МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора

    деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами

    (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального

    развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их

    количество в целом является большим, чем число неудач.

    Важным моментом развития человеческих способностей является их

    компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для

    успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки.

    А.Н Леонтьев показал, что определенного уровня развития музыкального слуха

    можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо

    приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух традиционно

    рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей). Если с

    помощью специальных упражнений научить человека интонировать звуки, т.е.

    воспроизводить их частоту при помощи сознательно контролируемой работы

    голосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотная

    чувствительность и человек оказывается в состоянии различать звуки разной

    высоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Правда, такое различение

    происходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат

    оказывается одним и тем же: обученный подобным образом индивид

    демонстрирует почти такой же музыкальный слух, какой характерен для людей,

    имеющих чувствительный с рождения к высоте звука орган слуха [63,с.390].

    Музыкальные способности являются специальными, в результате обучения

    развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения

    музыкальной деятельности.

    В определении музыкальных способностей мы придерживаемся мнения

    Картавцевой М.Т., которая считает, что музыкальные способности начинают

    формироваться в дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов(

    музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную

    память (кратковременную и долговременную), чувство метроритма, воображение

    (воссоздающее и творческое) [44,c.30].

    Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость

    развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно

    этот период является наиболее сензитивным и если не руководить развитием

    ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.

    1.2. Историко-логический анализ проблемы развития музыкального фольклора

    Философская мысль - развивать человека гармонично, пробуждать его

    творческие силы - идет от мыслителей древности. Философы той поры придавали

    музыке как средству интеллектуального воспитания огромное значение. Они

    интересовались проблемой музыкально-творческого развития человека, хотя

    собственно способность к музыкальному творчеству ими не изучалось

    [74,c.155].

    В становлении современной духовной культуры огромное значение имеет

    опыт предшествующих поколений. Найденные древние памятники русской культуры

    дают возможность убедиться в том, что детское воспитание на Руси постоянно

    находилось в поле зрения общественности. Первые письменные свидетельства

    относятся к XIV веку [1,c.11]. В Пайсиевском сборнике духовенство

    высказывает свое отношение к народным песням и играм: ”Слабо живут, но если

    плясци или чудци – или какой иной игрец позовет на игрище, то все туда идут

    с радостью”. Отсюда видно, что русский народ издревле любил музыку, песни,

    игры, пляски [74,c.235].

    В XVI веке в не менее знаменитом “Домострое” можно найти поучение

    “Зваться с большим, знаться с меньшим”. Часто хозяйственные сведения в

    “Домострое” связаны с необходимостью обустройства духовного мира детей и

    взрослых. В нем содержатся интересные игры, загадки, пословицы и

    поговорки, наставляющие детей в нравственности, развивающие ум и ловкость

    ребенка. Академик Лихачев Д.С. в предисловии к изданию “Домостроя” пишет:

    “Идеал “Домостроя” – идеал чистоты, порядка, бережливости, почти скупости,

    вместе с тем, гостеприимства, взаимного уважения, а одновременно и семейной

    старости. И это в целом идеал трудовой жизни” [37,c.1].

    В конце XVIII века отношение к народной культуре меняется. Начинает

    развиваться светское искусство, и фольклор постепенно входит в русскую

    музыку и литературу.

    Народная музыка не только не запрещается, но и активно входит в жизнь.

    Так, императрица Елизавета Петровна на официальных торжествах увеселялась

    со своим двором крестьянскими песнями, хороводами, народными играми

    [81,c.3].

    Эту традицию продолжила Екатерина II. Кроме исполнения народного

    фольклора при дворе делаются попытки стилизации народных песен “на

    иноземный лад”, то есть песню приспособляют так, чтобы она могла бытовать в

    городе, в условиях европейской музыкальной культуры. Причем песню поют не

    под гусли, как раньше, а с аккомпанементом арфы, получается вид песни –

    романса с народной мелодией. Народная мелодия проникает везде, во все сферы

    искусства, и даже в оперу. Фомин Е., Матецкий М., Пашкевич В. широко

    используют в своих операх народные мелодии. Фольклор постепенно становится

    предметом разработки и научного исследования [81,c.5].

