МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие личностных качеств руководителей как средство повышения эффективности управления педагогическим коллективом

    Принцип управления – это основополагающие, фундаментальные правила,

    которые должны соблюдаться при осуществлении управления, обеспечивать

    достижение заданных целей [Пидкасистый, с.517].

    В теории управления множество систем управленческих принципов.

    Проанализировав некоторые из них, в частности, системы принципов А.Файоля,

    А.М.Бандурки, В.А.Сластенина, Ю.А.Конаржевского, мы выделим несколько

    принципов, которые достаточно полно и всесторонне отражают сущность

    управления педагогическим коллективом: 1) уважение и доверие к человеку, 2)

    сотрудничество, 3) системность и целостность в управлении, 4) гласность, 5)

    справедливость, 6) единство коллегиальности и единоначалия, 7)

    индивидуальны подход в управлении, 8) поддержка инициативы, стимулирования

    деятельности, 9) постоянное повышение квалификации, 10) делегирование

    полномочий, участие учителей в управлении, 11) объективность и полнота

    информации.

    В управлении можно использовать любую систему принципов. Мы согласны с

    Ю.А.Конаржевским в том, что все системы принципов являются открытыми и

    могут дополняться другими принципами в ходе их практического освоения и

    дальнейшего теоретического осмысления. Руководитель имеет право выбрать

    систему принципов, дополнить ее или разработать авторскую. Ведь, как пишет

    А.Файоль, «беда не в недостатке принципов. Надо уметь оперировать

    принципами. Это трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта решимости и

    чувства меры». [ ,с. ]

    Между принципами и методами управления педагогическим коллективом

    существует тесная взаимосвязь. Методы, по определению Пидкасистого П.И.,

    это пути, способы реализации принципов управления, достижения намеченных

    целей.[ ,с.518]. К наиболее известным методам управления коллективом

    относятся методы принятия управленческих решений (метод “мозгового штурма”,

    дискуссия, “деловая игра”, регламентный метод и др.) и методы их выполнения

    (методы коллективной и индивидуальной мотивации, административные методы и

    др.) [ , с.33-36].

    Таким образом, процесс управления педагогическим коллективом требует

    от руководителей высокого уровня профессионализма. Эффективным

    руководителем считается тот, который на этапе реализации той или иной

    управленческой функции демонстрирует только положительные личностные

    качества, используя для этого эффективные принципы и методы взаимодействия

    с коллективом.

    Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в

    организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов:

    непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников,

    уровня управленческого состава и др. И одну из первых ролей в ряду этих

    факторов играет личность руководителя.

    1.2. Психолого-педагогическая характеристика личности руководителя

    Понятие личности в психологии. Группа, как известно, образуется из

    нескольких взаимодействующих сотрудников, каждый из которых является

    своеобразной личностью. В процессе решения совместных практических задач

    люди вступают в сложные отношения друг с другом и с группой в целом.

    Динамика взаимоотношений личности и группы представляется довольно сложной.

    Для понимания и оценки этих взаимоотношений следует учитывать как свойства

    личности, занимающей определенный статус и выполняющей определенную роль в

    группе, так и состав, содержание деятельности и уровень организации группы,

    а также других более широких социальных объединений.

    В чем же сущность психологического понятия «личность»?

    Личность рассматривается в психологии как носитель сознания и субъект

    целенаправленной деятельности. Применительно к отдельному человеку

    употребляют три понятия: «индивид», «личность» и «индивидуальность».

    Индивид - это человек как представитель вида, т.е. в этом понятии

    подчеркивается биологическое начало в человеке. Всякий человек рождается

    индивидом, но только в процессе развития (в онтогенезе) он становится

    личностью. На процесс развития личности влияют в единстве такие факторы как

    природные задатки, влияние социальной сферы и воспитание.

