МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие личностных качеств руководителей как средство повышения эффективности управления педагогическим коллективом

    и распространения опыта.

    Краткий анализ урока со стороны директора, завуча или методиста

    требует от них объективного изложения предложений и рекомендаций. Краткий

    анализ урока – это не анализ «на бегу», это не посещение урока для галочки;

    такой анализ требует хорошего знания личности учителя, высокой методической

    и управленческой культуры.

    Аспектный анализ направлен на изучение какого-либо одного аспекта

    урока, например, на использование средств наглядности для развития

    познавательной активности учащихся, или на изучение системы работы учителя

    при проверке домашнего задания или особенностей групповой работы учащихся

    на уроке.

    Важное место в аналитической деятельности руководителя занимает

    педагогический анализ воспитательных мероприятий, коллективных творческих

    дел (КТД).

    Содержательную основу итогового анализа работы школы за учебный год

    составляют следующие направления: качество преподавания; выполнение

    образовательных программ и государственных стандартов; качество знаний,

    умений, навыков учащихся; уровень воспитанности школьников; состояние и

    качество методической работы в школе; эффективность работы с родителями и

    общественностью; состояние здоровья школьников и санитарно-гигиеническая

    культура; результативность деятельности совета школы, педагогического

    совета и др.

    Проведение итогового анализа, его объективность, глубина,

    перспективность подготавливают работу над планом нового учебного года.

    Целеполагание и планирование как функция управления школой. Процесс

    управления любой педагогической системой предполагает целеполагание

    (постановку целей) и планирование (принятие решений). Совершенствование

    целеполагания и планирования управленческой работы диктуется необходимостью

    постоянного развития, движения педагогической системы.

    Сластенин В.А. отмечает, что «цель управленческой деятельности – это

    начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы

    работы. При определении «дерева» целей управления необходимо общую, или как

    говорят «генеральную», цель представить в виде ряда конкретных частных

    целей, то есть декомпозировать генеральную цель. Таким образом, достижение

    общей, генеральной цели осуществляется за счет выполнения составляющих ее

    частных целей». [ ,с ].

    Такое понимание целеполагания позволяет перейти к комплексному

    планированию. «Спланировать будущую деятельность, - как пишет Лазарев В.

    С., - значит определить цели, состав и структуру действий, необходимых для

    их достижения». [ ,с. ]

    В практике работы школ разрабатываются три основных вида планов:

    перспективный, годовой и текущий. К ним предъявляются следующие требования:

    целенаправленностть, перспективность, комплексность, объективность.

    Перспективный план разрабатывается, как правило, на пять лет на основе

    глубокого анализа работы школы за последние годы. Структура перспективного

    плана работы школы может включать следующее:

    1) задачи школы на планируемый срок; 2) перспективы развития контингента

    учащихся по годам; 3) перспективы обновления учебно-воспитательного

    процесса; 4) потребность школы в педагогических кадрах;5) повышение

    квалификации педагогических кадров (ИУУ, курсы, семинары, тренинги и

    т.д.); 6) развитие материально-технической базы и учебно-методическое

    оснащение школы (строительные работы, приобретение средств ИВТ,

    пополнение фондов библиотеки, наглядных пособий, обновление оборудования

    и оформление кабинетов и др.); 7) социальная защита педагогов и учащихся,

    улучшение их быта, условий труда и отдыха.

    Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние каникулы.

    Подготовка плана работы школы осуществляется в течение текущего учебного

    года и проходит в несколько этапов. На первом этапе (первая учебная

    четверть) директор школы, его заместители и руководители школьных служб

    изучают новые нормативные, инструктивные документы, теоретические и

    методические материалы по вопросам развития и образования в целом и

    планирования в частности. На втором этапе (вторая учебная четверть) под

    руководством директора школы создается инициативная группа по разработке и

    корректировке структуры проекта плана, определяются источники и формы сбора

    необходимой информации. На третьем этапе (третья учебная четверть)

    анализируется получаемая информация, заслушиваются отчеты о работе членов

    комиссии и руководителей подразделений школы, выявляются причины

    возникающих трудностей и пути их устранения в перспективе. На четвертом

    этапе (конец четвертой четверти) подготавливается и обсуждается проект

    плана. На первом заседании совета школы в новом учебном году план работы

    школы утверждается.

    Текущий план составляется на учебную четверть, он является

    конкретизацией общешкольного годового плана. Таким образом, наличие

    основных видов планов позволяет координировать деятельность

    педагогического, ученического и родительского коллективов. Эти планы

    являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных

    руководителей.

    Примерное содержание годового плана работы школы, построенное на

    обобщении различных вариантов планов, помещено в приложении 1.

    Реализация функции планирования в едином управленческом цикле повышает

    эффективность деятельности школы.

