ожидаемые результаты,

    благодаря собственным усилиям, справляться с определенными требованиями и

    при том общаться, вызывать к себе внимание, встречать одобрение.

    В игре укрепляется и развивается человеческая потребность в активном

    воздействии на окружающих, у него формируются первые “моральные инстанции”

    (Д.Б. Эльконин,1960), и на этой основе начинает формироваться оценка

    собственного поведения, начальная форма сознания ребенком самого себя,

    которое проявляется к концу дошкольного возраста и является основным

    новообразованием этого важнейшего периода” (Д.Б. Эльконин, 1960, с.316).

    Осознавая свое “Я”, дошкольник стремиться проявить себя, свою

    активность, подражая взрослым.

    В ролевой игре у дошкольника формируется стремление к общественно

    значимой и общественно оцениваемой деятельности, развивается социальная

    активность, самосознание.

    Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Учебная деятельность

    становится для него ведущей. В этом периоде у ребенка возникает сознание

    себя как существа социального и своего места в системе доступных ему

    общественных отношений. Условно этот период можно обозначить периодом

    рождения социального “Я”. Именно в это время у ребенка формируется

    “внутренняя позиция”, порождающая потребность занять новое место в жизни.

    Вывод к первой главе

    Из первой главы мы узнали, как развивается самосознание в филогенезе,

    взгляд философов и психологов на проблему самосознания, структуру

    самосознания, которая состоит из двух компонентов: когнитивного и

    эмоционального; самооценка ребенка, развитие самосознания в онтогенезе,

    которая появляется у ребенка в начале раннего возраста, примерно в два года

    он начинает узнавать себя в зеркале, следующий этап, когда ребенок называет

    себя по имени в третьем лице «Саша», «Тата», а потом к трем годам

    появляется местоимение «Я».

    До подросткового возраста развитие самосознания происходит стихийно,

    преимущественно без участия субъекта в его формировании. Наряду с

    сохранением стихийной линии развития самосознания, появляется еще одна

    основная линия его, предполагающая активность самого субъекта в этом

    процессе. У подростков возникает потребность обернуться на самого себя,

    познать себя как личность, отличную от других людей и в соответствии с

    избранным образцом. Это, в свою очередь вызывает у него стремление к

    самоутверждению, самореализации и самовоспитанию. Подробнее об этом будет

    разбираться в следующей главе.

    ГЛАВА II. УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЕ МЛАДШЕГО

    ПОДРОСТКА.

    2.1. Роль физических изменений в самосознании младшего подростка.

    Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического

    “Я” - представление о своем телесном облике.

    Благодаря бурному росту и перестройке организма, резко повышается

    интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического “Я”.

    Представление о своей внешности не случайно занимает важное место в

    самосознании подростка. Рисуя словесный портрет, подросток значительно

    чаще, чем младшие дети и взрослые люди, включает в описание черты своей

    внешности. Это объясняется тем, что черты взросления ярче всего проявляются

    у подростка в изменении его телесного облика.

    Процесс развития приводит молодых людей к концентрации на физических

    аспектах своего Я. Подростки начинают болезненно относится к представлению

    о норме в отношении роста тела, его размера, веса, пропорций, прически,

    лица и т.д. Из-за гипертрофированной значимости внешности подростком остро

    переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые, поэтому

    наблюдается значительное снижение самооценки и чувства собственной

    значимости. Это особенно существенно в связи с тем, что в период физических

    изменений на самооценку подростка очень влияет реакция окружающих, особенно

    реакция и отношение представителей другого пола.

    Достаточно сложная ситуация складывается, когда девочки уже начинают

    взрослеть, а мальчики еще нет. Из-за этого в классе возникают конфликты:

    девочкам становится неинтересно общаться со своими одноклассниками и они

    начинают их просто игнорировать. Такое отношение очень ранит ребят, у них

    возникает комплекс неполноценности, занижается самооценка.

    Внимательное наблюдение за физическими наблюдениями, происходящими в

    период полового созревания, стимулируется общими преобразованиями тела,

    представляющими источник беспокойства для многих молодых людей; к тому же

    сексуальное развитие очень связано с формированием собственной значимости и

    личностной идентичностью.