    Личность – это «сознательный индивид» (Б.Г. Ананьев), т.е. человек,

    способный к сознательной организации и саморегуляции деятельности. С

    позиции современного системного подхода деятельность личности

    рассматривается как целеустремленная динамическая функциональная система,

    характеризующаяся многомерностью и иерархичностью (Ломов Б.Ф., 1984). В ней

    можно выделить три основные подсистемы:

    1) когнитивную, в которой результируются функции познания и

    которая включает в себя познавательные процессы:

    восприятие, память, мышление и др.

    2) регулятивную, включающую в себя эмоционально-волевые

    процессы и обеспечивающую способность к саморегуляции

    деятельности и управлению деятельностью других людей;

    3) коммуникативную, которая реализуется в общении и

    взаимодействии с другими людьми.

    Личность, наряду с общепсихологическими проявлениями, обладает

    индивидуально-психологическими свойствами: темпераментом, характером,

    способностями, т.е. свойствами составляющими его индивидуальное

    своеобразие. Человек всегда привносит свои индивидуальные качества в

    процессы трудовой деятельности и группового взаимодействия. Рассматривая

    каждого члена производственной или учебной группы с точки зрения его

    индивидуально-психологических свойств, мы подходим к нему как к

    индивидуальности, т.е. личности, в чем-то сходной с другими людьми, в то же

    время своеобразной и неповторимой. Система индивидуальных качеств человека

    является его индивидуальностью, но одним людям удается ярко и продуктивно

    проявить ее в своей деятельности, другим же – на очень скромном уровне.

    Знание и учет индивидуальных качеств людей необходим руководителю для

    реализации индивидуального подхода к ним, более успешному их обучению,

    адаптации к условиям профессионального труда и группового взаимодействия,

    для оптимального стимулирования эффективной деятельности членов коллектива.

    На основе анализа структуры личности и свойств индивидуальности можно

    составить психограмму (психологический портрет) человека, позволяющий дать

    ему качественную оценку.

    Считаем нужным обратиться к краткой характеристике когнитивных

    процессов и индивидуально-психологических свойств личности.

    Когнитивные процессы личности. В условиях управления и общения люди

    оценивают друг друга прежде всего по уровню интеллекта, образуемого

    системой познавательных процессов. В частности, каждый руководитель должен

    быть требователен к качествам собственного интеллекта, а также к умственным

    способностям своих подчиненных при оценке их соответствия должности и

    характера выполняемых ими производственных задач.

    Познавательные процессы, или когнитивные (от лат. cognitio - познание)

    – это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание

    субъектом явлений объективного мира. В эту систему включены следующие

    процессы:

    1. Сенсорные процессы (ощущение и восприятие), которые служат для

    отражения объективной реальности в форме конкретных чувственных образов.

    Ощущение обеспечивает отражение отдельных качеств объектов: цвет, яркость,

    звук, температура, запах, вкус, величина образов, перемещение в

    пространстве, двигательные и болевые реакции и т.д. Восприятие отражает

    целостные образы объектов – человека, животных, растений, технических

    объектов, кодовых знаков, вербальных стимулов, рисунков, схем, музыкальных

    образов и т.п.

    Эти процессы играют важную роль в профессиональном обучении,

    деятельности, а уровень их сформированности у людей определяют их важные

    профессиональные способности. Например, опытный водитель на слух определяет

    неполадки в двигателе.

    2 Память – это система мнемонических процессов, которые служат для

    запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных

    отчетов и действий тех знаний, которые были усвоены в прежнем опыте

    субъекта [ ,с.143]. Память позволяет человеку в пределах его

    субъективного пространства соединять прошлый, текущий и предстоящий планы

    его деятельности и тем самым участвует в процессах прогнозирования.