    Функция организации в управлении школой. «Под организацией понимается

    деятельность руководителей школы, учителей, органов ученического

    самоуправления, направленная на выполнение намеченного плана, достижения

    поставленной цели» [ , с. ].

    По своей природе организаторская деятельность человека – деятельность

    практическая, основанная на оперативном использовании психолого-

    педагогических знаний в конкретных ситуациях. Постоянное взаимодействие с

    коллегами, учащимися придает организаторской деятельности определенную

    личностно-ориентированную направленность.

    В структуре организаторской деятельности руководителя важное место

    занимает мотивировка предстоящей деятельности, инструктирование,

    формирование убежденности в необходимости выполнения данного поручения,

    обеспечение единства действий педагогического и ученического коллективов,

    оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы, выбор

    наиболее адекватных форм стимулирования деятельности. Организаторская

    деятельность руководителя включает и такое необходимое действие как оценка

    хода и результатов конкретного дела.

    Организаторская деятельность директора школы направлена также на

    формирование педагогического коллектива, коллектива единомышленников. В

    этой работе особую роль играют личностные качества руководителя – его

    профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в

    делах школы, учителей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их

    решения.

    Одним из показателей организаторской культуры руководителя является

    его умение рационально распределять время свое и своих подчиненных. Важно

    иметь в виду, что директор школы кроме административных функций

    осуществляет и педагогическую деятельность, оставаясь учителем какого-либо

    предмета. Основное время директора занимает административная работа, но его

    педагогическая деятельность должна быть примером для всех других

    преподавателей, только в этом случае директор может быть учителем своих

    учителей. Это обстоятельство требует значительных временных затрат на

    подготовку к урокам, чтение новой психолого-педагогической литературы.

    Умение целесообразно использовать время – основа научной организации труда

    учителя, директора школы. Это тем более важно иметь в виду при имеющейся

    фактической перегрузке, как учителей, так и администрации школы.

    Одному руководителю сегодня невозможно решить все управленческие

    задачи, поэтому возникает необходимость построения организационной

    структуры образовательного учреждения. Определяя организационную структуру,

    субъект управления регламентирует полномочия и ответственность участников

    совместной деятельности, а также правила их взаимодействия по вертикали и

    горизонтали.

    Существует несколько видов организационных структур управления

    образовательным учреждением: линейная, линейно-функциональная,

    дивизиональная, проектная и матричная. Наиболее часто встречающаяся

    организационная структура образовательного учреждения – линейно-

    функциональная (рис.1).

    Рис. 1. Линейно-функциональная структура управления современным

    образовательным учреждением.

    Говоря об организационных структурах управления образовательным

    учреждением нельзя не сказать об уровнях управляющей системы. Структура

    управляющей системы большинства школ представлена 4-мя уровнями управления.

    Первый уровень – директор школы, руководители совета школы,

    ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет

    стратегические направления развития школы.

    Второй уровень – заместители директора школы, школьный психолог,

    организатор детского движения, помощник директора школы по административно-

    хозяйственной части, а также органы и объединения, участвующие в

    самоуправлении.

    Третий уровень – учителя, воспитатели, классные руководители,

    выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям,

    детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности.

    Четвертый уровень – учащиеся, органы классного и общешкольного

    ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект

    - субъективный характер отношений между учителями и учениками.

    Из приведенной иерархической схемы взаимодействия (рис.2) видно, что

    каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и

    объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.

    I уровень Управление высшего звена

    (институциональный) Управление среднего

    Дирек. звена

    II уровень Управление

    низового

    (управленческий) звена

    Зам. директора

    III уровень

    (технический) Учителя

    Исполнители

    IV уровень Ученики

    (исполнительный)

    Рис. 2. Схематическое изображение уровней управления.

    Исследуя личностные качества руководителей школы, мы будем обращаться

    к управленцам высшего и среднего звена (директорам школ и их заместителям).

    Недостаточно только построить организационную структуру

    образовательного учреждения, необходимо обеспечить эффективность совместной

    деятельности людей. Для этого необходимо, во-первых, чтобы исполнители

    хорошо понимали каких результатов и когда от них ожидают, во-вторых, чтобы

    они были заинтересованы в их получении, в третьих, чтобы они испытывали

    удовлетворение от своей работы, в четвертых, чтобы социально-

    психологический климат в коллективе был благоприятен для продуктивной

    работы. Совокупность действий, совершаемых субъектом управления для

    обеспечения всех этих условий называют руководством.

    При реализации функции руководства решаются следующие основные задачи:

    1) подбор, расстановка и оценка кадров, постановка задач перед

    исполнителями; 2) анализ и регулирование социально-психологического климата

    в коллективе; 3) стимулирование продуктивной деятельности подчиненных и их

    саморазвития;4) создание условий для профессионального роста подчиненных.