    Замечательный русский ученый – мыслитель Ломоносов М., будучи большим

    знатоком и любителем народного пения, одним из первых обратил внимание на

    большие воспитательные возможности фольклора [81,c.9].

    Великий Толстой Л.Н. считал, что одновременно с родной речью ребенок

    должен учиться родному музыкальному языку. Достаточно вспомнить его школу

    для детей, где наряду с русским языком и литературой прививались и всячески

    поддерживались навыки пения и импровизации народных песен в одноголосном и

    многоголосном вариантах [83,c.275].

    В своих программах Толстой Л.Н. широко пользовался эстетическими

    идеалами и принципами народной педагогики. Народные песни, сказки,

    пословицы и поговорки – весь богатейший запас художественного эстетического

    развития детей был задействован им в процессе воспитания крестьянских детей

    в Ясной Поляне, обучение в ней было сопряжено с развитием у детей

    творческого воображения и эстетического вкуса [83,c.276].

    Одоевских А. в своих педагогических трудах высоко ценил фольклор в

    процессе обучения детей. Простота и доступность песни, ее высокая

    художественность, глубина мысли, своеобразие ее мелодической, ритмической и

    полифонической структур делают фольклор идеальным воспитательным средством

    [65,c.251].

    В 30 – 40 годах XIX века в печати появились тексты детских песен и

    описания детских игр. В 50 – 60 годы XIX века, отмеченные в России общим

    подъемом интереса к педагогическим вопросам и народной школе, появилось

    значительно больше записей.

    Большую услугу общему делу собирания детского музыкального фольклора,

    а главное, пробуждению интереса к детским песням, оказал журнал “Учитель”.

    Также записи текстов детских песен можно найти в ряде периодических изданий

    тех лет: в журналах “Живая старина”, “Этнографическое обозрение”,

    “Губернских ведомостях”, в “Известиях географического общества”, в

    “Памятных книжках земств” и др. [84,c.56].

    В большинстве случаев записи детских песен производились не на листах,

    в естественной бытовой обстановке, а от лиц, оторванных от крестьянской

    среды, нередко по памяти. Записанные матерьялы подвергались переработке,

    вносились изменения в язык и содержание текстов.

    Большое художественное значение и научное имеет вышедший в Москве в

    1868 году сборник Бессонова П.А. “Детские песни”, в котором представлен

    подлинный, разнообразный, прекрасно подобранный матерьял (150 песен).

    Записи текстов песен и игр сопровождаются комментариями. В целом сборник

    был отредактирован и подготовлен к печати Одоевским В.Ф. [65,c.48].

    Первым этнографом – собирателем, который выделил детский музыкальный

    фольклор в особый раздел и указал на разнообразие его видов был Шейн П.В.

    (1826-1900г.г.) [84,c.115].

    Песни, собранные Шейном П.В., с 1851 года печатались в “Чтении

    общества истории и древностей Российских” при Московском университете. В

    1870 году они вышли в Москве отдельным изданием под заглавием “Русские

    народные песни”, а в 1892 году был опубликован первый том издания Академии

    наук “Великорусс в своих песнях”, куда вошло 267 песен и 18 игр [84,c.119].

    Известный исследователь Шеин П.В. первый внес некоторую систематизацию

    в детский фольклор: все песни он разделил на два больших раздела – в первый

    вошли песни для детей в том возрасте, когда они полностью находятся на

    попечении взрослых (колыбельные, потешки, прибаутки), а во втором разделе

    помещены песни, которые поют сами дети, вышедшие из младенческого возраста

    [84,c.221].

    Заслуженной популярностью пользуется книга Покровского Г.А. “Детские

    игры”. В ответ на разосланную автором программу он получил более двух тысяч

    записей детского игрового материала из различных местностей России. Это

    позволило ему составить и издать обширный сборник народных детских игр

    [68,c.27].