    По временному параметру различают мгновенную (сенсорную),

    кратковременную (оперативную) и долговременную память, образуя единую

    систему переработки информации субъектом. Учет закономерностей этих видов

    памяти необходим для эффективной организации учебной и профессиональной

    деятельности

    3. Мышление – это система процессов, осуществляющих отражение

    объектов в их закономерных связях и отношениях, их понимание,

    прогнозирование, принятие решений [ ,с144]. Мышление включает в себя

    такие операции, как анализ и синтез, сравнение и различение,

    абстрагирование, обобщение, систематизация, конкретизация. Благодаря

    мышлению человек познает законы природы и общества, способен планировать

    свою деятельность, воздействовать на природу и общество, сознательно

    управлять своей деятельностью и действиями других людей.

    4. Речь – это система процессов, обеспечивающих передачу и усвоение

    информации, социальное управление людьми, самосознание и саморегуляцию

    деятельности. Обязательным качеством руководителя должна быть высокая

    культура речи, владение устной и письменной речью, умение использовать речь

    как средство общения, убеждения и руководства людьми.

    5. Внимание – это особая форма ориентировочной деятельности, которая

    позволяет человеку в условиях обучения и профессиональной деятельности

    выделять и четко воспринимать объекты на фоне окружающей среды [там же,

    с.144]. При организации профессиональной деятельности важно учитывать

    свойства внимания человека: объем, устойчивость, распределение,

    переключение, которые могут выступать в качестве профессиональных

    способностей. Устойчивость внимания – важнейшее условие продуктивности

    учебной и практической деятельности, наблюдательности. Отсутствие указанных

    свойств внимания – одна из основных причин допускаемых ошибок в управлении

    техникой и людьми.

    6. Воображение (фантазия) – это процесс формирования новых образов на

    основе переработки образа памяти, т.е. прошлого опыта субъекта [там же,

    с.145]. Воображение – основа творчества, изобретательства, предвидения

    возможных событий.

    Система познавательных процессов образуют сферу интеллекта и является

    определяющим компонентом сферы сознания личности.

    Индивидуально-психологические свойства личности и их учет в системе

    управления.

    К индивидуально-психологическим свойствам личности относятся

    темперамент, характер, направленность и способность.

    1. Темперамент – это сочетание индивидуальных свойств, определяющих

    динамическую сторону поведения.

    Согласно классификации Гиппократа , выделяются 4 основных

    темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. По классификации

    К. Юнга – Г. Айзенка выделяются 4 соответствующих типа: экстраверты

    высокотревожный и малотревожный, интроверты малотревожный и

    высокотревожный.

    Темперамент обладает определенным набором психологических проявлений в

    деятельности субъекта: активность, реактивность, динамичность,

    эмоциональность, тревожность, чувствительность и др.

    Учет свойств темперамента очень важен для профессионального отбора

    людей к тем видам деятельности, где требуется скоростная переработка

    информации, распределенность внимания, стрессоустойчивость и другие

    качества. Поскольку темперамент есть устойчивая природная основа поведения

    индивида, следует стремиться не к переделке типа, а к нахождению для

    каждого темперамента наиболее подходящих способов реализации его качеств,

    благоприятных для конкретного вида деятельности; ибо каждый человек,

    тренируясь в выполнении определенных профессиональных задач, вырабатывает

    некоторый приемлемый темп и стиль деятельности.

    Поэтому при индивидуальном подходе к сотрудникам необходимо подбирать

    формы деятельности (по напряженности, темпу работы, наличию стрессовых

    ситуаций и др.), к которым легче адаптируется тот или иной тип

    темперамента.

    Холерик – сильный, неуравновешенный, возбуждаемый тип, высоко

    тревожный экстраверт. Он наиболее продуктивен там, где требуется высокая

    активность, увлеченность, концентрация внимания, лидерство, высокая ролевая

    активность и т.п. Но его следует по возможности отстранить от конфликтных

    ситуаций, строго объективно оценивать его успехи и тактично указывать на

    недостатки, воспитывать выдержку и самообладание.