    Внутришкольный контроль и регулирование в управлении.

    Особенность внутришкольного контроля состоит в его оценочной функции –

    направленности на личность учителя. Если учитель молодой, то он сказывается

    на его профессиональном становлении; если это учитель со стажем – на

    укреплении или ослаблении его профессиональной позиции и авторитета в

    школе. Поэтому в осуществлении контроля так важен профессионализм и

    компетентность проверяющего. Человек, выполняющий контролирующую функцию,

    должен быть личностью. Его задача не в «подлавливании» и нагнетании страха,

    а в объективной оценке состояния дел, оказании методической помощи,

    поддержке, стимулировании педагогической деятельности. Существующая

    практика внутришкольного контроля не лишена некоторых недостатков. Во-

    первых, это отсутствие системы контроля, когда нет распределения объектов

    контроля среди директора и его заместителей, когда контроль организуется во

    имя отчета и набора количества посещенных уроков или занятий. Во-вторых,

    это формализм в организации контроля, когда нет четко поставленной цели

    проводимого контроля, отсутствуют или не используются объективные критерии

    оценки. В-третьих, односторонность внутришкольного контроля, понимаемого

    как проведение контроля какой-либо одной стороны, одного направления

    педагогического процесса. Например, контролируется только учебный процесс

    или только уроки русского языка и математики и др. В-четвертых, участие в

    контроле только должностных лиц, без привлечения опытных учителей,

    методистов, или, наоборот, небольшое участие представителей администрации.

    Чтобы избежать этих и других недостатков или недоразумений в

    организации внутришкольного контроля, важно знать некоторые общие

    требования. К числу таких требований относятся: систематичность,

    объективность, действенность и компетентность проверяющего.

    В школоведческой литературе (М.Л. Портно, Т.И. Шамова, Н.А. Шубин и

    др.) в содержание внутришкольного контроля включаются следующие

    направления:1) выполнение организационно-педагогических вопросов всеобуча;

    2) качество и ход выполнения образовательных программ и государственных

    образовательных стандартов; 3) качество знаний, умений и навыков учащихся;

    4) уровень воспитанности учащихся; 5) состояние преподавания учебных

    дисциплин, реализующих образовательные, воспитательные и развивающие

    функции обучения; 6) состояние и качество организации внеурочной

    воспитательной работы; 7) работа с педагогическими кадрами; 8)

    эффективность совместной деятельности школы, семьи и общественности по

    воспитанию учащихся; 10) исполнение нормативных документов и принятых

    решений.

    Среди педагогов-теоретиков и практиков широко известна классификация

    видов и форм внутришкольного контроля, предложенная Т.И. Шамовой. В ней

    выделяются два вида контроля: тематический и фронтальный. Тематический

    контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса

    в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или

    отдельного учителя.

    Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности

    педагогического коллектива, методического объединения или отдельного

    учителя.

    В зависимости от того, кто или что подвергается контролю, выделяются

    следующие его формы.

    Персональный контроль осуществляется за работой отдельного учителя или

    руководителя. Он может быть тематическим и фронтальным. Работа коллектива

    педагогов складывается из работы его отдельных членов, поэтому персональный

    контроль необходим и оправдан. В деятельности педагога персональный

    контроль важен как средство самоуправления, как стимул в его

    профессиональном становлении.

    Классно-обобщающий контроль применим при изучении совокупности

    факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной

    и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступают

    деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по

    индивидуализации и дифференциации обучения, развитии мотивации и

    познавательных потребностей учащихся, динамика успеваемости учащихся по

    годам или в течение одного года, состояние дисциплины и культуры поведения

    и др.

    Предметно-обобщающий контроль используется в тех случаях, когда

    изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном

    классе, в параллели классов или, в целом, в школе. Для проведения такого

    контроля привлекаются представители администрации и методических

    объединений школы.

    Тематически-обобщающий контроль имеет своей главной целью изучение

    работы разных учителей в разных классах, но по отдельным направлениям

    учебно-воспитательного процесса ( например, использование краеведческого

    материала в процессе обучения и др.).

    Комплексно-обобщающий контроль используется при осуществлении контроля

    за организацией изучения ряда учебных предметов в одном или нескольких

    классах.

    В процессе внутришкольного контроля используются такие методы, как

    изучение школьной документации, наблюдение, беседы, устный и письменный

    контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта,

    хронометрирование, диагностические методы, т.е. такие методы, которые

    позволяют получить необходимую объективную информацию. Методы взаимно друг

    друга дополняют, если мы хотим знать реальное положение дел, то должны по

    возможности использовать различные методы контроля.

    Деятельность руководителя, направленная на реализацию управленческих

    функций базируется на принципах управления.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.