    Актуальным становится сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов

    “мужественности” и “женственности”. Не случайно, среди подростковых хобби

    “телесные” увлечения занимают одно из центральных мест. Мальчики начинают

    заниматься различными видами спорта. Главную привлекательность этих занятий

    составляет возможность укрепления своей физической силы, приобретение

    “мужественного” облика. С той же целью девочки увлекаются ритмической

    гимнастикой - эталон привлекательной молодой женщины требует таких качеств,

    как стройность, спортивность, раскованность.

    Таким образом, физические изменения играют большую роль в становлении

    самосознания подростков. От самооценки физических изменений будут в

    дальнейшем зависеть многие аспекты самосознания.

    2.2. Роль мышления в становлении самосознания.

    Чтобы понять роль мышления в становлении самосознания, надо проследить

    изменения в психике детей младшего школьного возраста, которые подводят к

    возникновению нового уровня самосознания в начальном подростковом возрасте.

    Учебная деятельность в младшем подростковом возрасте является ведущей,

    т.е. той, в которой формируются основные психологические новообразования

    этого периода: теоретические формы мышления, познавательные интересы,

    способность управлять своим поведением, чувство ответственности и многие

    другие качества ума и характера школьника, отличающие его от детей

    дошкольного возраста. При этом главную роль играет развитие мышления,

    происходящее в ходе усвоения научных знаний. Возникающие здесь

    новообразования являются существенными для понимания тех изменений, которые

    происходят в сознании и личности детей подросткового возраста.

    Согласно мысли Л.С. Выготского, обучение в школе выдвигает мышление в

    центр сознательной деятельности ребенка. А это означает закономерную

    перестройку и самого сознания. Становясь доминирующей функцией, мышление

    начинает определять работу и всех других функций сознания, интегрируя их

    для решения стоящих перед субъектом задач.

    Таким образом, в младшем школьном возрасте происходят существенные

    изменения в самосознании. До обучения оно, опираясь на непосредственный

    жизненный опыт, оперирует либо конкретными образами и представлениями, либо

    своеобразными эквивалентами понятий, данными в форме неосознаваемых

    ребенком чувственных обобщений. В процессе школьного обучения оно

    преобразуется в мышление теоретическое, в основе которого лежит

    оперирование понятиями.

    Усваивая знания, школьник учится процессу образования понятий, т.е.

    овладевает умением строить обобщения не по сходным признакам, а на основе

    выделения существенных связей и отношений, т.е. он овладевает умением

    рассуждать в собственно теоретическом плане.

    Выработка понятий требует от школьника активности, направленной на

    решение поставленной перед ним учебной задачи; иначе говоря, этот процесс в

    известном смысле является творческим. Усвоение знаний в школе потому и

    способствует образованию понятий и развитию теоретического мышления, что

    требует от школьника анализа причин соответствующих явлений, понимания

    закономерностей, которые их связывают, а также осознания тех способов

    мышления, которые приводят его к правильным выводам. В этом движении

    школьник сначала начинает осознавать систему предложенных ему рассуждений,

    а затем и свой собственный процесс мышления.

    Возникновение и развитие теоретического мышления, опирающегося на

    научное понятие, служит источником для многих изменений в психике

    школьника, наиболее полно выраженных в период подросткового возраста. Оно

    позволяет подростку овладевать новым содержанием, формирует новый тип

    познавательных интересов, порождает более широкий взгляд на мир и - что,

    самое главное, приводит к возникновению рефлексии - умению “направить мысль

    на мысль”, а также на познание своих собственных психических процессов и

    всех особенностей своей личности. Это и определяет формирование у него

    нового самосознания.

    Таким образом, физические изменения и изменения, происходящие в психике,

    активизируют у подростка интерес к себе, стимулируют появление новых

    вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения под которыми он себя

    рассматривает.

    2.4. Роль социальных факторов в развитии самосознания младшего

    подростка.

    2.4.1. Семья.

    Семья является первой социальной средой, в которой берет начало

    самосознание ребенка. Первые представления ребенка о себе начинают

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.