    Сангвиник – сильный, уравновешенный, лабильный тип, малотревожный

    экстраверт. Он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро решает

    текущие оперативные задачи, обладает быстрой переключаемостью внимания,

    высокой эмоциональностью, контактностью, коммуникативностью. Его можно

    использовать для разрядки конфликтных ситуаций в группе, организации

    совместных действий, лидерства. Сангвиники мало подвержены нервным срывам,

    стрессоустойчивы. Однако они мало продуктивны в условиях монотонной

    деятельности, требующей длительного напряженного внимания, склонны к

    перемене обстановки и видам деятельности.

    Флегматик – сильный, уравновешанный инертный тип, малотревожный

    интроверт. Он не заменим в ситуациях, требующих пристального внимания,

    обстоятельности в делах, терпения, неторопливости, продуктивен в монотонных

    условиях. Однако он испытывает значительные трудности при необходимости

    быстрого ориентирования на изменение ситуаций, быстрого принятия решений,

    при ориентации конфликтных и стрессовых ситуациях. Малопригоден он и для

    скоростной переработки учебной и производственной информации; социально

    пассивен, не претендует на лидерство в группах, малообщителен и

    малоэмоционален.

    Меланхолик – слабый тип нервной системы, высокотревожный интроверт.

    Это сложный высокочувствительный тип, требующий тактичного подхода и

    «щадящего» образа жизни. Малопригодный к нервным перегрузкам, к преодолению

    стрессовых ситуаций, в которых часто теряется, затормаживается;

    неконфликтен, но беззащитен перед конфликтами, старается их обходить, а не

    разрешать, не претендует на лидерство, но в хорошем коллективе

    исполнителен, отзывчив, ищет опору в более сильной личности. В спокойной

    жизненной ситуации, не требующей перенапряжения, может проявлять высокую

    интеллектуальную и практическую работоспособность, вдумчивость,

    ответственность, исполнительность.

    2. Характер – это сочетание устойчивых свойств поведения, определяющих

    отношение субъекта к окружающей действительности. Структура характера

    рассматривается прежде всего по сложившимся у человека типам отношений

    (отношение к самому себе, другим людям, к деятельности и коллективу).

    Характер является результатом развития личности в онтогенезе в связи с

    закреплением в поведении индивида различных проявлений психических

    процессов: познавательных, эмоциональных и волевых. Потому в связи с

    генезисом характера различают три группы черт:

    - интеллектуальные черты (критичность, наблюдательность,

    мечтательность и др.);

    - эмоциональные черты (чуткость, тщеславие, честность и др.);

    - волевые черты (целеустремленность, принципиальность,

    настойчивость и др.).

    В условиях профотбора людей на определенные должности (например, на

    должности руководителя производственной группы) большую роль играет

    психодиагностика черт характера, так как именно характер определяет

    пригодность человека к нормальному общению и добросовестному отношению к

    выполняемой работе.

    3. Направленность личности – это проявление жизненных устремлений

    человека и его мотивации. Структура направленности складывается из

    потребностей, интересов, идеалов человека.

    Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется

    путем воспитания. Существуют 3 вида направленности личности:

    Личная – создается преобладанием в мотивационной структуре мотивов

    собственного благополучия, самоутверждения, личного покоя (престижная,

    авторитетная, эгоистическая направленность).

    Коллективистическая (общественная или альтруистическая – бескорыстное

    служение другим людям) имеет место тогда, когда поступки человека

    преимущественно побуждаются интересами и потребностями общества, группы,

    других людей, т.е. преобладает коллективистический и альтруистические

    мотивы.

    Деловая направленность - преобладание мотивов, порождаемых самой

    деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к

    истинности, познанию, овладению новым умением, глубокие интересы к любой

    области жизни, науки, искусства.

    4. Способности, по определению А.Н. Леонтьева, это такие свойства

    индивида, совокупность которых обуславливает успешность выполнения

    некоторой деятельности.

    Выделяют различные виды способностей. По отношению к деятельности

    различают:

    - общие способности, как основа успешности выполнения различных

    видов деятельности (работоспособность, настойчивость, активность

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.