    Собирание и изучение детского музыкального фольклора в дореволюционной

    России представляет резкое несоответствие между интенсивным накоплением

    фактического материала и робкими попытками его теоретического осмысления.

    Немногочисленные теоретические работы и исследования, как правило,

    посвящались отдельным вопросам и видам детского фольклора.

    Удивительно актуально звучат слова Одоевского В.Ф. замечательного

    русского, мыслителя, музыканта: “Не должно забывать, что от жизни

    неестественной, то есть такой, где человеческие потребности не

    удовлетворяются, – происходит болезненное состояние… точно также от

    бездействия мысли может произойти идиотизм…, - от ненормального состояния

    нерва парализуется мускул, - точно также недостатком мышления искажается

    художественное чувство, а отсутствие художественного чувства парализует

    мысль”. У Одоевского В.Ф. можно найти мысли об эстетическом воспитании

    детей на базе фольклора, созвучные тому, что нам хотелось бы воплотить в

    жизнь в наши дни в сфере детского обучения и воспитания: “…в области

    духовной деятельности человека ограничусь следующим замечанием: душа

    выражает себя или посредством телодвижений, очертаний, красок, или

    посредством ряда звуков, образующих пение или игру на музыкальном

    инструменте” [65,c.139].

    В этих словах заключено философское подтверждение практическим

    изысканиям в сфере эстетического воспитания детей с применением

    музыкального фольклора, намеченное еще в 19 веке.

    Первый опыт углубленной разработки вопросов традиционного детского

    творчества на этнографической основе, предпринял крупный отечественный

    теоретик, знаток детского быта, профессор Иркутского университета

    Виноградов Г.С. На протяжении 20 лет он с помощью многочисленных

    корреспондентов собрал на местах такое количество материала по детскому

    фольклору, каким не располагало ни одно научное учреждение дореволюционной

    России. Многие ему удалось опубликовать и научно объяснить в ряде статей и

    сборников. Например – “Сибирская живая старина”, “Детский народный

    календарь”, “Детский фольклор и быт” и другие [21,c.55].

    Большая роль в деле организации собирания и популяризации произведений

    детского фольклора принадлежит Капице О.И. По ее инициативе в 1927 году при

    Русском географическом обществе (Р.Г.О.) была организована комиссия по

    детскому фольклору, быту и языку. В течение нескольких лет члены этой

    комиссии собрали более 4000 текстов песен, сказок, загадок. Капицей был

    опубликован ряд статей, большой сборник “Детский быт и фольклор” и

    несколько библиографических обозрений специальной литературы. Ее

    многолетняя собирательская, издательская, исследовательская деятельность

    обобщена в труде “Детский фольклор” [43,c.58].

    Продолжая исследовательские традиции Виноградова Г.С., Мельников М.Н.

    в 1970 году опубликовал большую теоретическую работу “Русский детский

    фольклор Сибири” [59,c.12].

    В 70-х годах издается “Хрестоматия русской народной песни” Мекалина Л.

    “Русские народные песни в детском хоре” Попова Т.В., “Заплетися плетень” в

    обработке Агафонникова, ряд других работ [70,c.15].

    На данный момент сформулировано определение фольклора. Фольклор (в

    переводе с английского – “народная мудрость”, “народное знание”) – народное

    художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические

    произведения, а также произведения изобразительного и декоративно –

    прикладного искусства.

    К музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры (песни, былины,

    плачи) и инструментальные жанры (танцевальные, наигрыши, пастушеские

    сигналы и так далее).

    Сохранились песни и наигрыши, которые дошли до нас из глубины веков.

    Причина подобной долговечности лежит в самой природе фольклора. Одна из его

    отличительных черт состоит в том, что фольклор является не столько

    искусством, сколько частью самой жизни народа. С древнейших времен музыка

    сопутствовала человеку, была для него естественной необходимостью, формой

    его выражения. Народная музыка создавалась не для слушанья, она жила в

    действии: игре, обряде, в шествии, в труде. Именно потому музыкальное

    начало в фольклоре не было отделено от танца, движения, жестов, возгласов,

    мимики. Этой особенностью народной культуры и объясняется поразительная

    жанровое многообразие песенного и инструментального фольклора [62,c.104].

    В детском хоре на радио, появляется фольклорная группа под

    руководством Попова В. В этой группе силами педагогов возрождается народная

    манера пения, бережно относятся к стилевым чертам, используют элемент игры,

    драматизации [18,c.85].

    Последние двадцать лет двадцатого столетия в связи с подготовкой

    кадров в ГПМИ им. Гнесиных, Московском, Санкт-Петербургском и других

    институтах культуры наблюдается рост фольклорных коллективов, в том числе и

    детских. Интересные детские коллективы созданы в Москве (руководители:

    Куприянова Л., Белконева и другие), Екатеринбурге, Кемерово и ряде других

    городов [45,c.12].

    В нашей области также во многих музыкальных школах преподается

    народный фольклор, создаются детские фольклорные коллективы. В частности

    детский фольклорный коллектив г. Шадринска под руководством Федоровой Л.И.,

    коллектив “Радуница” под руководством Хомяковой Н.В. г. Катайска и другие.

    Имеются попытки создания программ и учебно – методической литературы.

    Дети дошкольного возраста получают свои первые впечатления от народного

    искусства в семье и детском саду. Теория и методика музыкального воспитания

    дошкольников средствами фольклора достаточно подробно разработано силами

    сотрудников НИИ дошкольного воспитания под руководством профессора

    Ветлугиной Н.А. [19,c.3].

    Таким образом, великие мысли русских просветителей остаются весьма

    актуальны и в наши дни. По-новому стоит проблема подготовки детей к жизни в

    условиях реальных возможностей благотворных перемен в педагогике, культуре,

    искусстве. В эпоху высвобождения духовных начал народа, его творческих,

    созидательных сил, назрела необходимость возрождения и передачи

    сохранившихся до наших дней ценностей традиционных народных культур, в

    первую очередь – подрастающему поколению.

    Таким образом, в последние годы исследователи музыкального фольклора

    активно писали о “новой фольклорной волне” в искусстве, а в частности в

    музыке. Увлечение фольклором не случайно и не дань моде, “но естественное

    стремление добраться до своих корней, чтобы заглянуть в неведомое,

    надвигающееся”. Корней общих, неведомыми историческими путями

    преподававшихся от народа к народу, от цивилизации к цивилизации. “Развитый

    художественный вкус – ключ, открывающий двери в область прекрасного... в

    воспитании музыкального вкуса народно – песенная классика может сыграть

    крупнейшую роль” [44,c.16].

    1.3. Классификация и терминология детского

    музыкального фольклора

    Собирание и изучение музыкального фольклора на протяжении XIX-XX веков

    велась довольно интенсивно, но теоретическое и классификация начали

    складываться значительно позднее. Вплоть до советского времени никто из

    исследователей даже не пытался осмыслить предмет во всем объеме. Большое

    значение музыкальному фольклору было уделено уже в 1918 году в

    непериодическом издании «Игра», в котором ему отводилось первостепенное

    место. Десятки фольклористов, этнографов, педагогов, литераторов

    систематически собирали и изучали детское творчество. По научному уровню

    публикаций, исследований выделяются труды Чуковского К.И., Капицы О.И.,

    Виноградова Г.С., Аникина В.П. [5,c.35].

    Горький А.М. писал: “Ребенок до десятилетнего возраста требует забав,

    и требования его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и

    познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой”

    [26,c.115]. Этим требованиям забав предопределено игровое начало всех

    жанров детского фольклора. Если тот или иной жанр не связан с игровыми

    действиями ребенка, то игра ведется на уровне смысла, понятия, слова,

    звука. Не вызывает сомнений Правомерность выделения в детском фольклоре

    поэзии взрослых, предназначенной для детей. Это – поэзия пестования

    (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки). Такой системы в

    классификации придерживаются Аникин В.П. Данная система точно улавливает

    многосоставность и генезис детского фольклора, но не может быть основой

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.